Методическое пособие по курсу «Специальная психология» для студентов дневного и заочного отделений факультета психологии на тему


Скачать 385.2 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по курсу «Специальная психология» для студентов дневного и заочного отделений факультета психологии на тему
страница1/3
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Методическое пособие
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Аралова М.П.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по курсу «Специальная психология»

для студентов дневного и заочного отделений

факультета психологии на тему:

«СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЁНКА С ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ»

г. Ростов-на-Дону

2007

Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психофизиологии и клинической психологии

М.П. Араловой.

Ответственный редактор: канд. психол. наук О.К. Труфанова
Печатается в соответствии с решением кафедры психофизиологии и клинической психологии ЮФУ, протокол № 6 от 19 февраля 2007 г.

Психологическое обследование детей с дизонтогенезом

В целях определения адекватной стратегии, тактики и технологии обучения, воспитания и развития детей с дизонтогензом, а так же в целях оказания им целенаправленной медико-психолого-педагогической помощи важна комплексная диагностика уровня и своеобразия развития каждого ребёнка, выявление причин нарушения его развития или дисгармоний.

При этом психологическому обследованию должно предшествовать обследование медицинское, в том числе психоневрологическое, физиологическое, психофизиологическое с тем, чтобы с самого начала выявить степень соотношения биологической и социальной обусловленности особенностей развития личности ребенка.

Психологическое обследование детей проводится специалистами-психологами методами специальной психологии. Результаты психологического изучения зачастую могут явиться одним из основных критериев при диагностике нарушения развития в общем комплексе медико-психолого-педагогического исследования.

Проблема психологического обследования детей с дизонтогенезом в разной степени полноты отражена в многочисленных работах (А.Р.Лурия, Р.Е.Левина, С.Д.Забрамная, Е.А.Стребелева, Г.И.Жаренкова, А.Я. Иванова, М.М.Семаго, Н.Я.Семаго и др.).

Психологическое обследование ребёнка с аномальным развитием преследует ряд центральных задач:

- зафиксировать и квалифицировать психологические особенности в развитии детей с проблемами, определить характер нарушения развития, степень его выраженности и структуру;

- установить возможности и ориентировочные сроки компенсации нарушений развития в условиях психологической поддержки специального обучения и воспитания, т.е. выявить, возможна ли и за счет каких сохранных функций компенсация дефекта; какими будут темпы развития ребенка в процессе компенсации; какие виды помощи и в каком количестве помогут ребенку решать предлагаемые в обучении задачи;

- определить наиболее продуктивный для ребенка тип обучения.

Перед психологическим обследованием, кроме того, ставятся и более конкретные задачи, которые предопределяют целенаправленные подбор и использование психологических диагностических методик. Эта целенаправленность особенно актуальна при решении вопросов об определении типа обучения ребенка. В 1988 г. В.И.Лубовский [2] сформулировал вопросы, которые в совокупности создают поле психологического анализа для обоснованной оценки особенностей умственного развития ребенка и психолого-педагогической квалификации дефекта:

1 Есть ли у ребенка нарушения мышления, и в какой степени они выражены?

2 Есть ли и в какой мере выражены нарушения речи?

3 Нарушена ли в сравнении с нормой и в какой степени обучаемость ребенка?

4 Носят ли нарушения речи первичный или вторичный характер?

Исследования последних десятилетий показывают, что значительную роль в интерпретации сведений о развитии ребенка и квалификации обозначаемых родителями проблем играют данные, характеризующие детско-родительские отношения, отношение ребенка и членов его семьи к существующей у ребенка проблеме или трудностям, а также уровень их притязаний к достижениям. Эти отношения определяют мотивацию по отношению к коррекционным занятиям, степень ответственности за них всех участников процесса и ожидания результативности коррекционного воздействия.

В ходе психологического изучения можно установить, как тот или иной дефект отражается на структуре личности ребенка и процессе ее становления.

Психологическое обследование проводится с учетом ряда принципов:

1 Принцип комплексного подхода. Психологическое исследование является частью медико-психолого-педагогического изучения ребенка. Квалификация дефекта и прогнозирование развития ребенка с проблемами складывается из комплексного обследования ребёнка специалистами разных профилей, каждый из которых вносит свой вклад в понимание причин, структуры дефекта и его влияния на общее развитие ребенка.

2 Принцип системного структурно-динамического изучения психического развития ребенка. Он основан на представлении о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Нарушения психических процессов могут быть затронуты в различных структурных звеньях и могут проявляться на различных этапах осуществления психической деятельности. При психологическом изучении ребенка выясняется не только то, какие психические процессы нарушены, но также, - какие звенья структуры данной психической деятельности оказались несформированными. В исследовании важно выделить нарушенное звено деятельности; проследить, в чем именно состоят нарушения, мешающие выполнению того или иного задания; и выявить факторы, лежащие в основе затруднений. Для этого нужно, вводя изменения в задания, проследить, как условия, затрудняющие выполнение задачи, так и условия, при которых наблюдаемые трудности компенсируются. Такой структурно-динамический характер исследования требует большой подвижности в использовании методик, а соблюдение принципа системного структурно-динамического изучения может обеспечить эффективность психолого-педагогичееского изучения в целом.

3 Принцип качественного анализа структуры дефекта. Он определяет оценку психической деятельности детей с проблемами: решена та или иная задача или нет, выполнено задание или нет и сколько заданий вообще выполнено. Самым существенным, главным являются качественные показатели, а именно - путь, процесс принятия решения при выполнении задания, способы выполнения задания, типы и характер ошибок, отношение ребёнка к своим ошибкам и к замечаниям педагога или психолога, проводящего исследование. Качественный анализ структуры дефекта показывает его характер, позволяет выяснить, является ли данный симптом первичным результатом нарушения какой-нибудь частной предпосылки изучаемой функциональной системы или вторичным следствием какого-либо первичного дефекта. Принцип качественного анализа не противопоставляется количественной статистической обработке данных, так как знание количественного результата выполнения задания уже говорит о качестве деятельности. Количественные показатели являются обязательным условием качественного анализа. Качественный анализ, раскрывая особенности процесса решения задач, даёт более богатый материал для оценки деятельности ребёнка.

4 Принцип целостного анализа психического развития ребёнка. Раскрытие связи между различными сторонами психической деятельности и речи позволяет вскрыть соотношение между первичным и вторичным дефектом и в дальнейшем обосновать подходящие методы обучения и психологического сопровожде5ния детей с проблемами психического развития.

Изучение детей с дизонтогенезом следует осуществлять разнообразными методами [1].

1 Изучение документации ребенка. При этом осуществляется сбор анамнестических данных и составление представления об истоках нарушений развития. Комплексное изучение ребенка предполагает умение каждого из специалистов "черпать" из документации своих коллег те сведения, которые необходимы ему для составления полной картины истории развития ребенка. Сведения можно получить из выписки из истории развития ребенка, которая должна содержать заключения:

- педиатра об общем состоянии ребенка;

- психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития;

- отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи (с данными о восприятии разговорной и шепотной речи, данными аудиограммы);

- офтальмолога с характеристикой органа зрения и развернутым диагнозом;

- врача-ортопеда (для, детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата).

Эти материалы сориентируют психолога и помогут ему сформулировать исходные предпосылки для выделения направления исследования психических функций.

Важным документом является и педагогическая характеристика ребенка. Она должна содержать данные о продолжительности обучения и воспитания в детском саду или школе, подробный анализ успеваемости, поведения, а также мероприятия, проведенные в целях повышения успеваемости (индивидуальная помощь, занятия с логопедом, лечение и т.д.). Эти данные окажутся полезными при исследовании обучаемости детей с проблемами в развитии и прогнозировании темпа и других характеристик их развития.

2 Изучение продуктов деятельности проблемных детей. Этот метод широко применяется в практике. Анализируя детские рисунки, поделки, учебные работы, диктанты, упражнения, решение задач и т.д., можно изучить процесс деятельности ребенка. Анализ продуктов детского творчества и учебной деятельности позволяет судить о воображении ребенка, сформированности у него зрительных представлений, развитии мелкой моторики рук, степени сформированности навыков учебной деятельности. В продуктах деятельности проблемных детей, как и при нормальном развитии, отражается отношение к действительности, природе, отражается уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, а зачастую и отношение к своему нарушению.

Рисунки и поделки детей с отклонениями в развитии часто специфичны по технике исполнения и по содержанию, а учебные работы изобилуют ошибками. Изучая работы, необходимо выделять особенности творчества и учебной деятельности, типичные затруднения в усвоении знаний, умений и навыков, характерные для разных групп детей. Исследователю важно знать методы обнаружения причин затруднений детей на каждом из этапов обучения. Всё это будет способствовать правильной диагностике, правильному оцениванию достижений ребёнка.

3 Метод наблюдения. Наблюдение позволит судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка. Оно должно обеспечивать естественность психических проявлений ребенка, но при этом быть целенаправленным. Степень активности исследователя во время наблюдения может быть различной: от пассивного без вмешательства в деятельность ребенка до наблюдения в процессе систематизированных занятий. Научное наблюдение отличается тем, что сбор фактов определяется задачами исследования и направлено на раскрытие той закономерности, которая изучается исследователем. Ценность различных видов наблюдения неодинакова: пассивное наблюдение дает сведения о естественном поведении ребенка. В это время исследователь видит ребенка как целостную личность, можно зафиксировать особенности взаимоотношений ребенка с детским коллективом и педагогами. Некоторые недостатки этого метода ограничивают сферу его применения. К ним относятся: выжидательная позиция исследователя, отсутствие возможности повторного наблюдения, описательная форма фиксации наблюдений, необходимость длительного времени для получения достоверных сведений.

Активное наблюдение (наблюдение в процессе систематизированных занятий) широко применяется в отечественной и зарубежной психологии и представляет собой одну из модификаций метода психолого-педагогического эксперимента, разработанного А.Ф.Лазурским.

Этот вид наблюдения предполагает целенаправленное изучение реакций ребенка при выполнении заданий, относящихся к тем видам деятельности, которые имеют отношение к развитию и обучению ребенка. Данный вид наблюдения (эксперимента) совмещает изучение ребенка с его обучением и воспитанием. Результаты такого наблюдения позволяют обосновать целенаправленную программу обучения ребенка, определить темп дальнейшего развития, "зону ближайшего развития".

В процессе наблюдения важно уметь четко разграничивать факт, отношение к нему и осмысление факта с его последствиями. Важнейшая задача наблюдения - регистрация факта и объективное его описание. Каждому из работающих с детьми важно уметь увидеть тот или иной факт и обратить на него внимание соответствующих специалистов.

При психологическом изучении наиболее важным является наблюдение за игрой, поведением, общением и работоспособностью ребенка. Наблюдение за игрой проблемных детей как метод изучения используется в различных целях.

Наличие игрового материала создает непринужденную обстановку, помогает установить контакт с ребенком, включить его в деятельность, представляющую для него интерес, проанализировать возможности понимания речи. Наблюдение дает возможность зафиксировать уровень развития игры у ребенка и степень его работоспособности. Результаты наблюдения за игрой ребенка очень важны для оценки его речевых возможностей. Начиная обследование с игры, можно, расположив ребенка, постепенно перейти к экспериментальным заданиям. Таким образом, наблюдение за игрой ребенка подготавливает возможность использования метода эксперимента.

4 Метод беседы. Беседа - сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. При изучении детей с проблемами в развитии метод беседы используется в двух направлениях: беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных и беседа с ребенком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии. При изучении особенностей психического развития детей метод беседы используется либо как начальный этап для первичного знакомства, либо как один из вспомогательных методов при изучении особенностей развития личности ребенка с проблемами. От умения построить беседу зависит установление контакта, что подготавливает ребенка к обследованию при помощи специальных заданий.

Программа беседы с проблемным ребенком строится с учетом его особенностей приема и переработки информации, а также с учетом возможных проявлений речевого негативизма. Метод беседы наиболее удобен для определения ориентировки ребенка в окружающем пространстве и времени (круг представлений, возможность обобщений), особенностей и мотивов поведения ребенка, отношения к семье и школе, причин затруднений в учебе, склонностей, интересов, отношения к своему дефекту. Беседа дает представление об уровне познавательной деятельности и свойствах личности. Содержание беседы варьируется в зависимости от запроса родителей и ребенка, возраста ребенка и его индивидуальных особенностей, от конкретных условий обследования. Беседа-интервью с родителями направлена на выявление анамнестических сведений и знакомство с условиями жизни ребенка.

5 Метод эксперимента.

Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент - это способ воздействия на объект с целью исследования, познания его свойств и связей. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления экспериментатор приобретает возможность управлять явлениям (вызывать его, прекращать, изменять в каком-либо направлении). Метод эксперимента может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения.

Моделирование заключается в том, что экспериментатор организует выполнение изучаемых действий в непривычных для ребенка условиях.

Общим моментом при проведении всех экспериментов является то, что ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или какой-либо другой деятельности, при этом варьируется какая-либо переменная всей экспериментальной ситуации.

В экспериментах, которые проводятся с проблемными детьми, есть своя специфика. Она состоит в том, что его содержание должно быть максимально доступно и интересно. Кроме того, сама подача задания должна идти особым образом. В большинстве случаев оно предлагается ребенку в игровой форме; это касается как детей дошкольного, так и школьного возраста. При работе с детьми школьного возраста применяется подача экспериментального материала в форме учебного задания, но в таких случаях мотивировка его может быть изменена. Например, при необходимости изучить особенности опосредования зрительных образов предлагается задание "пиктограмма" с мотивировкой проверить память с помощью рисунков и т.д.

Таким образом, моделируемый психический акт или процесс должен быть претворен в эксперименте в иначе мотивированное, простое, доступное осмыслению ребенка действие. Кроме того, мотивировка этого действия не должна провоцировать негативных реакций, а напротив, должна способствовать установлению контакта с ребенком, что позволит провести обследование глубоко и тщательно.

Метод эксперимента, как и другие методы, должен обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, а кроме того - обеспечить получение сведений об его обучаемости.

Во многих случаях экспериментальное исследование предполагает наличие системы заданий (методик). Создание этой системы должно соответствовать определенным требованиям.
  1   2   3

Похожие:

Методическое пособие по курсу «Специальная психология» для студентов дневного и заочного отделений факультета психологии на тему iconМетодические указания для студентов 1 и II курсов дневного и заочного отделений
Методические указания предназначены для студентов I и II курсов экономических специальностей дневного и заочного отделений. Методические...

Методическое пособие по курсу «Специальная психология» для студентов дневного и заочного отделений факультета психологии на тему iconПрограмма производственной (научно-исследовательской) практики написана...
Программа предназначена для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по специальности 38. 05. 02 Таможенное дело, и включает...

Методическое пособие по курсу «Специальная психология» для студентов дневного и заочного отделений факультета психологии на тему iconУчебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения...
Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения юридического факультета и включает рекомендации для организации...

Методическое пособие по курсу «Специальная психология» для студентов дневного и заочного отделений факультета психологии на тему iconПрограмма практик для студентов дневного и заочного отделений факультета...
Программа практик для студентов дневного и заочного отделений факультета управления, обучающихся по специальности 080504 “Государственное...

Методическое пособие по курсу «Специальная психология» для студентов дневного и заочного отделений факультета психологии на тему iconУчебно-методическое пособие по английскому языку Предисловие
Методическая разработка предназначена для студентов IV курса очного и заочного отделений филологического факультета. Целью является...

Методическое пособие по курсу «Специальная психология» для студентов дневного и заочного отделений факультета психологии на тему iconРабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по нейропсихологии»...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Методическое пособие по курсу «Специальная психология» для студентов дневного и заочного отделений факультета психологии на тему iconПрактикум по психологии общения методическое пособие для студентов...
Опросник межличностных отношений (firo-b – Опросник интерперсональной ориентации)

Методическое пособие по курсу «Специальная психология» для студентов дневного и заочного отделений факультета психологии на тему iconПрактикум по психологии общения методическое пособие для студентов...
Опросник межличностных отношений (firo-b – Опросник интерперсональной ориентации)

Методическое пособие по курсу «Специальная психология» для студентов дневного и заочного отделений факультета психологии на тему iconУчебное пособие по дисциплине «Социология в строительной сфере» составлено...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методическое пособие по курсу «Специальная психология» для студентов дневного и заочного отделений факультета психологии на тему iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс разработан для студентов дневного отделения факультета коррекционной педагогики, обучающихся...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск