Методические рекомендации по составлению и проведению экскурсии. 1-ый


Скачать 143.15 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по составлению и проведению экскурсии. 1-ый
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
Методические рекомендации по составлению и проведению экскурсии.

1-ый вариант http://referatwork.ru/refs/source/ref-42083.html

2-ой вариант ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ЦЕНТР

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
Методические рекомендации

по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений

ЭКСКУРСИОННО-МАССОВАЯ РАБОТА

Одна из важнейших функций музея – образовательно-воспитательная – осуществляется посредством массовой и просветительской работы. Просветительская работа многообразна по формам организации и проведения. Тем не менее, формы просветительской работы можно разделить на основные категории: традиционные (экскурсии, лекции) и массовые мероприятия.

Экскурсия  основная форма образовательной деятельности музея. Преимущество экскурсии в школьном музее перед другими образовательными формами заключается в том, что объекты восприятия можно увидеть, рассмотреть, а в некоторых случаях даже взять в руки.

Виды экскурсий. Для того, чтобы говорить о приемах, используемых при проведении экскурсий, нужно определить, какие виды экскурсий могут проводиться в школьном музее. Экскурсии различают по широте тематики (обзорные, тематические циклы экскурсий), объектам показа (по музейным экспонатам, внемузейным объектам), по составу экскурсионных групп.

Ознакомительная (обзорная) экскурсия имеет целью дать посетителю общее знакомство с экспозицией. Такая экскурсия раскрывает основную тему музея, замысел и тематическую структуру экспозиции. В ходе экскурсии посетители знакомятся с богатством собраний данного музея, с его экспонатами, представляющими наибольшую историческую и художественную ценность. В школьных музеях обзорные экскурсии проводятся наиболее часто. Для обзорной экскурсии характерны широкие хронологические рамки, значительный объём освещаемых вопросов. Обзорная экскурсия носит общеобразовательный характер.

Тематическая экскурсия  это экскурсия по одной конкретной теме. В отличие от обзорной тематическая экскурсия ставит задачей полное, глубокое раскрытие темы при максимальном использовании относящихся к ней экспонатов. Возможность создания тематических экскурсий в школьном музее зависит от профиля музея, характера его тематики, экспозиционной площади, её насыщенности необходимыми материалами и т. д. Тематические экскурсии по своему целевому назначению носят учебный характер.

Цикловые и комплексные экскурсии  это несколько экскурсий, объединённых одной темой и проводимых для одной и той же группы посетителей в определенной последовательности. Например, в музее может быть проведен цикл экскурсий, объединенных общей темой: «Их именами названы улицы нашего района», которые дадут возможность глубоко и систематически изучить историю района.

Комплексная экскурсия предусматривает знакомство посетителей, как с музейной экспозицией, так и с соответствующим памятником или памятным местом, имеющим прямое отношение к теме экскурсии. Осмотр экспозиции и внемузейных экспонатов взаимно дополняют друг друга, обогащают экскурсию сопоставлениями и ассоциациями, создают возможность более глубокого переживания у посетителей музея.

Экскурсии учебно-образовательной направленности предназначены для расширения знаний, которые учащиеся получили по учебной программе в школе, их конкретизации на основе подлинных материалов – музейных предметов. Учебные экскурсии могут быть разнообразными по форме проведения. Это и уроки-экскурсии, проводимые на экспозиции экскурсоводом или самим педагогом, и экскурсии-семинары с выступлением слушателей.

Методика подготовки и проведения экскурсий. Экскурсионная работа в школьном музее наиболее привлекательна для юных музееведов. Экскурсоводами хотят быть почти все активисты школьных музеев. И здесь самое сложное  грамотная работа по подготовке юных экскурсоводов, владение методикой подготовки экскурсии и подготовки юного экскурсовода. Практика «натаскивания» экскурсоводов, работа «по стендам» с зазубриванием текстов порочна.

Для достижения образовательно-воспитательных целей экскурсии очень важно правильно определить методы и приемы ее проведения. В экскурсии обычно применяются следующие методы: показ, рассказ, беседа. На практике они выступают во взаимосвязи.

Общая экскурсионная методика состоит из двух главных разделов:

  1. Подготовка экскурсии.

  2. Проведение экскурсии.

Подготовка экскурсии начинается с выбора темы. Начинающему экскурсоводу рекомендуется подготовить сначала обзорную экскурсию, а затем уже тематическую. Выбор конкретной темы определяется ее актуальностью, популярностью у посетителей. Учитываются также интересы и знания экскурсовода.

Для выбора темы экскурсоводу необходимо познакомиться с тематикой экскурсий, посоветоваться с руководителем музея, с ветеранами, послушать экскурсии в своем музее, в государственных музеях. Важно, чтобы юный экскурсовод выбрал тему сам.

Изучение темы. Знакомство с экспозицией музея по теме экскурсии следует вести одновременно с изучением литературы. Первоначально выявляется литература и источники по заданной теме, составляется библиография. Эта работа проводится в библиотеках. Во время изучения литературы отбирается материал, который войдет в содержание экскурсии. Круг литературы и источников должен быть широким. Это исследования, статьи, справочная, научно-популярная, мемуарная и художественная литература, периодическая печать, сборники документов. Сведения, полученные из литературных источников, необходимо фиксировать. Это можно делать по-разному: в виде кратких записей, выписок, цитат на карточках или в специальных тетрадях, тезисов, конспектов отдельных произведений. При этом на каждый источник нужно составлять библиографический указатель (автор, название источника, издательство, место и год издания, номер страницы).

Желательно также составлять краткую летопись основных событий изучаемого периода. Это позволит связать содержание экскурсионной темы с общим ходом событий, лучше понять значение каждого периода, их взаимосвязь. Большое значение как источник для подготовки экскурсии имеют рассказы участников и очевидцев событий.

Главным же источником содержания экскурсии является экспозиция и музейные предметы. Проработав источники и литературу, необходимо провести правильный отбор экспонатов и музейных предметов, находящихся в фондах. Отобранный материал, подлинник либо копия, должен достоверно отражать суть событий и фактов, затронутых в экскурсионном рассказе. Отобранные для показа музейные предметы тщательно изучаются: источник и история их поступления в музей, использование в среде бытования, уникальность и реликвийность. На каждый экспонат заводится карточка, в которой записывается его название, дата, к какой части темы относится, место в витрине, на стенде, сведения о нём. После отбора объектов экскурсионного показа завершается процесс формирования маршрута экскурсии.

Теперь, когда экскурсоводу известны сведения о каждом экспонате и содержание темы, можно переходить к построению экскурсии.

Построение экскурсии. В первую очередь необходимо определить цель экскурсии. Например, цель обзорной экскурсии в краеведческом музее истории школы звучит так: «Показать на материале экспозиции музея историю школы в годы Великой Отечественной войны, когда в помещении школы располагался военный госпиталь, а учителя и ученики школы в свободное от учебных занятий время помогали персоналу госпиталя в уходе за ранеными бойцами».

На основе четкой целеустановки, тематической структуры экспозиции, детального изучения темы экскурсии необходимо выделить подтемы, отдельные вопросы, определить их внутреннюю связь и последовательность, т. е. составить план экскурсии. В соответствии с намеченным планом составляется маршрут экскурсии, т. е. определённый путь следования экскурсионной группы, обусловленный темой экскурсии.

При разработке маршрута экскурсии учитывается расположение экспонатов, возможность их обозревания, целесообразность и удобство перемещения группы по музею. Критерием отбора экспонатов для показа является их соответствие теме и плану экскурсии, значимость как источников для раскрытия отдельных подтем и вопросов, способность привлечь внимание посетителя и эмоционально на него воздействовать.

Особое внимание обращается на выбор экспоната, с которого начинают экскурсию. Он должен давать возможность логично, наиболее эмоционально ее завершить и перейти к общим выводам. Карточки экспонатов, вошедших в маршрут экскурсии, расставляются в порядке показа и в соответствии с планом экскурсии.

Экскурсия должна состоять из трёх частей: вступительной беседы, основной части и заключительной беседы.

Вступительная беседа включает в себя знакомство с группой, краткие сведения о музее: когда открыт, чему посвящен, количество фондов, разделы экспозиции, посещаемость музея, название темы экскурсии, её хронологические рамки, цели и задачи (при этом важно выяснить, насколько слушатели знакомы с темой). Задача вступительной беседы  установить связь с аудиторией, привлечь её внимание к теме. Вступление должно быть ярким и лаконичным.

Содержание основной части экскурсии разрабатывается в соответствии с ее планом и маршрутом. При этом используются записи, выписки, которые были сделаны при изучении литературы, а также данные с картотеки экспонатов. Рассказ экскурсовода рекомендуется составлять непосредственно на экспозиции, так как он должен быть связан с показом и анализом экспонатов. Особенно внимательно надо продумывать выводы по подтемам и логические переходы от одной группы экспонатов к другой.

В заключительной беседе обобщается материал экскурсии, делаются краткие выводы, экскурсовод отвечает посетителям на интересующие их вопросы. Экскурсовод может порекомендовать литературу по теме экскурсии, предложить посетить музей еще раз.

Оформление и содержание экскурсии. Во многих школьных музеях уже имеются полные тексты обзорных и тематических экскурсий, написанные раньше или подготовленные руководителем музея или членами общественного Совета музея. Эти тексты имеют большое значение, потому что написаны часто очевидцами или участниками тех или иных событий, непосредственными создателями экспозиции, и содержат много дополнительной информации. Они могут являться руководством для начинающих экскурсоводов. Но лучше эти тексты временно отложить в сторону и предложить юному экскурсоводу самостоятельно разработать экскурсию и записать её содержание по следующей форме: в первой графе дается название подтем и вопросов; во второй  перечисляются экспонаты в порядке их показа; в третьей  вписывается развернутый план рассказа экскурсовода. Перечень экспонатов и план рассказа даются в расчете на подробный вариант экскурсии, Одновременно продумываются возможные сокращения. В графе «Примечания» указывают, какой материал можно опустить (в зависимости от возрастного и образовательного уровня посетителей).

Запись ведётся строго горизонтально, чтобы было полное соответствие между подтемой (вопросом), экспонатами и содержанием рассказа. На последнем листе указывается список литературы.

В процессе работы над текстом под руководством учителя отбираются, изготавливаются наглядные пособия для экскурсии. Это делается для пополнения зрительного ряда экскурсии эмоциональным, ярким материалом. Такая подборка материалов условно называется «портфелем экскурсовода», и в нее входят материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций и т. п. Сюда же могут входить разнообразные коллекции, например, минералы или образцы промышленной продукции и т. п.

Пример оформления текста экскурсии:

Тема экскурсии: «История школы в годы Великой Отечественной войны»

Продолжительность экскурсии: 20 минут.

Составитель текста: Петров Иван, уч-ся 10в класса

Дата составления экскурсии: 20 февраля 2005 г.

Подтемы,

отдельные вопросы

Экспонаты

Содержание экскурсии

Приме-чания

22 июня 1941 г.

Начало Великой Отечественной войны

Все на фронт!

Работа школы в годы войны. Военный госпиталь

1.Фотография выпускного

класса, 1941 г.

2. Фотография директора школы, учителей.

3. Газеты от 21, 22, 23 июня 1941 г., фотографии участников войны, заявления, солдатские книжки.

4. Экспонаты, рассказывающие о работе военного госпиталя, разместившегося в здании школы в период…

1. Вступление.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны, в самые суровые годы… школы не прекращали своей работы…

Таким образом, наша школа как боец вступила в ряды защитников нашей Родины.




Экскурсионные приемы. Главным требованием экскурсионной методики является органическая связь показа с рассказом. Показ экспоната требует не простой демонстрации, а выявления и анализа отдельных сторон и признаков предмета, важных с точки зрения раскрытия данной темы. Этим определяется и специфика рассказа экскурсовода. При проведении конкретной экскурсии методы показа и рассказа реализуются путём целого ряда приемов. Рассмотрим некоторые из них.

Чаще всего экскурсоводу приходится воссоздавать события по представленным в экспозиции материалам. Этот приём получил название словесной или мысленной реконструкции. Используя этот прием, экскурсовод может, опираясь на представленные в музейной экспозиции экспонаты, путем последовательного и целенаправленного рассказа воссоздать облик героя, последовательность событий, восстановить картину исторического события. Этот приём используется в тех случаях, когда необходимо восстановить по сохранившимся фрагментам, например, внешний вид предмета, описать его назначение. Так, можно словесно воссоздать по сохранившимся черепкам и осколкам внешний вид древнего сосуда, по отдельным частям орудия труда  конструкцию и способ его применения.

Реконструкция исторических событий и явлений на основе их локализации, т. е. связи с конкретным местом, отличается особой точностью и доказательностью. Так, воссоздавая ход сражения по живописному полотну, диораме, макету, можно реконструировать динамику событий, дислокацию войск в отдельные периоды сражений, направление движения и т. д. (с помощью слов «здесь», «на этом месте», «отсюда» и т. д.). Особенно рекомендуется использовать этот приём в ходе комплексной экскурсии при показе памятного места или в экспозиции с элементами бытового интерьера.

Если экскурсоводу необходимо установить сходство или различие между музейными предметами, отметить определенные изменения, то целесообразно применять прием сравнения. Так, если в экспозиции музея есть фотографии одного района в прошлом и настоящем, можно путем их сравнения подвести посетителей к выводу о характере произошедших в жизни данного района изменений.

Прием локализации событий «Здесь, в этих классных помещениях, в годы войны стояли койки раненых солдат. Здание нашей школы было переоборудовано под военный госпиталь».

Цитирование в экскурсии. В экскурсии важно уметь правильно пользоваться цитатами. Особое место в экскурсии занимает цитирование экспонируемых документов. Зачитываемые фрагменты должны умело сочетаться с показом самого экспоната, служить основой для определения его значения как источника. Цитаты из художественной литературы помогают ярче представить историческую эпоху, события прошлого и настоящего. Цитаты не должны быть длинными и громоздкими, они должны органически включаться в рассказ экскурсовода. Экскурсовод не должен злоупотреблять цитированием отдельных документов. Целесообразно цитаты выписывать на карточки для удобства пользования ими во время экскурсии. Текст цитат лучше выучить наизусть.

Очень важно для экскурсовода хорошо владеть речью. Здесь большое значение имеет тон рассказа. Невозможно одним и тем же тоном рассказывать о друзьях и о врагах, о победах и поражениях. Экскурсовод должен следить за темпом своей речи, чтобы не утомлять слушателей слишком быстрым или слишком медленным рассказом. Целесообразно варьировать темп речи в соответствии с содержанием экскурсии, с её эмоциональными акцентами.

Несмотря на различие в целях и содержании экскурсий в музеях разного профиля, а также между обзорными и тематическими экскурсиями, существуют общие правила их подготовки и проведения.

Особые методические приемы. К особым методическим приемам можно отнести встречи во время экскурсии с участниками событий, которым посвящена экспозиция: ветеранами Великой Отечественной войны, учеными, деятелями культуры и др. Эти встречи необходимо готовить, согласовать время, место и продолжительность беседы. Беседа должна быть органически увязана с темой экскурсии.

Некоторые особые приемы основаны на применении технических средств. Это музыкальные паузы, прослушивание записей выступлений участников событий, просмотр фрагментов кино- и видеофильмов.

Основные приемы и методы проведения экскурсии намечаются в процессе разработки её содержания, однако конкретные формы и законченный характер они получают только после специальной обработки, которая проводится на экспозиции в условиях, максимально приближенных к проведению экскурсий. Экскурсовод на практике выбирает наиболее удачные методические приемы, учитывая возраст слушателей, их интересы, состав аудитории. Для детской аудитории особенно благоприятны такие приемы, как живая беседа, вопросы и ответы  это активизирует мышление, заинтересовывает людей.

Культура речи экскурсовода. Владение экскурсоводом искусством слова  важное условие проведения экскурсии. Экскурсионный рассказ должен отличаться по манере изложения от лекций и докладов и иметь «разговорный характер».

Вместе с тем, недопустима отвлеченность, употребление стереотипов, общих слов, смысл которых давно стерся. Хорошо действует простое наглядное сравнение, употребление ярких эпитетов.

Повышает выразительность речи своевременное употребление афоризмов, пословиц, поговорок. Экскурсоводу, оружием которого является слово, следует помнить мудрое изречение Льва Толстого: «Говори о том, что тебе ясно. Иначе молчи».

Для того, чтобы совершенствовать свою речь, экскурсоводу рекомендуется записать фрагмент экскурсии на магнитофон и проанализировать запись.

Массовые формы работы в школьном музее. Экскурсии  это только одно из направлений большой музейной работы. Музей  это живой организм, и для того, чтобы он не прекращал и постоянно совершенствовал свою деятельность, необходимо, чтобы в его стенах постоянно проводились массовые мероприятия.

Школьный музей должен стать центром для проведения различных массовых мероприятий.

Наиболее часто встречающиеся формы работы в школьном музее:

  • научные и ученические конференции юных музееведов-исследователей

  • конкурсы юных экскурсоводов школьных музеев

  • тематические историко-краеведческие и музееведческие игры и конкурсы;

  • конкурсы и выставки детских творческих работ (поделки, рисунки, фотографии, сочинения и др.);

  • тематические вечера и встречи, посвященные знаменательным датам и героям музейных экспозиций, проведение концертов, спектаклей, конференций;

  • массовые акции памяти, выезды с шефскими концертами в военные госпитали, участие в городских акциях «Посылка солдату», шефство над захоронениями воинов;

  • экскурсионные тематические выезды актива школьного музея, летние экспедиции и походы по историческим местам, местам боевой славы по тематике музея;

  • прием туристов-школьников из других городов, организация культурной программы, включающей в себя знакомство с музеем и с городом;

  • проведение временных передвижных выставок, посвященных юбилейным и памятным датам;

  • проведение музейных уроков и интерактивных занятий на экспозиции музея;

  • проведение тематических музейных смен в загородных лагерях.

Такое разнообразие массовых форм с использованием экспозиции школьного музея предоставляет учащимся возможность ознакомиться на практике с некоторыми из музейных профессий, узнать о существовании интереснейших областей человеческой деятельности: археологии, геологии, историографии, нумизматики, филателии и филокартии, библиофилии, искусствознания и других, а также познакомиться с яркими представителями музейных профессий, коллекционерами, почувствовать их преданность любимому делу, что в какой-то степени поможет в выборе собственной профессии и становлении личностных интересов.

Материалы, собранные в ходе проведения этих мероприятий, смогут в дальнейшем пополнить фонды музея.

Похожие:

Методические рекомендации по составлению и проведению экскурсии. 1-ый iconМетодические рекомендации для обучающихся по составлению и выполнению...
Методические рекомендации для обучающихся по составлению и выполнению отчета о прохождении производственной практики по специальности...

Методические рекомендации по составлению и проведению экскурсии. 1-ый iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной...
Московской области в 2017 году уточненные редакции следующих методических документов

Методические рекомендации по составлению и проведению экскурсии. 1-ый iconМетодические рекомендации для студентов (слушателей) всех форм обучения...
Приговор: понятие, структура, порядок оформления [Текст]: методические рекомендации по составлению и оформлению приговора / Юго-Зап...

Методические рекомендации по составлению и проведению экскурсии. 1-ый iconМетодические рекомендации по составлению технического паспорта многоквартирного...
Генеральный директор Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Методические рекомендации по составлению и проведению экскурсии. 1-ый iconМетодические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных...
Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях

Методические рекомендации по составлению и проведению экскурсии. 1-ый icon«мичуринский государственный аграрный университет» методические рекомендации...
Методические рекомендации предназначены для студентов и выпускников всех специальностей очного и заочного обучения, могут использоваться...

Методические рекомендации по составлению и проведению экскурсии. 1-ый icon«мичуринский государственный аграрный университет» методические рекомендации...
Методические рекомендации предназначены для студентов и выпускников всех специальностей очного и заочного обучения, могут использоваться...

Методические рекомендации по составлению и проведению экскурсии. 1-ый icon«Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (дсхт)»...
...

Методические рекомендации по составлению и проведению экскурсии. 1-ый iconМетодические рекомендации по составлению номенклатуры дел организации Оглавление
Основные требования к составлению номенклатуры дел организации

Методические рекомендации по составлению и проведению экскурсии. 1-ый iconШаг шестой – определение объектов, которые будут представлены на экскурсии
Прогрессивные педагоги России и Западной Европы, начали внедрять экскурсии в учебный процесс, с целью разнообразить формы обучения....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск