№
урока
| тема урока
| дата
| основное содержание
по темам
| характеристика основных видов деятельности ученика (УУД)
| оборудование
| домашнее
задание
|
План
| факт
|
| Введение. /1 ч/
Зачем нам география и как мы будем ее изучать
|
|
|
Предмет и задачи географии.
Система географических наук.
Географические объекты, явления и процессы.
Зачем человеку нужна география.
Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.
Источники географической информации и работа с ними.
|
Определять понятие «география»
Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты
Различать природные и антропогенные географические объекты
Осознавать роль географии в познании окружающего мира
|
учебник
тетрадь
атлас
контурная карта
понятийный аппарат
презентации
дополнительная литература
|
§1
|
Раздел 1. На какой Земле мы живем/4 ч/
|
2.
| Как люди открывали Землю
|
|
| развитие географических знаний о Земле
представление о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян.
появление географических карт.
Путешествие А.Никитана
Викинги
Путешествия Марко Поло.
| Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.
Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий А.Никитина, Марко Поло, Васко да Гама, X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев, Дж. Кука, А. Тасмана, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.
Наносить на контурную карту маршруты путешествий.
Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках.
Обсуждать значение географических открытий.
Определять роль результатов выдающихся географических открытий.
Готовить и делать сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности.
| учебник
тетрадь
презентация
книга В.Усачёва «Весёлая География»
географическая карта
атлас
контурная карта
портреты путешественников
книги А.Никитина «Хождение за три моря» и М.Поло
| §2
работа с дополнительной литературой
Контурная карта
|
3.
| Как люди открывали Землю
|
|
| Открытие Нового Света Х. Колумбом.
Васко да Гама и открытие морского пути в Индию.
Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк.
Значение великих географических открытий.
| учебник
тетрадь
атлас
контурная карта
портреты путешественников
презентация
дополнительная литература
Карта «Великие географические открытия»
| §3
|
4.
| География сегодня
|
|
|
| §4
|
Раздел 2. Планета Земля /4 ч/
|
5.
| Мы во вселенной.
|
|
| Земля – часть Вселенной (космоса).
Состав Вселенной.
Галактики.
Млечный Путь.
Световой год как единица измерения расстояния во Вселенной
Високосный год
Навигационные звёзды и созвездия.
Выполнение практической работы «Способы ориентирования по звездам» или экскурсия в планетарий, обсерваторию.
| Составлять «космический адрес» планеты Земля.
Находить и показывать на звёздном небе Большую и Малую Медведицу, Полярную звезду.
Определять стороны горизонта по Полярной звезде.
| учебник
тетрадь
понятийный аппарат
презентации
схемы «Строение Вселенной», «Галактика Млечный Путь»
| §5
|
6.
| Движения Земли
|
|
| Осевое вращение Земли. Обращение Земли вокруг Солнца.
Географические следствия движения Земли.
Сутки и часовые пояса.
Смена времён года.
Тропики, Полярные круги, Полюса Земли.
Пояса освещённости.
| Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите.
Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.
Составлять и анализировать:
схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»
схему орбитального движения Земли и объяснять смену времен года.
| учебник
тетрадь физическая карта полушарий
атлас
контурная карта
цветные карандаши
презентации
| §56
|
7.
| Солнечный свет на земле
|
|
| Общие черты сходства и различия планет Солнечной системы.
Уникальность Земли как планеты.
| Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.
Выделять существенные признаки Земли как планеты.
Сравнивать планеты-гиганты и планеты земной группы.
| учебник
тетрадь
понятийный аппарат
презентации
схемы «Строение Вселенной», «Галактика Млечный Путь»
| §7
|
8.
| Обобщение по теме «Планета Земля»
|
|
|
|
| | Повтор темы
|
Раздел 3. План и карта /11 ч/
|
9.
| Ориентирование на земной поверхности.
|
|
| Ориентирование и его способы.
Компас.
Определение сторон горизонта и расстояний на местности.
Азимут
| Определять:
понятия: «ориентирование», «компас», «стороны горизонта», «азимут»
направления сторон горизонта по компасу, солнцу, местным признакам;
расстояния с помощью шагов;
углы с помощью транспортира.
Уметь ориентироваться на местности
|
| §8
|
10.11
| Земная поверхность на плане и карте (2)
|
|
| Виды изображения земной поверхности на плоскости: план и карты, атласы, аэрокосмические снимки.
| Распознавать различные виды изображений земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты.
| Физическая карта полушарий,
план местности,
глобус,
атлас,
аэрофотоснимок
фотографии местности
| §9, 10
|
12
| Определение сторон горизонта
|
|
| .
| Решение практических и познавательных задач
| Физическая карта полушарий,
| §11
|
13.
| Географическая карта
|
|
| Географическая карта – особый источник информации.
Отличия карты от плана, разнообразие карт, легенды карт.
Значение карт в жизни человека
Ориентирование и измерение расстояний по карте.
| Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике.
Классифицировать (с заданному признаку: масштабу, содержанию и охвату территории.
Выявлять различия карт в зависимости от их содержания и площади изображаемой территории истематизировать) карты по
| Физическая карта полушарий,
| §12
|
14,15
| Градусная сетка.
|
|
| Географическая широта и географическая долгота, способы их определения.
Измерение расстояний с помощью градусной сетки.
| Объяснять назначение градусной сетки.
Определять географические координаты объектов на карте и находить объекты по их координатам.
Обозначать местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам
Определять расстояния между географическими объектами с помощью градусной сетки в процессе решения практическихкоординатам.
Обозначать местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам
Определять расстояния между географическими объектами с помощью градусной сетки в процессе решения практических и познавательных задач и познавательных
| Физическая карта полушарий,
Атлас
Контурная карта
Тетрадь
Учебник
| 13
|
16.
| Составление простейшего плана местности
|
|
| Выполнение практической работы «Составление плана местности».
| Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейший план небольшого участка местности способом глазомерной съемки
|
| План местности
|
17,18.
| Географические координаты.
|
|
| Выполнение практической работы «Определение географических координат и расстояний с помощью градусной сетки».
|
|
| §14,15
|
19
| Обобщение по теме «План и карта»
|
|
|
|
|
| Повтор темы
|
Раздел 4.Человек на Земле /4ч/
|
20
| Как люди заселяли Землю
|
|
| Основные пути расселения древнего человека.
Особенности расового и этнического состава населения.
Внешние признаки людей различных рас.
| Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле, регионов проживания представителей различных рас
|
|
|
21,22
| Расы и народы
|
|
| 1Основные пути расселения древнего человека.
2Особенности расового и этнического состава населения.
Внешние признаки людей различных рас.
|
|
|
| §18, 19
|
23
| Обобщение по теме «Человек на Земле»
|
|
|
|
|
|
|
|
25.
| Разнообразие горных пород.
|
|
| Классификация горных пород по происхождению.
Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства.
Полезные ископаемые
| Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.
Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород
|
| §21
|
26,27.
| Движения земной коры.(2).
|
|
| Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли.
Землетрясения.
| Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма.
Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли.
Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений
Определять географические координаты вулканов
|
| §22, 23
|
27.28
| Рельефа Земли.
Равнины.Горы (2)
|
|
| Рельеф и формы рельефа.
Причины разнообразия рельефа.
.
| Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа
Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа.
Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения.
|
| §24
|
§25
|
29,30
| Литосфера и человек
|
|
| Опасные явления (землетрясения, оползни, обвалы), методы борьбы с ними; правила обеспечения личной безопасности.
Особенности хозяйственного использования горных районов, причины их слабой заселенности и освоенности.
Способы добычи полезных ископаемых и их последствия.
Воздействие человека на рельеф; антропогенные формы рельефа
| Сравнивать физическую карту и карту плотности населения с целью установления воздействия рельефа на расселение.
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об особенностях жизни людей и ведения хозяйства в горах и на равнинах.
Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность
| Физическая карта полушарий
Карта плотности населения
Атлас
| §27
|
31
| Выполнение практического задания
|
|
|
|
|
|
|
32.
| Итоговый урок по разделу 4. «Земная кора».
|
|
|
|
|
|
|
33,34
| Обобщение по теме «Планета Земля»
|
|
|
|
|
| Повтор темы
|