Государственное автономное учреждение Амурской области профессиональная образовательная организация
«Амурский медицинский колледж»
Методическая разработка
теоретического и практического занятия
по теме 1.1 «Сестринский уход в терапии» ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Тема: «Сестринский уход при гепатитах и циррозах печени». для специальности
34.02.01 «Сестринское дело» базовая подготовка
Благовещенск – 2015 г.
Рассмотрено
на заседании ЦМК
«Основы сестринского дела» Протокол № ___
«___» ________________ 2015 г Председатель ЦМК __________
Михайлова Г.Д.
| Утверждаю Экспертный совет при информационно-методическом центре АМК
«___» ________________2015 г Председатель ____________
Сидоренко М.А.
|
Методическая разработка теоретического и практического занятия по теме 1.1 «Сестринский уход в терапии» по теме «Сестринский уход при гепатитах и циррозах печени» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (базовая подготовка) подготовлена преподавателем терапии Михайловой Галиной Дмитриевной Содержание.
Пояснительная записка.
Организационно-методический блок
структура и содержание теоретического занятия
структура и содержание практического занятия
Литература.
Приложения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическая разработка по теме: «Сестринский уход при гепатитах и циррозах печени» предназначена для реализации требований Государственного стандарта при подготовке студентов по предмету: «Сестринский уход в терапии».
ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Методическое пособие включает в себя
организационно-методический блок
блок учебной информации
блок контроля.
Рекомендации по работе с методическим пособием:
Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Сестринский уход в терапии» на 3 курсе, с учётом знаний и умений, сформированных при изучении общепрофессиональных дисциплин: основы латинского языка, анатомия и физиология, фармакология, общих аспектов сестринского ухода.
Пособие содержит перечень целей, сформулированных в терминах видов деятельности. Имеется общая цель и конкретные цели достижения. Конкретные цели выражены в виде алгоритмов деятельности основной критерий контроля – решение профессиональных ситуационных задач с применением активных методов обучения. Новый материал освещён в разделе «Блок учебной информации», в котором рассмотрены все аспекты, касающиеся данной патологии, вопросы сестринского ухода за пациентами, алгоритмы действий медицинской сестры при гепатитах и циррозах печени и сестринских вмешательствах. Блок также включает актуализацию опорных знаний студентов и список рекомендуемой литературы. При проведении занятия преподаватель учитывает, что эта тема имеет большое значение в будущей работе медицинского работника любого профиля. При разборе темы используются слайды, таблицы, ситуационные задачи. При проведении контроля знаний используются различные методы: фронтальный опрос, тест-контроль, решение ситуационных задач.
Итоговая оценка студента по данной теме выставляется после суммирования всех результатов, учитывая внешний вид на занятии и ведение дневника практических занятий. Оцениваются общие и профессиональные компетенции.
В блок контроля включены тесты с эталонами ответа, задания для определения исходного уровня знаний студентов, проблемно-ситуационные задачи. Количество часов на тему: 12
аудиторные, теоретические часы – 2 ч.
аудиторные, практические часы – 6 ч.
самостоятельная работа – 4 ч.
Организационно-методический блок Цели занятия:
Общая цель: научить студентов осуществлять сестринский уход при гепатитах и циррозах печени»
УМЕТЬ
| № п/п
| Конкретная цель
| Исходный уровень
| 1.
| Разрешить конкретные деонтологические ситуации у пациентов при гепатитах и циррозах печени
| Владеть коммуникативными умениями общения (теоретические основы сестринского дела, психология)
| 2.
| Распознать симптомы панкреатитов, учитывая этиологию и патологию развития болезни
| Использовать знания по анатомии и физиологии печени.
(Анатомия и физиология)
| 3.
3.1
3.2
3.3 3.4
| Провести первичную сестринскую оценку состояния пациента при гепатитах и циррозах печени по характерным признакам.
Выявить особенности жалоб и анамнеза при гепатитах и циррозах печени, используя субъективный метод исследования; Провести общий осмотр и выявить изменения кожи, слизистых оболочек, гемодинамических показаний, используя объективный метод исследования
Интерпретировать изменения в клинических и биохимических показателях крови, мочи, результаты инструментальных методов исследования: УЗИ печени Оформить документально лист сестринской оценки состояния пациента при гепатитах и циррозах печени
| Проводить первичную сестринскую оценку состояния пациента:
Использовать субъективный метод обследования (беседа с пациентом и родственниками: жалобы, анамнез)
Использовать объективный метод исследования пациента (оценка состояния, сознания, положения в постели, типа телосложения, состояния кожных покровов и слизистых оболочек). Определение ЧДД, ЧСС, пульса, АД. Использовать данные лабораторных и инструментальных методов исследования (основы лабораторной диагностики)
Записать полученную информацию в лист сестринской оценки состояния пациента (теоретические основы сестринского дела).
| 4.
| Выявить нарушенные потребности в зависимости от тяжести состояния и определить настоящие и приоритетные проблемы пациента с гепатитом и циррозом печени
| Выявить нарушения фундаментальных потребностей и проблем пациента согласно адаптированной модели В. Хендерсон (ОСД, анатомия и физиология)
| 5.
5.1
5.2
5.3
| Составить план сестринского ухода за пациентом при гепатитах и циррозах печени. В плане сестринских вмешательств Определить цель сестринского ухода совместно с пациентом по конкретной проблеме Определить независимые и зависимые сестринские вмешательства по выявленной проблеме:
составить схемы ООД различных манипуляций
оказать неотложную помощь при желудочно-кишечном кровотечении по алгоритму
Записать все сестринские вмешательства у пациентов при гепатитах и циррозах печени в протокол к плану сестринского ухода
| Составить план сестринского ухода за пациентом, применяя стандартный план сестринского ухода
1.Определять цели сестринского ухода совместно с пациентом
2.Определять все виды сестринских вмешательств
Подготовить пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям
Выполнять сестринские манипуляции
Обеспечить инфекционную безопасность, применяя универсальные и стандартные меры предосторожности
Обеспечить безопасную среду для пациента и персонала
Оказывать первую медицинскую помощь
Проводить сердечно-лёгочную реанимацию
Осуществлять лекарственную терапию
Проводить реабилитационные и профилактические мероприятия (анатомия и физиология, фармакология, ОСД, СУ в терапии с курсом ПМП).
| 6.
| Оценить эффективность сестринских вмешательств у пациентов при гепатитах и циррозах печени, учитывая мнение пациента о достижении цели.
| Оценивать реакцию пациента на сестринские вмешательства и проводить анализ качества предоставленной помощи, согласно текущей и итоговой оценки (анатомия и физиология, психология, клиническая фармакология, СУ в терапии с курсом ПМП)
|
Оценка результатов освоения практического занятия профессионального модуля
| Профессиональные и общие компетенции
| Основные показатели оценки результата
| Формы и методы контроля и оценки
| Уровень усвоения компетен-ции
| ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
| осознанный выбор определенного уровня и типа общения;
умение использовать различные каналы общения и выбирать необходимый канал для эффективного общения;
| оценка решения ситуационных задач;
профессиональных задач;
разбор конкретных ситуаций;
наблюдение в процессе теоретических и практических занятий;
оценка решения тестовых заданий;
оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
Наблюдение в процессе учебной деятельности.
| 2
| ПК 2.2
осуществлять лечебно-диагностические вмешательства взаимодействия с участниками лечебного процесса
| Провести первичную сестринскую оценку состояния пациента при гепатитах и циррозах печени по характерным признакам.
Выявить особенности жалоб и анамнеза при гепатитах и циррозах печени, используя субъективный метод исследования;
Провести общий осмотр и выявить изменения кожи, слизистых оболочек, гемодинамических показаний, используя объективный метод исследования
Интерпретировать изменения в клинических и биохимических показателях крови, мочи, результаты инструментальных методов исследования: УЗИ печени
Оформить документально лист сестринской оценки состояния пациента при гепатитах и циррозах печени
| оценка самостоятельной работы в отделении
оценка работы в коллективе
| 2
| ПК 2.4
Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
| Уметь:
осуществление медикаментозного лечения пациентов по назначению врача, соблюдение правил хранения и использования лекарственных средств;
|
| 2
| ПК 2.6.
Вести утверждённую медицинскую документацию
| правильное оформление медицинской документации установленного образца
|
| 2
| ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
| эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников информации
| оценка самостоятельной работы на всех этапах
оценка рефератов
| 2
| ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руко-водством, потре-бителями.
| взаимодействие со студентами, препо-давателями, руководителями практики, медицинским персоналом, пациентами, родственниками пациентов в ходе обучения
| оценка самостоятельной работы на всех этапах
| 2
|
Место проведения занятия:
лекционный зал
кабинет на базе ЛПУ
Оснащение занятия:
пособие для студентов
истории болезни пациентов
набор лекарственных препаратов
дидактический материал
тонометр, фонендоскоп
Тип занятия: теоретическое и практическое занятие с использованием элементов проблемного обучения. Межпредметные связи:
Анатомия и физиология «Строение и функции печени»
Фармакология «обезболивающие средства, мочегонные средства, ферментные препараты, антисекреторные средства, кровоостанавливающие средства, гормоны, цитостатики»
Общая психология «Личность пациента»
Общие аспекты сестринского ухода «Наблюдение за состоянием пациента», «Личная гигиена», «Способы введения лекарственных веществ», «Участие медицинской сестры в лабораторных методах исследования».
Внутрипредметные связи:
«Сестринское обследование пациента при заболеваниях органов пищеварения». Литература.
В.И. Маколкин «СД в терапии», 2010 г., АНМИ, Москва.
Т.Н. Ярцева «СД в терапии с курсом ПМП», 2009 г., АНМИ, Москва.
Структура теоретического занятия.
Организационный момент – 2 мин.
Актуализация опорных знаний – 15 мин.
Мотивация и изучение нового материала – 65 мин.
Закрепление – 5 мин.
Подведение итогов занятия и задание на дом – 3 мин.
Содержание теоретического занятия
Организационный момент
Приветствие и создание психологического настроя
Проверить готовность аудитории к занятию
Отметить отсутствующих
Проверить домашнее задание и ответить на вопросы по домашнему заданию.
Актуализация опорных знаний проводится в форме фронтального опроса (Приложение №1)
Мотивация и конспект теоретического материала (блок учебной информации).
Закрепление нового материала проводится в форме решения криптограммы (Приложение № 2) и тестового контроля (Приложение №3)
Подведение итогов занятия и задание на дом.
Подведение итогов занятия, акцентируя внимание студентов на наиболее важных вопросах темы;
задание на дом:
В.И. Маколкин «Сестринское дело в терапии», стр. 92-102
«Сестринский уход при гепатитах и циррозах печени» |