Заместитель главного редактора Г. П. Козубовская


НазваниеЗаместитель главного редактора Г. П. Козубовская
страница1/55
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

В ТРЕХ ТОМАХ

Председатель научно-редакционного совета издательства

В.М. Лопаткин

Главные редакторы В.Н. Гончаров, П.П. Костенков

Заместитель главного редактора

Г. П. Козубовская

Барнаул • 2003

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

ТОМ I

5815 99

Председатель научно-редакционного совета издательства

В. М. Лппаткин

Редакционная коллегия:

В.Н. Гончаров (главный редактор), В.И. Губанова,

П. П. Костенкав (главный редактор), К.Г. Колпшков,

Г. П. Козубовская (заместитель главного редактора),

СМ. Косенок, П.В. Ленин, Б.П. Иевзоров.Щ.К. Одинцов.

Ю.В. Табакове, КА. Чуркш, СИ. Царев

Барнаул •2003

|библиотекп

Омского педагог-и оеокоЮ университета

74.02»

ББК 74.00 Я 2 Э687

СПИСОК АВТОРОВ I ТОМА


Рецензенты:

ЛИ Мсчшикова, доктор педагогических наук; З.В. Петухта, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель профессионально-технического образования;

Е.Ф Широкова, кандидат педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии,

наук педагогического образования, заслуженный работних культуры РСФСР

Часть пу&шкуемых фотографий едтаны С.Н. Рыженко

Э 687 Энциклопедия образования в Западной Сибири: В трех томах - Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2003. - Том 1. 316 с, фото.

Энциклопедия подготовлена и издана по решению Президиума Сибирского отделения Между­народной академии наук педагогического образования.

Посвящена 300-летию образования в Западной Сибири и 200-летию создания Министерства народного образования в России.

Энцик-юпедия содержит статьи, посвященные истории становления и развития образования в Западно-Сибирском регионе, образовательным учреждениям и деятелям просвещения. В первый том включены очерки истории образования в отдыъных субъектах Российской Федерации (но современной терминологии), входящих в состав Западной Сибири и региона в це.юм, а также сводные таблицы, содержащие статистические данные об образовании.

В пу&икации использованы фотографии из фондов Центра хранения архивного фотШ Aimau-ского края, из архивов Томского университета, Томского педагогического университета.

Энциклопедия адресуется работникам просвещения, ученым, широкому кругу читателей.

ISBN 5-85458-068-3

ББК 74.0(1 Я 1 © Редколлегия «Энциклопедии

образования в Западной Сибири».

2003

V

ъ;

&\

Агеенко А.А.

Агрызин А.Н.

Аникина И.А.

Бекетова Г.В.

Березина Т.И.. д. пел. н., проф.

Бонифатьева Г.Т.

Галимов Р.Г.

Григорьев СМ.

Данилов В.М.

Демидова НС.

Ерохина О.А.

Иванов В.В., к. пел. н., дои.

Кабанова Р.В.

Калемнна М.А.

Касаткина Н.Э., д. пед. н.. проф.

Касинский СВ.

Ковалева Р.В.

Костенков П.П., д. пед. н.. проф.

Кисельников А.А.

Ключникова М.Ю., к. пед. н ., доц.

Котова Л.И.

Лаук О.В.

Лаухин Н.Д.

Лепин П.В., д. пед. н., проф.

Мазуров Б.Ф., к. филос. н., доц.

Мазурова Е.Г., к. филос. н., доц.

Макарова М.Н.

Макарова Н.С.

Мартынова С.С., к. пед н., доц.

Менова Н.Ф.

Михайлова 11.1.

Моэголина СЮ.

Невзоров Б.П., д. пед. н., проф.

Няруй В.Н., к. пед. н., доц.

Орлова В.А.

Павлова И.П.

Прибыльский Ю.П., д. пед. н., проф.

Рубанова О.В.

Русском Г.И.

Симонова О.В.

Скачкова Г.К., к. ист. н.. доц.

Скворцова О.Ф.,

Скряго М.А.

Смольков О.Н.

Сыромолотом Н.П.

Табакаев Ю.В., д. филос. н.. проф.

Царев СИ.

Чайка Р.А.

Черемисина ТА., к. ист н., доц.

Черкашина В.Н.

Чнгарева О.А.

Чульжанова Л.И., к ист н

Чуркнн К.А., к. ист. н„ проф.

Шаграй Е.В. |Шамахов Ф.Ф. ], д. пед. н., проф.

Юмашев А.С., к. ист. н., дои.

ОТ РЕДАКЦИИ

Настоящее издание предпринято при моральной и экономической поддержке Министер­ства образования Российской Федерации, Президиума Международной академии наук педа­гогического образования, межрегиональной ассоциации 'Сибирское соглашение» и при самом активном участии коллективов высших учебных заведений, прежде всего педагогических вузов Западной Сибири.

Авторы вьюченных в трехтомник материалов ставили своей «елыо с научной объек­тивностью и достаточной полнотой осветить этапы и проблемы развития просвещения ,.-целом по региону, а также в отдельных его территориях. При этом уделяюсь итшание истории образования в районах проживания коренных народов (алтайцев, шорцев, кумачдин-цев, хантов, манси и др.). Статья, посвященная истории просвещения кумандинцев, помещена и первом томе nooie очерка по истории образования в Республике Агтай, а статья о прчсие-щении шорцев после очерка по истории образования в Кемеровской области, т.е. не по алфавиту.

В первый том вошли очерки, посвященные вопросам истории и современного состояния образования Сибирского региона и отдельно Алтайского края, Кемеровской. Новосибирский, Омской. Томской, Тюменской областей. Республики Aimau. Ханты-Мансийского и Ямалп Ненецкого автономных округов. Книга содержит статистические данные, предан,тленные в 39 сводных таблицах, в которых нашли свое отражение факты, характеризующие дина­мику развития просвещения в регионе, главным образом в конце XX века. Статистические сведения, относящиеся к предыдущим периодам истории образования, представлены в тек­стах основных очерков, сопровождаемых таблицами. В первом томе публикую/пса наиболее важные источники информации по вопросам истории образования в Западной Сибири (тиски литератуоы. апхинниа rh^u^, \


»ых, республиканских и окружных газе"' "^ "~ """^ '« ^

л итературы, архивные фонды).

ПРОСВЕЩЕНИЕ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (XVIII-XX веках)

ОБЩИЙ ОБЗОР

Западная Сибирь издавна приковывала и до сих пор приковывает к себе внимание ученых, деятелей культуры и просвещения. Объясняется это, прежде всего, возрастани­ем роли, которую играет этот регион в социально-экономическом развитии страны.

Территория указанного экономического района составляет около 2,5 млн кв. км, это свыше '/, части плошали современной России (81, с. 9; 5, с. 17).

По состоянию на 1 января 2000 г., здесь проживало 15041 тыс. чел. (своди, табл. I). Плотность населения в среднем составляет — 6.2 чел./кв. км. (27. с. 72—81). По численно­сти и плотности населения южные территории Западной Сибири существенно отлича­ются от северных. Например, в Алтайском крае после выхода из него Республики Алтай в среднем на квадратный километр приходится 15 жителей, в тундре — несравненно меньше.

В Западно-Сибирском экономическом районе сосредоточены огромные природные ресурсы страны: добывается 90 процентов газа, 70 — нефти и 40 процентов каменного угля. Валовая продукция промышленности здесь составляет примерно 11 процентов от ее объема по России (27. с. 72—81). В указанном регионе имеются большие запасы вод­ных ресурсов, древесины, а также плодородные земли, приобретающие исключительно оольшое значение для обеспечения населения продуктами питания, промышленнос­ти — сырьем. Самыми большими земельными угодьями располагает Алтайский край (12747,1 тыс. га, в том числе 7264,9 тыс. га - пашни) (П.

Интересы более полного использования природных богатств и экономического по­тенциала не могли не сказаться на развитии сферы образования в этом районе с начала освоения его русскими.

Духовные и светские учебные заведения в разных территориях региона начали воз­никать уже в самом начале XV11I в.

Западно-Сибирский регион как территориально-административное целое склады­вался на протяжении 300 лет.

Присоединение Западной Сибири к Российскому государству было завершено еше в начале XVII в. На ее территории начали возводиться первые русские города и остроги: Тюмень (15S6), Тобольск (1587), Пелым (1593), Беретов (1593), Сургут (1594), Верхоту­рье (1587), Нарым (1598), Мангазея (1601), Томск (1604) и др. На юго-западе этою редко заселенного коренными жителями пространства русские в 1-й пол. XVII в подо­шли к степям в верховьях Иртыша, Ишима и к предгорьям Алтая и Саян. В конце XVI— XVII вв. началась крестьянская земледельческая колонизация Сибири (5, Т 37. с. 6551.

Управление территорией до 1708 г. осуществлялось особым центральным органом -

Сибирским приказом. Административной ««Я уезд, возглавляем* воево-

В 1708 г. все земли за Уралом й ИртышСкой. В столице делами такой

оГ;ГГ;н:ГГГГосо^й Сибирски/комитет. а на месте - губернатор с

Р"ИВЛ17% f СиТбОирОь6ь"а разделена на две губернии: Западная Сибирь составляла То-

б°ЛВ™*ГбГьс^-^ер^Гразукрупнилась: из ее состава выделилась Томска, rvoeDHMfl с центром в г. Томске.

В то время светские учебные заведения в центре были передань, в ведомство создан­ного в 1802 г Министерства народного просвещения, а деятельность духовных школ направлял Святейший Синод. Для улучшения управления учебными заведениями с 1X03 г. в регионах учреждались учебные округа, где действовали училищные комитеты во главе с попечителями учебных округов.

В 1822 г. Сибирь была разделена на Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское гене­рал-губернаторства. В состав Западно-Сибирского вошли Тобольская, Томская губер­нии,'Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области. Последняя к 1ОТЧ г. отошла к Туркестанскому краю «64, Т. XXXV111, 28892, 29125).

Для управления школьным делом в 1885 г. был образован особый, Западно-Сибирс­кий учебный округ. После упразднения Западно-Сибирского генерал-губернаторства в 1882 г. Тобольская и Томская губернии стали снова подчиняться непосредственно цен­тральным органам власти в Петербурге.

17 июня 1917 г. из состава Томской губернии выделились Алтайская губерния с цен­тром в Барнауле и Омская губерния с центром в Омске.

В мае 1925 г. образовался Сибирский край с центром в Новониколасвскс. который и декабре того же года был переименован в г. Новосибирск. Президиум ВЦИК РСФСР утвердил состав края из пяти губерний - Алтайской, Енисейской, Новониколаевскои. Омской, Тюменской - и Ойротской автономной области, образовавшейся в 1922 г. На этой территории в декабре 1925 г. было образовано 16 округов. Уездное административ­ное деление стало перестраиваться в районное.

30 июля 1930 г. из Сибирского края выделился Западно-Сибирский край с центром в Новосибирске. Край включал 14 округов. До 1934 г. в его состав входила Хакасия.

В 1934 г. образовалась Омская область, современные границы которой сложились — к 1944-му году.

28 сентября 1937 г. Западно-Сибирский край был разделен на Новосибирскую об­ласть и Алтайский край. В состав Алтайского края вошла Ойротская автономная область.

В 1943 г. из состава Новосибирской области выделилась Кемеровская, в 1944 - Том­ская области. В 1944 образовалась Тюменская область, включающая Ханты-Мансийский (до 1940 - Остяко-Вогульский) и Ямало-Ненецкий национальные округа.

В 1990 г. из состава Алтайского края вышла Горно-Алтайская автономная обкинь, которая стала называться Республикой Алтай.

Таким образом, к началу XXI в. в состав Западной Сибири входило девять субъектов Госсиискои Федерации.

В развитии общеобразовательной и профессиональной школы Западной Сибири от­мечаются те же закономерности, которые присуши развитию учебных заведений стра-ны в ислом.

Однако бьшо бы ошибкой не замечать своеобразия процесса становления и развития
Гнется"и ""' '""'• ВПР°ЧСМ' И ДРУШХ ВосточнЬ'х Районов России. Оно зак-

fW, нач1ГЬК° " TOM' ЧТ° " ЭТ°М РаЙ°НС зна''и™ьно позже, чем в Европейском
мГтсмпами т °ТКРЫВЗТЬСЯ учс6ные введения, но и в том, что здесь более меченны­
мивГниХ?Ч с"ь общеобразовательных и профессиональных школ Напри
мер, в конце XIX - начале XX вв. „а одно среднее учебное заведение Министерства

„с к„ вепст) поТ " ПаДН°Й С"бири приходилась огромная территория ,115,2
кой России почти в Л а1°ШаЯ аНаЛ01ИЧНЫЙ показатель промышленной части Европсйс-
в?ть^8 4 тыс ' " КаЖДМ СРеЯНЯЯ ШК0Ла региона пРизвана 6ыла о6с-11-

2 lip Z, н vm' ЧТ° "ОЧТИ В Д°а Р"а 6ольше' чем ^алогичная школа в Евро­пейской России. На 700 жителей приходился один учащийся средних учебных заведений Западной Сибири, тогда как в учебных округах с земскими губерниями такое соотно­шение составляло 300:1 ,106, с. 91). На некоторых этапах Ра™т„я западносибирской школы, в сравнении со школами страны в целом, наблюдалось отставание в темпах осуществления закона о всеобщем обязательном начальном и среднем образовании в создании учебно-материальной базы, в обеспечении школ педагогическими кадрами, в достигнутом уровне учебно-воспитательной работы и т.п. Следует также заметить, что в решении ряда вопросов учебные заведения Сибири нередко опережали школы Цент­ральной России.

Эти и некоторые другие явления во многом объясняются особенностями экономи­ческого и социального развития Западно-Сибирского района, которые оказыв:иш и оказывают влияние на деятельность учреждений и учебных заведений просвещения.

Одна из таких особенностей - создание здесь в годы существования Советской вла­сти крупных территориально-промышленных комплексов (ТПК), в том числе Западно-Сибирского энергетического комплекса, в ранее еше не освоенных районах. Интенсив­ное комплексное освоение природных богатств северных районов региона началось в послевоенный период. Создание новых предприятий, оснащенных современной техни­кой, строительство новых городов и рабочих поселков, прокладка железнодорожных путей и автомобильных дорог, установление воздушного сообщения с центрами стра­ны, все это способствовало повышению уровня культуры населения Сибири, в том числе коренных народов данного края.

мер.


Другая особенность заключается в том. что в Западно-Сибирском регионе, по срав­нению с европейской частью России, более быстрыми темпами увеличивалась числен­ность населения. Этот демографический процесс характеризовался относительно высо­кой динамикой на протяжении всех четырех веков, минувших со времени присоедине­ния Сибири к России. В ряде территорий рост численности жителей связан с развитием горнорудной промышленности, с освоением богатых сельскохозяйственных угодий, лесных и водных богатств. Демографический взрыв приходится на период после отмены крепостного права и Столыпинской земельной реформы (вторая половина XIX - нача­ло XX вв.), л также на период освоения целинных и залежных земель, новостроек. Су­щественное значение имело то обстоятельство, что на стройки ехала sloлoдeжь: так. на различных объектах создаваемого Западно-Сибирскою ТПК в середине 1980 г. работаю 150 тыс молодых рабочих и специалистов (84). В период с 1966 по 1979 г. численность населения в Сибири возросла на 19%. а в Европейской части РСФСР - только на 14. В связи с этим, естественно, увеличилась потребность в расширении сети шко.1 и дошкольных учреждений, в открытии начальных, средних специальных и высших учей-ных заведений в регионе. На указанные изменения призвана была чутко реагировать и система планирования подготовки педагогических кадров



ния отрицательно сказывающаяся на работе школы. Например, отток населения из Западно-Сибирского региона в 1959-1970 гг. составил 760 тыс. чел. В 70-е годы мехлнн-

ческии"приросГт населения в районе уменьшился. Однако отрицательное сальдо мигра­ции находилось в Алтайском крас. Кемеровской и Омской ооластях (110, с. Ь). Если по РСФСР п период между переписью населения 1959 и 1970 тт. она составила .. с. то и Сибири 134. (51, с. 67).

Говоря о факторах, оказывающих ачнянис на культурное строительство в Западной Сибири, в том числе и на деятельность учреждении образования, мы не можем не учитывать сурового климата в Сибири, того, что здесь далеко не везде созданы удовлет­ворительные культурно-бытовые условия для трудящихся, которые к тому же и период проведения рыночных реформ 90-х годов значительно ухудшились.

Например, плотность железнодорожных путей и автомобильных дорог в Восточных районах почти в 8.4 раза меньше, чем в европейской части России. Значительно хуже показатели обслуживания городской связью. В Алтайском крае и в ряде других террито­рий, в сравнении с Европейской Россией, значительно ниже денежные доходы населе­ния. То же относится и к характеристике уровня потребления основных продуктов пита­ния сибиряков, а также к строительству жилья и объектов культурно-бытового назначе­ния (ПО. с. 7, 57, 75, 78. 83).

С \-чегом указанных особенностей и требования диалектического подхода к изуче­нию природы и явлений общественной жизни, мы выявили важнейшие периоды в раз­витии просвещения на территории Западной Сибири. При этом за основание иерноди-щции нами взяты какз1е-либо существенные изменения в сфере образования, проис­шедшие и те или иные временные промежутки. Мы допускаем, что "Понятие грани в периодизации культуры достаточно условно и относительно» (10, с. 7).

Нами определены следующие хронологические рамки истории образования в Запад­ной Сибири:

I. XV1I — первая пол. XIX вв.:

II. Вторая пол. XIX - начало XX в.

  1. Февраль-октябрь 1917 г.;

  2. Октябрь 1917г.-май 1918 г.;

V. Май 1918 г. -декабрь 1919 г.;

VI. 1919-1990 гг.;

VII. 1991-2000/.

При написании очерка истории образования в Западной Сибири мы использовали многочисленные источники, в том числе статистические данные, архивные материалы монографические исследования, статьи, опубликованные в периодической печати Осо-пенно часто мы опирались на труды выдающегося историка педагогики Сибири проф. Ф Ф. Шамахова, на работы проф. Ю.П. Прибыльного (Тобольск).

' Ап«°п^йИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ДЕЛА НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.

Обширное Сибирское .царство» было присоединено к России значительно позже многих дру, их территории. Школьное дело здесь начало развиваться намного позднее по сравнению с Европейской Россией. Отставание в темпах и уровне его развития „pocie-жнвается на протяжении всего обозреваемого периода и особенно в XVII - первой половине XIX столетий.

Освоение природных богатств этого огромного пространства, зарождающееся про­мышленное и сельскохозяйственное производство, культурные запросы чисменно по­растающего населения региона вызывали потребность в грамотных чюдях п. с каова-тельно. в открытии различного типа учебных заведений - светских и духовных.

Согласно документам, обнаруженным историком АН. Копыловым'в Центральном государственном архиве древних актов, первая сибирская светская общеобразователь­ная школа возникла в промежутке между осенью 1701 и весной 1702 гг. в Тобольске (38). Ее основал местный воевода Михаил Яковлевич Черкасский. Вначале школа находилась на Троицком мысу, возле воеводской избы. Затем ее переместили на Софийский двор -во вновь построенное школьное здание (68, с. 16-17). Весной 1702 г. в школе насчитыва­лось 96 учащихся - детей бояр, дворян и других .служилых чинов». В следующем году численность учеников в ней возросла до 120 чел. В школе изучались славянская письмен­ность и грамматика, арифметика, геометрия, фортификация и артиллерийское дело. Первыми учителями стали Григорий Дровнин и его брат Василий. Математику и воен­ные дисциплины вел пленный шведский офицер Антон Деловал (38. с. 51).

Однако первая государственная светская школа в Сибири существовала недолга Че­столюбивый митрополит Сибирский и Тобольский Филофей Лещинскип. открывшей дучовную Тобольскую архиерейскую славяно-русскую школу в 1703 г. и опасавшийся конкуренции, добился закрытия светской школы в 1704 г. (107. с. К—10).

В 1713—1721 гг. в Тобольске функпиониров&за первая в регионе частная общеобразо­вательная школа, основанная пленным шведом К.Ф. Фон-Врехом. В ней обучались дети соотечественников учредителя учебного заведения и местных чиновников. Благодаря поступлению значительных благотворительных средств, школа располагала неплохой материальной базой. Ее воспитанники проживали в пансионе. Педагогам нредостаатд-лись квартиры. При школе имелись больница и аптека. Численность учащихся школы вначале составляла 14, а в 1721 г. - 139 чел. С окончанием Северной войны школа прекратила свое существование (ИЗ, с. 38—39).

В первой половине XVIII в. в Сибирской губернии возникли светские начальные школы с профессиональным уклоном для обучения детей - представителей разных сословий, за исключением крепостных крестьян. К числу их относились элементарные гарнизонные солдатские школы и так называемые цифирные (арифметические) школы.

Гарнизонные школы начали открываться в некоторых крепостях России еше к пер­вой четверти восемнадцатого столетия. В числе первых из них была умрежлена Тобольс­кая Г ш В 1713 г в ней насчитываюсь 43 ученика (95).

.ийской крепости первая Г. ш. начала действовать в 1765. а вторая — в 1797 п. (47. с м По юму времени численность учащихся в Г. ш. считалась значительной, если .юсти-ала до 450 чел. в каждой. В Тобольской Г ш.. рассчитанной на 500 учащихся, в поеме-


Вначале указом Петра I (1717), затем Сенатским указом (1732) такие школы .ис­писывалось основывать повсеместно (66).

днил год се существования (1747) в четырех классах насчитывалось около 200 мел.

<3'восш;т1нники~Г3)ш. обучались грамоте, арифметике ,., в соответствии с тем или .жьГм профилем учебного заведения, - .артиллерийской и инженерной науке». ..«,„-"^"кои э2 шииии. (военным упражнениям. - Ред.). музыке, и.ре на флейте „ Сара-бане писарскому делу, слесарным, плотничным, портняжным, сапожным и другим ремеслам Учащиеся которым исполнялось 15 лет, зачислялись в армию. (61. т. I. с. 4Ь6). Выпускников Г ш чаше всего использовали в военных канцеляриях, на ншших коман­дных постах и на хозяйственных работах. Некоторым из них удавалось продолжить свое образование К тому же в ряде мест на базе Г. ш. учреждались школы довольно высокого уровня. Например, в центре Сибирского казачьего войска - Омске в 60-е гг. XVIII в. „з выпускников Г. ш. готовили переводчиков - специалистов письменного перетола - и толмачей - специалистов устного перевода, а также чертежников и картографов. В 1789 г. здесь же приступила к работе т.н. «Азиатская школа», где готовились переводчики, тол­мачи татарского, калмыцкого, монгольского и маньчжурского языков (35, т. 2, с. 325; 38, с. 12-13).

Хотя Г. ш. не обеспечивали получение детьми должного объема общеобразовательных знаний, они сыграли существенную роль в подготовке грамотных люден в регионе.

Почти одновременно с Г. ш. в губернском центре Сибири — Тобольске открылась цифирная школа. Согласно указу Петра I от 28 февраля 1714 г., в России во всех губер­ниях при архиерейских домах и в больших монастырях должны быть созданы цифир­ные, или арифметические школы, вводилось обязательное обучение для «дворянских и приказного чина, дьячих и подьяческих детей от 10 до 15 лет» (65, с. 706—707). К обуче­нию в U. ш. привлекались и дети духовенства, купечества. Привилегированные круги общества с самого начала восприняли выполнение указа, вменявшего в обязанность обучение детей в Ц. ш., как тяжкое бремя. Сначала дворяне отказывались отдавать своих сыновей в них. Их примеру последовало духовенство. Первые добились права обучать своих детей дома и в столичных учебных заведениях, а священнослужители стали отда­вать мальчиков в духовные школы. Была удовлетворена также просьба купцов - зачис­лять в .ученье» детей по желанию родителей (5S, с. 29). Обучение в Ц. ш. стало обязатель­ным только для детей разночинцев.

Тобольская Ц. ш. по числу учащихся (220) в 1722 г. вышла на второе место среди школ данного типа в России (68. с. 18; 39, с. 61-64).

Воспитанники школы обучались чтению, письму, арифметике и начаткам геомет­
рии. Преподавали в ней выпускники Московской школы математических и навигацион­
ных наук. В 1732 г. Тобольская Ц. ш. была реорганизована в гарнизонную школу в ней
занимались дети служилых людей Тары, Тюмени, Туринска, Верхотурья Лелыма Сур­
гута, Березова, Кетска (68, с. 18). ' '




■S, с. 21).

В целях подготовки специалистов горного дела и квалифицированных рабочих и ян-Fupe 1753 г. в поселке Барнаульского завода при Канцеля





Во второй половине XVIII в. в Западной Сибири были основаны геодезические и горнозаводские школы. Важнейшими факторами, вызвавшими их создание явщись ш°в южИМ0СТЬ ХОМЙСТВенного освоения Реона " зарождение горной промышленнос-

y« и ™иГиГ УЧаЛИ арифмкУ, ге°^е«». тригонометрию. Отдельные

иТвестны Гимё„а У' "'"^^ <ВЫК' знак™"-'"" с естествознанием (97). Вшп ™и»Гт ш™'ьных наставников. Первым учителем Барнаульской школь, был присланный из 1омска дьячок Петр Хавов

В первом году в школе обучалось 20 мальчиков, в 1763 г. - 120 (97 лл 39-40) К этому времени горнозаводские школы бьыи открыть, при Змеиногорском руднике,1760,, при Су «иском медеплавильном заводе (1770). при Томском железоделательном заводе (1773) (ныне территория Кемеровской обл. - Ред.,, при Новопавловском (1773), при Локтеп-ском заводах (1780). В 1781 г. в шести школах округа обучалось около 800 чел. (80 с 231) Непосредственно горнозаводскому делу обучали всех учащихся: Учащиеся, достиг­шие 9-летнсго возраста, ежегодно с апреля по октябрь направлялись на рудники -«к разбору руд».

Некоторые учащиеся геометрического класса проходила дополнительное учениче­ство на предприятии, где под руководством опытных специалистов была организована профессиональная практика. После чего им присваивались низшие горные чины.

По количеству учащихся, но укомплектованности учителями, обеспечению учебни­ками, письменными принадлежностями, наглядными пособиями и инструментами гор­нозаводские школы были лучшими в Сибири. Они не только решали проблему подго­товки квалифицированных рабочих дня горнозаводской промышленности, но и вместе с тем были первыми очагами светского образования на Алтае.

Правительство Екатерины И пыталось создать единый центр руководства проснеше-нием в стране и учредить всесословную общеобразовательную школу. Специальным ус­тавом 1786 г. в губернских центрах предусматривалось открытие четырехклассных l пята-годичных) народньгх училищ, именуемых Главными, а в уездных центрах - двухкласс­ных малых народных училищ. Надзор за народными училищами возлагался на местные Приказы общественного призрения, а содержание их — на городские общества.

В 1788-1790 гг. на территории Западной Сибири главные народные училища были открыты в Тобольске и Барнауле, а малые — в Тюмени, Туринске, Таре, Томске и Нарыме. Еще одно малое народное училище учреждалось в Кузнецке, но из-за отказа местной думы в его финансировании вскоре закрылось (34, т. 2. с. 328—329; 43).

В народные училища принимались дети любых сословий, кроме крепостных кресть­ян. Фактически в них обучались представители привилегированных сословий.

В 1788 г. в три класса Тобольского главного народного училища поступило 88 учени­ков, в том числе детей чиновников и офицеров — 31. дворян — 3, священнослужите­лей - 6, купцов - 7, мещан - 12, цеховых - 4, солдат и казаков - 19. крестьян - 2. дворовых - 4 чел. (68, с. 32). Занятия здесь вели выпускники Петербургской учительской и Тобольской духовной семинарий. И. Набережный обучал первоклассников азбучной и счетной таблицам, чтению букваря, чистописанию, рисованию, священной истории и катехизису. В. Прудковский во втором классе преподавал арифметику и грамматику, чистописание, чтение, священную историю. Евангелие. Катехизис, знакомил учащих­ся с «Книгой о должностях человека и гражданина». Т. Воскресенский в третьем и чет­вертом классах вел латинский язык, российскую грамматику, арифметику, к-омстршо. физику, механику и гражданскую архитектуру. И. Лафитов обучал выпускников учили­ща географии, естественной и политической истории. (31, с. 5-6). С 1793 г. в училище изучался татарский язык, необходимый для общения с коренными жителями края. В 1799 г. на базе класса татарского языка была основана самостоятельная школа, в кото­рой обучалось 24 мальчика и одна девочка.

Выпускники главного народного училища Тобольска определялись на гражданскую и военную службы, поступали в высшие учебные заведения Москвы, Петербурга, Ка­зани (68, с. 32).

В 1793 г в Барнаульском главном народном училище числилось 63 ученика, а том числе 7 девочек. Преподавали в нем выпускники Петербургской учительской семинарии. В 1797 г. училище прекратило свое существование, формально, в связи с ликвидацией
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

Похожие:

Заместитель главного редактора Г. П. Козубовская iconВ. М. Ермаков Заместители главного редактора
В сельском хозяйстве

Заместитель главного редактора Г. П. Козубовская iconКавказа
А. Л. Нарочницкий — ответственный редактор, Ю. А. Жданов — заместитель ответственного редактора

Заместитель главного редактора Г. П. Козубовская iconУльяновск Журнал Союза русских писателей №1(28) 2015 Содержание слово главного редактора
Поэма

Заместитель главного редактора Г. П. Козубовская iconЗаместитель директора Федеральной службы судебных приставов Заместитель...
Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов – Заместитель главного судебного пристава Российской Федерации

Заместитель главного редактора Г. П. Козубовская iconРуководство Tinymce
Редактирование страниц осуществляется с использованием визуального редактора. Общий вид редактора показан на рисунке

Заместитель главного редактора Г. П. Козубовская iconДоклад Московской Хельсинкской группы «Цена правды о Чечне»
Iii. Уголовное преследование главного редактора газеты «Право-защита», сопредседателя «Общества Российско-Чеченской дружбы» С. М....

Заместитель главного редактора Г. П. Козубовская iconЗаместитель шеф-редактора
Для начисления заработной платы используют табель учета рабочего времени. Бухгалтеру необходимо знать определенные правила заполнения...

Заместитель главного редактора Г. П. Козубовская iconДоговор
Ао «Студия «Губерния» ​именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице Генерального директора – главного редактора Грязевой Зои Яковлевны,...

Заместитель главного редактора Г. П. Козубовская iconЗаместитель главного врача по экономическим вопросам Государственного...
Заместитель главного врача по экономическим вопросам Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Бурятская республиканская...

Заместитель главного редактора Г. П. Козубовская iconУправление федеральной службы судебных приставов по хабаровскому краю
Заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю – заместитель главного судебного пристава...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск