Скачать 1.39 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Красносельского района
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мой Санкт-Петербург» Возраст учащихся: 7-10 лет Срок реализации: 2 года Автор: педагог дополнительного образования Винель Ирина Анатольевна Программа переработана в 2006 и 2011 годах Санкт-Петербург 2011 год Оглавление Стр.
II.1. Задачи I-го года обучения…………………………………………………...11 стр. II.2. Учебно-тематический план…………………………………………………12 стр. II.3. Содержание программы……………………………………………………..13 стр. II.4. Прогнозируемые результаты ……………………………………………….26 стр.
III.1. Задачи II-го года обучения………………………………………………….27 стр. III.2. Учебно-тематический план…………………………………………………28 стр. III.3. Содержание программы……………………………………………………..29 стр. III.4. Прогнозируемые результаты ………………………………………………44 стр.
IV.1. Методическое обеспечение программы I года обучения …….………….45 стр. IV.2. Методическое обеспечение программы II года обучения……………….49 стр. IV.3. Дидактические игры………………………………………………………….58 стр. IV.4. Игры и игровые ситуации, направленные на развитие познавательных интересов учащихся……………………….68 стр.
I. Пояснительная записка Санкт–Петербург - один из прекраснейших городов мира, уникальный культурно–исторический комплекс, в судьбе которого огромную роль сыграли многие выдающиеся исторические личности, деятели культуры и искусства. Санкт-Петербург - это город маленьких граждан, которым предстоит сохранять лучшие традиции нашего города, созидать его будущее. Созидательное поведение петербуржца берет свои истоки с детства, когда ребенок начинает знакомиться с городом и город становится не только средой обитания, но и другом. От того, каким предстанет для школьника Санкт-Петербург, какие эмоции и чувства он вызовет, и будет зависеть его поведение, желание быть сопричастным к его истории и культуре. Создание условий для воспитания и социально-педагогической поддержки развития юных петербуржцев как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России является ведущей задачей системы петербургского образования. Сегодня важно развивать у каждого учащегося чувством патриотизма, стремление участвовать в общественной жизни города и государства, овладевать ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым. Поддержание и развитие интереса к изучению культурно-исторического наследия и современности России и Санкт–Петербурга является приоритетным в числе ориентиров стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020», проекта Программы воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы. Идея создания программы «Мой Санкт-Петербург» возникла в связи с тем, что в последние годы не во всех образовательных учреждениях города в начальной школе сохранился предмет «История и культура Санкт-Петербурга». Изучение же социального заказа населения показывает заинтересованность родителей в занятиях по истории города именно для детей младшего школьного возраста. Направленность и уровень освоения программы Программа относится к социально-педагогической направленности дополнительного образования детей и предполагает общекультурный уровень освоения. Актуальность программы Современный этап развития системы российского образования в целом и петербургского образования в частности характеризуется необходимостью создания условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России, обеспечения условий развития каждого человека. Важнейшими качествами личности провозглашаются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 год). Поэтому в Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020», проекте Программы воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы поставлены задачи:
Еще Д.С.Лихачев приветствовал возрождение традиций города, необходимых сегодняшнему дню. Духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам. В связи с этим актуальность программы «Мой Санкт-Петербург» заключается в создании психолого-педагогических условий для пробуждения у юных граждан, начиная с самого детства любви к родному городу, воспитания чувства сопричастности к его жизни, стремления к сохранению и возрождению традиций петербургской культуры. Педагогическая целесообразность программы Педагогическая целесообразность программы заключается в реализации потенциала социокультурной среды Санкт-Петербурга для воспитания маленьких граждан большого города:
Отличительные особенности программы Авторская позиция при создании программы заключается в:
Новизна программы Новизна заключается в акцентировании внимания на мотивационном аспекте изучения истории города – развитии познавательных интересов младших школьников, вовлечении детей в продуктивную творческую деятельность, создании автором программы серии игр, направленных на развитие познавательных интересов учащихся, включении в учебно-методический комплекс программы авторской разработки - рабочей тетради «Мой любимый город – Санкт-Петербург. Первые путешествия в историю и культуру», разработке методических рекомендаций для родителей в совместном освоении с ребенком социокультурной среды Санкт-Петербурга. Цель программы: Воспитание юных граждан в процессе изучение истории, традиций и духовного наследия Санкт-Петербурга как культурной столицы России. Задачи программы: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Реализации целевых установок программы способствует логика тем и разделов содержания. На 1-ом году обучения уделяется большое внимание воспитанию у детей чувства сопричастности к жизни родного города. Поэтому I раздел «Знакомство» посвящен знакомству с самой маленькой частицей города - его жителей - с самих себя, членов своей семьи, своих друзей. Следующий раздел «Мир моего города» знакомит детей с городом как средой обитания – домами, улицами, районами, жителями города - людьми разных профессий. Далее происходит знакомство с основными достопримечательностями – символами Санкт-Петербурга. Формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения детей к городу посвящен раздел «Любимый город». Основной акцент программы 2-ого года обучения делается на формировании представлений учащихся о Санкт-Петербурге как культурной столице России. Для этого в программе предусмотрены разделы, рассказывающие о городе в «сказочном наряде», его дворцах-музеях, площадях и театрах, храмах, его знаменитых жителях и главном богатстве города – настоящих петербуржцах. Особое место в программе занимает раздел «Город-герой», посвященный героическим событиям блокадного Ленинграда. Педагогические ориентиры реализации программы можно представить в виде логической цепочки: В ее основе лежит пробуждение и развитие у учащихся познавательных интересов как избирательной направленности личности, обладающей побудительной силой, стимулирующей творческие проявления ребенка в освоении социокультурного и духовного опыта. Процесс развития познавательных интересов включает 3 основных этапа. На первом этапе главным является пробуждение у детей желания изучать историю и культуру Санкт–Петербурга, посещать занятия по истории города. В содержании этого этапа акцент делается на фактологической стороне освоения материала. Дети учатся отвечать на вопросы «Кто?» и «Что?». На втором этапе происходит расширение и углубление познавательного опыта младших школьников об истории и культуре нашего города. Главное внимание уделяется развитию умений устанавливать связи между историческими событиями, пробуждению желания замечать необычное, интересное и рассказывать о городе. В содержании второго этапа акцентируется внимание на причинно-следственных связях, то есть дети учатся отвечать на вопрос «Зачем?». Третий этап направлен на углубление познавательных интересов в процессе освоения краеведческих знаний учащихся. Акцент делается на самостоятельном поиске ответа на вопрос «Почему?». Развитие познавательных интересов становится предпосылкой эвристического изучения истории и культуры Санкт-Петербурга, которое предусматривает не просто получение ребенком готовой информации, а поиск ответов на проблемные вопросы, разрешение проблемных ситуаций, выполнение разнообразных творческих заданий, личностные впечатления от общения с городом. Ребенок сам «открывает» для себя Санкт-Петербург, что дает возможность сформировать у него ценностное отношение к городу, которое мотивирует позитивное поведение – поведение «настоящего петербуржца». Эффективность реализации программы обеспечивается технологией педагогического сопровождения ребенка, включающей постановку цели, определение индивидуального маршрута, использование спектра педагогических методов и приемов, диагностику результативности. Педагогическое сопровождение ребенка Технологичность программы обеспечивается спектром методов и приемов, соответствующих возрастным особенностям обучающихся. Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте, безусловно, является учебная деятельность. Однако особое место продолжает занимать игра. Играя, ребенок легче и охотнее знакомится с окружающим, легче и охотнее учится новому. Поэтому в ходе реализации программы активно используются игровые технологии. Занятия проходят в виде воображаемых «путешествий во времени» с использованием разнообразных игровых персонажей, таких как любознательный Почемучка, задающий множество вопросов; Муза Петербурга, помогающая увидеть красоту Санкт-Петербурга и знакомящая детей с правилами поведения в городе; исторические персонажи – Петр I и Екатерина II, сопровождающие учащихся по истории города; библейский герой Апостол Петр, «сказочные существа», живущие в нашем городе. К каждому разделу программы разработаны авторские серии дидактических игр, игр и игровых ситуаций, способствующих развитию познавательных интересов. К творческим методам и приемам можно отнести: проблемно-поисковый (разрешение проблемных ситуаций), ассоциативный, метод активного воображения, разработка и проведение учащимися виртуальных экскурсий и т.п. Среди спектра методов и приемов особое место занимают художественные технологии: просмотр с последующим обсуждением фрагментов видеофильмов, слайдов, иллюстраций; различные виды художественного творчества (стихи, загадки, рассказы о городе, рисунки, аппликации). Важное место в реализации программы занимают мотивационно-стимулирующие методы и приемы: этические и эвристические беседы, выставки детских творческих работ, открытые занятия для родителей, самооценка и взаимооценка учащихся. Диагностика результатов осуществляется с помощью контрольно-диагностических методов, к которым относятся: метод наблюдения, авторские диагностические игры, конкурсы рисунков, аппликаций, стихов, загадок, итоговые обобщающие экскурсии и игры-конкурсы, блиц-опросы. Во время путешествий по истории города автором предлагается создание и регулярное заполнение учащимися «Дневника путешествий», в котором хранятся иллюстрации с изображениями изученных на занятиях достопримечательностей и исторических личностей. Полноценному освоению содержания изучаемого курса способствует созданная автором рабочая тетрадь «Мой любимый город. Санкт-Петербург. Первые путешествия в историю и культуру», и являющаяся составной частью учебно-методического комплекса программы. В рабочей тетради представлены разнообразные задания: загадки, стихи, раскраски, ребусы, кроссворды, вопросы познавательного характера. Тематическая организация рабочей тетради соответствует учебно-тематическому плану образовательной программы. Информация об исторических и социальных фактах «погружена» в интересный для детей контекст. Формулировки заданий представлены в привлекательной, эмоционально-образной форме. Использование на каждой странице тетради игрового персонажа обеспечивает создание сквозной мотивации к выполнению заданий. Кроме того, материалы тетради могут быть использованы в условиях семьи и для самостоятельного рассматривания детьми. Важнейшим условием воспитания юных петербуржцев является система взаимодействия и сотворчества педагога, ребенка и родителей. Данная система обеспечивается сочетанием разнообразных форм «кабинетных» занятий, интерактивных прогулок по району и городу с педагогом, детских социальных проектов, индивидуальных экскурсий и пешеходных прогулок выходного дня с родителями, посвященных непосредственному, живому общению семей учащихся с Петербургом. Автором программы разработан методический материал для родителей, представляющий собой краткую информационную справку о достопримечательностях города, вопросы познавательного характера, которые предлагается задать ребенку, рекомендации по участию в социально-значимой деятельности, выполнению творческих заданий. Возраст детей, участвующих в реализации программы Программа ориентирована на учащихся начальной школы – детей 7-10 лет. Сроки реализации программы Программа рассчитана на 2 года обучения детей в группах: 1-й год обучения - 15 человек, 2-й год обучения – 12. Объем программы: 288 учебных часа (1-й год обучения – 144 учебных часа, 2-й год обучения – 144 учебных часа). Формы и режим занятий Программа предполагает проведение теоретических и практических занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Основными формами проведения занятий являются: игра, беседа, заочное (воображаемое) путешествие по району и городу. Также запланированы групповые пешеходные экскурсии и прогулки по району и автобусные экскурсии в центр города для закрепления знаний, полученных на занятиях. Ожидаемые результаты и способы их проверки
К способам проверки результатов относятся:
Формы подведения итогов реализации программы Обобщающие занятия по прохождению каждой темы, открытые занятия для родителей, выставки рисунков, аппликаций, творческие конкурсы стихов, загадок, вопросов, сочиненных учащимися, познавательные и обобщающие экскурсии. На обобщающих занятиях используются диагностические игры, созданные на основе дидактических игр и игр и игровых ситуаций на развитие познавательных интересов учащихся. Особое место в подведении итогов программы занимают обобщающие игры-конкурсы по итогам первого года обучения «Любимый город» и по итогам второго года обучения «Знатоки родного города», где учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои знания и отношение к городу сверстникам, родителям, педагогу. Обязательным условием проведения обобщающих игр-конкурсов является приглашение родителей, которые выступают в качестве «внешних» экспертов, оценивающих качество представлений, умений и навыков детей, полученных в ходе реализации программы. Многолетняя реализация программы «Мой Санкт-Петербург» демонстрирует её результативность и практическую значимость для воспитания юных граждан нашего города. По итогам диагностики результатов освоения программы младшими школьниками можно сделать вывод о том, что учащиеся знают основные архитектурные и исторические памятники нашего города, их назначение в прошлом и настоящем; умеют не только рассказывать о своем отношении к ним, но задавать вопросы познавательного характера. Важным итогом является умение детей самостоятельно находить что-то интересное и необычное в достопримечательностях города, рассказывать об этом. В ходе бесед ребята демонстрируют понимание значения для города его жителей – людей разных профессий, в том числе и их родителей, задумываются о том, кем бы они хотели стать, чтобы приносить своему городу пользу. А главное – знают этические нормы поведения настоящих петербуржцев и стараются применять их в повседневной жизни. У детей наблюдается стабильно заинтересованное отношение детей к изучению истории и современной жизни своего города, мотивация к дальнейшему более глубокому знакомству с культурно-историческими традициями Санкт-Петербурга. Об этом свидетельствуют результаты педагогического наблюдения, бесед с родителями, творческие работы учащихся. Дети часто сами проявляют инициативу в совершении прогулок по городу с родителями, активно делятся впечатлениями об увиденном со сверстниками и педагогом, по собственному желанию делают разнообразные творческие работы: сочиняют стихи, загадки, делают аппликации, рисунки, организуют их выставки. В процессе социально-значимой деятельности учащиеся совместно с родителями участвуют в благоустройстве территории образовательного учреждения, парков и скверов района, изготавливают поздравительные открытки для своих бабушек и дедушек, ветеранов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда. За годы реализации программы наблюдается рост числа детских инициатив как проявление познавательных интересов (2006-2008 годы - 6, 2009-2011 годы – 18). Результаты диагностики по методике «Цветограмма» демонстрируют устойчивое эмоционально-позитивное отношение детей к занятиям по программе: в 2007 году занятия «очень нравились» 68%, «нравились» - 27%, «не нравились» - 5%; в 2010 году – соответственно 71%, 29% и 0%. Программа является первой ступенью краеведческого образования в системе дополнительного образования детей района. Её эффективность подтверждается сформированностью у учащихся устойчивого интереса к изучению истории родного города. Большинство выпускников продолжают и в средней школе заниматься по краеведческим программам дополнительного образования. Программа успешно реализуется педагогами дополнительного образования детей в 7 образовательных учреждениях района, легла в основу разработки еще 6 краеведческих программ в отделениях дополнительного образования: «Юные краеведы» (ГОУ СОШ № 262, педагог Кудряшова В.С.), «Мой любимый город» (ГОУ № 275, педагог Ромашева Л.В.), «Юный петербуржец» (ГОУ № 275, педагог Волегова Л.А.), «Блистательный Санкт-Петербург», (ГОУ СОШ № 285, педагог Толочкина М.М.), «Город вечной красоты» (ГОУ № 391, педагог Пешая А.В.). Это в значительной степени способствуют качественной подготовке детей к участию в традиционных районных познавательных играх-конкурсах «Чудесный город» для учащихся начальной школы, «Путешествие в эпоху Петра» (для учащихся 5-х классов), «Золотой век Екатерины» (для учащихся 6-х классов), районных краеведческих чтениях и конференциях. С 2008 года команды всех педагогов, в том числе автора, реализующих данную программу, становились победителями и призерами этих конкурсов. II. Программа I-го года обучения Главный акцент программы I-го года обучения делается на пробуждение у детей познавательных интересов к изучению культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга, возникновение чувства сопричастности ребенка к жизни города, включение учащихся в социально-значимую деятельность на благо района и города, знакомство с основными достопримечательностями и историческими личностями Санкт-Петербурга, связанными с историей его создания. II.1. Задачи I-го года обучения: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
II.2. Учебно-тематический план I года обучения
|
«под ключ» (пир, смр, поставка волс) для организации каналов передачи данных телеметрической и служебной информации на участке: Лот... | Санкт-Петербург 07. 07. 1977г., проживающегопо адресу: Санкт-Петербург, ул. Морская кв. 7 | ||
Я, Иванов Иван Иванович 1980 года рождения, паспорт 4000 100000, выданный 01. 01. 1999г. 100 отделением милиции Калининского района... | Адрес: Санкт-Петербург, пр. Народного ополчения, д. 101, литер А, помещение 5Н. Телефон: 573-90-28 | ||
Публичным акционерным обществом «банк «санкт-петербург» собственных размещенных акций | Вишняков-Вишневецкий Константин Константинович, доктор исторических наук, профессор, ректор наноо «Санкт-Петербургский институт гуманитарного... | ||
Вкр) студентов, обучающихся по программам подготовки магистров очно-заочной формы обучения в Санкт-Петербургском филиале автономного... | Для работы сотрудников цпк москвы и филиала Санкт-Петербург в бд системы созданы два реестра | ||
С РФ 78 №004632209, за основным регистрационным номером 1047844014998, место нахождения: 195197 Санкт-Петербург, Кондратьевский пр.,... | «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» (далее – Университет) в г. Санкт-Петербург, направлена на выявление... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |