Экскурсии по улицам Тюмени военного времени


Скачать 164.42 Kb.
НазваниеЭкскурсии по улицам Тюмени военного времени
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
Экскурсии по улицам Тюмени военного времени

(из воспоминаний Майи Андреевны Смирновой)
Для начала немного общей информации о городе. Население Тюмени по переписи 1939 года составляло 76 тыс. 100 человек. В городе работало несколько промышленных предприятий: завод «Механик», фанерный и деревообрабатывающий комбинаты, судоверфь, овчинно-меховая и сапоговаляльная фабрика имени Челюскинцев, железнодорожный узел и речной порт. Из учебных заведений: пединститут, 4 средних учебных заведения, 6 средних школ, семилетние и начальные школы, школы ФЗО. Медицина была представлена горбольницей и несколькими небольшими поликлиниками. Из коммунального хозяйства – маломощная электростанция и водопровод. Центрального отопления и канализации нет. Мостовые центральных улиц – булыжные, единственный деревянный мост через Туру. Одна из послевоенных песен начиналась словами: «По мосткам тесовым вдоль деревни ты идешь на модных каблуках…». Мы тоже ходили по деревянным тюменским тротуарам. Вокруг было много тополей, берез, сирени и желтой акации…

Начнем нашу историческую экскурсию с железнодорожного вокзала – главных в ту пору транспортных ворот города. С 22 июня 1941 года отсюда уходили на фронт наши самые близкие люди, многие – навсегда... Вскоре с полей боев начали прибывать первые эшелоны с ранеными. Госпитали открывались в большинстве школ и учебных заведений, учреждений культуры, в самых лучших и добротных зданиях. Об этом свидетельствуют многочисленные памятные доски на стенах домов и учреждений. Проходя по улицам Тюмени, задержите шаг у мемориальных досок, поклонитесь тем, кто проходил здесь лечение от ранений, и тем, кто сутки напролет, без сна и отдыха лечил наших защитников...

В первые недели и месяцы войны Тюмень начала принимать эвакуированные предприятия и граждан из прифронтовой полосы. Население небольшого городка увеличилось почти вдвое.

10 июля 1941 года в условиях строжайшей секретности на вокзал прибыл необычный поезд, в одном из вагонов которого находился саркофаг с телом В.И. Ленина. С ним приехали ученые из лаборатории при мавзолее во главе с Б.И. Збарским, военнослужащие поста № 1. Встречали поезд первый секретарь горкома ВКП(б) Д.С. Купцов и председатель горисполкома С. Загриняев.

Сюда, на железнодорожный вокзал, в течение нескольких месяцев 1945 года прибывали эшелоны с солдатами-победителями.

…Тюменский железнодорожный узел. Две станции: Тюмень и Тура, паровозное депо, вагонный участок, многочисленные службы пути, связи, зданий и сооружений, а главное, замечательные люди: машинисты, кочегары, стрелочники, связисты, слесари и токари, – все, без кого не двинется в путь ни один состав. В годы войны они не только обеспечивали бесперебойное движение грузовых и пассажирских поездов, но и делали вооружение в своих цехах. В 1942 году ими был построен поезд-баня, организатором работ стал Семен Константинович Пацко, впоследствии первый секретарь Тюменского горкома ВКП(б). Сегодня парк у вокзала носит его имя. Тюменский поезд-баня помогал поднимать боевой дух солдат в Москве и Сталинграде, в Минске и Варшаве, дошел с нашей армией до Берлина. В короткие перерывы между боями солдаты могли смыть грязь и копоть войны, вспомнить дом, написать письмо родным и близким, послушать звуки патефона, а те, кто имел музыкальные способности, – пробежаться пальцами по клавишам пианино. По мере освобождения наших городов от фашистов железнодорожники помогали восстанавливать дороги, взяли шефство над Сталинской железной дорогой Запорожской области. Собрали необходимые инструменты, оборудование. Старшим машинистом паровоза необычного эшелона был назначен лучший машинист тюменского депо Г.А. Нетесин, который на личные сбережения закупил 25 вагонов леса для освобожденной Сталинской железной дороги. Железнодорожный узел нашего города стал свидетелем всех горестных и счастливых событий Великой Отечественной войны.

Но продолжим нашу экскурсию и пройдем дальше по улице Первомайской. По правой стороне нас встречает знакомый всем тюменцам парк: конечно, липы тогда еще не были такими высокими, ведь парк был разбит лишь в 1936 году. В глубине парка стоял деревянный дом с мезонином. Это железнодорожный клуб имени Ильича, один из старейших клубов города с со своими театральным и хоровым коллективами. В 1941 году в нем периодически размещались воинские части, уходившие на фронт тюменцы, в 1944 году здесь открыли кинотеатр, в 1945-м – пункт временного жительства для северян, возвращавшихся с войны.

На противоположной стороне, в цехах винзавода, разместилось оборудование завода Наркомата химической промышленности из Москвы, впоследствии завода «Пластмасс». В 1942 году он уже выпускал различные смолы, лаки, в том числе и для авиационной фанеры. Завод первым – еще в 1944 году – построил цех ширпотреба, отличились в строительстве комсомольско-молодежные бригады. Цех стал одним из крупнейших в Западной Сибири. В нем выпускали посуду, детские игрушки, гребни, расчески и другие товары из целлулоида, акрилата и аминопластов.

Пройдем дальше – по земляному мосту через реку Тюменку, притоку Туры. Вправо и влево уходят улицы с одноэтажными, редко – двухэтажными деревянными домами. Жители каждого из них внесли свой вклад в приближение Победы: одни уходили на фронт, другие работали на заводах, предприятиях, в госпиталях… Тюменцы освобождали часть жилья для эвакуированных из прифронтовой полосы, помогали им переносить тяготы сибирской жизни.

За мостом, где в настоящее время находится отреставрированное здание банка, в годы войны, да и долгое время после Победы, располагался городской молочный завод. Объемы продукции были небольшие: для детей перерабатывали молоко, на фронт отправляли масло.

Чуть дальше размещался гвоздарный цех артели «Рекорд»: без гвоздя, известно, даже простой ящик для мин не сколотить! Заканчивается квартал пересечением с ул. Герцена. С 1935 года в перестроенных купеческих соляных складах работал Тюменский драматический театр. В то время он носил имя 17-летия РККА. Театр имел зимние и летние сезоны (летом спектакли давали в театре сада имени Ленина). В репертуаре были пьесы «Оптимистическая трагедия», «Весна в Москве», «Надежда Дурова», «Парень из нашего города» с участием любимых тюменских актеров: Мирвольского, Шепиленко, Кривской, Стивиной. В зимние каникулы школьники приходили сюда на елку.

По другую сторону ул. Герцена, где сейчас располагается красивое здание цирка, до войны тоже был цирк, правда, деревянный, и работал он лишь в летнее время. В период войны арена тюменского цирка сослужила добрую службу оборонному предприятию: ее использовали для обкатки мотоциклов, выпускаемых заводом, эвакуированным из Таганрога (затем к нему присоединились московский и серпуховской заводы). Предприятию предоставили площадку пивзавода в районе нынешней улицы Циолковского. На место пивных чанов установили станки, к прибывшим рабочим присоединились тюменцы, в основном женщины и подростки. К 1944 году завод выехал в город Горький, а его место занял завод АТЭ-2, первоначально размещавшийся на улице Орджоникидзе в помещениях мельницы. Следует сказать, что уже в 1942 году на мотоциклетном заводе начали проектировать мотоциклы тяжелого типа, изготовили два образца, и в 1943 году они прошли испытания пробегом Тюмень – Москва.

Посмотрим на противоположную сторону улицы Первомайской, сейчас здесь находится Городская площадь и здание администрации города. В военные годы на этом месте стояли жилые дома, шапочный цех артели «Производственник», за ним – хлебозавод. Мастерицы артели шили для солдат фуражки и шапки, а в 1943 году даже исполняли заказ на шапки для военнопленных лагеря № 93 НКВД СССР, размещавшийся в то время в Тюмени, Тюменском и Ялуторовском районах. На хлебозаводе пекли хлеб, который жители получали по карточкам, отправляли его и курсантам трех пехотных училищ.

Пересечем улицу Ленина и окажемся в тихом сквере, ныне сквере Сибирских кошек, который, несмотря на забавное название, тоже напоминает о войне: когда была снята блокада Ленинграда, в Тюмень пришло правительственное предписание об отправке сибирских кошек для спасения сокровищ Эрмитажа и других ленинградских музеев от грызунов. Тюмень отправила в город на Неве целый вагон кошек – 238 душ. В симпатичном двухэтажном здании промышленной архитектуры XIX века, которое уже долгие годы ждет реставрации, и в годы войны размещалась типография, а также редакция газеты «Красное знамя» и в 1944 – 1976 годах – редакция областной газеты «Тюменская правда». Журналисты, печатники все годы войны были на передовой – газета связывала фронт и тыл. 23 июня 1941 года газета «Красное знамя» напечатала обращение Советского Правительства к народу по поводу вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз. Из передовой статьи газеты 8 июля 1941 года тюменцы узнали, что рабочие завода «Механик» начали выполнять дневные задания более чем на 150%, фанерокомбината – почти на 140%, лесозавода «Красный Октябрь» – на 130%. Ударно работали и другие предприятия. Широко развернулось движение за увеличение норм выпуска продукции и улучшение работы на промышленных предприятиях, среди конторского и обслуживающего персонала. Из письма штурмана авиации старшего лейтенанта Н. Гафурова, опубликованного в газете 7 октября 1941 года, жители города узнали о боевом эпизоде: в неравном бою с 27 фашистскими стервятниками, в три раза превосходившими силы наших летчиков, его самолет был сбит. Командир самолета и штурман Н. Гафуров спаслись, три дня выходили из тыла врага и снова находятся в строю. Заканчивается письмо словами: «…успехи советского тыла – смерть фашизму. Будем вместе бороться за Родину».

28 октября 1942 года газета опубликовала обращение фронтовой бригады школы № 13 Тюмени ко всем пионерам и школьникам города и Тюменского района о создании фронтовых пионерских бригад. Ребята этой школы работали после занятий на фанерокомбинате, задания перекрывали в 2-3 раза.

Удивительное письмо слесаря-балтийца Григория Дедова было опубликовано 22 ноября 1942 года. Он пишет, что услышал по радио, что девушки Тюмени готовят теплые вещи для бойцов Красной Армии и флота: «…Сердце мое наполняется гордостью. Ведь Тюмень – город, где протекли мои лучшие годы, годы юности. Ощутимей стала близость с вами. Я понимаю, что, защищая город Ленина, я защищаю улицы родного мне города Тюмени.

…А вместе – мы непобедимы,

Полки врага мы разобьем!

Когда закончим бой – с победой

В далекий город свой родной –

В Тюмень я радостный приеду,

Пройду над матушкой-Турой».

27 марта 1943 года газета сообщала об инициативе рабочих и служащих судоверфи о сборе средств на строительство боевых катеров «Тюменский рабочий». Всего за годы войны в Тюменской области собрано денежных средств и облигаций в Фонды обороны, Красной Армии, Верховного главнокомандования на сумму 100 млн. рублей.

Журналисты газеты первыми узнавали сводки Совинформбюро, пропускали их через свое сердце и душу, и строчками в газете передавали новости нам. Первыми они узнали и о Победе. Многие годы работала в газете журналист Любовь Карабанова. 17 декабря 1944 года в «Тюменской правде» было опубликовано ее стихотворение, посвященное Фекле Михайловне Крашенининой, матери двух сыновей-фронтовиков, погибших в боях за Родину, члену колхоза им. Ворошилова Армизонского района:

… Что ты можешь – старая, седая,

Разве тихо, горестно рыдая,

Поклониться мать-сырой земле.

… Нет.

Сама ты их благословила,

Не жалея жизни, воевать,

Есть в тебе неведомая сила,

Старенькая, сгорбленная мать.

…Ты сынов на бой благословила,

И они вовеки не умрут.

Тысячам сынов прибавят силы

И любовь твоя, и скорбь, и труд.
Улица Республики

Путешествие по главной улице города мы начнем с ее истока –

со своеобразной стрелки между реками Турой и Тюменкой. Оставив за спиной Никольский взвоз, подходим к одному из корпусов Тюменского института культуры. Он располагается в построенном в XIX веке здании гостиного двора, в годы войны в нем размещалось пехотное училище. Далее, как и в наши дни, шли жилые дома, затем, на перекрестке улиц Республики и Красина, – одно из старейших в городе почтовое отделение, которое работало все годы войны. Его почтальоны разносили письма с фронта и горестные похоронки…

Напротив, через дорогу, стоит здание сельскохозяйственного техникума, ныне аграрного университета Северного Зауралья. С 10 июля 1941 года оно вызывало у горожан много вопросов: на входе стоит охрана, почти никто не заходит и не выходит… Лишь единицы знали, что на втором этаже техникума один из учебных классов стал временным мавзолеем, в нем разместился саркофаг с телом В.И. Ленина. Приборы создавали необходимые условия для сохранения тела вождя. У дверей стоял пост № 1. Руководил лабораторией Б.И. Збарский, академик АМН СССР, Герой Социалистического Труда. С ним приехали ученые-медики. Они не ограничивались работой в лаборатории. Ученые оказали практическую помощь в лечении раненых в госпиталях, передавали свой опыт тюменским врачам, Б.И. Збарский даже преподавал в школе № 25. Выступая на первой областной партийной конференции в феврале 1945 года, он сказал: «…здесь, в Тюмени, я лично наблюдал образцы самоотверженной работы нашей интеллигенции, видел работу учителей, врачей. Я говорю и говорил много раз в Москве, что их работа делает честь нашему городу и области».

На четной стороне улицы (угол ул. Кирова) в ноябре 1942 года открылось новое учебное заведение – техникум наркомата местной топливной промышленности (лесотехнический техникум). Первый выпуск специалистов эксплуатации лесоразработок – всего 15 человек – состоялся в 1945 году.

В доме № 17 по улице Республики работала школа № 25, в доме № 19 (ныне институт культуры) размещались горком ВКП(б), исполком городского Совета депутатов трудящихся, горком ВЛКСМ. Партийным и советским органам, комсомолу необходимо было в кратчайший срок решать вопросы выделения помещений под госпитали, и уже 15 июля на бюро горкома ВКП(б) с ответственных спросили о выполнении заданий. В городе надо было подготовить более 70 тыс. кв. м производственных площадей, выделить более 20 млн. рублей капвложений, увеличить производство электроэнергии для обеспечения работы эвакуированных промпредприятий. К январю 1942 года предприятия начали работать.

Согласно решению исполкома Тюменского городского Совета депутатов трудящихся от 16 октября 1941 года в городе была временно установлена норма жилой площади на 1 человека – 4 квадратных метра. Заселение новыми жильцами производилось при наличии излишков жилой площади независимо от принадлежности помещения (государству или частному лицу) по ордерам жилуправления. Заселялись общие кухни, проходные комнаты, перегородками разделяли любые большие площади помещений. Уже в декабре 1941 года пришлось установить нормы освещения в ваттах в зависимости от площади помещения и продолжительности светового дня. Много внимания уделялось, особенно комсомольскими организациями, военно-спортивной подготовке молодежи к службе в Красной Армии. Регулярно проводились комсомольско-молодежные субботники: в Фонд обороны, по оказанию помощи семьям военнослужащих, детям фронтовиков... Горком комсомола учредил книгу «Почета гвардейцев тыла».

С образованием Тюменской области 14 августа 1944 года руководству города необходимо было создать условия для работы вновь образованных партийных и советских органов, найти жилье для вновь прибывших специалистов. Советы народных комиссаров СССР и РФ приняли в январе 1945 года постановление «О мерах помощи в улучшении городского хозяйства г. Тюмени». Необходимо было их выполнить: Тюмень должна соответствовать статусу областного центра.

По другую сторону улицы, напротив здания горкома, продолжала работу городская телефонная станция, а в бывшем здании сберегательной кассы располагался госпиталь.

В следующем квартале, где сейчас стоит Тюменская филармония, в старинном здании работал до войны Дом пионеров, в 1942 году в нем начались занятия Кубанского медицинского института, эвакуированного из Краснодара. Все лечебные учреждения, госпитали стали учебной базой. В 1943 году в институте прошел первый выпуск, 38 молодых врачей ушли на фронт. После освобождения Краснодара от фашистов институт вернулся на родину, профессора, преподаватели с благодарностью вспоминали гостеприимство тюменцев.

Рядом с мединститутом находился Тюменский радиоузел, отсюда велись передачи центрального и местного радиовещания. На бюро горкома ВКП(б) 30 июля 1942 года было отмечено, что в передачах центральное место занимают «Последние известия». За период с 28 июля 1941 года по 1 июля 1942 года редакцией радиовещания было передано 1454 корреспонденции: о работе промышленных предприятий, железнодорожного транспорта, артелей (386), о тружениках сел (332), о комсомольско-молодежных субботниках в помощь детям фронтовиков, о соцсоревновании, движении двухсотников, пятисотников, о выполненном задании по выпуску оружия для фронта, о строительстве в Тюмени поезда-бани, об инициативе железнодорожников по оказанию помощи коллегам из Запорожья, Сталинграда… Диктором, «тюменским Левитаном», был Б.М. Гуревич, позднее, с образованием Тюменской области, он возглавил областной комитет радиовещания.

Горожане ежедневно могли следить за изменением линии фронта по карте европейской части СССР, размещенной на здании кинотеатра «Темп». 9 мая 1945 года на ней разместили красный флаг как символ Победы. Сейчас это здание занимает торговый центр «Сват», и, к сожалению, никакой памятной таблички о его важном историческом прошлом нет... На противоположной стороне улицы располагался хлебозавод, а рядом – одноэтажное здание гастронома № 15, который помнят многие тюменцы старше 40 лет.

Митинг, организованный в связи с вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну, 22 июня 1941 года прошел в Тюмени на Городской площади (занимала территорию нынешнего комплекса зданий нефтегазового университета и жилых домов в квартале улиц Хохрякова и Володарского). Навечно это событие отражено на акварели художника С.С. Лопатина, участника Великой Отечественной войны, награжденного тремя орденами Отечественной войны первой степени и орденом Отечественной войны второй степени. Картина хранится в фонде Тюменского областного краеведческого музея им. И.Я. Словцова. Внимательно рассматривая акварель, в глубине можно увидеть одноэтажное деревянное коричневое здание на ул. Республики – здание горвоенкомата. Именно здесь добровольцы писали заявления с просьбой направить их на фронт, отсюда рассылались повестки о призыве в армию. Более 10 тысяч добровольцев из Тюмени и района (военкомат был единый) не вернулись с полей войны к своим семьям.

Нынешнюю Центральную площадь перед войной занимал городской базар с молочным, мясным павильонами, зеленнЫм рядом, многочисленными мелкими торговыми точками, фотографией. Затем павильоны и территорию базара передали заводу № 241 Наркомата авиационной промышленности, прибывшему из города Раменское Московской области. Возглавлял это предприятие Олег Константинович Антонов, советский авиаконструктор. Здесь, в Тюмени, в его бюро сконструировали самолет-танк, части самолета были сделаны на заводе, сборку произвели в Москве. Однако испытания удались не вполне, в то время недоставало мощной техники для подъема. В сентябре 1942 года завод уехал, и территорию базара снова передали рыночному комитету. В 1960 году рынок окончательно перевели, и началось строительство Дома Советов (построен в 1963 году).

В здание сиропитательного заведения, что на углу улицы Республики и Орджоникидзе (ныне принадлежит патриархии), с ул. Луначарского, 2, переехал пединститут, т.к. в его стенах был организован госпиталь. В саду имени Шверника (ныне сквер имени Н.М. Немцова) в годы войны работали открытая эстрада, танцевальная и спортивная площадки.

Улицу Республики в районе ул. Мориса Тореза пересекала железнодорожная ветка с регулируемым переездом, ведущая на станцию Тура (ее убрали только к 400-летию Тюмени). Эта ветка сыграла большую роль в приеме оборудования эвакуированных заводов из Одессы, Киева, Керчи, Рыбинска, Херсона, Ленинграда и других городов, что позволило в более короткие сроки начать строить торпедные катера, производить оружие для фронта.

За переездом находился старейший чугунолитейный завод (до революции – завод Н.М. Машарова). Коллектив принял оборудование завода строительных механизмов им. 10-летия Октября из Одессы. Трудящиеся завода явились инициаторами и вызвали на социалистическое соревнование по созданию к октябрю миллионного Фонда обороны коллективы всех предприятий и учреждений нашего города. Собрание состоялось 1 сентября 1941 года. К этому времени по городу денежный Фонд обороны составлял 496 тыс. рублей, не считая сданных облигаций госзаймов на 468 тыс. рублей. Завод относился к Наркомату минометного машиностроения, занимался выпуском оборонной продукции.

Далее, до ул. Холодильной, где практически заканчивался город, были дома, в основном частный сектор. В каждой семье ждали весточек с фронта, по заводским гудкам шли на работу.
Улица Ленина

Вновь вернемся на нашу историческую стрелку, где с 1968 года стоит мемориал в память о войне и горит Вечный огонь.

В военные годы на здании краеведческого музея (ныне музей «Городская Дума») размещалась каланча, а рядом была пожарная часть.

Экспонаты краеведческого музея пришлось демонтировать и сложить в фонды, чтобы открыть в нем госпиталь. В 1943 году помещение вернули музею, и вскоре школьники снова могли рассматривать скелет мамонта. В здании бывшего гостиного двора размещалось воинское подразделение, ныне областной военный комиссариат. В круглую «ленинскую» баню ходили горожане, солдаты, часть помещения использовалась под санпропускник, весьма необходимый в то время. Польский костел приспособили под склад. Продолжала работать детская поликлиника (ныне музей «Дом Н.М. Машарова»), в больнице № 1 (ныне здание снесено) также разместился госпиталь. На месте нынешнего Дворца искусств «Пионер» не одно десятилетие находился сад имени Ленина с открытым летним театром, где проходили концерты, место летних сезонов нашего драматического театра, танцевальная площадка. В городе сложилась традиция: в сад имени Ленина даже на танцы приходили молодые люди лет 25, все, кто моложе, ходили в другие сады. Напротив сада работала начальная школа.

Река Тура

Мы стоим на высоком мысу у слияния двух рек. Внизу неспешно течет Тура. Отсюда хорошо просматривается низкий левый берег – Старая Зарека.

В декабре 1941 года на территории артели «Победа», что неподалеку от пешеходного моста, разместили оборудование химфармзавода имени Л.И. Карпова из Москвы, и вскоре он начал выпускать необходимые фронту и тылу медицинские препараты. Наша овчинно-меховая фабрика имени С.М. Кирова приняла кожевенный завод имени Серегина, тоже из Москвы. Его продукция: бекеши, полушубки, рукавицы и др. меховые изделия – согревала бойцов в суровые военные зимы. Изменились и цеха фанерокомбината, куда прибыли специалисты из Ленинградской области. Они выпускали различные виды фанеры, включая авиафанеру, а для населения – спички в виде гребешков из шпона. Сырье шло из северных лесных районов, в основном сплавом. Еще один завод «Цепи Галля», прибывший из Киева, также разместился на левом берегу Туры. Его главная продукция – цепи Галля для повышения проходимости танков. После войны специализация завода изменилась, здесь освоили выпуск циферблатных весов с фирменным знаком «Тюмень», потом завод стал приборостроительным и построил новые цеха на улице Одесской.

Пройтись и сейчас можно только по правому берегу реки, по набережной, далее начинается промзона. В предвоенные и военные годы, начиная с Масловского (Элеваторного) взвоза, по берегу шли многочисленные причалы пароходства, речной порт. Один из причалов использовался тюменским рыбозаводом, здесь же происходила обработка рыбы, работал коптильный цех, который использовал исключительно древесный опил. А какие от копчения были ароматы!

Речной порт принимал пассажирские суда. Все уходившие на фронт с Севера прибывали в Тюмень по рекам, отсюда же возвращались после войны на «малую родину». Пароходы ходили в северные округа по расписанию.

На правом берегу находилась и судоверфь, основанная в 1928 году как филиал Балтийского судостроительного завода. Согласно постановлению Государственного Комитета обороны от 13 августа 1941 года и приказу наркома судостроительной промышленности от 14 августа 1941 года на Тюменской судоверфи должно было быть организовано производство торпедных катеров 11-й серии-бис, годовая программа предусматривала выпуск 19 торпедных катеров. До конца 1941 года судоверфь приняла цеха по строительству торпедных катеров, оборудование, незавершенное производство, кадры с заводов из городов Ленинграда, Москвы, Керчи, Херсона, Рыбинска, Крымской АССР. Задание Комитета обороны заводчане выполнили, катера служили, били врага на Черном и Балтийском морях, на Тихом океане и на Волге. В январе 1945 года, выступая на городской партийной конференции, секретарь парторганизации завода Урицкий сказал: «Товарищи, наш завод является непосредственным участником разгрома немецко-фашистских захватчиков. Коллектив завода гордится тем, что созданная им боевая продукция по новой конструкции принята на вооружение Военно-Морского флота и по техническим и боевым качествам новый объект является лучшим по сравнению с объектами, выпускаемыми в Англии и Америке».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1985 года судостроительный завод награжден орденом Отечественной войны первой степени. В послевоенные годы завод был флагманом города, с его стапелей сходили нефтеналивные баржи и танкеры, что позволило начать промышленное освоение месторождений нефти и газа, плавучие атомные электростанции «Северное сияние». На заводе трудились депутаты Верховного Совета РСФСР С.А. Караваев и Ф.С. Полевщиков, почетные граждане города Тюмени Ю.М. Шешукова и Герой Социалистического Труда, директор завода П.П. Потапов.

…Мы не прошли еще по многим улицам города, не познакомились с другими заводами и производствами, которые и фронт вооружали, и поддерживали развитие города, 14 августа 1944 года ставшего центром новой Тюменской области.

…Вспоминая годы войны, жизнь и труд, которыми жила тогда вся страна, невольно возникает желание в канун Дня Победы у каждого дома, у каждого предприятия, внесшего свою лепту в приближение мира, положить цветы. Это самое малое, что мы можем сделать, чтобы почтить память всех тюменцев из поколения, познавшего войну.

Краевед Майя Смирнова, 06.03.2015.
Для подготовки материала использованы документы Государственного архива социально-политической истории Тюменской области, сборник документов «Тюменцы – фронту», издание 2005 года.

Похожие:

Экскурсии по улицам Тюмени военного времени iconРаспоряжение
Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении...

Экскурсии по улицам Тюмени военного времени iconРаспоряжение
Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении...

Экскурсии по улицам Тюмени военного времени iconОб утверждении административного регламента предоставления
Администрации города Тюмени от 27. 10. 2014 n 214-пк "Об утверждении муниципальной программы "Развитие субъектов малого и среднего...

Экскурсии по улицам Тюмени военного времени iconОб утверждении порядка выдачи разрешения (ордера) на проведение земляных работ и восстановления
О положении об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тюмени", решением Тюменской...

Экскурсии по улицам Тюмени военного времени iconШаг шестой – определение объектов, которые будут представлены на экскурсии
Прогрессивные педагоги России и Западной Европы, начали внедрять экскурсии в учебный процесс, с целью разнообразить формы обучения....

Экскурсии по улицам Тюмени военного времени iconО порядке размещения временных объектов на территории города тюмени
Законом Тюменской области от 05. 07. 2001 n 354 "О политике Тюменской области в сфере торговой деятельности", решением Тюменской...

Экскурсии по улицам Тюмени военного времени iconПравила землепользования и застройки города тюмени
Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тюменской области, Уставом города Тюмени, Генеральным планом городского округа...

Экскурсии по улицам Тюмени военного времени iconОб утверждении правил благоустройства города тюмени
Рассмотрев проект Правил благоустройства города Тюмени, в соответствии со статьями 40, 42 Устава города Тюмени Тюменская городская...

Экскурсии по улицам Тюмени военного времени iconПамятка туриста или советы на отдыхе
Телефон экстренной службы. По данному номеру Вы можете обращаться с любыми вопросами, касающимися времени отъезда в аэропорт, на...

Экскурсии по улицам Тюмени военного времени iconПамятка туриста или советы на отдыхе
Телефон экстренной службы. По данному номеру Вы можете обращаться с любыми вопросами, касающимися времени отъезда в аэропорт, на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск