Скачать 0.89 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА среднего (полного) общего образования по учебному предмету «География» Базовый уровень (в соответствии с ФК ГОС) Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии (базовый уровень) и примерной программы для среднего ( полного) общего образования по географии (базовый уровень) Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», и в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004г.) Использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10-11 класса при организации изучения предмета на базовом уровне). Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей. Программа рассчитана на изучение курса в 10-11 классах . Базовый уровень предусматривает изучение географии в 10 – 11 классах по одному часу в неделю, 68 часов в течение двух лет обучения. Для базового уровня тематическое планирование составлено к учебнику В. П. Максаковского . Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы. Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал (см. табл.). При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. Изменения, внесенные в программу: Добавлен раздел «Регионы и страны мира. Понятие о географическом регионе (1 ч)», так как он предусмотрен примерной программой. За счет этого сокращена тема «ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА». Сокращено количество часов на темы: «ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ», «СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА», «ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА», так как в авторской программе не предусмотрено изучение раздела «Россия в современном мире», изучение которого предусматривается в Стандартах и примерной программе. На этот раздел выделено 3 часа, что меньше чем в примерной программе, так как в основных разделах общей географии в 10 классе, вопросы о России рассматривались в темах «Политическая карта мира», «ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА», «ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА». Цели и задачи курса : Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: - освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; - овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; - воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде; - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. Используемый УМК:
Организация образовательного процесса: В данной программе используются следующие педагогические технологии: 1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы. 2. Технология проектной деятельности. 3. Технология личностно-ориентированного обучения. 4. Новые информационные технологии. 5. Нетрадиционные формы организации уроков. 6. Различные источники географической информации. Формы текущего и итогового контроля (поурочный, тематический, итоговый). Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: - предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика. - текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными. - итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа. Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003. СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Раздела 1. Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа). Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. Практические работы Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме. Тема 2. География мировых природных ресурсов (5 часов) Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. Практические работы Оценка ресурсообеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. Тема 3. География населения мира (6 часов). Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ. Состав и структура населения. География религий мира. ОСНОВНЫЕ ОЧАГИ ЭТНИЧЕСКИХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения. Практические работы Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 часа). Научно-техническая революция. Ее составные части и черты. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство в эпоху НТР. Отраслевая и территориальная структура хозяйства стран разного типа. Региональная политика стран . Факторы размещения и их роль в современном хозяйстве. Международная экономическая интеграция. Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (11 часов). Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны - экспортеры основных видов продукции. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. Практические работы Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. Раздел 2. Регионы и страны мира (26 часов) Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда. Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). Понятие о географическом регионе. Различные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. Тема 6. Зарубежная Европа (7 часов) Страны и народы зарубежной Европы. Географические особенности стран и народов Северной, Восточной и Южной Европы. Сравнительные географические характеристики отдельных европейских стран ЕС и значение этой интеграционной группировки в развитии европейских стран. Тема 7. Зарубежная Азия . Австралия. ( 9 часов) Страны и народы зарубежной Азии. Географические особенности стран и народов Юго-Западной, Южной, Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Страны и народы Австралии и Океании. Страны члены ОПЕК, АТЭС и АСЕАН. Тема 8. Африка (3 часа) Страны и народы Африки. Особенности и географические различия в жизни и населении различных стран Африки. ОАЭ. ЮАР. Тема 9. Северная Америка(4часа) Страны и народы Северной Америки. Качество жизни населения. Хозяйственные связи региона. НАФТА. Тема 10. Латинская Америка( 3 часа) Страны и народы Латинской Америки. Природные и хозяйственные особенности Бразилии и Аргентины. ЛАИ.. Практические работы Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики. Раздел 3. Россия в современном мире (3часа) Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. Практические работы Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции. Раздел.4 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (3 часа) Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТСТАЛОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества. Практические работы Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций. |
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы) | Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана на основании авторской программы под редакцией В. В. Климанова, О.... | ||
Данная рабочая программа составлена на основании: Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным... | Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Данная программа опубликована в учебном издании «Примерная... | ||
«География» (8 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | «География» (9 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | ||
Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, утвержденного... | «Немецкий язык» для 10-11 классов разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... | ||
Рабочая программа по учебному предмету, разработана на основе: Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |