Ответы на вопросы по анкете филиала ЗАО МПБК «Очаково» в г. Тюмени для публичных слушаний
Проблемные вопросы правоприменительной практики, возникающие при осуществлении:
5.1.федерального государственного экологического надзора (общие вопросы федерального экологического надзора)
1) При реорганизации предприятия в форме слияния: нужно разрабатывать новую разрешительную документацию в области охраны окружающей среды или возможно переоформить уже имеющуюся? Технология производства и специфика работы предприятия не меняется.
1) Разрешение на выбросы. Согласно п. 10.1. Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.07.2011 № 650 (далее -Регламент), в случае реорганизации хозяйствующего субъекта, выдается разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, соответствующее ранее выданному разрешению.
Разрешение на сбросы в соответствии с приказом МПР от 09.01.2013 № 2 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты» подлежит переоформлению при условии неизменности производственного процесса, расхода сырья и материалов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик выпусков сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект в случаях:
реорганизации юридического лица, изменения наименования, в том числе фирменного наименования, места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о регистрации юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридического лица).
ПНООРЛ. Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (Приказ МПР от 25.02.2010 № 50) не предусмотрено переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в случае реорганизации юридического лица.
В случае реорганизации хозяйствующего субъекта выдается новый документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с учетом ранее утвержденного проекта. 2) Что из себя будет представлять комплексное экологическое разрешение, декларация о воздействии на окружающую среду, программа ПЭК для предприятий при присвоении категории объекта НВОС? Будет ли утверждена форма и порядок?
Комплексное экологическое разрешение. В соответствии со ст. 11ФЗ № 219-ФЗот 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (в данном случае в Управление) с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.
Комплексное экологическое разрешение в своем составе будет содержать: технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок его действия КЭР.
Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время документы находятся в разработке.
Декларация о воздействии на окружающую среду. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в собственности которых находятся объекты с незначительным или умеренным уровнями воздействия на окружающую среду (объекты II категории), производящие выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещающие отходы производства и потребления должны осуществлять эту деятельность на основании именно декларации о воздействии на окружающую среду.
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.В настоящее время документы находятся в разработке. Вступает в силу с 1 января 2019 года.
Для объектов III и IV категории представление декларации не требуется.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах III категории представляют в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов и отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (вступает в силу с 1 января 2019 года).
Производственный экологический контроль. В соответствии с № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены требования к производственному контролю в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).
Юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (вступил в силу с 1 января 2015).
Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ч. 4 ст. 67 Федерального закона от10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В настоящее время не установлены.
Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:
о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
об обращении с отходами производства и потребления;
о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений (ч. 6 ст. 67 Федерального закона от10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 7 ст. 67 Федерального закона от10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Общие положения к производственному экологическому контролю установлены национальным стандартом РФ ГОСТ Р 56062-2014.
Иные требования к программе производственного экологического контроля установлены национальным стандартом РФ ГОСТ Р 56061-2014.
В данный момент порядок и сроки предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля не утвержден. 5.2. государственного надзора в области обращения с отходами
1) Экологический сбор: варианты снижения размера. На что будут потрачены денежные средства, полученные от предприятий-производителей продукции заплативших экологический сбор за 2016 год? Когда появятся региональные операторы отходов?
Экологический сбор. В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24_2 Закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.
Вариантом снижения будет являться достижение уставленного норматива утилизации отходов от использования товаров, утвержденного распоряжением от 04 декабря 2015 № 2491-р Правительства РФ «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров», так как в случае его не исполнения
Нормативы утилизации устанавливаются с учетом экономических условий, потенциальной опасности отходов для здоровья человека и окружающей среды, а также технологической возможности их утилизации и подлежат пересмотру раз в три года.
При перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации.
Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование утвержденных в установленном порядке региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами, на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров, на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.
Региональные операторы. В соответствии Федерального Закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно постановлению Правительства РФ от 5 сентября 2016 № 881 «Опроведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» настоящие правила устанавливают порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе.
В соответствии с ФЗ региональный оператор в Тюменской области должен появиться к 01.05.2018 года после утверждения тарифа 2) Превышение лимитов на размещение отходов по некоторым видам. Необходимость пересмотра проекта НООЛР и нормативов. Может ли данный факт являться основанием для пересмотра проекта и лимитов. Будут ли штрафные санкции при превышении нормативов?
В соответствии с № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. В том числе предусмотрены нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50.
Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349.
В соответствии с п. 12 приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами.
Согласно п. 8 приказа Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», технический отчет по обращению с отходами составляется с целью подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Является ли данный факт основанием для пересмотра проекта и лимитов?
Да, конечно является, так как в прежний проект уже не соответствует производственному процессу.
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, превышение установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по отдельным видам отходов является нарушением требований законодательства РФ и влечет за собой наказание, предусмотренное статьей 8.2 (несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления) КоАП РФ, а именно: наложение административного штрафа на должностных лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 100 тыс. до 250 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 5.3. государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха согласно план-графика контроля. Санкции при несоблюдении предприятием план-графика контроля выбросов от стационарных источников. Финансовое положение предприятия не позволяет проводить контроль согласно срокам, установленных план-графиком.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами.
Согласно п. 3.3 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, при инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами. В случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества допускается применение расчетных отраслевых методик.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.
Установление предельно-допустимых выбросов (далее - ПДВ) производится в соответствии с Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты (утв. Госкомприроды СССР, 1989). Пунктом 5.6 данной инструкции указывается, что при контроле выбросов производится измерение расходов, определение концентраций, содержащихся в выбросах контролируемых веществ.
Таким образом, при разработке и установлении нормативов ПДВ во всех возможных случаях должно быть предусмотрено последующее проведение контроля установленных нормативов с использованием инструментальных методов.
Производственный контроль проводится по плану-графику, который в соответствии с Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987) (далее – Рекомендации), является составной и неотъемлемой частью материалов по установлению ПДВ.
Согласно п. 3.10.2 Рекомендаций, в случае нецелесообразности или невозможности определения выбросов загрязняющих веществ экспериментальными методами, приводится обоснование использования расчетных и балансовых методов, удельных выбросов и т.д. при контроле за соблюдением нормативов ПДВ непосредственно на источниках выбросов.
В составе проекта ПДВ утверждается план-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов.
В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
В соответствии ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, отсутствие проведенного в полном объеме производственного контроля нормативов ПДВ в соответствии с утвержденным планом-графиком является нарушением требований законодательства РФ и влечет за собой наказание, предусмотренное статьей 8.1 (несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов) КоАП РФ, а именно: наложение административного штрафа на должностных лиц – от 2 тыс. до 5 тыс. рублей; на юридических лиц – от 20 тыс. до 100 тыс. рублей. |