Скачать 0.56 Mb.
|
Авторы: Воронцова В.В., Перова М.Н., Эк В.В., Кмытюк Л.В., Сивоглазов В.И., Лифанова Т.М., Бородина О.И., Мозговой В.М., Кузнецов Б.В., РоманинаВМ., Павлова Н.П., Евтушенко И.В., Грошенков ИЛ. Под редакцией В.В. Воронковой Программы специальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1. - 232 с. ISBN 5-691-00583-9. ISBN 5-691-00625-8(1). ББК7/...Ч © Коллектив авторон, 2000 © «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000 © Сфийное оформление обложки, ISBN 5-691-00583-9 «Гуманитарный издательский ISBN 5-691-00625-8(1) центр ВЛАДОС», 2000 Пояснительная записка Учебные программы для V—IX классов специальных (коррек-ционных) образовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения. По общеобразовательным предметам представлены программы: — по русскому языку: чтение и развитие речи, грамматика, пра вописание и развитие речи;
— по географии: начальный курс физической географии, приро да нашей Родины, география материков и океанов^ география Рос сии, география своей местности, элементарная астрономия; ■ — по истории Отечества и обществоведению;
— по физкультуре. . Коррекционный блок представлен программой по социально-бы товой ориентировке (СБО). Коррекционные и групповые занятия проводятся по индивидуальным планам. Программы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материла учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендаций по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В учебных программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся. Настоящие программы по большинству учебных предметов являются базовыми, на основании которых должны разрабатываться региональные программы. Субъекты Федерации должны разрабатывать специальные программы по родному языку и русскому как государственному для школ, где обучение ведется на национальном языке. Учитывая исторические, географические, природные экологические, национальные особенности, каждый регион может вносить в содержание отдельных предметов дополнения и изменения, отражающие названные особенности. При этом требования к знаниям и умениям учащихся по годам обучения могут варьироваться в зависимости от местных условий, сложившегося опыта и традиций. Однако для выпускников специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида они должны быть идентичны требованиям базовой программы. РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК Пояснительная записка В школе для умственно отсталых детей в старших (5—9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Учащиеся должны:
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Чтение На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Грамматика и правописание В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. Звуки и буквы Б 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному ана лизу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. . Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных .слов)и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. Б связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В этих же классах школьникам прививаются, навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2—4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах. 7 класс Антракт, аппарат, бассейн, беречь, бригада, бутерброд, велосипед, гардероб, гастроном, государство, делегат, документ, кабинет, километр, лекарство, литература, манекен, мастер, масштаб, материк, милиция, монтаж, мороженое, мотор, насекомое, население, независимость, паспорт, патриот, планета, платформа, почерк, почтальон, программа, продавец, процент, революция, республика, рецепт, Россия, сантиметр, слесарь, спектакль, стадион, стеречь, температура, токарь, тренер, тренировать, тротуар, универмаг, хирург, хозяйство, центнер, чемодан, экзамен, электричество (57 слов). 8 класс Абонемент, аэродром, бандероль, бюллетень, галантерея, гарнитур, гражданин, демократия, демонстрация, искусство, капитализм, кафе, квалификация, квитанция, клиент, коловорот, конституция, континент, кулинария, национальность, образование, операция, отечество, парашют, пациент, пианино, почтамт, промышленность, радиоприемник, регистратура, рентген, санаторий, секретарь, станция, телеграф, территория, типография, фестиваль, фойе, швея, элеватор, электростанция, экскаватор, экспедиция, эскалатор (46 слов). 9 класс / Авиация, автономия, авторитет, агент, агитация, агрегат, агрессия, агрессор, адвокат, администратор, архив, аэрофлот, бетон, библиография, биография, благодарность, благодаря (чему?), буржуазия, бухгалтер, бухгалтерия, былина, вентиляция, воззвание, восстание, гарнизон, гражданин, диагноз, досуг, дубликат, единомышленник, ежемесячный, жюри, забастовка, заведующий, заимообразно, за счет, иждивенец, избиратель, извержение, издательство, излишество, изящный, иногородний, инфекция, истязать, исцелять, капиталистический, катастрофа, каторга, квалификация, коллега, коллективизация, колония, комиссия, компенсация, кооператив, ландшафт, легенда, ликвидация, ликование, малодушный, митинг, монархия, население,'оборона, обучение, общежитие, объединенный, обычай, обязанность, окрестность, окружение, организация, оригинальный, отчизна, парламент, планета, планетарий, правительство, правонарушение, прогрессивный, пролетариат, профессия, равенство, расправа, сберкасса, свидетельство, совершеннолетний, сознательность (89 слов). МАТЕМАТИКА 5—9 КЛАССЫ Пояснительная записка Математика в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Задачи преподавания, математики: дать учащимся такие доступные количественные, пространствен-н we, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией; воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, I >аботоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, кавыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. В настоящей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников. Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении математических знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся следует давать посильные для них задания. Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Указания относительно упрощений даны в примечаниях. 29 Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять только в том случае, если с ними лро-ведена индивидуальная работа с использованием специальных методических приемов. Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу школы по всем предметам, кроме математики. Это учащиеся с грубой акалькулией и из-за дополнительного локального поражения не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету. Оставлять их на повторное обучение в классе нецелесообразно. Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе и обучаться в пределах своих возможностей. Решение об обучении по индивидуальной программе принимается педагогическим советом школы. В старших классах школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1 000 000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды. Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счетом различными разрядными единицами. При изучении первой тысячи наряду с другими пособиями должно быть использовано реальное количество в 1 000 предметов. В дальнейшем основными пособиями остаются нумерационная таблица и счеты. На всех годах обучения особое внимание учитель обращает на формирование у школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин должно постоянно включаться в содержание устного счета на уроке. Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию (последовательное возрастание трудности) и интересными по изложению. Учителю вспомогательной школы необходимо, постоянно учитывать, что некоторые учащиеся с большим трудом понимают и запоминают задания на слух, поэтому следует создавать такие условия, при которых ученики могли бы воспринимать задание на слух и зрительно. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует учебники. В течение всех лет обучения необходимо также широко использовать наглядные пособия, дидактический материал. Подбор для занятий соответствующих игр — одно из средств, позволяющих расширить виды упражнений по устному счету. Учитель подбирает игры и продумывает методические приемы работы с ними на уроках и во внеурочное время. Но нельзя забывать, что |
Учебные программы для V—ix классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей)... | Учебные программы для V—ix классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей)... | ||
Учебные программы для V—ix классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей)... | Программы авторов Б. В. Кузнецова и В. М. Мозговой для специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для... | ||
Рабочая программа по географии для 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе Программы специальных... | Настоящая рабочая программа для 5 – 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений... | ||
Программа курса биологии для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Базисного учебного плана специальных (коррекционных) школ VIII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации... | ||
Экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей... | Экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |