Тема нашей встречи посвящена важнейшей из образовательных областей речевому развитию дошкольников


Скачать 120.19 Kb.
НазваниеТема нашей встречи посвящена важнейшей из образовательных областей речевому развитию дошкольников
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат

1 слайд

Тема нашей встречи посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников.

Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений. Художественно - эстетическое – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».

Что же представляет собой образовательная область «Речевое развитие» в контексте ФГОС дошкольного образования?


2

Обратимся к пункту 1.9 ФГОС: Образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. То есть, русский язык в РФ все должны изучать с детства.


3

Продолжая разговор об образовательной области «Речевое развитие», остановимся на содержании работы в этом направлении. В пункте 2.6 ФГОС ДО представлены компоненты речевого развития.


4

Содержание целевого ориентира, применительно к образовательной области «Речевое развитие», на наш взгляд, очень точно передают слова Константина Дмитриевича Ушинского «Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается».

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования потребовало от педагогического коллектива нашего образовательного учреждения пересмотреть подходы к организации образовательного процесса. Современным детям живое общение заменяют занятия с различными рода гаджетами, родители предпочитают включить ребенку мультфильм, нежели прочитать сказку. Последствия не утешительны: увеличивается количество детей имеющие проблемы речевого развития (обедненный словарь; часто неверная конструкция предложений; неспособность связно и последовательно изложить события; дефекты произношения; сбивчивый темп речи.). Задача педагогического коллектива ДОУ создать условия, где каждый ребенок сможет реализовать потребность в овладении родным языком.

Для того чтобы создать условия, нужно знать особенности детской речи. Изучив исследования психологов Льва Семеновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Жана Пиаже, Даниила Борисовича Эльконина, педагогов Евгении Александровны Флериной, Константина Дмитриевича Ушинского, Александры Платоновны Усовой, Ушаковой Веры Леонидовны и др. на природу речевого развития можно выделить следующие положения:

- речь ребенка развивается в ходе восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

- развитие речи, овладение речи языком связано с различными линиями психического развития (развития мышления, воображения, памяти, эмоций);

- ориентация ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

5

На основании психолого-педагогических данных, требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к содержанию основной общеобразовательной программе в нашем детском саду ведется работа по речевому развитию воспитанников. Данная работа включает в себя: взаимодействие взрослого и ребенка, рациональная организация РППС, обновление содержания образовательной деятельности, эффективное взаимодействие детского сада с семьей.


6

Создание условий для развития речи в общении со взрослыми и детьми.

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (Мая Ивановна Лисина). В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка. Доказано, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому необходимо как можно больше и чаще разговаривать с детьми. При этом к речи педагогов предъявляются определенные требования.

Владение педагогом правильной литературной речью. Речь педагога, обращённая к ребёнку должна быть грамотной, чёткой, понятной – то есть доступной возрастному уровню, содержательной и одновременно точной, логичной, лексически, фонетически, грамматически правильной. Образность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная, но не чрезмерная громкость, знание и соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам – вот критерии, на которые должен ориентироваться педагог, пользуясь речью во взаимодействии с ребёнком. И, естественно, совершенно недопустимо употребление ненормативной лексики.


7

Организация РППС. «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Елизавета Ивановна Тихеева. Педагогами большое внимание уделяется созданию развивающей предметно-пространственной среды. Воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы  оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, провоцирующий речевую активность. В каждой группе имеются картотеки: артикуляционной гимнастики, речевые игры, дыхательной гимнастики, пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Различные атрибуты для работы с детьми: атрибуты для дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики, игры для обогащения словаря, для развития связной речи, настольные игры для развития речи, различные виды театра.


8

Одним из важных условий организации РППС является соответствие возрасту ребенка. Поэтому в младших группах, которые находятся на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должна получать от среды именно эти виды деятельности. Большое внимание педагогами данных групп уделяется созданию центра сенсорного воспитания и развития детей.

9

Средний дошкольный возраст - это переход к более развитой игровой деятельности. Среда в данной группе обеспечивает плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самому искать комбинации игровой ситуации.

10, 11

в старших группах (формируются предпосылки к учебной деятельности). Необходимыми в оборудовании являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.


12

обновление содержания образовательной деятельности. Работа по реализации образовательной области «Речевое развитие» ведется по двум направлениям: развитие речи и художественная литература.

Развитие речи. Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредствам решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах: развитие связанной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса основывается на адекватных формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогами самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, опыта и творческого подхода педагогов. (НОД, ситуации общения, игра, беседы)


13

Художественная литература. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Главная проблема здесь состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного образования стоит очень серьёзная задача изменить ситуацию здесь, в дошкольном учреждении: книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях. Художественное слово должно звучать постоянно!

Педагогами организуются центры детской книги, в которых содержатся детские книги, журналы, портреты детских писателей; проводятся НОД, посвященные знакомству дошкольников с детскими писателями, литературные викторины, конкурсы чтецов.

С целью приобщения детей к культуре чтения художественной литературы наше образовательное учреждение взаимодействует с тульской областной детской библиотекой. Сотрудники библиотеки проводят познавательные занятия, посвященные детским писателям, оказывают помощь в организации тематических выставок.


14

Еще одним направлением работы нашего образовательного учреждения является коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи. В ДОУ функционируют 2 группы с нарушением речи, в которых образовательную работу ведут опытные воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» в данных группах руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.


15

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями. Выделяют следующие педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности:

- здоровьесберегающие

- игровые технологии

- Личностно-ориентированные

- технологии проблемного обучения

- Проектные технологии

- ИКТ- технологии

Все они имеют место и в практике речевого развития дошкольников. В своей образовательной деятельности педагоги используют современные образовательные технологии, что является актуальным с введением ФГОС.


16

Здоровьесберегающие технологии направленны на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.  Педагогами в образовательной деятельности, направленной на речевое развитие детей используются: физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, приемы Су-Джок терапии, кинезеологические упражнения)


17

Игровые технологии. В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Такая форма речевого развития как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи.
         Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
         Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний,  развивают объяснительную речь.


18

Технологии проектной деятельности. Проектная деятельность рассматривается как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В нашем ДОУ активно используется данная технология. Педагогами подготовлены проекты: «мастерская деда мороза», «Масленица», «Огород на окне», «Этих дней не смолкнет слава», «Автодискотека» и др. А такие проекты как: «Неделя книги» (Жукова Д.В.), «Чукоша» (Майорова Н.В., Одинцова И.Ю.) способствуют реализации образовательной области «речевое развитие»


19

Технология проблемного обучения. (Основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д.Дьюи)

Под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Т.е. благодаря технологии проблемного обучения педагог выступает не жестким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует свое коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребенку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Пример. Я предлагаю вам поиграть. Правила: я называю слова, если в слове Вы услышите звук Ш-хлопните в ладоши, звук Ж- поднимите руку вверх.

Шубка, шапка, ложка, шоссе, жаба, дождь, кот, ветер…

У вас не возникло вопроса? (что делать, если в слоне нет указанного звука). Т.О. педагог стимулирует речевую активность детей.

Технология проблемного обучения – это создание проблемных ситуаций, в которой ребенку необходимо высказаться (просьба, мнение, суждение), это решение логических задач, мини-эксперименты, составление загадок, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию.


20

ИКТ-технология. В педагогике обучения ИКТ называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (мультимедийное оборудование, аудио, видео сопровождение).

.ИКТ в работе современного педагога ДОУ:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления информационных стендов для родителей.

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний

21

Повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников. С этой целью в ДОУ регулярно проводятся педагогические советы, консультации, семинары, мастер-классы, открытый просмотр НОД, проводятся консультации по запросам воспитателей. Большое значение играет самообразование педагогов.

22

Обобщены опыты работы воспитателей Одинцовой И.Ю. «Использование метода моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

23

Корнаух Т.В. «Дидактические игры как средство формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста». Разработки по данным темам активно используются педагогами нашего ДОУ.


24

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

по вопросу речевого развития воспитанников.

Включение родителей в образовательный процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенком. Для этого мы используем разнообразные формы работы с родителями:

- анкетирование для выявления их потребностей и опасений в области речевого развития детей.

- в соответствии с потребностями родителей проводятся консультации, подготавливаются рекомендации, памятки, буклеты

- оформляются родительские уголки.

- показ НОД

- выступление ителя-логопеда на родительских собраниях.

- Родители становятся активными участниками родительских собраний в форме беседы-диалога с элементами практикума, совместных праздников, досугов.

Организованная   педагогическим коллективом работа по речевому развитию несет  эффективность  воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного познавательного  отношения к окружающему миру, развивает и воспитывает детей.


25

Правила для смелых и упорных педагогов:

  1. Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

  2. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождитесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.

  3. После проведения образовательной деятельности просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, потому что успех впереди!




26

Спасибо за внимание!

Похожие:

Тема нашей встречи посвящена важнейшей из образовательных областей речевому развитию дошкольников iconСамоанализ деятельности заведующей Муниципального дошкольного образовательного...
...

Тема нашей встречи посвящена важнейшей из образовательных областей речевому развитию дошкольников iconПедагогический проект «Развитие логического мышления детей дошкольного...
Фгос в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий...

Тема нашей встречи посвящена важнейшей из образовательных областей речевому развитию дошкольников iconДошкольное образовательное учреждение
«детский сад №25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»

Тема нашей встречи посвящена важнейшей из образовательных областей речевому развитию дошкольников iconКонтрольные вопросы и задания
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р....

Тема нашей встречи посвящена важнейшей из образовательных областей речевому развитию дошкольников iconТема мастер класса
Тема мастер класса: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательских проектов»

Тема нашей встречи посвящена важнейшей из образовательных областей речевому развитию дошкольников iconПояснительная записка
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

Тема нашей встречи посвящена важнейшей из образовательных областей речевому развитию дошкольников iconРебенок плохо говорит? Почему? Что делать?
В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы, которая охватывает основные формы детской де­ятельности от рождения...

Тема нашей встречи посвящена важнейшей из образовательных областей речевому развитию дошкольников iconКонтрольных измерительных материалов
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому...

Тема нашей встречи посвящена важнейшей из образовательных областей речевому развитию дошкольников iconЗначение работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников
Но не всегда речь формируется по законам онтогенеза, и тогда педагоги и родителя сталкиваются с проблемами речевого недоразвития...

Тема нашей встречи посвящена важнейшей из образовательных областей речевому развитию дошкольников iconПояснительная записка организация режима пребывания детей в мкдоу №90
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск