Руководство разработано Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга совместно с Экологическим бюро «Космос»


НазваниеРуководство разработано Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга совместно с Экологическим бюро «Космос»
страница1/6
ТипРуководство
filling-form.ru > Туризм > Руководство
  1   2   3   4   5   6
ВВЕДЕНИЕ

Исполнители проекта благодарны Программе малых проектов в сфере охраны окружающей среды.

Благодаря поддержке программы SEPS-3, финансируемой Министер­ством охраны окружающей среды, продовольствия и развития сельских районов Великобритании (Defra) и осуществляемой Британским Советом, настоящее Руководство было подготовлено в предварительном варианте, обсуждено и доработано с учетом рекомендаций специалистов Санкт-Пе­тербурга и коллег, выполняющих проекты SEPS-3 в различных регионах России (www.eco-projects.ru/seps).

Руководство разработано Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга совместно с Экологическим бюро «Космос» с целью совер­шенствования природоохранной практики на действующих предприятиях Санкт-Петербурга и отражает требования законодательства по состоянию на август 2004 года.

При изложении материала использовано общепринятое разделение при­родоохранной деятельности по направлениям:

  • охрана атмосферного воздуха,

  • охрана поверхностных вод,

  • обращение с отходами.

Руководство ориентировано на руководителей и экологов предприятий, ответственных за принятия решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Основные принципы охраны окружающей среды допускают воздействие предприятий на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия на окружа­ющую среду должно достигаться на основе использования наилучших сущес­твующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятий установлены в главе 8 федерального закона «Об охране окружающей среды». Законом определено, что эксплуатация предприятий и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окру­жающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охра­ны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» юри­дические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию предприятий, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды и обязаны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потреб­ления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей сре­ды предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Наложение административных штрафов на виновных в экологических правонарушениях не освобождает их от возме­щения вреда, причиненного окружающей природной среде. Компенсация причиненного вреда осуществляется добровольно либо по решению суда. Определение размера вреда осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законо­дательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды также вле­чет за собой приостановление или прекращение эксплуатации предприятий. Выполнение предписаний об ограничении или о прекращении финансиро­вания хозяйственной и иной деятельности являются обязательными для исполнения.

Ответственность за принятие решений при осуществлении хозяйствен­ной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать нега­тивное воздействие на окружающую среду, несет руководитель предприятия и (или) лицо им назначенное. Для крупных предприятий организацион­но выгодно создание экологической службы предприятия. Для средних и мелких предприятий назначается инженер по охране окружающей среды (эколог) предприятия.

В соответствии с квалификационным справочником должностей руко­водителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановле­нием Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37, в составе возможных должностей специалистов предусмотрена должность инженера по охране окружающей среды (эколога). Данный квалификационный справочник ре­комендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организа­циях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Должностные обязанности инженера по охране окружающей среды (эко­лога) квалификационным справочником определены как следующие:

  • контроль за соблюдением в подразделениях предприятия экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды;

  • разработка проектов перспективных и текущих планов по охране окружающей среды;

  • контроль за выполнением планов по охране окружающей среды;

  • участие (в качестве представителя предприятия) в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники;

• участие в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды выбросами вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов;

• контроль за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия;

  • составление технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспортов, инструкций и другой технической документации;

  • участие в проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • составление установленной отчетности о выполнении мероприятий по охране окружающей среды.


Инженер по охране окружающей среды (эколог) должен знать:

  • экологическое законодательство;

  • нормативные и методические материалы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

  • системы экологических стандартов и нормативов;

  • производственную и организационную структуру предприятия и перспективы его развития;

  • технологические процессы и режимы производства продукции пред­приятия;

  • порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов;

  • методы экологического мониторинга;

  • средства контроля соответствия технического состояния оборудования предприятия требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окру­жающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  • порядок учета и составления отчетности по охране окружающей среды;

  • основы экономики, организации производства, труда и управления;

  • средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

  • правила и нормы охраны труда.

В соответствии с требованиями федерального закона «Об охране окружа­ющей среды» руководители предприятий и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружа­ющую среду, должны проходить подготовку и переподготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Действующее предприятие оказывает техногенное воздействие на вес; компоненты окружающей среды - на атмосферу, территорию, поверхност­ные и подземные воды. На вышепоименованные компоненты окружающем среды оказывают влияние:

• масса и виды выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ;

  • количество сбрасываемых сточных вод, их состав, степень очистки,
    условия сброса в водные объекты и параметры разбавления сточных вод;

  • степень загрязнения поверхности земель;

• наименование и количество отходов, способы их удаления, складиро­вания или утилизации.

Более конкретные экологические требования к эксплуатации предпри­ятий в части охраны атмосферного воздуха, охраны поверхностных вод и охраны от неблагоприятного воздействия отходов производства и потреб­ления введены соответствующими законами Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального закона «Об охране атмосферно­го воздуха» при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами. Юридические лица, име­ющие стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны:

  • обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов;

  • внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

  • планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилиза­ции, обезвреживанию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

  • осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварий­ных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также по ликвида­ции последствий его загрязнения;

  • осуществлять учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением уста­новленных нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;




  • соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных веществ в атмос­ферный воздух;

  • обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

  • обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воз­дух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятель­ности, использующие такие отходы в качестве сырья;

• немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля.

В процессе эксплуатации любой объект потребляет определенное ко­личество чистой воды, а также сбрасывает очищенные или неочищенные сточные воды в окружающую среду, что приводит к загрязнению поверх­ностных вод. В общем случае, источниками загрязнения поверхностных и подземных вод являются неочищенные или недостаточно очищенные производственные и бытовые сточные воды, поверхностный сток с промплощадок; фильтрационные утечки вредных веществ из емкостей, трубоп­роводов и других сооружений, аварийные сбросы и проливы сточных вод на сооружениях и промышленных объектах, осадки, выпадающие на по­верхность водных объектов и содержащие пыль и загрязняющие вещества от промышленных выбросов. При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

  • осуществлять сброс в водные объекты неочищенных и необезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

  • производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

  • осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

При эксплуатации промышленных объектов особую актуальность при­обретают вопросы удаления и складирования, а в дальнейшем утилизации и захоронения отходов производства. Промышленные отходы требуют для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. Во исполнение требований закона «Об отходах производства и потребления» (ст. 11) индивидуальные предпринима­тели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

  • соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установлен­ные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

  • разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

  • внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-тех­нических достижений;

  • проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

  • проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

  • предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обраще­нием с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

• в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращени­ем с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, немедленно информировать об этом государственные территориальные экологические специализированные органы и органы ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
ГЛАВА 2

ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Основным видом воздействия промышленных объектов на состояние воздушного бассейна является загрязнение атмосферного воздуха выбро­сами загрязняющих веществ, которое происходит в результате поступления в него продуктов сгорания топлива, выбросов газообразных и взвешенных веществ от различных производств, выхлопных газов автомобильного транс­порта, испарений из емкостей для хранения химических веществ и топлива, пыли из узлов погрузки, разгрузки и сортировки сыпучих строительных материалов, топлива, зерна и т.п.

В соответствии с требованиями федерального закона «Об охране атмос­ферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране атмосферного воздуха. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, тех­нологических установок, транспортных средств допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в их выбросах техническим нормативам выбросов. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена.

Виды и количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосфе­ру промышленным предприятием зависят от технологических процессов производств. В целях охраны атмосферного воздуха составляют перечень производств и объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы, с указанием видов загрязняющих веществ в выбросах, их класса опасности и параметров выбросов. При этом определяют:

  • объекты и производства — источники загрязнения атмосферы;

  • характеристики источников выброса (размеры, высота, расположение);

  • перечень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, класс их опас­ности;

  • перечень комбинаций вредных веществ с суммирующим вредным воз­действием, класс их опасности;

  • количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, ин­тенсивность и параметры выбросов;

приземные концентрации загрязняющих веществ на территории объ­екта, в границах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и на прилегающей сели­тебной территории;

- величину валовых выбросов загрязняющих веществ от организованных и неорганизованных источников по отдельным производствам и в целом по предприятию;

  • параметры возможных залповых и аварийных выбросов.

Основные направления воздухоохранных мероприятий для действую­щих производств включают технологические и специальные мероприятия, направленные на сокращение объемов выбросов и снижение их приземных концентраций.

Технологические мероприятия включают:

  • использование более прогрессивной технологии по сравнению с при­меняющейся на других предприятиях для получения той же продукции;

  • увеличение единичной мощности агрегатов при одинаковой суммарной производительности;

  • применение в производстве более «чистого» вида топлива;

  • применение рециркуляции дымовых газов;

  • внедрение наиболее совершенной структуры газового баланса предприятия.

К специальным мероприятиям, направленным на сокращение объемов и токсичности выбросов объекта и снижение приземных концентраций загрязняющих веществ, относятся:

  • сокращение неорганизованных выбросов;

  • очистка и обезвреживание вредных веществ из отходящих газов;

  • улучшение условий рассеивания выбросов.

В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об охране атмос­ферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании специального разрешения, которым устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмос­ферный воздух могут быть'ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 года № 847. Предписания об ограничении выбросов до уровня, установленного соответствующими разрешениями, выдаются лицам, имеющим стационарные источники выбросов, при установлении превышения предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов. Предписания о приоста­новлении выбросов и вредных физических воздействий выдаются лицам, имеющим стационарные источники выбросов, в следующих случаях:

а) при невыполнении предписаний об ограничении выбросов;

б) при невыполнении плана уменьшения выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий;

в) при отсутствии разрешений на выбросы.

Выдача предписаний об ограничении, приостановлении и прекращении выбросов осуществляется на основании протоколов о нарушениях законо­дательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. С момента получения лицом, имеющим стационарные источники выбросов, предписания о приостановлении или прекращении выбросов действие соот­ветствующего разрешения приостанавливается или оно аннулируется.

В соответствии с требованиями федерального закона «Об охране ат­мосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны прово­дить их инвентаризацию. Для определения количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, необходимых для заполнения формы государственной статистической отчетности 2ТП-воздух и правильного внесения платежей за негативное воздействие на ок­ружающую среду, предприятие обязано организовать первичный учет по охране атмосферного воздуха. Данные первичного учета заносятся в типовые формы ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик», ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» и ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок» (см. приложение 2.1).

В соответствии со статьей 12 федерального закона «Об охране атмосфер­ного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются техничес­кие нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы. Технический норматив выброса — норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допус­тимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции и другие показатели.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) — норматив предельно допусти­мого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух. Он устанавливается для каждого стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фо­нового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз­дух, предельно допустимых выбросов территориальные органы специально уполномоченного органа в области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы.

Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. План уменьше­ния выбросов разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей

природной среды.

В соответствии с требованиями федерального закона « Об охране атмос­ферного воздуха» и Постановления Правительства РФ «О порядке установ­ления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воз­действий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ» от 02.03.00 № 182, разработка предельно допустимых и временно согласованных вы­бросов обеспечивается предприятием, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При определении нормативов выбросов применяются методы расчетов рассеи­вания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе. Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается:

• на основе проектной документации в отношении вводимых в эксплуа­тацию новых и (Или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;

• данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности.

Природопользователи, имеющие источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в 5 лет; в случае реконструкции и изменения технологии предпри­ятие производит уточнение данных проведенной ранее инвентаризации. При инвентаризации должны быть учтены все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источ­ников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и от автотранспорта. Производственные затраты, связанные с оплатой работ по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, относятся на себестоимость продукции в составе об­щехозяйственных расходов.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стаци­онарным источником допускается на основании разрешения. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух уста­навливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмос­ферный воздух разрабатывается природопользователем в соответствии с ГОСТом 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», «Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД-86», «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий» и другой действующей нормативно-методической документацией. Структура проекта ПДВ приведена в прило­жении 2.2.

Для установления нормативов выбросов и получения разрешения природопользователь представляет в специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды следующие документы:

  • проектно-нормативную документацию, включающую согласованный в установленном порядке план-график контроля за соблюдением нормативов допустимых выбросов;

  • заключение органов Госсанэпиднадзора по итогам рассмотрения проектно-нормативной документации.

По результатам экспертизы проектно-нормативной документации специ­ально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды офор­мляет норматив предельно допустимых выбросов и разрешение на выброс загрязняющих веществ. Нормативы допустимых выбросов в атмосферу устанавливаются на срок 5 лет, а разрешение на выброс загрязняющих ве­ществ в атмосферу выдается на 1 год.

При невозможности соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов природопользователю устанавливаются лимиты на выбросы, дейс­твующие только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения уста­новленных нормативов предельно допустимых выбросов.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предус­мотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 года № 847.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Эти мероприятия должны быть согласованны с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий. Мероприятия по регулированию выбросов выполняют в соответствии с прогнозными предупреждениями местных органов Росгидромета. Порядок регулирования выбросов определен РД 52.04.52-85, методическими указаниями «Регулиро­вание выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях».

В соответствии со статьей 45 федерального закона «Об охране окружаю­щей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуата­цию автомобильных транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов веществ, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» запреще­на эксплуатация транспортных средств, содержание вредных (загрязняю­щих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. Юридические лица при эксплуатации транспортных средств должны обеспечивать непревышение установленных технических нормативов выбросов — норматива выброса вредного (загрязняющего) ве­щества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных выбросов и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на мощность и пробег транспортного средства. Транспортные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регу­лярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам

выбросов.

Таким образом, автотранспортные предприятия или иные предприятия, имеющие на балансе автотранспортные средства, обязаны обеспечить выпол­нение экологических требований при их эксплуатации и ремонте. Экологи­ческие требования к автотранспорту, в первую очередь, включают его соот­ветствие или несоответствие техническим нормативам выбросов вреднъгх веществ в атмосферу, установленных соответствующими стандартами.

В реальных условиях эксплуатации техническое состояние автотранс­порта и, следовательно, количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ зависит от множества объективных и субъективных факторов, ос­новными из которых являются: тип, марка, год выпуска и пробег автомобиля, качество выполнения очередного технического обслуживания или ремонта, а также параметров текущего состояния автомобиля, определяемых ква­лификацией и ответственностью непосредственно обслуживающего или водительского персонала. Нормы и методы контроля выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при оценке технического состояния автомобилей с бензиновыми двигателями определяет ГОСТ Р 52033-2003 (см. приложение 2.3).

Журналы ежедневного учета использования автотранспортных средств, ежедневного расхода горючего и пройденного километража необходимы для правильного расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду от эксплуатации автотранспортных средств. Журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие эколо­гическим требованиям и журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями ведется во исполнение требований федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», согласно которому, транспортные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов.

В соответствии с Положением об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утверж­денным Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 года № 847, в случае, если в ходе регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие осуществляемых ими выбросов техническим нор­мативам установлено превышение технических нормативов, эксплуатация указанных средств запрещается в соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Руководство разработано Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга совместно с Экологическим бюро «Космос» iconКомитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Руководство разработано Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга совместно с Экологическим бюро «Космос» iconРаспоряжение
Комитет по природопользованию охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Руководство разработано Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга совместно с Экологическим бюро «Космос» icon16. 06. 2015 №168-р Об утверждении Административного регламента Комитета...
«О порядке разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга административных регламентов...

Руководство разработано Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга совместно с Экологическим бюро «Космос» iconАдминистративный регламент
Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной...

Руководство разработано Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга совместно с Экологическим бюро «Космос» iconАдминистративный регламент
Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной...

Руководство разработано Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга совместно с Экологическим бюро «Космос» iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №20 (771) от 4 июня 2012 г
Пресс-конференция, посвященная выпуску ежегодного аналитического обзора «Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение...

Руководство разработано Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга совместно с Экологическим бюро «Космос» iconСтатья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в...
Обязательное обучение руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

Руководство разработано Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга совместно с Экологическим бюро «Космос» iconЗакон от 23 ноября 1995 г. N 174-фз "Об экологической экспертизе"
...

Руководство разработано Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга совместно с Экологическим бюро «Космос» iconДоклад «Об экологической ситуации в Ленинградской области в 2011...
Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-фз «Об охране окружающей среды» и во исполнение пункта 10 перечня поручений Губернатора...

Руководство разработано Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга совместно с Экологическим бюро «Космос» iconПрограмма курса: Модуль Российское законодательство в области экологической...
Программа курсов предназначена для ответственных лиц и руководителей промышленных предприятий и строительных объектов, а также лиц,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск