Учебно методическое пособие для подготовки к квалификационному экзамену по пм. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования для студентов заочного отделения по специальности Дошкольное образование


НазваниеУчебно методическое пособие для подготовки к квалификационному экзамену по пм. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования для студентов заочного отделения по специальности Дошкольное образование
страница1/17
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Вологодской области

«Сокольский педагогический колледж»
Учебно – методическое пособие


для подготовки к квалификационному экзамену
по ПМ.03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования


для студентов заочного отделения


по специальности

Дошкольное образование

Сокол

2015


Содержание


МДК.03.01

Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

3

МДК.03.02

Теория и методика развития речи детей

31

МДК.03.03

Теория и методика экологического образования дошкольников

72

МДК.03.04

Теория и методика математического развития

87

МДК.03.05

Практикум по логопедии

135


МДК.03.01.

Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

(Бахорина О.С.)
Теоретические вопросы:
1. Основы организации обучения дошкольников.

а) Разработка вопросов теории обучения в зарубежной и отечественной дошкольной педагогике.

б) Сущность дошкольного обучения, компоненты процесса обучения.

в) Учебно-познавательная деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте, уровни освоения учебной деятельности.

2. Дидактические принципы обучения, их психолого-педагогическое обоснование.

3. Модели и типы обучения детей дошкольного возраста.

4. Методы и приемы обучения, традиционные и современные классификации методов обучения.

5. Занятия как форма обучения детей раннего и дошкольного возраста.

а) Виды занятий, требования к организации, структура.

б) Методика проведения занятий.

6. Экскурсия, как особая форма обучения, организация и методика проведения.

7. Обучение детей вне занятий. Роль обогащения предметной среды в организации самостоятельной познавательной деятельности детей.

8. Педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений.

9. Особенности содержания, организации и методики проведения занятий в группах раннего возраста.

10. Диагностика уровня подготовки детей дошкольного возраста.

11. Специфика работы с одаренными детьми.
Практические задания.
1. Представить алгоритм планирования занятия с детьми дошкольного возраста.

Роль обучения в умственном развитии ребенка дошкольного возраста
В истории человечества обучение (как и воспитание) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его таким образом к самостоятельной жизни. Так же, как и воспитание, обучение первоначально носило интуитивный характер и сводилось в основном к случайной передаче информации и подражанию детей деятельности взрослых. Постепенно оно превратилось в целенаправленный, планомерный процесс, который осуществлялся в школе, университете.

Со временем человечество накопило богатый опыт обучения подрастающего поколения. Возникла потребность в его анализе, обобщении. Эту миссию выполнил Я. А. Коменский, заложивший основы теории обучения. Его идейными продолжателями в разработке научных основ обучения стали И. Г. Песталоцци, И.Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Д. Дьюи и многие другие педагоги. С конца XIX в. начинается интенсивное изучение психологии обучения.

Отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования получила название дидактика. Ее содержанием является общепедагогическое научное обоснование содержания образования, методов, средств и организационных форм обучения.

В современной дидактике обучение и воспитание не противопоставляются. Напротив, подчеркивается их единство, «родство» по многим показателям. Прежде всего, отмечается их единая социальная природа: они возникли и функционируют как ответ на потребность человечества сохранять, воспроизводить свой общественно-исторический опыт, передавать его подрастающему поколению. На протяжении всей истории человечества обучение и воспитание непосредственным образом зависят от социально-экономических, политических, культурных процессов в обществе, но и сами оказывают влияние на эти процессы, представляя собой действенные факторы развития личности, ее совершенствования, «облагораживая» человечество в целом.

Воспитание и обучение «родственны» по способам своего осуществления: единый общественно-исторический опыт, адаптированный к определенной возрастной категории детей, передается с помощью механизма социального взаимодействия - общения.

Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает (А. Н. Леонтьев). При этом учитываются психофизиологические возможности ребенка, их динамика. В связи с этим процессы обучения и воспитания не остаются неизменными даже на протяжении одного периода детства: обогащается и усложняется их содержание, изменяются формы, становятся более разнообразными способы воздействия на растущего человека.

В современном обществе воспитание и обучение направлены на целостное развитие личности, хотя их цели дифференцируются (правда, условно).

• Воспитание направлено на формирование системы ценностей, способов общественного поведения.

• Для обучения приоритетным является формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности.

В последние годы в педагогическую лексику все активнее входят понятия «обучающее воспитание», «воспитывающее обучение», подчеркивающие единство воспитания и обучения в формировании личности. Необходимо отметить, что в этом процессе роль системообразующего фактора выполняет обучение, поскольку оно затрагивает всю жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочного отношения к миру, к самому себе (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

Т.о., воспитание и обучение детей дошкольного возраста - единый целостный педагогический процесс, который осуествляется на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении, во всех видах деятельности и направлен на решение задач его разностороннего развития, подготовку к школе.
Теории обучения детей дошкольного возраста

Зарубежные авторы
Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я. А. Коменского «Материнская школа». Цель дошкольного обучения великий педагог видел в освоении ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке к школе. Великому педагогу принадлежит честь в разработке первой в истории педагогики программы знаний, предназначенной для обучения маленьких детей в семье. Эту программу, которую сам автор назвал «полезные науки», составляют знания, сгруппированные по темам, обозначенным научными терминам. Например, «оптика» (понимание и различение света и тьмы, цветов радуги), «география» (знание ребенком места, где родился и живет, умение узнавать и отличать разные ландшафты) и т.д. Приобщение ребенка к этим и подобным знаниям из области физики, экономики, геометрии, хронологии, астрономии и др., по мысли Я. А. Коменского, закладывает основы общего научного образования. В книге «Материнская школа» определены пути овладения этими знаниями, причем явное предпочтение отдается организации чувственного познания.

Следующий весомый шаг в создании дидактики детского сада сделал Ф. Фребель, разработавший систему обучения в детском саду. Основу этой системы составляют:

- детально проработанная программа, сочетающая знания и способы деятельности;

- организация обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.

В трудах Ф. Фребеля впервые в истории педагогики представлена точно расписанная методика обучения, вплоть до словесных объяснений «садовницы» (воспитательницы), ответных реплик детей, поэтического или песенного сопровождения выполняемых действий.

Отечественные педагоги

В.Ф.Одоевский занимался вопросами первоначального обучения детей (от 4 до 10 лет). Одоевскому удалось выявить основную особенность начального обучения - его содержание представляет собой «науку до науки». Главная задача дошкольного обучения - научить детей учиться, развить их умственные способности, не стремясь при этом к обилию знаний. В книгах «Азбука для употребления в детских приютах», «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» В. Ф. Одоевский предлагает методику обучения детей, упражнения для развития умений наблюдать, сравнивать, анализировать, называть предметы и определять их назначение.

К.Д.Ушинский рассматривал вопросы обучения в период дошкольного детства в тесной связи с вопросами обучения на других возрастных ступенях. Задачи дошкольного, «докнижного обучения» он видел в развитии умственных сил и речи ребенка, в формировании умения управлять своими психическими процессами и поведением. Ушинский считал необходимым воспитывать у детей привычку к умственному труду, любовь к нему и осознанное отношение. Успешное решение этих задач - залог подготовки ребенка к школе. Познавательный материал, который содержится в учебных пособиях К. Д.Ушинского «Родное слово», «Детский мир», не потерял своей педагогической ценности и активно используется в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Е. Н.Водовозова, П.Ф. Лесгафт, Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина. Они тесно связывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружающей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. В качестве средств обучения предлагались народные игры, сказки, песни, собственная художественная деятельность детей.

Ряд теоретических и практических вопросов, касающихся дошкольного обучения, рассматривается в трудах Н.К.Крупской. Она считала, что дошкольное обучение должно гарантировать ребенку право на образование, т.е. право на познание окружающего мира, расширение кругозора, накопление знаний. В связи с этим ею было высказано много ценных конкретных предложений к созданию программы для детского сада.

В 50-х гг. началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания, методики дошкольного обучения. Возглавила исследования А.П.Усова. Ей принадлежат труды, в которых анализируются полученные данные. Дошкольная дидактика обогатилась концепцией о дошкольном обучении как единстве образовательной, обучающей и воспитательной работы. Существенным вкладом в теорию были полученные в ходе исследований характеристика учебной деятельности детей и направления ее развития в условиях специально организованного обучения.

В процессе широкомасштабного эксперимента были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, позволяющие наилучшим образом решать поставленные задачи, разработаны эффективные методы и приемы обучения. Предлагалось прямое обучение детей на обязательных коллективных занятиях, за которыми закреплялись определенное место и время в режиме дня.

Введение в практику работы отечественных дошкольных учреждений систематического обучения (1953) вызывало необходимость разработки частных методик. К началу 60-х гг. были созданы оригинальные методики музыкального воспитания (Н.А.Метлов, Н. А.Ветлугина), обучения родному языку (О. И. Соловьева), развития основных движений (А. И. Быкова), изобразительной деятельности (Н. П. Сакулина), формирования элементарных математических представлений (А. М. Леушина). За последнее время произошло обновление содержания частных методик, успешно решается вопрос о совершенствовании форм и средств обучения.
Понятие учебной деятельности и ее особенности в дошкольном возрасте

Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий - научение. Научение - это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.

Основным компонентом является учение - деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.

Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно.

Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями.

1. «Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель.

2. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.

Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен»

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности. Например, Саша хочет построить такой же туннель из песка, как делал вчера, а песок рассыпается. «Оказывается, из сухого песка строить нельзя», - делает мальчик правильный вывод. Он получил новые представления о свойствах песка, но их приобретение не было целью деятельности, они явились побочным продуктом игры с песком.

Представим себе, что для ознакомления детей со свойствами песка проводится специальное занятие. Подготовлено все необходимое: раздаточный материал (горка песка на картоне или доске темного цвета, лупа), демонстрационное оборудование (одинаковые ведерки с песком, банки с водой, воронки). Педагог ставит перед детьми познавательную цель: узнать как можно больше особенностей песка и песчинок. В процессе специально организованной деятельности дети с удивлением обнаруживают много интересных особенностей: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем мелкие).
Учебно-познавательная деятельность дошкольников – это самостоятельная деятельность ребенка по усвоению знаний, умений, навыков, способов действий.

Существует ряд точек зрения на определение учебной деятельности.

1. С. Л. Рубинштейна рассматривал учебную деятельность как вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

2. Анализ учебной деятельности, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно:

Учебная задача------>учебные действия------>контроль------>оценка.

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.).

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально - с помощью каких-то предметов либо материализованно - с использованием изображений их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполнит действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Следует отметить, что формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, - длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освое-нию различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет).

После 4 лет(средний дошкольный возраст) деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

- умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

- умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

 умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Как показало исследование А. П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем развивающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закре¬пить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Учебно методическое пособие для подготовки к квалификационному экзамену по пм. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования для студентов заочного отделения по специальности Дошкольное образование iconПрограмма производственной практики по специальности Дошкольное образование
Пм 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Учебно методическое пособие для подготовки к квалификационному экзамену по пм. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования для студентов заочного отделения по специальности Дошкольное образование iconУчебно методическое пособие по выполнению обязательной контрольной...
Учебно – методическое пособие по выполнению обязательной контрольной работы для студентов заочного отделения

Учебно методическое пособие для подготовки к квалификационному экзамену по пм. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования для студентов заочного отделения по специальности Дошкольное образование iconУчебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделения...
Учебно-методическое пособие предназначено для эффективной организации и обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов...

Учебно методическое пособие для подготовки к квалификационному экзамену по пм. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования для студентов заочного отделения по специальности Дошкольное образование iconМетодическое пособие для студентов третьего курса очного и заочного...
Вопросы к экзамену, практические задания, список источников и литературы для студентов третьего курса очного и заочного отделения...

Учебно методическое пособие для подготовки к квалификационному экзамену по пм. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования для студентов заочного отделения по специальности Дошкольное образование iconМетодическое пособие для студентов третьего курса очного и заочного...
Вопросы к экзамену, практические задания, список источников и литературы для студентов третьего курса очного и заочного отделения...

Учебно методическое пособие для подготовки к квалификационному экзамену по пм. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования для студентов заочного отделения по специальности Дошкольное образование iconУчебно-методическое пособие для студентов-заочников неязыковых факультетов
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников I-II курсов неязыковых факультетов педагогических вузов. Оно составлено...

Учебно методическое пособие для подготовки к квалификационному экзамену по пм. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования для студентов заочного отделения по специальности Дошкольное образование iconУчебное пособие с методическими указаниями и тестами для текущего...
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки 43. 03. 03 Гостиничное дело....

Учебно методическое пособие для подготовки к квалификационному экзамену по пм. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования для студентов заочного отделения по специальности Дошкольное образование iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий (Практикум)
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета...

Учебно методическое пособие для подготовки к квалификационному экзамену по пм. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования для студентов заочного отделения по специальности Дошкольное образование iconОрганизация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие
...

Учебно методическое пособие для подготовки к квалификационному экзамену по пм. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования для студентов заочного отделения по специальности Дошкольное образование iconРеспублики Коми Государственное автономное образовательное учреждение...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к экзамену по фармакологии. Методические рекомендации содержат перечень...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск