Педагогика
(учебное пособие)
специальность «Дошкольное образование»
Составители:
Барсукова Л.С.,
Смирнова Т.В.
Москва
2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ 5
1.1.Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития 5
1.2.Значение и логика целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности. 42
1.3.Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений на различных ступенях образования. 49
1.4.Принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения. 67
1.5.Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания 89
РАЗДЕЛ 2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 115
2.1Средства контроля и оценки качества образования 115
3.Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога 124
ЛИТЕРАТУРА 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 142
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное пособие предназначено для студентов очного, очно-заочного, заочного отделений и окажет им помощь в изучении курса «Педагогика».
В пособии представлен информационный материал, а также разнообразные упражнения и задания к самостоятельной работе студентов. Они связаны с изучением почти всех тем курса педагогики. Их назначение состоит в том, чтобы познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и обучаемых. В пособии представлена система практических заданий, которые помогут студентам более пристально всматриваться в сложный мир педагогических явлений, выявляя существующие в нем системы связей и отношений, принимать обоснованные решения в ситуациях острого дефицита времени, овладевать качествами высокоорганизованного педагогического мышления. Кроме того, в пособии дан словарь психолого-педагогических терминов, используемых в данном образовательном курсе, тесты разного уровня сложности, вопросы и требования к экзаменам, тематика курсовых и выпускных квалификационных работ.
Основные принципы, обусловившие подход к содержанию и структуре образовательного курса – их интегративность и технологичность.
Новое содержание педагогического образования определено целым рядом исходных положений. Прежде всего, это гомоцентрический подход, который рассматривает личность ребенка, ученика в качестве самоцели, центра педагогической системы. Исходным положением является понимание целостности педагогического процесса, имеющего общие принципы и закономерности, специфично проявляющиеся в организации педагогического процесса в образовательных учреждениях.
Образовательный курс призван обеспечить реализацию идеи технологичности педагогической подготовки студентов. Он состоит из трех блоков: Общая педагогика и специальная педагогика, контроль качества образования. Изучение курса предполагает осмысление и использование студентами своего личного опыта, а также опыта коллег, работающих в учебных заведениях.
Курс разработан в соответствии с новыми Федеральными Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по обще-профессиональному блоку.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
|