Рабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «География»


НазваниеРабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «География»
страница1/6
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей школы

Руководитель ______________О.И.Будыкина

Протокол № 1

от 29 августа 2013 г.


Согласовано

заместитель директора по УВР

_________/Смирнова Т.В./

29 августа 2013 г



Утверждаю:

Директор школы:

__________ /Иванова Т.А. /

Приказ № 44/21-а

от 30 августа 2013 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
среднего (полного) общего образования
по учебному предмету «География»
Базовый уровень
(в соответствии с ФК ГОС)

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:

Федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии (базовый уровень)

и примерной программы для среднего ( полного) общего образования по географии (базовый уровень) Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», и в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004г.)

Использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10-11 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Программа рассчитана на изучение курса в 10-11 классах .

Базовый уровень предусматривает изучение географии в 10 – 11 классах по одному часу в неделю, 68 часов в течение двух лет обучения. Для базового уровня тематическое планирование составлено к учебнику В. П. Максаковского .

Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы.

Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал (см. табл.). При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса.

Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Изменения, внесенные в программу:
Добавлен раздел «Регионы и страны мира. Понятие о географическом регионе (1 ч)», так как он предусмотрен примерной программой. За счет этого сокращена тема «ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА».

Сокращено количество часов на темы: «ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ», «СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА», «ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА», так как в авторской программе не предусмотрено изучение раздела «Россия в современном мире», изучение которого предусматривается в Стандартах и примерной программе. На этот раздел выделено 3 часа, что меньше чем в примерной программе, так как в основных разделах общей географии в 10 классе, вопросы о России рассматривались в темах «Политическая карта мира», «ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА», «ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА».
Цели и задачи курса :
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Используемый УМК:



  1. Основной учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2009г.

  2. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М.


Организация образовательного процесса:

В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

2. Технология проектной деятельности.

3. Технология личностно-ориентированного обучения.

4. Новые информационные технологии.

5. Нетрадиционные формы организации уроков.

6. Различные источники географической информации.

Формы текущего и итогового контроля (поурочный, тематический, итоговый).

Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.

Тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.


СОДЕРЖАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздела 1.

Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа).

Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Тема 2. География мировых природных ресурсов (5 часов)

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.

Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

Практические работы

Оценка ресурсообеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Тема 3. География населения мира (6 часов).
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ. Состав и структура населения. География религий мира. ОСНОВНЫЕ ОЧАГИ ЭТНИЧЕСКИХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 часа). Научно-техническая революция. Ее составные части и черты. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство в эпоху НТР. Отраслевая и территориальная структура хозяйства стран разного типа. Региональная политика стран . Факторы размещения и их роль в современном хозяйстве. Международная экономическая интеграция.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (11 часов).

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны - экспортеры основных видов продукции. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.
Практические работы

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

Раздел 2. Регионы и страны мира (26 часов)
Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Различные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Тема 6. Зарубежная Европа (7 часов)

Страны и народы зарубежной Европы. Географические особенности стран и народов Северной, Восточной и Южной Европы. Сравнительные географические характеристики отдельных европейских стран ЕС и значение этой интеграционной группировки в развитии европейских стран.
Тема 7. Зарубежная Азия . Австралия. ( 9 часов)

Страны и народы зарубежной Азии. Географические особенности стран и народов Юго-Западной, Южной, Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Страны и народы Австралии и Океании. Страны члены ОПЕК, АТЭС и АСЕАН.
Тема 8. Африка (3 часа)

Страны и народы Африки. Особенности и географические различия в жизни и населении различных стран Африки. ОАЭ. ЮАР.
Тема 9. Северная Америка(4часа)

Страны и народы Северной Америки. Качество жизни населения. Хозяйственные связи региона. НАФТА.
Тема 10. Латинская Америка( 3 часа)

Страны и народы Латинской Америки. Природные и хозяйственные особенности Бразилии и Аргентины. ЛАИ..
Практические работы

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Раздел 3. Россия в современном мире (3часа)
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Практические работы

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Раздел.4

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

(3 часа)

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТСТАЛОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.

Практические работы

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «География» iconРабочая программа По предмету «География» 11 класс
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы)

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «География» iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «География»...
Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана на основании авторской программы под редакцией В. В. Климанова, О....

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «География» iconРабочая программа учителя информатики и икт бикчантаева А. М. по...
Данная рабочая программа составлена на основании: Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «География» iconМаксаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. / В. П. Максаковский
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Данная программа опубликована в учебном издании «Примерная...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «География» iconПротокол №1
«География» (8 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «География» iconПротокол №1
«География» (9 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «География» iconРабочая программа курса «География. Экономическая и социальная география мира»
Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, утвержденного...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «География» iconРабочая программа к учебному курсу «Немецкий язык»
«Немецкий язык» для 10-11 классов разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «География» iconРабочая программа по учебному предмету «обществознание» основного...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «География» iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету, разработана на основе: Приказа
Рабочая программа по учебному предмету, разработана на основе: Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск