ГОУ СПО ЯО Угличский индустриально - педагогический колледж
Программа производственной практики
по специальности Дошкольное образование
Углич, 2013 Место практики в структуре ОПОП СПО ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей.
ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Производственной практике предшествует изучение: ПМ 02, ПМ 03
Место и время проведения практики
Курс: 3
Семестр: V
Сроки: 01.12 – 20.03
База: учебные кабинеты, дошкольные образовательные учреждения.
Общая трудоемкость: 252 ч.
Цель и задачи практики
Цель: формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателями и дошкольниками и овладение функциями деятельности воспитателя в группах дошкольного возраста.
Задачи:
формирование у студентов системы профессиональных умений, знаний, навыков, необходимых воспитателю для выполнения его функций;
развитие умение наблюдать, анализировать и проводить воспитательно-образовательную работу с детьми, оценивать ее эффективность, вести педагогическую документацию;
ознакомление с современными технологиями и методиками воспитательно-образовательной работы, обеспечивающими личностно-ориентированный подход к детям и всестороннее их развитие;
развитие у студентов способности выбирать педагогические приемы и технологии, адекватные приоритетным задачам воспитания на данной возрастной ступени и индивидуальным особенностям конкретного ребенка-дошкольника;
создание у студентов установки на формирование индивидуального стиля и педагогической деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
производственной практики Результаты прохождения практики (формируемые компетенции)
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Профессиональные компетенции: (ПК)
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста
ПК3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
производственной практики
Наименование профессионального модуля
| Виды работ
| ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей.
| Самостоятельное проведение занятий по рисованию в разных возрастных группах в базовых дошкольных учреждениях. Оформление детских работ. Участие в анализе и самоанализе проведенных занятий.
| Самостоятельное проведение занятий по лепке в разных возрастных группах в базовых дошкольных учреждениях. Оформление детских работ. Участие в анализе и самоанализе проведенных занятий.
| Самостоятельное проведение занятий по аппликации в разных возрастных группах в базовых дошкольных учреждениях. Оформление детских работ. Участие в анализе и самоанализе проведенных занятий.
| Самостоятельное проведение занятий по конструированию и ручному труду в разных возрастных группах в базовых дошкольных учреждениях. Оформление детских работ. Участие в анализе и самоанализе проведенных занятий.
| Самостоятельное проведение трудовой деятельности с детьми в I половине дня (составление конспектов мероприятий по трудовой деятельности детей своей группы);
| Самостоятельное проведение трудовой деятельности с детьми во II половине дня (составление конспектов мероприятий по трудовой деятельности детей своей группы).
| Самостоятельное проведение занятия по ознакомлению детей с трудом взрослых с детьми своей группы.
| Внесение в группу альбомов по трудовому воспитанию детей, их рассматривание с детьми. Проведение дидактических игр по трудовому воспитанию детей своей группы.
| Самостоятельное проведение игровой деятельности с детьми в I половине дня (составление конспектов подвижных и дидактических игр);
| Самостоятельное проведение игровой деятельности с детьми во II половине дня (составление конспектов творческих игр);
| Внесение в группу игрушек-забав и игрушек-самоделок, обыгрывание их;
| Внесение в группу разных видов театра, показ работы с атрибутами разных видов театра.
| Самостоятельное проведение занятия по методике музыкального развития совместно с музыкальным руководителем;
| Организация индивидуальной работы по музыкальному воспитанию и музыкальных дидактических игр с детьми вне занятий;
| Участие в проведении праздника с детьми своей группы;
| Самостоятельное проведение досугов с детьми с применением музыки.
| Диагностирование уровня общительности детей (по М.И. Лисиной).
| Наблюдение и анализ общения воспитателя с детьми с целью определения стиля педагогического общения.
| Диагностика представлений дошкольника об отношении к ним педагога.
| Диагностика мотивов взаимодействия детей 2-7 лет со взрослыми. Диагностика взаимоотношений между детьми в группе детского сада.
| ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
| Самостоятельное проведение занятий по развитию детской речи в разных возрастных группах в базовых дошкольных учреждениях. Участие в анализе и самоанализе проведенных занятий.
| Самостоятельное проведение занятий по экологическому образованию в разных возрастных группах в базовых дошкольных учреждениях. Участие в анализе и самоанализе проведенных занятий.
| Самостоятельное проведение занятий по математическому развитию в разных возрастных группах в базовых дошкольных учреждениях. Участие в анализе и самоанализе проведенных занятий.
| Самостоятельное проведение игровой деятельности по развитию детской речи с детьми в I половине дня (составление конспектов подвижных и дидактических игр);
| Самостоятельное проведение игровой деятельности по развитию детской речи с детьми во II половине дня (составление конспектов творческих игр);
| Самостоятельное проведение игровой деятельности по математическому развитию с детьми в I половине дня (составление конспектов подвижных и дидактических игр);
| Самостоятельное проведение игровой деятельности по математическому развитию с детьми во II половине дня (составление конспектов творческих игр);
| Самостоятельное проведение игровой деятельности по экологическому образованию с детьми в I половине дня (составление конспектов подвижных и дидактических игр);
| Самостоятельное проведение игровой деятельности по экологическому образованию с детьми во II половине дня (составление конспектов творческих игр);
|
Тематический план
производственной практики
№
| Наименование разделов и тем практики
| Количество часов
(недель)
| 1
| Самостоятельная работа студента в качестве воспитателя
| 200
| 2
| Проведение исследовательской работы
| 52
|
| Итого:
| 252ч.
|
Содержание производственной практики Тема 1. Самостоятельная работа студента в качестве воспитателя
Проведение и самоанализ занятий по:
изобразительной деятельности (по рисованию, лепке, аппликации);
трудовой деятельности;
игровой деятельности;
методике музыкального развития;
досуговой деятельности;
экологическому образованию;
математическому развитию;
развитию детской речи;
физическому воспитанию;
диагностике.
Тема 2. Проведение исследовательской работы
Апробация современных педагогических технологий. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
Студент предоставляет следующую документацию: В дневнике:
Индивидуальный план.
Возрастная группа.
Программа, по которой работают.
КТП.
Сетка занятий.
Все конспекты, согласно плана. (Игровая и досуговая деятельность)
Методический портфолио (папка-копилка).
Отчет.
Если работают по специальности:
Индивидуальный план.
Возрастная группа.
Программа, по которой работают.
КТП.
Сетка занятий.
Конспекты за 1 нед., а за остальные недели - планы занятий. (Игровая и досуговая деятельность)
Методический портфолио (папка-копилка).
Отчет.
Отчётная документация
Аттестационный лист с места прохождения практики или с места работы
характеристика.
За данный вид практики выставляется дифференцированный зачет.
В результате прохождения производственной практики студенты должны:
уметь:
определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;
формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;
использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
иметь практический опыт:
определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий;
организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;
наблюдения и анализа различных видов занятий в разных возрастных группах;
обсуждения занятий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики;
оформления документации.
Приложение 1
Схема аналитического отчета студента 1. Общая информация
Ф. И О. студента, группа, курс__________________________________________________
База практики (полное название ДОУ), группа.____________________
Сроки проведения практики______________________________________________
Краткий анализ условий прохождения практики в ДОУ и теоретической подготовки студентов в колледже для успешного ее прохождения (какие учебные дисциплины позволяют реализовывать задачи практики) ______________________________________________________________________ II. Качественный анализ
- Перечислите названия проведенных методик диагностирования, количество и возраст испытуемых ______________________________________________________________________
- Самоанализ результатов деятельности: какие задачи (см. пояснительную записку) практики были реализованы, в какой степени (слабо, достаточно, в полном объеме – из аттестационного листа) ______________________________________________________________________
в какой форме использовали данные изучения личности ребёнка ______________________________________________________________________
с какими документами научились работать ______________________________________________________________________
какие компетенции (из требований к уровню подготовки студентов) сформировались, что этому способствовало ______________________________________________________________________
ваши впечатления о практике, какие задачи практики остались нереализованными ______________________________________________________________________
Общие выводы. Проблемы. Возможные пути их реализации ______________________________________________________________________
Приложение 2
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ярославской области
Угличский индустриально - педагогический колледж
ДНЕВНИК по психолого-педагогической практике
проводимой в дошкольном образовательном учреждении
_________________________________________________________________
(название ОУ)
студентки (та) ________ ______ группы
специальности ________________________________________________________________
_________________________________________________________________
(Ф. И. О. студента)
Приложение 3
Аттестационный лист по производственной практике
Ф.И.О., студента, группа, специальность: _________________________
__________________________________________________________________
Место проведения практики (организация), наименование, адрес
__________________________________________________________________
Время проведения практики _____________________________________
Виды и объём работ, выполненные студентом во время практики:
№
| Вид работы
| Сроки выполнения
| Оценка выполнения работ
| 1.
| Диагностика познавательных процессов
|
|
| 2.
| Проведение и оценка показателей диагностики результатов воспитания, обучения и развития дошкольников с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
|
|
| 3.
| Планирование, организация и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром
|
|
| 4.
| Составление конспектов занятий с учётом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников
|
|
| 5.
| Проведение групповых, индивидуальных занятий, направленных на социально - личностное и познавательно - речевое развитие детей
|
|
| 6.
| Осуществление самоанализа занятий, экскурсий, наблюдений
|
|
| 7.
| Обсуждение отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с руководителем педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их коррекции
|
|
| 8.
| Организация и проведение коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении
|
|
| 9.
| Подготовка элементов предметно - развивающей среды
|
|
| 10.
| Оформление документации, обеспечивающей организацию и проведение организованной образовательной деятельности
|
|
|
Качество выполнения работ в соответствии с технологией и/или требованиями организации, в которой проходила практика ___________________
_________________________________________________________________
Результаты промежуточной аттестации по производственной практике:
_________________________________________________________________
Дата «____» __________ 2013г.
Подпись руководителя практики _________/_______________
Подпись ответственного лица ДОУ __________/_____________
М.П. |