Скачать 252.35 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра поликлинической терапии
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА И СОСТАВЛЕНИЮ «ОТЧЕТА СТУДЕНТА» ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ «ПОМОЩНИК ВРАЧА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА Оренбург – 2016 Г.Г. Багирова, Л.В. Сизова МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА И СОСТАВЛЕНИЮ «ОТЧЕТА СТУДЕНТА» ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ «ПОМОЩНИК ВРАЧА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА. – Оренбург, 2016. – 24 с. Пособие содержит материал по организации и проведению летней производственной практики, а также правила оформления дневника и составления «Отчета студента» по производственной практике «Помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения». Учебное пособие предназначено для студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Утверждено УМК лечебного факультета «8» апреля 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ
введение Производственная практика «Помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения» является составной частью учебного процесса для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Она проводится по окончании 5 курса, когда студенты в течение учебного года уже были ознакомлены с организационными вопросами работы поликлиники и участкового врача, основными разделами его работы, наиболее часто встречающимися в практической деятельности синдромов и тактикой ведения этих больных. Данное пособие предназначено для ознакомления студентов с целью, задачами, этапами прохождения практики и правильностью оформления «Дневника», «Отчета студента по летней производственной практике в качестве помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения» (далее – «Отчет студента»). Цель и задачи летней производственной практики Целью изучения дисциплины «Производственная практика» для студентов 5 курса лечебного факультета является формирование следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК), заявленных в ФГОС ВО для специальности «Лечебное дело»:
Таким образом, основными целями производственной практики являются: 1. Закрепление у студентов знаний об основных разделах работы врача в амбулаторно-поликлиническом учреждении. 2. Приобретение навыков оказания лечебно-профилактической помощи населению в условиях поликлиники, а также неотложной помощи пациентам на догоспитальном этапе. Задачи производственной практики: 1. Усвоить основные принципы организации медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и их структурных подразделениях. 2. Приобрести навыки проведения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения. 3. Уметь диагностировать заболевания и иные патологические состояния пациентов в процессе поликлинического приёма и на дому. 4. Уметь оказать первичную врачебную помощь в амбулаторных условиях и в дневном стационаре. 5. Проводить (совместно с врачом) диагностику неотложных состояний. 6. Участвовать в оказании первичной врачебной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи. 7. Участвовать в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. 8. Принимать участие в проведении экспертизы временной нетрудоспособности и определении показаний для направления на МСЭК. 9. Участвовать в составлении программы медицинской реабилитации и решении вопроса о санаторно-курортном лечении. 10. Активно участвовать в формировании у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих. 11. Проводить обучение пациентов основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья. 12. Приобрести навыки ведения основной медицинской документации. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА, СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА
Семестр и продолжительность практики Производственная практика у студентов 5 курса лечебного факультета в качестве помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения проводится в X семестре в течение 2 недель. Общие вопросы организации проведения практики, права и обязанности студента-практиканта на базах, учет и хронометраж ежедневной работы студента Распределение студентов V курса лечебного факультета по базам практики (городские поликлиники, для студентов целевого направления- поликлиники районных больниц) производится согласно приказу, утвержденному ректором университета. На базе студенты работают по индивидуальному графику, составленному непосредственным руководителем практики в поликлинике (заведующие поликлиникой, заведующие терапевтическими отделениями). Контроль за работой студентов возлагается на преподавателей кафедры поликлинической терапии, назначенных ответственными за практику приказом ректора ОрГМУ. В поликлинике студенты проходят практику в течение 12 рабочих дней (включая субботние дни). Продолжительность рабочего дня студента – 6 академических часов (1 академический час составляет 45 мин), из которых 4 часа он проводит на приеме в поликлинике и 2 часа обслуживает больных на дому вместе с врачом или единолично в случае «активов». На самостоятельную работу студента ежедневно отводится 3 часа. Характеристика базы практики Характеристику базы практики студент приводит в соответствующем разделе «Отчета студента». Необходимо перечислить основные структурные подразделения поликлиники (регистратура, терапевтические отделения, дневной стационар, кабинет (отделение) профилактики, кабинеты узких специалистов: кардиолога, невролога, окулиста, дерматолога, ревматолога, уролога, гематолога, эндокринолога и др., функциональное отделение, физиотерапевтическое отделение, лаборатория и т.д.), мощность поликлиники, количество участков и др. Программа прохождения производственной практики В первый день практики в поликлиниках г. Оренбурга преподаватели кафедры поликлинической терапии ОрГМУ, являющиеся помощниками руководителя по виду практики, проводят организационные собрания со студентами, в ходе практики контролируют явку их на базы в соответствии с распределением, делая отметки в графиках посещений. Студенты для текущей проверки качества оформления дневников обязаны явиться в назначенные преподавателем дни на собрания на базе практики. В течение практики студент работает по индивидуальному графику, обычно согласованному с графиком работы врача, к которому он прикрепляется в качестве помощника. Ежедневно студент ведет «Дневник», который должен отражать всю работу в процессе производственной практики, с указанием места (кабинет врача-терапевта участкового или узкого специалиста (кардиолога, эндокринолога и т.д.), актив на дому, врачебная комиссия (ВК), медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), кабинет функциональной диагностики и проч.) и времени (по часам) ее выполнения, количества выполненных умений согласно перечню, приведенному в «Отчете студента». Особое внимание должно быть уделено описанию случаев оказания неотложной помощи. В конце каждого рабочего дня записи заверяются непосредственным руководителем практики на базе. На титульном листе дневника обязательно указываются фамилия, имя, отчество студента, номер группы, курс, факультет, название медицинской организации, фамилии и должности руководителей практики от медицинской организации и ОрГМУ, сроки прохождения практики. Пример оформления обложки дневника практики: ДНЕВНИК ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИстудента (ки) Фамилия, имя, отчество ….. группы V курса лечебного факультета …………………………………………………………………… (название медицинской организации, где проходила производственная практика) Базовый руководитель ………………………… Руководитель от ОрГМУ ……………………… Время прохождения практики: с ……….20…г. по ..…….20 .. г. Правила описания в дневниках впервые и повторно выполненных практических умений При оформлении ежедневного дневника приводится число принятых первичных больных, перечисляются их диагнозы. Первичными считаются больные, с которыми студент первый раз сталкивается при прохождении практики, несмотря на то, что для лечащего врача такие пациенты могут быть уже повторными. При этом 1-2 больных с впервые встретившимся диагнозом для студента состояниями или с существенными нетипичными особенностями течения заболевания, трудными в плане диагностики и лечения, описываются подробно. По ним указываются: пациент(ка) с первой буквой фамилии (полное имя и место жительства не указываются), возраст, жалобы, основные данные анамнеза, физикальные данные (по системам органов), заключения лабораторных, рентгенологических и инструментальных методов исследования, предварительный или окончательный развернутый клинический диагноз и лечение с указанием форм, названий и доз назначенных или уже получаемых препаратов в латинской транскрипции, способом и кратностью их применения. При необходимости уточнения диагноза приводятся рекомендованные дополнительные методы обследования. Такие записи должны быть предельно лаконичными и содержать только основные сведения, необходимые для обоснования диагноза и особенностей терапии. В последующие дни практики рекомендуется приводить подробное описание пациентов с другими заболеваниями, если таковые будут иметь место. Далее приводится число принятых повторных больных с перечислением диагнозов. По 1-2 больным описываются особенности течения болезни, трудности в диагностике и лечении, необходимость в коррекции назначений. В целом, за день практики студент должен подробно описать не менее 2 больных. Студент может указать число больных, принятых в ходе профосмотра, диспансерного осмотра, в специализированных кабинетах терапевтического профиля (кардиолога, эндокринолога и др.). При участии в работе ВК, МСЭК студент также кратко указывает число осмотренных больных и их диагноз, принятое комиссией решение (продление листка нетрудоспособности, направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) и т.д.). В дневнике ежедневно студент перечисляет количество оцененных результатов лабораторных и инструментальных исследований (анализов крови, мочи, электрокардиографии (ЭКГ), ультразвукового исследования (УЗИ) щитовидной железы, органов брюшной полости и т.д.). В случаях выявления отклонений показателей от установленной нормы необходимо привести конкретные результаты и дать им интерпретацию. Студент приводит количество выписанных рецептов и оформленной им первичной документации (санаторно-курортная карта, посыльный лист на МСЭ и др.). Затем описывается работа на вызовах или активном посещении больного на дому. При описании пациента указываются возраст, диагноз и рекомендованное лечение. По усмотрению студента, вместо более подробного описания 1-2 больных на приеме может быть дано аналогичное (по той же схеме) описание больных, осмотренных на дому. Ежедневная запись в дневнике сопровождается перечислением видов самостоятельной работы студента (табл. 1). Таблица 1 Виды и продолжительность самостоятельной работы студента в течение производственной практики
Примерные темы бесед с населением
Пример записей в дневнике: Дата. 8.00 – 9.30 Осмотрел 5 первичных больных (артериальная гипертония – 2, ишемическая болезнь сердца – 2, язвенная болезнь – 1). Больная И., 54 лет. Жалобы: головная боль, головокружение, шум в ушах, подъем артериального давления до 180/110 мм рт.ст. Объективно: Тоны сердца приглушены, ритмичные. АД 170/100 мм рт.ст. Пульс 84 в мин. Диагноз: Гипертоническая болезнь II стадии. Степень АГ 3. Риск 4 (очень высокий). Рекомендовано: Tab. Indapamidi 0,0015 N.20 S. По 1 таблетке внутрь 1 раз в день утром Tab. Perindoprili 0,004 N.20 S. По 1 таблетке внутрь 1 раз в день Tab. Amlodipini 0,01 N.30 S. По 1 таблетке внутрь 1 раз в день Больному Р., 42 лет, в связи с изменением особенностей течения язвенной болезни: утратой сезонности обострений, выраженным похуданием, потерей аппетита, иррадиацией боли в спину назначено дообследование: эзофагогастродуоденоскопия с биопсией, ультразвуковое исследование поджелудочной железы, определение уровня амилазы крови, чтобы исключить cancer головки поджелудочной железы. В случае подтверждения диагноза больному показана госпитализация для решения вопроса об оперативном лечении. 9.30-9.50 Оценил 3 клинических анализа крови, 3 биохимических анализа крови, 3 общих анализа мочи, 1 копрограмму. В клиническом анализе крови пациента К., 60 лет, выявлено снижение уровня гемоглобина до 110 г/л (анемия легкой степени); у пациентки С., 45 лет – количество лейкоцитов 11x1012/л (лейкоцитоз). 9.50-10.20 Выполнил запись ЭКГ у пациентки Д., 55 лет. При расшифровке ЭКГ выявлена синусовая брадикардия. 10.20-11.00 Присутствовал на рентгеноскопии легких 1 больного в рентгеновском кабинете. У пациента В., 34 лет, выявлена острая правосторонняя нижнедолевая пневмония. 11.00-12.00 Активное посещение на дому. Осмотрел 1 пациента с ревматоидным артритом, 1 пациента - с хронической обструктивной болезнью легких. 12.00-12.15 Провел беседу с пациентом Г., 45 лет, о вреде курения. 12.15-12.45 Вызов на дом. Совместно с участковым врачом осмотрел 1 пациента П., 50 лет, с сахарным диабетом 2 типа. 12.45-13.00 Провел беседу с больным П., 50 лет, на тему «Диета больного сахарным диабетом». 13.00-13.45 Описание статуса пациентов, осмотренных во время «активов», для внесения записи в амбулаторную карту. 13.45-14.30 Оформление дневника за текущий день. 14.30-15.15 Работа с литературой. Правила оформления отчетной документации и сдачи зачета Аттестация студента проходит по окончании практики в присутствии комиссии в составе: руководитель от ОрГМУ, руководители на базе – заведующий поликлиникой, заведующие терапевтическими отделениями. Студенты допускаются к зачету при наличии оформленного дневника по практике, «Отчета студента» с производственной характеристикой, заверенных подписями руководителей на базе, руководителей практики от кафедры поликлинической терапии ОрГМУ и печатью поликлиники. Аттестация включает:
Вопросы, задаваемые студенту на зачете по производственной практике: 1. Вопросы, возникшие по ошибкам и замечаниям, выявленным в дневнике при ежедневных и промежуточных проверках дневника руководителем на базе и преподавателем ОрГМУ. 2. Вопросы по тактике оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе. 3. Вопросы по любым аспектам клиники, обследования и лечения конкретных больных, с которыми студент лично работал за время практики, или же при обследовании и лечении которых он присутствовал. 4. Вопросы по организации участковой службы в медицинской организации, где студент проходил производственную практику. Примерные контрольные вопросы для зачета: 1. Функциональные обязанности участкового терапевта. 2. Организация работы участкового терапевта. 3. Виды терапевтической помощи в поликлинике. 4. Правила заполнения медицинской документации, оформляемой в амбулаторно-поликлиническом учреждении (листка нетрудоспособности, посыльного листа на МСЭ, экстренного извещения об инфекционном заболевании, направления в стационар, справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение, санаторно-курортной карты). 5. Первая помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний (гипертонический криз, обморок, коллапс и др.). 6. Показания и порядок проведения госпитализации в плановом и экстренном порядке. 7. Алгоритм выбора медикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями. 8. Принципы организации лечебного питания у больных, страдающих различной патологией. 9. Показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств медикаментозной терапии, использованию основных курортных факторов при лечении взрослого населения. 10. Вопросы организации экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) среди населения. 11. Показания для направления больного на медико-социальную экспертизу. 12. Порядок проведения профилактических осмотров. 13. Этапы диспансеризации взрослого населения. 14. Организация диспансерного наблюдения за хроническими больными. По итогам аттестации выставляется оценка работы студента в 100-балльной системе (табл. 2). Таблица 2 Критерии оценок на зачетах по производственной практике
Дифференцированная оценка за производственную практику в зависимости от рейтинговых баллов
Проходной рейтинг производственной практики составляет 40 баллов. При получении положительной оценки за практику (40-100 баллов) в зачетную книжку студента помощником руководителя по виду практики выставляется недифференцированная оценка «Зачтено». Рекомендуемая литература Основная: 1. Поликлиническая терапия. Сторожаков Г.И., Чукаева И.П., Александров А.А. / 2 изд. перераб. и доп.- Москва: «ГЭОТАР-Медиа», 2013. - 640 с. + 1 эл. опт. диск УЧЛ. Учебник Дополнительная: 1. Ситуационные задачи по поликлинической терапии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.Г. Багирова [и др.]; ред. Г.Г. Багирова; ОрГМУ. - Оренбург: [б. и.], 2015. - 166 с. on-line. - Б. ц. 2. Синдром болей в нижней части спины: взгляд ревматолога [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.Г. Багирова, Э.Р. Сагитова, Л.В. Сизова; ред. Г. Г. Багирова; ОрГМУ. - Оренбург: [б. и.], 2015. - 117 с. on-line. - Б. ц. 3. Багирова Г.Г., Грязнов В.В., Майко О.Ю. Анемический синдром в практике врача амбулаторного звена / Информационно-методическое письмо для студентов и врачей. − Оренбург, 2004. − 50 с. 4. Амбулаторная ревматология в тестах, задачах и комментариях к ним: к изучению дисциплины / Г.Г. Багирова, О. Ю. Майко. - Оренбург: Изд-во ОрГМА, 2011. - 148 с. 5. Диагностика и лечение артериальной гипертензии в амбулаторных условиях [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. В. Чернышева, В. В. Грязнов, И. В. Ткаченко; ред. Г. Г. Багирова; ОрГМА. – Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. – Электрон. версия печ. публикации (75с.). - (в конв.): Б. ц. 6. Актуальные вопросы амбулаторной гастроэнтерологии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для системы послевуз. и доп. проф. образования врачей / Г. Г. Багирова, О.Ю. Майко, М.О. Журавлева. - ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. (100 стр.) - Оренбург, 2013. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. 7. Нейроциркуляторная дистония в общей врачебной практике [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов 6 курса лечебного факультета медицинских вузов / Г.Г. Багирова, О.Ю. Майко; ред. Г.Г. Багирова; ОрГМА. – Электрон. текстовые дан. - Оренбург, 2013. 8. Зюзенков М.В., Месникова И.Л., Хурса Р.В. Поликлиническая терапия [Электронный ресурс]: учебное пособие/— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 608 c. (ЭБС «IPRbooks») 9. Томилов А.Ф. Атлас клинической медицины. Внешние признаки болезней: руководство. 2013 г. - 176 с.: ил. (Консультант Студента) 10. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Сулимов В.А. Внутренние болезни: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. / М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 768 с.: ил. (Консультант Студента) 11. Внутренние болезни. Тесты и ситуационные задачи: учебное пособие. Маколкин В.И., Сулимов В.А., Овчаренко С.И. и др. 2012. - 304 с.: ил. (Консультант Студента) 12. Справочник-путеводитель практикующего врача. 2000 болезней от А до Я / Под ред. И.Н. Денисова, Ю.Л. Шевченко. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 1328 с. (Серия "Доказательная медицина"). (Консультант Студента) 13. Фролькис Л.С. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи. Сборник заданий: учебное пособие. 2010. - 448 с.: ил. (Консультант Студента) 14. Петров В.И. Клиническая фармакология и фармакотерапия в реальной врачебной практике: мастер-класс: учебник / - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 880 с.: ил. (Консультант Студента) Интернет – ресурсы: 1. Электронно-библиотечные системы: Внутренние ресурсы – электронный каталог. Внешние ресурсы - ЭБС IPRbooks (http://iprbookshop.ru) - ЭБС «Консультант студента» (http://www.studmedlib.ru) 2. Электронные версии учебно-методического пособия по практике и «Отчета студента» http://orgma.ru/ 3. Стандарты медицинской помощи http://www.rspor.ru/index.php?mod1=standarts3&mod2=db1 4. Русский медицинский журнал http://www.rmj.ru 5. Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws 6. Портал «ConsiliumMedicum» http://con-med.ru 7. Российская энциклопедия лекарств (РЛС) http://www.rlsnet.ru 8. Российское кардиологическое общество http://www.scardio.ru 9. http://therapy.irkutsk.ru 10. www.rheumatolog.ru 11. www.pulmonology.ru 12. www.gastrosite.ru 13. www.remedium.ru 14. www.internist.ru 15. www.med-edu.ru 16. http://medi.ru
|
Общие правила ведения дневника, составления отчета и вынесения оценки за практику | Производственная практика в качестве помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения студентов 5 курса лечебного факультета... | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская... | «Методические рекомендации» и «Дневник» по производственной практике для студентов 5-го курса лечебного факультета составлены в соответствии... | ||
Цели производственной практики помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения | Производственная практика «Помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения» | ||
Методическое пособие предназначено для студентов 6 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело» | «Дневник» по производственной практике для студентов 4-го курса лечебного факультета составлены в соответствии с новой учебной программой... | ||
Пособие по производственной практике «помощник процедурной медицинской сестры» для студентов 3 курса педиатрического факультета | Пособие по производственной практике «помощник процедурной медицинской сестры» для студентов 3 курса педиатрического факультета |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |