Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?


НазваниеРебенок плохо говорит? Почему? Что делать?
страница1/9
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Серия «Практическая логопедия»

Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко

РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ? ПОЧЕМУ? ЧТО ДЕЛАТЬ?

/ Коррекционно-педагогическая работа с

неговорящими детьми / Разбитие у детей речевых возможностей,

языковой способности

Москва

В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы, которая охватывает основные формы детской де­ятельности от рождения до поступления в школу. Приведены упражнения, стимулирующие появление речи, способствую­щие речевому развитию и формированию познавательной дея­тельности.

Адресовано родителям, которые хотят как можно раньше научиться ориентироваться в проблемах малыша и оказать ему помощь.

Представляет интерес для специалистов — логопедов, пси­хологов, дефектологов, воспитателей, гувернеров.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД — ПАРТНЕРЫ 4

Записная книжка родителей 4

РЕБЕНОК И РЕЧЬ (общие сведения) 9

Периодизация развития речи (нормативы

речевого развития) 9

Периоды развития понимания речи 14

Эмоциональная сторона речи 14

ОТКЛОНЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 15

Проявления речевых нарушений 15

Причины речевых нарушений 15

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ 16

Понимание речи 17

Развитие слухового внимания 17

Пусковой момент 18

РЕБЕНОК ЗАГОВОРИЛ, НО 30

Развитие языковых возможностей 30

Речь неотделима от других сторон жизни 50

ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ ЗАИКАЛСЯ 57

Заключение 59

Приложение. ОСОБЫЕ ДЕТИ — ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ 60
ВВЕДЕНИЕ

Речь Вашего ребенка намного отличается от речи его сверстников? Стоит ли ждать чуда? Когда обра­титься к логопеду? Чем можете помочь ребенку Вы? Ответы на эти вопросы дают кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Московского педагогическо­го государственного университета — Людмила Рафаи-ловна Давидович и логопед-методист детского отделе­ния Центра патологии речи и нейрореабилитации — Татьяна Семеновна Резниченко.

Пособие адресовано родителям детей с особенностя­ми развития и специалистам (логопедам, дефектологам, воспитателям, психологам, гувернерам). Оно содержит упражнения, стимулирующие появление речи, способ­ствующие речевому развитию и формированию позна­вательной деятельности. Многие задания необходимо выполнять при трудностях в овладении речью, но, кро­ме того, они доставят удовольствие лингвистически ода­ренным детям, тем, которые с очень раннего возраста проявляют интерес к родному языку. Наконец, целый ряд упражнений можно использовать при подготовке детей к обучению в школе.

Цель, которую ставили перед собой авторы пособия:

  • как можно раньше оказать ребенку помощь;

  • научить родителей хорошо ориентироваться в пробле­мах своего малыша и дать им практические навыки разрешения этих проблем.

РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД —

ПАРТНЕРЫ

Речь Вашего ребенка намного отличается от речи свер­стников? В первую очередь необходима консультация спе­циалистов. Вам помогут педиатр, психиатр, невролог, ло­гопед, психолог. Возможно, понадобится посетить сурдолога, окулиста, эндокринолога, врача-генетика.

Когда следует обратиться за помощью? Если возник та­кой вопрос, скорее всего, Ваша тревога обоснована — нужно было сделать это еще ВЧЕРА!

Вы не только решили обратиться к специалистам, но и сами хотите помочь ребенку.

Для конструктивного подхода в решении проблем Вам предлагается:

  • наблюдать за ребенком и фиксировать в «Записной книжке» его состояние — происходящие с ним изме­нения, трудности и достижения;

  • принимать активное практическое участие в речевом развитии ребенка.

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА РОДИТЕЛЕЙ

Ваши наблюдения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов (логопеда, психолога, воспи­тателя, детского психиатра, невролога) и родителей, выяс­нить причины возникших трудностей, смоделировать инди­видуальную коррекционно-развивающую программу.

  • Определите, что именно Вас тревожит. Отметьте, что происходит с ребенком в течение дня. Подчеркните, что беспокоит Вас в его поведении: вялость, возбужденность, резкий протест при необходимости отвлечься от какого-то занятия, непослушание.

  • Вы считаете, что у ребенка речевые проблемы? Нач­ните с оценки сложившейся ситуации. Внимательно прочитайте варианты речевых трудностей и отметьте свойственные Вашему ребенку.


Речевые трудности у детей

1. Ребенок не говорит совсем.

ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ В ТРИ ГОДА — НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ — ЭТО СИГНАЛ О ГРУБОМ РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ!

Необходимо срочно обратиться к ЛОГОПЕДУ!

2. Задержка на стадии называния.

Ребенок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго ос­тается на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи — жесты, движе­ния, требовательные возгласы и т.п.

  1. Говорит, как маленький.

  2. Невнятная речь.

  3. Не хочет говорить.

  4. В речи появились запинки.


Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз. Родные и близкие ребенка могут помочь в этом специалистам.

Для получения объективного представления о ребенке не­обходимы анамнестические сведения, то есть данные об ис­тории развития.

Анкета 1 (анамнестические сведения)

Заполните анкету, подчеркнув готовые варианты от­ветов и вписав недостающие.

Как протекали беременность и роды? Не было ли серьезных заболеваний, операций, травм на первом году жизни?

Каким был плач ребенка на первом году жизни и потом? Громким, тихим; напористым, слабым; высоким,низким...

Была ли подготовка к крику в виде покряхтывания?

Не было ли у Вас ощущения, что малыш беспричинно плачет, заходится криком?

Чем можно было успокоить малыша?

Слышались ли интонации в крике? (Если да, то когда они появились?)

Можно ли было понять, что требовал ребенок криком, и какова была его ответная реакция на Ваше понима­ние?

Когда появился интерес к погремушкам, или к каким-нибудь другим предметам?

Сопровождались ли занятия с ними эмоционально-голосовыми возгласами?

Когда появились звуки, сочетания звуков?

Насколько разнообразными они были, какими интонациями сопровождались? Призывными, гневными, радост­ными...

Когда появились первые слоговые цепочки?

Насколько разнообразными они были? Появлялись ли они самостоятельно, или в ответ на Ваше обращение?

Анкета 2

Для целостного представления о личности и пробле­мах Вашего малыша заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.

Каков состав Вашей семьи?

Каков характер отношений между членами семьи?

Какие сложились отношения у ребенка с членами се­мьи?

Кому малыш отдает предпочтение?

Нет ли недостатка внимания, негативного отношения к ребенку, гиперопеки?

Нет ли у ребенка субъективного ощущения дефицита внимания?

Не сложилось ли у малыша негативного отношения к кому-либо из членов семьи?

Кто занимается воспитанием ребенка?

Посещает ли ребенок дошкольные детские учрежде­ния? (Если да — нравится ли ему там? Долго ли он при­выкал к детскому саду?)

Легко ли ребенок контактирует с детьми и со взрослы­ми? Радуется ли, когда к Вам приходят гости?

Избирателен ли малыш в общении?

Какую дистанцию предпочитает для общения со взрослым и со сверстником?

Зависит ли речевая активность от степени и характера знакомства ребенка с человеком?

Улавливает ли он шутку в общении, в играх?

Использует ли ребенок неречевые средства общения:
мимику (движения мышц лица), пантомимику (дви­жения всего тела), жесты (движение отдельных частей тела)? Что предпочитает из неречевых средств?

Дифференцирует ли звуки бытовых электроприборов (может показать, что шумит: холодильник, стираль­ная машина и т.п.)?

Использует ли малыш речевые средства при общении:
возгласы, интонации, отдельные звуки, цепочки зву­ков и слогов, слова, фразы?

Понимаете ли Вы и другие члены семьи то, что ребенок хочет объяснить неречевыми средствами?

Каким образом малыш реагирует на речевые трудно­сти?

Каковы взаимоотношения ребенка с другими детьми?

Является ли он фактическим лидером?

Понимает ли ребенок Ваши эмоции?

Каковы эмоциональные проявления малыша в настоя­щее время? Адекватные, бурные, безразличные, сдержанные...

Каким образом ребенок реагирует на новую игрушку? Радостно восклицает, взмахивает руками, подпрыги­вает, молча берет и рассматривает, фактически не реагирует…

Сопровождаются ли его эмоциональные проявления ре­чевыми средствами?

Откликается ли ребенок на эмоциональные проявления, переживания других людей и героев книг? Может ли сопереживать?

Как Вы можете определить характер ребенка? Вспыльчивый, капризный, доброжелательный, упрямый, негативный, послушный, ласковый...

Какие черты беспокоят Вас в его характере?

Есть ли у Вас дома животные, птицы, растения и т.д.?
Каково отношение ребенка к ним?

Как Ваша семья проводит досуг, выходные дни, отпуск? Чем больше всего малыш любит заниматься?

Какие игрушки и игры у него есть? Какие из них люби­мые?

В какие совместные игры Вы играете с ребенком? Сюжетно-ролевые, дидактические, обучающие, спортивные, игры-развлечения ...

Каким образом привлекает Вас ребенок к совместной игре? Предлагает поиграть, посмотреть ...

Играет ли малыш сам?

Каков характер его игры? Манипулирует, перестав­ляет игрушки с места на место, разбирает игрушки, исследует их...

Есть ли замысел в его игре?

Играет ли ребенок вместе с Вами в настольные игры? (Если да, то запишите их названия.)

Вовлекаете ли Вы малыша в совместную деятельность: накрывать на стол, убирать игрушки...

Чем занимается ребенок на прогулке? С кем общается? Во что и как играет? Наблюдает ли за окружающим?

Какие книжки Вы читаете ребенку? (Запишите их названия.)

При чтении к чему проявляет интерес? К картинкам, к содержанию...

С какого возраста?

Есть ли у малыша любимые фильмы, пластинки и т.д.? (Запишите их названия.)

Проявляет ли он интерес к телепередачам? (Запишите их названия.)

Любит ли ребенок рисовать? (Если рисует, то чем?1) _

Обращается ли малыш за помощью к взрослым? В каких случаях?

Любит ли ребенок лепить, конструировать, играть с мозаикой! Не вызывают ли затруднений эти виды деятельности? Может ли он выполнить задание по описанию, по образцу, по представлению?

Как ребенок решает возникающие трудности? Плачет, обращается за помощью (спрашивает взглядом, инто­нацией, речевыми средствами), наблюдает за Ваши­ми действиями (молча, мешает Вам)...

Есть ли у малыша возможность и потребность в психо­логической разрядке? Каким образом это проявляется? Кричит, уединяется, затихает, «общается» с игруш­ками, пытаясь воспроизвести взволновавшие его ситу­ации, слушает музыку, рисует, конструирует ...

  • Ознакомьтесь с периодами развития речи (раздел «Ребенок и речь»).

  • Сопоставьте развитие Вашего малыша с норма­тивным развитием и отметьте, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении. Не откладывайте ре­шение проблем!




Речевое развитие

Дата

Отмечаем достижения

Понимание речи







Собственная речь (говорение)







Особенности общения







Особенно важно фиксировать слова, которые начинает про­износить неговорящий ребенок. Составьте список этих слов. Если слово произносится неправильно, запишите его именно так, как произносит малыш. Например: ма — мама, дя — дядя, ди — иди, биби — машина. Когда одним словом обозначаются несколько предметов или действий, это тоже следует отметить. Например: ва — кошка, собака; туда — ехать, гулять.

Не забывайте постоянно дополнять список. Желательно ставить дату. Если существительных больше 20-30, целесо­образно записывать только другие части речи.


  • Раздел «Речь неотделима от других сторон жизни» по­может Вам понять, какие стороны психической жизни, ка­кие виды деятельности необходимо развивать у ребенка.

Общее развитие

Дата

Отмечаем достижения

Эмоциональные проявления







Слуховое внимание







Ритмические способности







Игровая деятельность







Рисование, конструирование







Счёт







Координация движений и мелкая моторика







Бытовые умения и навыки







Работоспособность








Ваши наблюдения за достижениями я трудностями имеют первостепенное значение: выбор наиболее эффективных путей помощи и прогноз, так же как и диагноз, оп­ределяются в процессе обучения!

РЕБЕНОК И РЕЧЬ

(общие сведения)

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развива­ются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психичес­кой деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгля­ды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную сре­ду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.

Для нормального становления речевой деятельности не­обходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:

  • достигли определенной степени зрелости различные
    структуры головного мозга;

  • правильно и координирование работали голосовые и
    дыхательные системы, органы артикуляции;

  • были достаточно развиты слух и зрение, двигатель­ные навыки, эмоции;

  • формировалась потребность в общении.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? iconСтатья 275. Государственная измена. «Государственная измена оказание...
Почему большинству стало жить плохо, почему размеры страны уменьшаются, почему всех нас не покидает тревога? Почему мы не можем быть...

Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? iconПресс-служба материалы сми утренний выпуск
Длина вопроса. Дмитрий Медведев знает, что делать президенту после 2012 года, но не говорит, кто это будет делать 4

Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? iconЧто нельзя делать, если разбился градусник?
Так, измеряя температуру, масса народу разбивают градусники и, например, убирают ртуть с помощью пылесоса, даже не подозревая, что...

Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? iconЧто делать, если вас затопили?
Итак, в Вашей квартире с потолка льется поток воды или капает Вам на голову, что не менее неприятно. Что делать в этой ситуации?

Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? icon1. поговори со мною, мама задайте себе вопрос, когда вы в последний...
Ну, что нового? Задав вопрос, мы тут же о нем забываем и уже не слышим, что нам говорит ребенок. А он, пусть даже еще маленький,...

Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? iconТы с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать?
Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? iconПочему человек не может долго дышать чистым кислородом?
Робинзон Крузо и Пятница долго жили на необитаемом острове, у Пятницы, как он сам признался, была гипертония. Как то раз Пятнице...

Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? iconЖестокое обращение с ребёнком
На этой странице вы можете найти ответы на такие вопросы: что считать насилием по отношению к ребенку (подростку), что делать в случае,...

Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? iconРешение. Рассуждения, приводящие к правильному ответу
Миша сказал: "Все, что говорит Коля, – правда". Директор понял, кто из них кто. Расположите первые буквы имен мальчиков в порядке:...

Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? iconПамятка для родителей Жестокое обращение с ребёнком
На этой странице вы можете найти ответы на такие вопросы: что считать насилием по отношению к ребенку (подростку), что делать в случае,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск