Скачать 2.44 Mb.
|
Практическое занятие № 1 Тема. Пропедевтика ортопедической стоматологии. Определение предмета и его задач. Организация работы и оснащение ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории. Цель. Ознакомить студентов с предметом - ортопедическая стоматология, целями и задачами предклинического курса, организацией работы и оснащением ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории. Метод проведения. Групповое занятие. Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты. Обеспечение Техническое оснащение: бормашина, лоток с инструментами, наконечники, набор алмазных головок, сепарационные диски, стоматологическая установка, зуботехнический инструментарий. Учебные пособия: фантомы головы и челюстей с искусственными зубами. Средства контроля: контрольные вопросы, задачи, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля знаний, домашнее задание. Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия: организация и структура стоматологической поликлиники (кафедра организации здравоохранения). План занятия Проверка домашнего задания. Теоретическая часть. Ортопедическая стоматология - определение предмета и его задач. Понятие о протезировании и ортопедическом лечении. Современное представление о стоматологе общей практики, Пропедевтика ортопедической стоматологии. Организация работы и оснащение ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории. Санитарно-гигиенические нормы. Эргономические основы организации рабочего места врача-стоматолога. Техника безопасности в клинике. Собеседование по контрольным вопросам и задачам. Решение учебных ситуационных задач. Клиническая часть. Знакомство со структурой кафедры. Организация работы к оснащение ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории. Санитарно-гигиенические нормы, принятые для организации стоматологических кабинетов. Эргономические основы организации рабочего места врача-стоматолога. Рабочее место стоматолога ортопеда. Техника безопасности в клинике. Оборудование и инструментарий для клинического приема больных. Включение бормашины, фиксация наконечников, адаптация к рабочему месту. Лабораторная часть. Устройство фантомов, работа с ними. Инструментарий, используемый зубным техником, и его назначение. Приемы работы с основным зуботехническим инструментарием. Самостоятельная работа. Подготовка рабочего места и стоматологической установки к работе. Изучение устройства фантома головы и принципов работы с ней. Разбор результатов самостоятельной работы студентов. Решение контрольных ситуационных задач. Тестовый контроль знаний. Задание на следующее занятие. Аннотация Ортопедическая стоматология — раздел клинической медицины, изучающий этиологию и патогенез болезней, повреждений и аномалий развития зубов, челюстей и других органов челюстно-лицевой области, разрабатывающий на основе системного подхода методы диагностики протекающих в функциональных системах физиологических и патологических процессов. Опираясь на достижения различных отраслей медицины, биологии и фундаментальных наук - физики, высокомолекулярной химии, материаловедения, сопротивления материалов, металлургии, ортопедическая стоматология разрабатывает тактику лечения нарушений целостности органов и восстановления функции зубочелюстной системы и методы профилактики конкретных заболеваний и патологических состояний, технологию изготовления различных видов лечебных аппаратов и протезов. Ортопедическую стоматологию условно можно подразделить на общий и частный курсы. К общему курсу относится пропедевтика. Пропедевтика - предклинический курс ортопедической стоматологии. В нем рассматриваются анатомические особенности челюстно-лицевой области и методы обследования ортопедических больных. Изучают сведения о видах зубных протезов, методах их изготовления, о свойствах применяемых основных и вспомогательных зуботехнических материалов. К частному курсу относятся: госпитальная ортопедия или зубное протезирование - курс, в котором освещаются диагностика, клиника, профилактика и заболевания зубочелюстной системы, разбираются вопросы оказания ортопедической помощи при наличии различных дефектов зубов и зубных рядов, патологической стираемое™, заболеваниях пародонта, полном отсутствии зубов и др.; ортодонтия - раздел посвященный изучению аномалий и деформаций челюстно-лицевой области. В нем описаны особенности диагностики аномалий и деформаций, конструкции ортодонтических аппаратов, механизм их действия и показания к применению; челюстно-лицевая ортопедия - затрагивает проблемы возникновения травм, повреждений челюстно-лицевой области и их последствия. Предлагаются специальные устройства, а также методика изготовления и применения протезов в случаях переломов челюстей и наличия дефектов челюстно-лицевой области, возникающих в результате укусов, ожогов, огнестрельных ранений, хирургических операций и т.д. Все разделы ортопедической стоматологии условно переходимы друг в друга. Например, элементы ортодонтии используются при лечении взрослых с вторичными деформациями, а некоторые аппараты применяются при травмах челюстно-лицевой области. Цель ортопедической стоматологии - восстановить нормальную функцию всех органов зубочелюстной системы, нарушенную вследствие утраты зубов, наличия аномалий, получения травм и других причин. Задачи: Обследование и диагностика ортопедических больных. Разработка и выбор конструкций зубных протезов. 3. Изучение свойств известных и внедрение новых основных и вспомогательных материалов для изготовления зубных протезов. Создание новых и усовершенствование применяемых технологий по изготовлению протезов. Анализ заболеваний, приводящих к нарушению функции жевательного аппарата, и выработка мер профилактики. В основе развития, организации и оказания ортопедической помощи лежат 10 основных принципов: й принцип: обязательное наличие высшего медицинского образования у врача-ортопеда; й принцип: необходимость проведения протезирования, устранения аномалий и деформаций челюстно - лицевой области у пациентов в ортопедическом отделении стоматологических поликлиник; й принцип: рассматривание заболеваний зубочелюстно-лицевой системы с учетом состояния всего организма; й принцип: нозологический, предусматривает изучение этиологии, патогенеза, клинической картины заболевания, ближайших и отдаленных результатов лечения; й принцип: обязательное учитывание нежелательного, побочного эффекта любого ортопедического аппарата, протеза; й принцип: стадийность, т.е. назначение лечебных мероприятий с учетом стадии развития патологического процесса; й принцип: законченность лечения, т.е. наблюдение больного до тех пор, пока не будет решены задачи, предусмотренные планом лечения; й принцип: комплексная терапия заболеваний зубочелюстной системы с привлечением врачей других, необходимых в каждом конкретном случае, специальностей; й принцип: профилактика; 10- й принцип: соблюдение этических норм и деонтологических принципов. Для организации ортопедического стоматологического кабинета на одно рабочее место должно быть выделено просторное помещение с хорошим естественным освещением, площадью не менее 14 кв. метров. На каждое последующее кресло добавляется площадь 7 кв. метров. При этом число дополнительных кресел в кабинете не должно быть больше двух. т.е. всего кабинет должен быть рассчитан на три кресла и его площадь должна быть не менее 28 кв. метров. Однако если у кресла имеется современная стоматологическая установка, то на дополнительное кресло полагается уже не 7 кв. метров, а 10 кв. метров площади и общая площадь кабинета на 3 кресла возрастает до 34 кв. метров. Высота помещения должна быть не менее 3 метров, чтобы обеспечивать как минимум 12 мЗ воздуха на одного человека. Глубина помещения не должна превышать 6 м, так как это влияет на условия естественного освещения рабочих мест. Если этот параметр превышает 6 м, то можно разместить стоматологические кресла в два ряда. Кресло располагается вблизи и напротив окна, чтобы обеспечить естественное освещение полости рта пациента и доступ свежего воздуха к рабочему месту. Окна стоматологических кабинетов следует ориентировать на северные румбы горизонта (северо-запад, север, северо-восток). При неправильной ориентации рекомендуется в летнее время прибегать к затемнению окон при помощи штор, жалюзей, тентов и пр. Кабинет обеспечивается приточно-вытяжной вентиляцией и искусственным освещением. Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено во всех помещениях без исключения, кроме того, устанавливают местное освещение. Осуществляется общее искусственное освещение лампами накачивания и люминесцентными лампами (типов ЛДЦ, ЛХЕ, укомплектованными пускорегулирующими аппаратами с особо низким уровнем шума) со сплошными (закрытыми) рассеивателями. Размещают лампы на потолках так, чтобы они не попадали в поле зрения работающего врача. Для местного освещения рекомендуется лампа типа ДКСШ, уровни местного освещения должны быть в пределах 2000-5000 лк. Стены должны быть гладкими, без трещин и щелей. Углы и места соединения стен, потолка и пола должны быть закругленными, потолки гладкими, окрашенными красками белого цвета. На высоту дверей стены окрашиваются алкидно-стирольными, поливинилацетатными, масляными красками или нитроэмалью светлых тонов. Выше панели производится окраска силикатными или клеевыми красками. Пол покрывается линолеумом или плиткой, что обеспечивает необходимые санитарно-гигиенические требования. Для поддержания оптимального микроклимата стоматологические кабинеты оборудуются центральным водяным отоплением с температурой поверхности нагревательных приборов не более 80°С. Их устанавливают у наружных стен, под окнами, без ограждений. Поверхности приборов должны быть гладко окрашенными, легко поддаваться влажной уборке и содержаться в чистоте. В лечебных кабинетах и помещениях зуботехнической лаборатории должны быть отдельные раковины для мытья рук персонала и специальные раковины для других производственных целей. В ортопедическом кабинете обязательно устанавливаются сухожаровый шкаф, автоклав для стерилизации инструментов и специатьные шкафы («ультролайт») или стерильные столы для их хранения. Рабочее место врача включает бормашину, стоматологическое кресло, врачебный столик, стул для врача. На столике должны быть медикаменты, лоток с инструментарием, наконечники, боры, слепочные материалы и др, В практике врача - ортопеда используются колесовидные и фиссурные боры для снятия металлических коронок, алмазные боры, головки, сепарационные диски и карборундовые камни - для препарирования твердых тканей зуба, карборундовые и металлические фрезы разных фасонов для коррекции протезов из металла и пластмассы, колбы и шпателя для получения слепков и гипсовых моделей. Эргономические основы организации рабочего места врача-стоматолога При лечении пациента важно придать ему такое положение, при котором он бы сидел свободно, без напряжения, и в то же время, данное положение было удобным для врача. Для этой цели применяется стоматологическое кресло, снабженное механизмами, с помощью которых можно откинуть спинку кресла и придать больному лежачее положение, что создает врачу наилучшие условия для манипулирования в полости рта и возможность работы с помощником врача-стоматолога, который располагается слева от пациента. Если больной лежит в стоматологическом кресле - это обеспечивает хороший обзор всех квадрантов челюстей, что позволяет свободно и без напряжения работать, находясь в непосредственной близости к лежачему пациенту. Соответствие орудий труда и окружающей среды анатомическим, физиологическим и психологическим возможностям организма человека является одним из принципов эргономики (ergos - работа, nomos - закон). Когда мы говорим об эргономической организации работы медицинского работника, мы вкладываем в это понятие многие моменты. 1. Оборудование, рабочая мебель, рабочая одежда и инструментарий учитывают антропометрические измерения и анатомо-физические особенности организма медицинского работника в соответствии с требованиями технической эстетики, гигиены труда и техники безопасности. Стоматологические кабинеты и рабочие помещения рационально устроены на основании научно обоснованных нормативов их площадей, высоты, глубины, кубатуры, санитарно-технического благоустройства, внутренней отделки интерьера. Наиболее подходящей является комбинация мебели в форме буквы U. Оптимальная организация рабочего места персонала путем размещения оборудования с учетом антропометрических данных и возможности подгонки индивидуально по росту, правильного выбора рабочей позы, рабочих движений, механизации и автоматизации лечебно-диагностического оборудования, правильного размещения аппаратов управления и сигнализации на приборах. 4. Правильная организация режима труда и отдыха, изучение профессионатьных факторов, в том числе вредных для здоровья, предупреждение профессиональных заболеваний. Эргономика влияет на совершенствование стоматологического инструментария и облегчение работы с ним: стандартизация, способствующая снижению числа инструментов; -- специальная укладка инструментов, удобная для работы врача и медсестры (система tray - поднос); конструирование рукояток инструментов с учетом анатомо-физилогических особенностей работающей кисти врача; - цветная маркировка рукояток инструментов с минимальными размерами рабочих частей для облегчения их различия; соответствующие режимы хранения, дезинфекции и стерилизации. 5. В процессе лечения стоматологического больного применяются различные наборы инструментов. Однако имеется постоянный набор инструментов, с помощью которого осуществляется первичный осмотр и последующее лечение больного. В такой набор входят: стоматологическое зеркало, стоматологический пинцет, угловой зонд, металлический шпатель. Организация зуботехнической лаборатории Как правило, ортопедическое отделение и зуботехническая лаборатория размещаются на одном этаже. Лаборатория состоит из основных и вспомогательных помещений. Основная комната предназначена для выполнения основных процессов по изготовлению зубных протезов (моделирование, постановка зубов, отделки протезов и др.). Высота рабочего помещения должна быть не менее 3 метров. На каждого работающего должно приходится не менее 13 мЗ объема производственного помещения и не менее 4 м2 площади. Стены основного помещения лаборатории должны быть выкрашены масляной краской светлых тонов для облегчения ухода за ними. Полы должны быть покрыты линолеумом. Окна должны отвечать ряду санитарно-гигиенических требований: 1) световой коэффициент (отношение остекленной поверхности окна к площади пола) предусматривается не менее 1/5; 2) окна должны располагаться на равном расстоянии друг от друга и от углов здания; 3) верхний край окна должен находиться на расстоянии 20-30 см от потолка; 4) оконные переплеты должны быть узкими и редкими, лучше, если это будут цельные стекла; 5) допустимый угол падения световых лучей, образуемых пучком света и горизонтальной плоскостью на рабочем месте не менее 25-27 градусов; 6) рабочие места следует располагать так, чтобы свет падал прямо или с левой стороны работающего; 7) расстояние от места работы до окон в помещениях, освещаемых естественным боковым светом, не должно превышать троекратного расстояния от пола помещения до верхней границы оконного отверстия; предельную ширину, освещаемую окнами с двух сторон помещения, следует практически принимать 15-18 метров. Температура воздуха в пределах 18-25°С, относительная влажность 60-40%, скорость движения воздуха 0,2-0,3 м/с. Рабочее место зубного техника в основном помещении должно иметь: специальный зуботехнический стол; электрошлифмашину с местным отсосом пыли и абразивными насадками; |
Тема. Пропедевтика терапевтической стоматологии. Эргономика в стоматологии. Структура и организация стоматологической поликлиники.... | Одноэтапные и двухэтапные методы работы цитологической лаборатории. Организация работы цитологической лаборатории. Директивные документы,... | ||
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной... | Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной... | ||
Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности... | Индивидуальное задание для студента ivкурса (уирс) на тему: Организация и качественные показатели работы ортопедического отделения... | ||
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной... | Цель. Изложить принципы организации хирургического кабинета (отделения) стоматологической поликлиники, ознакомить с оборудованием... | ||
Заявление с указаниями заявляемых видов работ и услуг (см номенклатуру работ и услуг!!!) Например зуботехническая лаборатория: на... | Производственная практика по ортопедической стоматологии для студентов 4 курса: учебно-методическое пособие для студентов 4 курса... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |