Характеристики учебных занятий


Скачать 174.54 Kb.
НазваниеХарактеристики учебных занятий
ТипДокументы
Зарегистрирована в составе

учебного плана __13\2872\1

«__22___» _____04_____ 2015

Зам начальника УОП

(ГригорьеваИ.В.)

Санкт-Петербургский государственный университет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

_______________________________________________________________

учебной дисциплины

Конфигуративные методы анализа политических процессов
Configurational Methods for Analysis of Political Processes

Язык(и) обучения

русский


Трудоёмкость (границы трудоёмкости) в зачетных единицах: 7

Регистрационный номер рабочей программы:044728
Санкт-Петербург

2013

Раздел 1. Характеристики учебных занятий

1.1. Цели и задачи учебных занятий
Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов навыков использования современных конфигуративных методов в исследовании политических процессов.
Задачи курса:

  • раскрыть проблему соотношения качественных и количественных методов в исследовании политических процессов;

  • изучить возможные подходы к разрешению проблемы соотношения качественных и количественных методов исследования политических процессов;

  • рассмотреть возможности булевой алгебры в исследовании политических процессов;

  • изучить алгоритм использования булевой алгебры в политологии;

  • рассмотреть возможности логики нечетких множеств в исследовании политических процессов;

  • изучить алгоритм использования логики нечетких множеств в политологии;

  • научить пользоваться компьютерной программой конфигуративных методов исследования.


1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Для успешного освоения курса аспиранты должны знать материал следующих учебных дисциплин: «Компьютерные технологии в политической науке», «Сравнительная политология» и «Основы логики».


1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)
Данный курс (совместно с другими дисциплинами) способствует формированию следующих компетенций:

  • ОКА-1 готовность применять научный подход в своей профессиональной

деятельности, разделять ценности научно-педагогического сообщества;

  • ОКА-2 готовность работать с текстами профессиональной направленности и

сообщать о результатах своей учебной и научной работы на английском/иностранном и русском языках;

  • Умение применять специализированные программы конфигуративных методов в научной деятельности.


1.4. Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий
В качестве основных активных и интерактивных форм проведения практических занятий используются семинары и практические занятия.
В рамках курса предусмотрено четыре семинара и пять практических занятий


Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
2.1.1 Основной курс



Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Период обучения (модуль)

Контактная работа обучающегося с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические занятия

лабораторные работы

контрольные работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная аттестация

итоговая аттестация

под руководством преподавателя

в присутствии преподавателя

сам. раб. с использованием методических материалов

текущий контроль (сам. раб.)

промежуточная аттестация

(сам. раб.)

итоговая аттестация (сам. раб.)







ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

2-й год обучения

16

6




14

























216










20

2

15-30

15-30











































Итого

16

6




14

























216










20

2



Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации

Период обучения (модуль)

Формы текущего контроля

успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации

(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

Второй год обучения




зачет






2.2. Структура и содержание учебных занятий

Специальный курс Основная траектория Очная форма обучения
Период обучения (модуль): 2-й год обучения





п/п

Наименование темы (раздела, части)

Вид учебных занятий

Количество часов

1

Проблема соотношения количественных и качественных методов научного исследования и ее разрешение в конфигуративных методах анализа

лекции

2

семинары/практические занятия

2/0

2

Алгоритм использования булевой алгебры и ее возможности в исследовании политических процессов

лекции

4

семинары/практические занятия

2/2

3

Алгоритм использования логики нечетких множеств и ее возможности в исследовании политических процессов

лекции

4

семинары/практические занятия

2/2

4

Специализированная программ конфигуративных методов QCA-fs и ее основные возможности

лекции

2

практические занятия

4

5

Эмпирические данные и их преобразование в конфигуративных методах. Ввод данных в программу.

лекции

2

практические занятия

4

6

Анализ эмпирических данных.

лекции

2

практические занятия

2



Тема 1. Проблема соотношения количественных и качественных методов научного исследования и ее разрешение в конфигуративных методах анализа

Содержание "Q v Q-дискуссии". Крайности позитивизма и сциентизма в сравнительной политологии. Возможности моделей. Основания сравнимости моделей. Возможности и границы математической обработки моделей в политологическом исследовании, математических методов в сравнительной политологии. Трудности математизации политических процессов. Метрические и неметрические шкалы. Крайности критики сциентизма. Качественный анализ категориальных переменных. Количественная и качественная точность исследования. Теория и качественные и количественные методы. Возможности феноменологической, феминистской, этнометодологической, деконструктивистской ориентации в сравнительной политологии. Этапы сравнительного исследования и проблема качественной и количественной методологий. Историческое сравнение, "case" ориентированное сравнение, булева алгебра. Возможности сочетания качественной и количественной методологий. Конфигуративные методы анализа: культуры, антропологии, поведения. Понятие конфигурации. Специфический способ конфигурации в интерпретации Чарльза Рейджина. Булева алгебра. Логика нечетких множеств. Кейс-ориентированное исследование как подход.
Семинар: Понятие конфигуративных методов анализа

  1. Предпосылки конфигуративных методов исследования в политологии.

  2. История возникновения интереса к конфигуративным методам.

  3. Ограничиваются ли конфигуративные методы логикой?



Тема 2. Алгоритм использования булевой алгебры и ее возможности в исследовании политических процессов
Содержание булевой алгебры. Использование булевой алгебры как средства анализа категориальных данных. Булева техника. Построение таблицы истинности и ее использование для дальнейшего анализа. Правила булевой техники. Возможности булевой алгебры в политологии, Примеры использования: проверка Роккана; изучение условий демократии в межвоенный период; исследование государств всеобщего благосостояния.
Семинар: Чарльз Рейджин о возможностях булевой алгебры в сравнительных исследованиях.

Практическое занятие: Построение таблиц истинности.
Тема 3. Алгоритм использования логики нечетких множеств и ее возможности в исследовании политических процессов
Смысл логики нечетких множеств как метода анализа. Четкие и нечеткие множества. Оценивание принадлежности к множеству. Шкалы оценок. Операции логики нечетких множеств: отрицание, сложение, умножение. Таблица истинности и ее значение в логике нечетких множеств. Исследование условий. Решение. Состоятельность решения. Соответствие решения. Примеры использования в политологии.
Семинар: Логика нечетких множеств и измерение принадлежности.

Практическое занятие: Оценивание принадлежности к множеству.


Тема 4. Специализированная программ конфигуративных методов QCA-fs и ее основные возможности

Интерфейс программы. Опции: файл, анализ, графы, окно. Задачи булевой алгебры и логики нечетких множеств. Ограничения программы. Последовательность действий в программе.

Практическое занятие: Изучение интерфейса программы.

Практическое занятие: Соотношение опций булевой алгебры и логики нечетких множеств.


Тема 5. Эмпирические данные и их преобразование в конфигуративных методах. Ввод данных в программу.

Характер и виды эмпирических данных. Возможность преобразования эмпирических данных в логике булевой алгебры. Шкалы для перевода данных в логике нечетких множеств. Ошибки трансформации данных.

Практическое занятие: Преобразование метрических данных в неметрические.

Практическое занятие: Ввод данных в программу.
Тема 6. Анализ эмпирических данных.

Составление программы исследования и концептуальная подготовка к анализу эмпирических данных в конфигуративных методах. Конфигуративный типологический анализ. Анализ необходимых и достаточных условий. Анализ состоятельности и соответствия решений в логике нечетких множеств.

Практическое занятие: Составление алгоритма анализа эмпирических данных с использованием программы конфигуративных методов.


Раздел 3. Обеспечение учебных занятий
3.1. Методическое обеспечение
К методическому обеспечению аудиторной работы относятся:

  • Электронные варианты статей по использованию конфигуративных методов в политологии.

  • Электронные демонстрационные материалы (презентации) по конфигуративному анализу.

  • Руководство к использованию программы QCA-fs - Качественный сравнительный анализ.



3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины
К методическим указаниям по освоению дисциплины относится рабочая программа учебной дисциплины.

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы
К методическому обеспечению самостоятельной работы относятся:

  • Подбор учебных материалов по курсу.

  • Просмотр видеолекций по тематике курса.


3.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания
Показателями, характеризующими текущую учебную работу студентов, являются:

  • посещаемость занятий и активность работы на занятиях;

  • оценка выполнения практических заданий;

  • оценка активности на семинарах.


Промежуточная аттестация студентов осуществляется в виде зачета. Зачет проводится в устной форме по билетам. Билет включает в себя два вопроса (См.: пункт 3.1.4).

Критерии оценки ответа студента на зачете.
Ответ студента на зачете оценивается преподавателем оценками «зачет» и «не зачет».
Оценка «зачет».

  • обнаружено знание профессиональных терминов, понятий, связанных с конфигуративным методом;

  • выдвигаемые положения обоснованы, приведены убедительные примеры;

  • сделаны содержательные выводы;

  • продемонстрировано умение использовать специализированную программу.


Оценка «не зачет».

  • не раскрыты понятия конфигуративного метода;

  • ответ содержит ряд серьезных неточностей;

  • выводы поверхностны или неверны;

  • не продемонстрировано умение использовать специализированную программу.



3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)

Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации включают в себя примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Конфигуративные методы анализа политических процессов» и примерный перечень вопросов по данному предмету, который может быть включен в программу итогового государственного экзамена по ООП.

Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Группы интересов и политические режимы».

  1. Содержание "Q v Q-дискуссии".

  2. Крайности позитивизма и сциентизма в политологии.

  3. Возможности моделей. Основания сравнимости моделей.

  4. Возможности и границы математической обработки моделей в политологическом исследовании.

  5. Трудности математизации политических процессов.

  6. Метрические и неметрические шкалы.

  7. Крайности критики сциентизма.

  8. Качественный анализ категориальных переменных.

  9. Количественная и качественная точность исследования.

  10. Теория и качественные и количественные методы.

  11. Возможности феноменологической, феминистской, этнометодологической, деконструктивистской ориентации в политологии.

  12. Этапы сравнительного исследования и проблема качественной и количественной методологий.

  13. Историческое сравнение, "case" ориентированное сравнение, булева алгебра.

  14. Возможности сочетания качественной и количественной методологий.

  15. Конфигуративные методы анализа: культуры, антропологии, поведения.

  16. Понятие конфигурации.

  17. Специфический способ конфигурации в интерпретации Чарльза Рейджина.

  18. Булева алгебра.

  19. Логика нечетких множеств.

  20. Кейс-ориентированное исследование как подход.

  21. Содержание булевой алгебры.

  22. Использование булевой алгебры как средства анализа категориальных данных.

  23. Булева техника.

  24. Построение таблицы истинности и ее использование для дальнейшего анализа.

  25. Правила булевой техники.

  26. Возможности булевой алгебры в политологии.

  27. Смысл логики нечетких множеств как метода анализа.

  28. Четкие и нечеткие множества.

  29. Оценивание принадлежности к множеству.

  30. Шкалы оценок.

  31. Операции логики нечетких множеств: отрицание, сложение, умножение.

  32. Таблица истинности и ее значение в логике нечетких множеств.

  33. Исследование условий.

  34. Решение.

  35. Состоятельность решения.

  36. Соответствие решения.

3.1.5 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса
Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса включают в себя анкету-отзыв на дисциплину «Конфигуративные методы анализа политических процессов».
Анкета-отзыв на дисциплину «Конфигуративные методы анализа политических процессов».
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по дисциплине «Конфигуративные методы анализа политических процессов». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу проставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.


  1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________


  1. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________


  1. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных практических заданий?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________


  1. Какую из тем курса Вы считаете наиболее ценной, с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?


Комментарий______________________________________________


  1. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?


Комментарий______________________________________________
СПАСИБО!

3.2. Кадровое обеспечение
3.2.1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

В соответствии с требованиями Образовательного стандарта СПбГУ по уровню образования аспирантуры.

3.2.2 Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Не требуется.

3.3. Материально-техническое обеспечение
3.3.1 Характеристики аудитория (помещений, мест) для проведения занятий
Стандартно оборудованные учебные аудитории.

3.3.2 Характеристики аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования
Мультимедийный проектор, настенный экран.

Оборудование рабочего места преподавателя: компьютер со стандартным программным обеспечением.
3.3.3 Характеристики специализированного оборудования

Не требуется.

3.3.4. Характеристики специализированного программного обеспечения

Специализированная программа «QCA-fs - Качественного сравнительного анализа»


3.3.5 Перечень и объемы требуемых расходных материалов

Бумага.


3.4. Информационное обеспечение

3.4.1 Список обязательной литературы

Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии. СПб., 1999.

Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. М., 2002.

Сморгунов Л.В. Проблема методологического синтеза в современной сравнительной политологии // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2011. Вып. 1. С. 76-85.

Сетевой анализ публичной политики /под ред. Сморгунова Л.В. М.: РГ-Пресс, 2013.

Configurational Comparative Methods: Qualitative Comparative Analysis (QCA) and Related techniques / Ed. by Rihoux B., Ragin Ch. L et al., Sage, 2009.

3.4.2 Список дополнительной литературы
Короткова Н.В. Г.Д.Лассуэлл. Методология исследования проблем политики // Политическая наука. 2000. № 4.

Силов В.Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке в политике, макроэкономике, социологии, менеджменте, медицине, экологии. М.: ИНПРОРЕС, 1995

The SAGE Handbook of Innovation in Social Research Methods / Ed. by Malcolm Williams,W Paul Vogt. L et al., Sage, 2011, 664 p.

3.4.3 Перечень иных информационных источников


  1. Сайт Аризонского университета, США – http://www.u.arizona.edu/~cragin/fsQCA/software.shtml

  2. Benoît Rihoux. Configurational Comparative Methods: QCA and fuzzy sets (videolecture) - http://videolectures.net/ssmt09_rihoux_qcafs/

  3. What is Qualitative Comparative Analysis? by Wendy Olsen - https://www.youtube.com/watch?v=q917kpR9iGM

  4. What is Fuzzy Set Analysis? by Wendy Olsen - www.youtube.com/watch?v=j-OUx6LHWTs

  5. Qualitative Comparative Analysis by Dr. Ann Doucette - www.youtube.com/watch?v=H9pxWNQN6po



Раздел 4. Разработчики программы
Сморгунов Леонид Владимирович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой политического управления факультета политологии СПбГУ.

Похожие:

Характеристики учебных занятий iconХарактеристики учебных занятий
Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов представления о взаимозависимости между деятельностью групп интересов...

Характеристики учебных занятий iconХарактеристики учебных занятий
Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов знаний и навыков, связанных с процессом формирования публичных ценностей...

Характеристики учебных занятий iconМетодические рекомендации по ведению журнала учебных занятий Великий Новгород
Одной из форм учета работы образовательного учреждения среднего профессионального образования является журнал учебных занятий

Характеристики учебных занятий iconПоложение о порядке посещения учебных занятий Государственного бюджетного...
Положение о посещении учебных занятий участниками образовательных отношений (далее -положение) устанавливает порядок посещения учебных...

Характеристики учебных занятий iconМетодические рекомендации по ведению журналов учета занятий учебных...
Журнал учета занятий учебных групп и коллективов является нормативным финансовым документом

Характеристики учебных занятий iconПравила заполнения и ведения записей в журнале учебных занятий теоретического...
Журнал учебных занятий основной документ учета учебной работы группы и преподавателя, отражающий этапы и результаты фактического...

Характеристики учебных занятий iconИнструкция по пожарной безопасности в мбоу сош №8 г. Туапсе 3
Расписание учебных занятий, факультативных занятий, внеурочной деятельности обучающихся

Характеристики учебных занятий iconМетодические рекомендации по ведению журналов учета занятий кружковой работы р. М. Ирошникова
Журнал учета занятий учебных групп и коллективов является нормативным финансовым документом

Характеристики учебных занятий iconМетодические рекомендации по ведению журналов учета занятий кружковой работы р. М. Ирошникова
Журнал учета занятий учебных групп и коллективов является нормативным финансовым документом

Характеристики учебных занятий iconО свободном посещении занятий студентами очной формы обучения
На факультетах университета существует практика предоставления студентам свободного посещения учебных занятий. С целью упорядочения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск