Зарегистрирована в составе
учебного плана __13\2872\1
«__22___» _____04_____ 2015
Зам начальника УОП
(ГригорьеваИ.В.)
Санкт-Петербургский государственный университет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_______________________________________________________________
| учебной дисциплины
Конфигуративные методы анализа политических процессов Configurational Methods for Analysis of Political Processes
Язык(и) обучения
русский
| Трудоёмкость (границы трудоёмкости) в зачетных единицах: 7
Регистрационный номер рабочей программы:044728 Санкт-Петербург
2013
Раздел 1. Характеристики учебных занятий
1.1. Цели и задачи учебных занятий Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов навыков использования современных конфигуративных методов в исследовании политических процессов. Задачи курса:
раскрыть проблему соотношения качественных и количественных методов в исследовании политических процессов;
изучить возможные подходы к разрешению проблемы соотношения качественных и количественных методов исследования политических процессов;
рассмотреть возможности булевой алгебры в исследовании политических процессов;
изучить алгоритм использования булевой алгебры в политологии;
рассмотреть возможности логики нечетких множеств в исследовании политических процессов;
изучить алгоритм использования логики нечетких множеств в политологии;
научить пользоваться компьютерной программой конфигуративных методов исследования.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты) Для успешного освоения курса аспиранты должны знать материал следующих учебных дисциплин: «Компьютерные технологии в политической науке», «Сравнительная политология» и «Основы логики».
1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes) Данный курс (совместно с другими дисциплинами) способствует формированию следующих компетенций:
ОКА-1 готовность применять научный подход в своей профессиональной
деятельности, разделять ценности научно-педагогического сообщества;
ОКА-2 готовность работать с текстами профессиональной направленности и
сообщать о результатах своей учебной и научной работы на английском/иностранном и русском языках;
Умение применять специализированные программы конфигуративных методов в научной деятельности.
1.4. Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий В качестве основных активных и интерактивных форм проведения практических занятий используются семинары и практические занятия. В рамках курса предусмотрено четыре семинара и пять практических занятий
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий 2.1.1 Основной курс
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
| Период обучения (модуль)
| Контактная работа обучающегося с преподавателем
| Самостоятельная работа
| Объём активных и интерактивных форм учебных занятий
| Трудоёмкость
| лекции
| семинары
| консультации
| практические занятия
| лабораторные работы
| контрольные работы
| коллоквиумы
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| итоговая аттестация
| под руководством преподавателя
| в присутствии преподавателя
| сам. раб. с использованием методических материалов
| текущий контроль (сам. раб.)
| промежуточная аттестация
(сам. раб.)
| итоговая аттестация (сам. раб.)
|
|
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| очная форма обучения
| 2-й год обучения
| 16
| 6
|
| 14
|
|
|
|
|
|
|
|
| 216
|
|
|
| 20
| 2
| 15-30
| 15-30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| 16
| 6
|
| 14
|
|
|
|
|
|
|
|
| 216
|
|
|
| 20
| 2
|
Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации
| Период обучения (модуль)
| Формы текущего контроля
успеваемости
| Виды промежуточной аттестации
| Виды итоговой аттестации
(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| очная форма обучения
| Второй год обучения
|
| зачет
|
|
2.2. Структура и содержание учебных занятий
Специальный курс Основная траектория Очная форма обучения Период обучения (модуль): 2-й год обучения
№
п/п
| Наименование темы (раздела, части)
| Вид учебных занятий
| Количество часов
| 1
| Проблема соотношения количественных и качественных методов научного исследования и ее разрешение в конфигуративных методах анализа
| лекции
| 2
| семинары/практические занятия
| 2/0
| 2
| Алгоритм использования булевой алгебры и ее возможности в исследовании политических процессов
| лекции
| 4
| семинары/практические занятия
| 2/2
| 3
| Алгоритм использования логики нечетких множеств и ее возможности в исследовании политических процессов
| лекции
| 4
| семинары/практические занятия
| 2/2
| 4
| Специализированная программ конфигуративных методов QCA-fs и ее основные возможности
| лекции
| 2
| практические занятия
| 4
| 5
| Эмпирические данные и их преобразование в конфигуративных методах. Ввод данных в программу.
| лекции
| 2
| практические занятия
| 4
| 6
| Анализ эмпирических данных.
| лекции
| 2
| практические занятия
| 2
|
Тема 1. Проблема соотношения количественных и качественных методов научного исследования и ее разрешение в конфигуративных методах анализа
Содержание "Q v Q-дискуссии". Крайности позитивизма и сциентизма в сравнительной политологии. Возможности моделей. Основания сравнимости моделей. Возможности и границы математической обработки моделей в политологическом исследовании, математических методов в сравнительной политологии. Трудности математизации политических процессов. Метрические и неметрические шкалы. Крайности критики сциентизма. Качественный анализ категориальных переменных. Количественная и качественная точность исследования. Теория и качественные и количественные методы. Возможности феноменологической, феминистской, этнометодологической, деконструктивистской ориентации в сравнительной политологии. Этапы сравнительного исследования и проблема качественной и количественной методологий. Историческое сравнение, "case" ориентированное сравнение, булева алгебра. Возможности сочетания качественной и количественной методологий. Конфигуративные методы анализа: культуры, антропологии, поведения. Понятие конфигурации. Специфический способ конфигурации в интерпретации Чарльза Рейджина. Булева алгебра. Логика нечетких множеств. Кейс-ориентированное исследование как подход. Семинар: Понятие конфигуративных методов анализа
Предпосылки конфигуративных методов исследования в политологии.
История возникновения интереса к конфигуративным методам.
Ограничиваются ли конфигуративные методы логикой?
Тема 2. Алгоритм использования булевой алгебры и ее возможности в исследовании политических процессов Содержание булевой алгебры. Использование булевой алгебры как средства анализа категориальных данных. Булева техника. Построение таблицы истинности и ее использование для дальнейшего анализа. Правила булевой техники. Возможности булевой алгебры в политологии, Примеры использования: проверка Роккана; изучение условий демократии в межвоенный период; исследование государств всеобщего благосостояния. Семинар: Чарльз Рейджин о возможностях булевой алгебры в сравнительных исследованиях.
Практическое занятие: Построение таблиц истинности. Тема 3. Алгоритм использования логики нечетких множеств и ее возможности в исследовании политических процессов Смысл логики нечетких множеств как метода анализа. Четкие и нечеткие множества. Оценивание принадлежности к множеству. Шкалы оценок. Операции логики нечетких множеств: отрицание, сложение, умножение. Таблица истинности и ее значение в логике нечетких множеств. Исследование условий. Решение. Состоятельность решения. Соответствие решения. Примеры использования в политологии. Семинар: Логика нечетких множеств и измерение принадлежности.
Практическое занятие: Оценивание принадлежности к множеству.
Тема 4. Специализированная программ конфигуративных методов QCA-fs и ее основные возможности
Интерфейс программы. Опции: файл, анализ, графы, окно. Задачи булевой алгебры и логики нечетких множеств. Ограничения программы. Последовательность действий в программе.
Практическое занятие: Изучение интерфейса программы.
Практическое занятие: Соотношение опций булевой алгебры и логики нечетких множеств.
Тема 5. Эмпирические данные и их преобразование в конфигуративных методах. Ввод данных в программу.
Характер и виды эмпирических данных. Возможность преобразования эмпирических данных в логике булевой алгебры. Шкалы для перевода данных в логике нечетких множеств. Ошибки трансформации данных.
Практическое занятие: Преобразование метрических данных в неметрические.
Практическое занятие: Ввод данных в программу. Тема 6. Анализ эмпирических данных.
Составление программы исследования и концептуальная подготовка к анализу эмпирических данных в конфигуративных методах. Конфигуративный типологический анализ. Анализ необходимых и достаточных условий. Анализ состоятельности и соответствия решений в логике нечетких множеств.
Практическое занятие: Составление алгоритма анализа эмпирических данных с использованием программы конфигуративных методов.
Раздел 3. Обеспечение учебных занятий 3.1. Методическое обеспечение К методическому обеспечению аудиторной работы относятся:
Электронные варианты статей по использованию конфигуративных методов в политологии.
Электронные демонстрационные материалы (презентации) по конфигуративному анализу.
Руководство к использованию программы QCA-fs - Качественный сравнительный анализ.
3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины К методическим указаниям по освоению дисциплины относится рабочая программа учебной дисциплины.
3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы К методическому обеспечению самостоятельной работы относятся:
Подбор учебных материалов по курсу.
Просмотр видеолекций по тематике курса.
3.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания Показателями, характеризующими текущую учебную работу студентов, являются:
посещаемость занятий и активность работы на занятиях;
оценка выполнения практических заданий;
оценка активности на семинарах.
Промежуточная аттестация студентов осуществляется в виде зачета. Зачет проводится в устной форме по билетам. Билет включает в себя два вопроса (См.: пункт 3.1.4).
Критерии оценки ответа студента на зачете. Ответ студента на зачете оценивается преподавателем оценками «зачет» и «не зачет». Оценка «зачет».
обнаружено знание профессиональных терминов, понятий, связанных с конфигуративным методом;
выдвигаемые положения обоснованы, приведены убедительные примеры;
сделаны содержательные выводы;
продемонстрировано умение использовать специализированную программу.
Оценка «не зачет».
не раскрыты понятия конфигуративного метода;
ответ содержит ряд серьезных неточностей;
выводы поверхностны или неверны;
не продемонстрировано умение использовать специализированную программу.
3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)
Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации включают в себя примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Конфигуративные методы анализа политических процессов» и примерный перечень вопросов по данному предмету, который может быть включен в программу итогового государственного экзамена по ООП.
Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Группы интересов и политические режимы».
Содержание "Q v Q-дискуссии".
Крайности позитивизма и сциентизма в политологии.
Возможности моделей. Основания сравнимости моделей.
Возможности и границы математической обработки моделей в политологическом исследовании.
Трудности математизации политических процессов.
Метрические и неметрические шкалы.
Крайности критики сциентизма.
Качественный анализ категориальных переменных.
Количественная и качественная точность исследования.
Теория и качественные и количественные методы.
Возможности феноменологической, феминистской, этнометодологической, деконструктивистской ориентации в политологии.
Этапы сравнительного исследования и проблема качественной и количественной методологий.
Историческое сравнение, "case" ориентированное сравнение, булева алгебра.
Возможности сочетания качественной и количественной методологий.
Конфигуративные методы анализа: культуры, антропологии, поведения.
Понятие конфигурации.
Специфический способ конфигурации в интерпретации Чарльза Рейджина.
Булева алгебра.
Логика нечетких множеств.
Кейс-ориентированное исследование как подход.
Содержание булевой алгебры.
Использование булевой алгебры как средства анализа категориальных данных.
Булева техника.
Построение таблицы истинности и ее использование для дальнейшего анализа.
Правила булевой техники.
Возможности булевой алгебры в политологии.
Смысл логики нечетких множеств как метода анализа.
Четкие и нечеткие множества.
Оценивание принадлежности к множеству.
Шкалы оценок.
Операции логики нечетких множеств: отрицание, сложение, умножение.
Таблица истинности и ее значение в логике нечетких множеств.
Исследование условий.
Решение.
Состоятельность решения.
Соответствие решения.
3.1.5 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса включают в себя анкету-отзыв на дисциплину «Конфигуративные методы анализа политических процессов». Анкета-отзыв на дисциплину «Конфигуративные методы анализа политических процессов». Просим Вас заполнить анкету-отзыв по дисциплине «Конфигуративные методы анализа политических процессов». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу проставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________
Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________
Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных практических заданий?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________
Какую из тем курса Вы считаете наиболее ценной, с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?
Комментарий______________________________________________
Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
Комментарий______________________________________________ СПАСИБО!
3.2. Кадровое обеспечение 3.2.1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий
В соответствии с требованиями Образовательного стандарта СПбГУ по уровню образования аспирантуры.
3.2.2 Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом
Не требуется.
3.3. Материально-техническое обеспечение 3.3.1 Характеристики аудитория (помещений, мест) для проведения занятий Стандартно оборудованные учебные аудитории.
3.3.2 Характеристики аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования Мультимедийный проектор, настенный экран.
Оборудование рабочего места преподавателя: компьютер со стандартным программным обеспечением. 3.3.3 Характеристики специализированного оборудования
Не требуется.
3.3.4. Характеристики специализированного программного обеспечения
Специализированная программа «QCA-fs - Качественного сравнительного анализа»
3.3.5 Перечень и объемы требуемых расходных материалов
Бумага.
3.4. Информационное обеспечение
3.4.1 Список обязательной литературы
Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии. СПб., 1999.
Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. М., 2002.
Сморгунов Л.В. Проблема методологического синтеза в современной сравнительной политологии // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2011. Вып. 1. С. 76-85.
Сетевой анализ публичной политики /под ред. Сморгунова Л.В. М.: РГ-Пресс, 2013.
Configurational Comparative Methods: Qualitative Comparative Analysis (QCA) and Related techniques / Ed. by Rihoux B., Ragin Ch. L et al., Sage, 2009.
3.4.2 Список дополнительной литературы Короткова Н.В. Г.Д.Лассуэлл. Методология исследования проблем политики // Политическая наука. 2000. № 4.
Силов В.Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке в политике, макроэкономике, социологии, менеджменте, медицине, экологии. М.: ИНПРОРЕС, 1995
The SAGE Handbook of Innovation in Social Research Methods / Ed. by Malcolm Williams,W Paul Vogt. L et al., Sage, 2011, 664 p.
3.4.3 Перечень иных информационных источников
Сайт Аризонского университета, США – http://www.u.arizona.edu/~cragin/fsQCA/software.shtml
Benoît Rihoux. Configurational Comparative Methods: QCA and fuzzy sets (videolecture) - http://videolectures.net/ssmt09_rihoux_qcafs/
What is Qualitative Comparative Analysis? by Wendy Olsen - https://www.youtube.com/watch?v=q917kpR9iGM
What is Fuzzy Set Analysis? by Wendy Olsen - www.youtube.com/watch?v=j-OUx6LHWTs
Qualitative Comparative Analysis by Dr. Ann Doucette - www.youtube.com/watch?v=H9pxWNQN6po
Раздел 4. Разработчики программы Сморгунов Леонид Владимирович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой политического управления факультета политологии СПбГУ. |