ОТЧЕТ О СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
«МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Исполнитель: д.социол.н., проф., директор Центра социологических и маркетинговых исследований Гуманитарного университета Е.А.Шуклина
Гуманитарный университет
Центр социологических и маркетинговых исследований
СОДЕРЖАНИЕ
I. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
| 3-9
| II. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
| 10-43
| III.ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
| 44-52
| IV.ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К РЕЗУЛЬТАТУ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
| 53-65
| V.РОДИТЕЛИ ОБ ОТНОШЕНИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛУГАМ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СПО, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
| 66-70
| VI.УЧАЩИЕСЯ И ИХ РОДИТЕЛИ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СПО, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
| 71-78
| VII. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
| 79-82
| VIII. ПРИЛОЖЕНИЕ 82-98
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Реализация мониторинга качества образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования (СПО), подведомственных Министерству культуры и туризма Свердловской области, представляет собой комплексную проблему. Для ее решения необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Прежде всего, тот факт, что реализация образовательной услуги учреждений СПО представляет собой процесс взаимодействия социальных общностей, прямо или косвенно включенных в образовательный процесс: студентов, преподавателей, представителей менеджмента образовательных учреждений, управленчески воздействующих на ее организацию и реализацию, а также родителей студентов и учащихся, получающих дополнительные образовательные услуги, оказываемые образовательными учреждениями. Именно поэтому мониторинг предполагает сбор и сопоставление информации от максимально возможного числа субъектов, включенных в образовательный процесс, и по разным аспектам их взаимодействия: социально-профессиональным, социокультурным, социально-педагогическим, социально-психологическим, методическим, материально-техническим, информационно-технологическим и т.д.
Функция образовательной услуги заключается в удовлетворении потребности личности (социальной группы) в профессиональном образовании, овладении основами профессиональной культуры, получении практических навыков профессиональной деятельности, формировании общей культуры, переобучении, повышении квалификации. Социальными последствиями реализации образовательных услуг становится удовлетворение потребности общества в воспроизводстве социальной структуры, посредством подготовки специалистов соответствующей квалификации, изменение социокультурной ситуации в обществе в целом, развитие культурного потенциала страны.
На уровне образовательного учреждения образовательная услуга СПО может быть рассмотрена как определенный продукт, который представляет собой комплекс образовательной программы и ее педагогического, материально-технического и организационно- управленческого сопровождения, составляющих необходимые условия ее реализации.
На уровне социума в целом специфика образовательной услуги учреждений СПО заключает в том, что она является не только средством трансляции духовных ценностей, но и частью духовного производства. Поскольку образовательная услуга может рассматриваться как общественное благо, то социальным эффектом ее реализации выступает воспроизводство человеческого капитала.
Изучение социальной эффективности образовательной услуги заключается не только в выявлении степени удовлетворенности непосредственного потребителя (личности, отдельных социальных групп) качеством образовательной услуги, но и в отслеживании широких социальных и социокультурных эффектов от реализации образовательных услуг на уровне региона, общества.
Еще одной особенностью образовательной услуги является то, что она, формируя определенные социальные и социально-профессиональные качества личности, создает культурный потенциал, задающий общую направленность ее профессиональной и творческой деятельности. Полученный результат в образовательном учреждении результат может иметь отложенный характер и проявляться не сразу, а через определенное время, когда потребитель будет реализовывать свой потенциал уже за пределами образовательного учреждения.
Важной составляющей и необходимым условием реализации образовательной услуги являются субъективные (потребностно-мотивационые и ценностно-нормативные) характеристики учащихся и преподавателей, они определяют эффективность их сотворчества в сфере образования и профессионального становления. Именно поэтому мониторинг ориентирован на сбор информации субъективного плана: мотивов, оценок, настроений, ожиданий и т.д., сопровождающих образовательный процесс.
Образовательная услуга является протяженной во времени, проходя разные стадии жизненного цикла, она для одних и тех же потребителей может иметь в разные периоды времени разное качество, в большей или меньшей степени удовлетворяя их образовательные потребности. Будучи реализована во времени, образовательная услуга должна быть исследована в рамках мониторинга с точки зрения качества целей, средств, процесса и результата. Изучение представлений различных социальных групп, включенных в образовательную деятельность, об этих составляющих позволят получить всестороннюю и комплексную картину эффективности реализации образовательной услуги на уровне образовательного учреждения.
Говоря о значении и применимости результатов мониторинга, необходимо отметить, что основной его функцией является создание информационной базы для принятия управленческих решений в сфере управления качеством образовательных услуг. Причем полученные данные могут быть использованы как на уровне министерства, так и на уровне отдельного образовательного учреждения, отслеживающего результативность своей работы. Процедуры сравнения отдельных образовательных учреждений между собой позволят увидеть как системные проблемы, так и отдельные упущения в области менеджмента, финансирования, продвижения и регулирования рынка образовательных услуг СПО.
Понимая стоящие перед исследователем сложности, укажем еще на одну проблему методологического свойства, которая возникает при определении понятий «качество (эффективность) образовательной услуги» и «качество образования». Присоединяясь к позиции целого ряда исследователей, мы будем рассматривать понятие «качество образования» как более широкое, распространяющееся как на микроуровень личности, мезо-уровень социальной группы и организации, макроуровень общества в целом. Понятие «качество образовательной услуги» - менее абстрактно, более инструментально и характеризует, как правило, деятельность образовательного учреждения и эффективность образовательной деятельности обучающихся в нем.
Именно поэтому методологически сложный и трудоемкий процесс исследования глобальных социальных и социокультурных эффектов, заключающихся а анализе воспроизводства социальной структуры, характеристике уровня кадровой обеспеченности региона выпускниками-специалистами в сфере культуры и качества этих специалистов, а также в анализе социальных эффектов культурного воспроизводства, являющихся результатов их профессиональной деятельности, остаются за бортом мониторинга, относясь к сфере качества образования как системы и социального института.
Целью нашего исследования является оценка потребителями качества образовательных услуг учреждений СПО, подведомственных Министерству культуры и туризма Свердловской области.
Задачами исследования
Выявить отношение студентов музыкальных и художественных колледжей, подведомственных Министерству культуры и туризма Свердловской области, к условиям реализации образовательной услуги:
качеству преподавания;
характеру социально-педагогического взаимодействия;
организации учебного процесса, практики, концертной (выставочной) деятельности;
социально-психологическим условиям взаимодействия в учебном коллективе, группе;
методической, материально-технической, информационно-технологической обеспеченности учебного процесса;
санитарно-гигиеническим условиям образовательного учреждения.
Охарактеризовать отношение студентов колледжей к процессу реализации образовательной услуги:
удовлетворенность процессом обучения;
динамику интереса к образовательной деятельности за время обучения и факторам, обусловливающим этот процесс;
оценку уровня освоения дисциплин разного профиля.
Определить отношение студентов к результату реализации образовательной услуги:
самооценку уровня профессиональной подготовки в образовательном учреждении;
самооценку характера профессионального самоопределения и становления;
удовлетворенность студентов получением профессионального образования; обучением по выбранной специальности; обучением в данном образовательном учреждении.
Изучить отношение родителей к качеству дополнительных образовательных услуг, которые получают их дети в образовательном учреждении СПО.
Выявить мнения представителей администрации образовательных учреждений СПО, подведомственных министерству культуры и туризма Свердловской области, о проблемах обеспечения качества образовательных услуг.
Объектом исследования были студенты образовательных учреждений СПО, подведомственных министерству культуры и туризма Свердловской области; родители учащихся, получающих дополнительные образовательные услуги в данных колледжах; директора и завучи колледжей.
В исследовании реализована стратифицированная выборка с пропорциональным размещением. Количество опрошенных студентов из каждого колледжа было пропорциональным общему числу обучающихся в данных образовательных учреждениях. Объем выборки 833 студентов.
Кроме того, были опрошены дети, получающие дополнительные образовательные услуги в Свердловском музыкальном училище им. П.И.Чайковского, и их родители. Опрашивались учащиеся старших классов музыкальной школы (29 чел.), и родители учащихся младших классов (19 чел.). В целом они репрезентируют 50% от годового объема государственной услуги по программе дополнительного образования для детей.
Были опрошены также родители учащихся, получающих в колледжах среднее (полное) общее образование, всего 67 чел.
Структурные характеристики выборочной совокупности, показывающие распределение по образовательным учреждениям, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Структура выборочной совокупности
Средние профессиональные образовательные учреждения культуры и искусства
| Чел.
| %
| Нижнетагильский колледж искусств
| 101
| 12,2
| Уральский музыкальный колледж
| 50
| 5,8
| Свердловское музыкальное училище им. П.И.Чайковского
| 150
| 18,2
| Свердловский колледж искусств и культуры
| 190
| 23,2
| Свердловский мужской хоровой колледж
| 46
| 5,4
| Асбестовский колледж искусств
| 84
| 10,1
| Краснотурьинский колледж искусств
| 116
| 14,0
| Свердловское художественное училище им. И.Д.Шадра
| 96
| 11,1
| Итого
| 838
| 100,0
| Структура выборочной совокупности по критерию «специальность обучения» показана в таблице 2.
Таблица 2
Распределение респондентов по специальностям
Специальности
| Чел.
| %
| Эстрадный вокал
| 21
| 2,5
| Теоретическое отделение
| 23
| 2,7
| Актер театра и кино
| 33
| 4,0
| Отделение фортепиано
| 67
| 8,2
| Струнное отделение
| 57
| 6,9
| Хоровое дирижирование
| 111
| 13,6
| Отделение духовых и ударных инструментов
| 49
| 6,0
| Отделение народных инструментов
| 84
| 10,3
| Академический вокал
| 39
| 4,7
| Сольное народное пение
| 6
| 0,5
| МИЭ
| 47
| 5,7
| Цирковое искусство
| 21
| 2,5
| Хореографическое творчество
| 57
| 6,9
| Постановка театрализованных представлений
| 4
| 0,3
| Организация культурно-досуговой деятельности
| 33
| 4,0
| Библиотековедение
| 11
| 1,2
| Звукорежиссирование
| 15
| 1,7
| Народное художественное творчество
| 7
| 0,7
| Дизайн
| 76
| 9,3
| Живопись
| 14
| 1,7
| Декоративно-прикладное искусство
| 5
| 0,3
| Живописец педагог
| 38
| 4,6
| Художник театра
| 15
| 1,7
| Итого
| 833
| 100,0
|
Распределение студентов колледжей по курсу обучения дано в таблице 3.
Таблица 3
Распределение респондентов по курсам обучения
Курс обучения
| %
| Первый
| 29,8
| Второй
| 28,5
| Третий
| 20,0
| Четвертый
| 19,7
| Итого
| 100,0
| Дифференциация выборочной совокупности по полу показана в таблице 4.
Таблица 4
Распределение респондентов по полу
Курс обучения
| Чел.
| %
| Мужской
| 263
| 31,5
| Женский
| 570
| 68,5
| Итого
| 833
| 100,0
| |