Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра Теории и Практики Государственного Управления
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: «Административные барьеры развитию социального предпринимательства в России» Студент группы № 491
Мезенцева Анна Владимировна Научный руководитель:
Директор центра Социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ
Московская Александра Александровна Рецензент:
Преподаватель
Минченко Ольга Сергеевна Москва, 2013
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Социальное предпринимательство. 6
1.1.Что такое социальное предпринимательство? 6
1.2.Основные барьеры для развития социального предпринимательства в России. 10
Восприятие населением понятия "социальное предпринимательство". Краткий аналитический отчет всероссийского опроса населения /Исследовательская группа ЦИРКОН. 2008 г. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/91a/080606.pdf; (Дата обращения 12.12.12); 10
Масальцев М. Дело, выгодное всем. Практики российского социального предпринимательства//Деньги и Благотворительность.-2008 г.-№3(68).- стр. 26-32; 10
Возжова Н.П. Информационный поиск и анализ вторичных источников о проектах, реализующих принципы социального предпринимательства в российских регионах/Возжова Н.П., Комиссаров А.А., Шубина Л.В.-2008. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CDIQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.zircon.ru%2Fupload%2Fiblock%2F5d8%2Fvozjova_sovr_sostoyanie.doc&ei=aKbIUL2MJeaH4ATe2oDoBg&usg=AFQjCNHar56Pib79RAcYPd7_O5BhmVCniQ&sig2=uktC_5RyINBhOVuL1rH18w&bvm=bv.1355272958,d.bGE (Дата обращения 12.12.12) 11
Глава 2. Административные барьеры для СП. 16
2.1. Административные барьеры для развития МБ в России. 16
2.2. Практическое исследование. 34
Заключение. 53
Библиографический список. 55
Приложения. 60
Приложение 3. Поддержка СП в РФ 65
Введение. Лауреатов второй ежегодной премии в области социального предпринимательства «Импульс добра» премьер-министр России Дмитрий Медведев охарактеризовал как людей, «которые по личной инициативе, по зову сердца, берут на себя ответственность за улучшение социального климата в стране». Важность социального предпринимательства сложно переоценить. Руководствуясь ничем иным как «зовом сердца», движимые социальной идеей, они работают в тех областях, в которых и государство (по причине неэффективности используемых механизмов), и бизнес (по причине коммерческой направленности деятельности) бессильны. СП увеличивает благосостояние общества – иными словами, частично выполняет основную функцию государства. Это обуславливает заинтересованность государства в развитии социального предпринимательства.
Государство может поддерживать социальных предпринимателей принимая профильное законодательство, регламентируя налоговые и иные преференции, спонсируя школы социальных предпринимателей и т.д. Это прямая поддержка, ведь она предполагает прямое взаимодействие с социальными предпринимателями. Существует два принципиально противоположных мнения относительно того, должно ли государство оказывать прямую поддержку СП и тем самым вмешиваться в экономику. Однако вне зависимости от того, какую политику выбрало государство, оно должно, по крайней мере, не мешать развитию СП. Для того чтобы это сделать, необходимо идентифицировать барьеры, а также разработать меры по их ликвидации/смягчению. Этому и будет посвящена моя выпускная квалификационная работа. Основным ее допущением станет то, что я буду проводить исследование «классических СП» - представителей малого и микро бизнеса. В будущем (если организационно-правовая форма СП так и не будет закреплена законодательно) это открывает перспективу более глубокого изучения темы с анализом АБ не только для малого бизнеса, но и для НКО, государственных учреждений, общественных организаций и др. возможных форм СП.
Основная трудность при написании этой работы – отсутствие статистики и небольшое количество работ, посвященных СП в России; отсутствие тематических работ (именно об АБ) и статистики на иностранном языке. С одной стороны, это делает работу новаторской, первой в своем роде. С другой стороны, это может стать причинной непреодолимых трудностей. Поэтому я решила пойти дедуктивным методом от общего к частному – сначала рассмотреть административные барьеры для малого бизнеса, по которым информации несравнимо больше, а затем, сузив круг исследования до СП, провести интервью, чтобы сделать результаты профильными.
Цель исследования – выявление административных барьеров для развития СП. Это необходимо для того, чтобы стимулировать социальное предпринимательство в России. Для этого нужно решить следующие задачи:
- Исследовать феномен социального предпринимательства; выделить основные барьеры для его развития, показать, что административные барьеры входят в число препятствий для развития СП;
- Рассмотреть основные административные барьеры для развития малого бизнеса с поправкой на специфику социального предпринимательства;
- Используя выводы, полученные из анализа основных административных барьеров, выяснить у самих социальных предпринимателей, какие административные барьеры на практике мешают их деятельности, насколько они отличаются от барьеров для малого бизнеса, сделать выводы по барьерам и по специфике взаимодействия власти и СП;
- Дать рекомендации по смягчению административных барьеров для развития социального предпринимательства в России.
Объект исследования – среда функционирования СП и её институциональная организация.
Предмет исследования - административные барьеры для социальных предпринимателей.
Актуальность этой работы обусловлена разрастающейся в последние годы дискуссии вокруг СП, апогеем которой стало решение 26 февраля 2013 года на заседании экспертной комиссии государственной думы о разработке отраслевого законодательного акта для социального предпринимательства. В конце работы, после анализа барьеров, я планирую дать рекомендации, которые могут быть полезны для разработчиков закона.
|