Программа надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)


НазваниеПрограмма надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)
страница1/4
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4
Образовательный (предметный) модуль.

Надпредметный курс для 5-6 классов «Экология человека. Культура здоровья»

Программа надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Программа курса разработана на основе курса по выбору «Экология. 7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека», автор-составитель Н.А.Степанчук.

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.

Проблема воспитания здорового ребенка сегодня является особенно актуальной на фоне современных условий социальной неопределенности, политических и экономических преобразований, усугубления экологических проблем, морально-нравственной дестабилизации российского общества, кризисных тенденций института семьи и ухудшающихся показателей здоровья детей. Формирование мотивации на здоровый образ жизни у ребенка, прежде всего, зависит от семьи, ее ценностных ориентаций, установок, моделей поведения. Семья является персональной средой жизни и развития ребенка, которая помогает поддерживать природно-естественные силы; заботится о самореализации природно-энергетического потенциала, задатков, склонностей; оказывает помощь в комфортной социализации; формирует опыт эмоционально-нравственных отношений; подготавливает подростка к самостоятельной жизни и т.д.

Семья дает базовые знания по вопросам сохранения и укрепления здоровья, которыми человек пользуется на протяжении всей жизни, затем уже дополняя и корректируя. Помощь семье в формировании здорового образа жизни оказывает школа. Ведь именно школа призвана дать подрастающему поколению представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него мотивов здоровья. Экстремальные климатические факторы северных территорий - низкая температура, напряженность геомагнитного поля, выраженные колебания атмосферного давления, высокая скорость ветра, аномальное солнечное излучение, полярная ночь и полярный день - все эти факторы приводят к крайне неблагоприятным последствиям для здоровья северян. Поэтому в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям необходимо уделять особое внимание здоровому образу жизни обучающихся.
Цель образовательного модуля:


  1. Создание условий для самореализации обучающихся в процессе учебной деятельности.

  2. Формирование представлений о навыках здорового образа жизни, о сущности адаптации человека; о сути биологических проблем.

  3. Развитие познавательного интереса учащихся, их самостоятельности; развитие коммуникативной культуры; формирование мировоззрения учащихся; развитие аналитического мышления школьников при выполнении заданий проблемного и исследовательского характера.



Задачи:


    1. Формировать биологическую и экологическую компетентность по вопросам здоровья человека, оценки здоровья, здорового образа жизни, адаптации человека.

    2. Способствовать развитию мышления обучающихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки.

    3. Способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.


К концу изучения курса обучающиеся

- должны знать: что такое адаптация, основные их механизмы у человека, основные концепции теории здорового образа жизни;

- должны уметь: организовывать и самостоятельно проводить исследовательскую работу, работать с дополнительной литературой и другими информационными источниками, делать выводы из полученной информации; давать научную оценку обнаруженным фактам, ставит цели и задачи научного эксперимента, формулировать гипотезу, выбирать наиболее соответствующие целям и задачам методы эксперимента, оформлять результаты собственного исследования и докладывать о них.

Особенности организации курса. Во временном отношении программы курса достаточно объемная для курсов по выбору, но зато это позволяет обучающемуся осуществить эвристические пробы, что, несомненно, способствует жизненному самоопределению в последующем.

Формы отчетности. Формой отчетности по курсу является своевременные отчеты по лабораторно-практическим занятиям, проектные работы, рефераты, буклеты, созданные совместно с родителями.

Характеристика программы. Программа курса по выбору «Практикум по экологии человека» позволяет обучающимся осуществить эвристические пробы, оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе. Этот курс может быть продолжен в старших классов при осуществлении химико-биологического профиля.

Содержание программы не является для обучающихся совершенно новым. Вопросы понимания механизмов адаптаций, методы оценки здоровья и элементы ЗОЖ раскрылись и в предыдущих классах при изучении окружающего мира, но материал, включенный в данный курс, несомненно, расширяет, кругозор обучающихся и позволяет сформировать навыки по самооценке здоровья.

Актуальность программы в том, что в современной школе и на последующих ступенях обучения все больше возрастает роль самостоятельной работы, и овладение методами проектной деятельности, умением анализировать информационные источники и делать выводы приобретает все большее значение.Программа содержит знания, которые вызывают у обучающихся познавательный интерес и представляют ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. В этом заключается ее мотивирующий потенциал. Знания, полученные при обучении по программе курса, способствуют формированию социально активной личности.

Программа позволяет обучающимся осуществить эвристические пробы и формирует навыки практической деятельности в изучаемой области знаний. Особенности содержания программы и виды деятельности обучающихся в ходе овладения знаниями и умениями, предусмотренными курсом, дают возможность использования:

- различных методов обучения (метод проблемного изложения, частично – поисковый, исследовательский);

- различных форм обучения (беседы, диспут, семинары, консультации, практические занятия, самостоятельные эвристические пробы).

Контроль за уровнем овладения материалом осуществляется через исследовательскую деятельность обучающихся (по результатам периодической отчетности). Содержание программы распределено во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материалов и получения запланированных результатов.

Домашние задания курса направлены:

- на формирование здорового образа жизни (Например: А) Подготовить физкультминутку и провести ее в своей семье. Б) Совместно с родителями выпустить буклет пословиц и поговорок о правильном питании и продуктах. В) Составить примерный рацион питания вашей семьи на неделю);

- на формирование безопасного образа жизни (Например: Разработать совместно с родителями план действий при отравлениях грибами, ядовитыми растениями, химическими веществами);

- на формирование социальной компетентности обучающихся (Например: Провести социологический опрос жителей своего подъезда: «1) Читаете ли вы информацию на упаковке? 2) На что Вы в первую очередь обращаете внимание, когда читаете информацию на упаковке товара?)

В курсе учитываются особенности региона: изучаются лекарственные растения родного края, а также исследуются северные ягоды.

Учебно-методический план



п/п

Тема


Инструктивная карта


Название работ

Кол-во часов

1

Оценка состояния физического здоровья.

Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 1Самооценка здоровья

Работа 1. Подсчет пульса.

Работа 2. Измерение артериального давления (АД).

Работа 3. Измерение роста.

Работа 4. Определение окружности грудной клетки.

Работа 5. Измерение массы тела.

Работа 6. Определение уровня физиологического состояния человека (УФС) математическим методом.

Работа 7. Самооценка здоровья.


4

2

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата.

Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 2Оценка состояния опорно-двигательного аппарата

Работа 1. Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой.

Работа 2. Оценка гибкости тела.

Работа 3. Определение быстроты реакции.

Работа 4. Оценка правильности осанки.

Работа 5. Выявление плоскостопия методом плантограммы.

Работа 6. Влияние условий труда на работоспособность.

Работа 7. Оценка пропорций телосложения.

Работа 8. Значение ритма и нагрузки в работе мышц.

6

3

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы.

Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 3Оценка состояния сердечно-сосудистой системы

Работа 1. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы по артериальному давлению.

Работа 2. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

Работа 3. Ортостатическая проба.

Работа 4. Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

3

4

Оценка состояния дыхательного аппарата.

Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 4Оценка состояния дыхательной системы

Работа 1. Определение максимального времени задержки дыхания на глубоком вдохе.

Работа 2. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе.

Работа 3. Определение времени максимальной задержки дыхания после искусственной гипервентиляции легких.

Работа 4. Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки.

Работа 5. Влияние холода на чистоту дыхательных движений.

Работа 6. Определение содержания углекислого газа в классной комнате.

5

5

Оценка состояния пищеварительной системы.

I.Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 5Оценка качества продуктов питания по информации, указанной на упаковке

II. Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 6Определение качества молока, мяса и меда

III. Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 7Пищевые отравления. Влияние никотина на ферменты слюны

IV. Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 8Составление дневного рациона

V. Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 9Изучение устойчивости витаминов. Приготовление отваров и настоев из лекарственных растений.

Приготовление морса из северных ягод.

Работа 1. Оценка качества продуктов питания по информации, указанной на упаковке.

Работа 1. Определение качества коровьего молока.

Работа 2. Определение качества (свежести) мяса.

Работа 3. Определение качества меда.
Работа 1. Помощь при отравлениях.

Работа 2. Влияние никотина на ферменты слюны.

Работа 1. Определение энергозатрат по состоянию сердечно-сосудистой системы.

Работа 2. Составление дневного рациона.


Работа 1. Определение содержания витамина С в некоторых продуктах питания.

Работа 2. Приготовление отваров и настоев из лекарственных растений.

Работа 3. Приготовление морса из ягод севера (черника, брусника, клюква).

7

6

Оценка состояния кожи.

Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 10Оценка состояния кожи

Работа 1. Определение типов кожи на разных участках лица.

Работа 2. Правила очищения кожи.

1

7

Оценка состояния центральной нервной системы.

I. Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 11Оценка развития утомления и степени внимания

II. Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 12Определение типа темперамента

Работа 1. Оценка степени утомления.

Работа 2. Оценка степени внимания и работоспособности.

Работа 3. Оценка работоспособности.

Работа 4. Темпинг-тест.
Работа 1. Определение типа темперамента.

3

8

Санитарно-гигиеническая оценка учебного помещения.

I. Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 13Оценка освещенности помещения
II. Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 14Определение уровня шума
III. Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 15Оценка микроклимата учебных помещений

Работа 1. Оценка освещенности помещения.
Работа 1. Определение уровня шума.
Работа 1. Оценка температурного режима.

Работа 2. Определение относительной влажности воздуха.

Работа 3. Определение скорости движения воздуха.

4

9

Биоритмы.

Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 16Биоритмы

Определение хронобиологического типа.

1

10

Итоговая конференция




Проектные работы обучающихся

1

Итого:

35

Информационный блок

Тема 5. Оценка состояния пищеварительной системы
  1   2   3   4

Похожие:

Программа надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) iconТема: «Судья инструктор по баскетболу»
Образовательная программа предназначена для обучающихся 10-11 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа элективного...

Программа надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) iconПрограмма специального курса «Готовимся к егэ по русскому языку»
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 68 часов

Программа надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) iconРабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны
Федеральными государственными образовательными стандартами. Данная программа рассчитана для учащихся 4 б класса. Программа «Литературное...

Программа надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) iconДанная рабочая программа по английскому языку разработана для обучения...
Программа рассчитана на 105 часов учебного времени (3 часа в неделю) в соответствии с

Программа надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) iconРабочая программа по предмету «Английский язык» для 9 класса
М. З. Биболетовой, Н. Н. Турбаневой (Программа курса английского языка к умк «EnjoyEnglish» для учащихся 2-11 классов общеобразовательных...

Программа надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) iconРабочая программа учебного курса права для 10-11 класса составлена...
Программа предназначена для изучения курса права в 10-11 классах социально-экономического профиля на профильном уровне. Программа...

Программа надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) iconРабочая программа подготовки к егэ по обществознанию для 11 класса...
Л. Ф. Иванова, А, Ю. Лазебникова (учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 10-11 классы»,...

Программа надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) iconПрограмма дисциплины «Таможенное право» для специальности 030501....
Программа рассчитана на 24 часа аудиторных занятий, в том числе: лекций 12 часов, семинарских занятий – 12 часов и 30 часов выделяется...

Программа надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) iconРабочая программа предмета «Английский язык» для 5 класса на 2011-2012...
Тематическое планирование рассчитано на 140 часов из расчёта 4 часа в неделю, из них 35 часов (1 час в неделю) выделен на расширение...

Программа надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) iconРабочая программа по праву для обучающихся 11 классов социально-гуманитарного...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru

Поиск