Методические рекомендации по срс (срсп) Дисциплина «Государственное финансовое регулирование»


НазваниеМетодические рекомендации по срс (срсп) Дисциплина «Государственное финансовое регулирование»
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4
КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СРС (СРСП)

Дисциплина «Государственное финансовое регулирование»

Специальность 050510 – Государственное и местное

управление

кафедра экономической теории и международной экономики

КАРАГАНДА – 2006

Методические рекомендации по СРС (СРСП) составлены старшим преподавателем Степаницкой О.А. на основании рабочего учебного плана специальности 050510 – Государственное и местное управление, учебной программы дисциплины «Государственное финансовое регулирование» и требований к структуре учебно-методического комплекса дисциплины КЭУК-МИ-85-05.00-2005


Рассмотрены на заседании Учебно-методического семинара кафедры экономической теории и международной экономики
«31» августа 2006 г. Протокол № 1
Зав. кафедрой

экономической теории и МЭ Жетписбаева М.К.


Сведения о составителе:

Степаницкая О.А., старший преподаватель кафедры экономической теории и международной экономики, научные публикации в объеме 5,2 п.л. Читаемые курсы: «Экономическая теория», «Управление государственными финансами», «Государственное финансовое регулирование», «Экономическое прогнозирование».
Офис: Карагандинский экономический университет, кафедра экономической теории и международной экономики, кабинет №266, тел. 44-16-34 (доб. 143); офис регистратора (ДПОМК), кабинет №264, тел. 44-16-34 (доб. 172)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СРС (СРСП)

Задания СРС выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРС подготовка к семинарским занятиям и лекциям. На семинарское занятие выносятся основные вопросы темы. Тематический план семинарского занятия, перечень основной и дополнительной литературы, методические советы к темам семинарских занятий отвечают на вопросы, что и как надо делать. Внимательно изучив методические советы к темам семинарских занятий, самостоятельно подготовьте ответы на вопросы тематического плана семинарского занятия. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите формулы и символы в тетрадь для СРС. После завершения подготовки проверьте свои знания при помощи вопросов самопроверки. Вопросы, вызвавшие затруднения при самостоятельной работе, запишите и задайте их преподавателю.

Задания СРС должны выполняться до лекции. На лекциях же знания, полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться.

Однако объем вопросов, выносимых на семинарское занятие, не охватывает полное содержание темы. Поэтому необходима дальнейшая работа студента по углублению и расширению своих знаний, что осуществляется в процессе СРСП. Поэтому на СРСП выносятся дополнительные вопросы, задачи, упражнения и т.д., при помощи которых полностью раскрывается содержание темы.
Разработка форм и содержания СРС

Особенности курса «Государственное финансовое регулирование» обуславливают широчайший набор форм СРС. Это такие формы, как:

  • изучение конспектов лекций, данных преподавателем;

  • подготовка реферата по определенной теме;

  • взаимное рецензирование рефератов, эссе, докладов;

  • составление глоссария и кроссвордов по терминам курса;

  • анализ статистических данных;

  • участие в групповом проекте;

  • выступление с презентацией по выбранной теме;

  • подготовка обзора по теме и т.д.


Рекомендации по эффективной организации СРС (СРСП)

Проработка пройденного материала. Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятий, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических и лабораторных занятий.

Приступая к проработке материала необходимо:

  • иметь конспект лекции;

  • иметь программу курса;

  • иметь рекомендуемую литературу (учебник, пособия, задачник), при необходимости иметь необходимые принадлежности, материалы и инструменты.

Метод работы:

  • целесообразно материал лекции прорабатывать «по свежей памяти»;

  • работая над конспектом, полезно делать ссылки на литературу (это понадобится при подготовке к экзаменам) и вносить необходимые дополнения, а возможно, и исправления;

  • работа над темой должна продолжаться до полного понимания и запоминания материала;

  • работа над темой завершается разбором примеров и задач, приведенных в учебниках и пособиях, до полного освоения метода их решения;

  • если после работы над темой останутся неясные вопросы, необходимо разобрать их с преподавателем на очередной лекции;

Решение задач. Методика выполнения заданий:

  • выполнение подобных заданий можно начинать только после проработки лекционного материала по данной теме;

  • приступая к решению задачи, необходимо внимательно прочесть ее условие;

  • продумать план решения;

  • определить формулы, которые должны быть использованы при решении задачи;

  • еще раз вникнуть в сущность величин, входящих в формулы;

  • произвести решение сначала в общем виде, а затем подставить численные значения буквенных величин;

  • указать единицы измерения результатов промежуточных и окончательного решений;

  • сделать анализ правильности решения.

Подготовка к коллоквиумам. По некоторым дисциплинам для оценки степени усвоения теоретической части раздела курса, проводится коллоквиум (собеседование). Следовательно, теоретический материал по вопросам, вносимым на коллоквиум, должен быть еще раз повторен.

Подготовка к контрольным работам. Целью проведения контрольных работ являются:

  • проверка текущей успеваемости студентов;

  • выяснение подготовленности студентов группы;

  • организация методики работы с отстающими студентами.

Студентам, готовясь к контрольной работе, необходимо:

  • знать тему контрольной работы;

  • освежить в памяти теоретический материал, основные формулы и методы решения задач на данную тему;

  • вновь просмотреть примеры и задачи, разобранные в учебнике, и задачи, рассмотренные на практических занятиях.

Если студент систематически работает над пройденным материалом, начиная с первой лекции, то подготовка к контрольной работе не вызовет затруднений и много времени на нее не понадобится.

Выполнение проектов. При выполнении проектов и работ необходимо руководствоваться методическими указаниями, выдаваемыми на кафедрах вместе с заданиями.

Порядок выполнения задания:

- приступить к выполнению задания не позже срока, установленного графиком самостоятельных работ;

  • если при выполнении задания возникнут затруднения, то вернуться к соответствующей теме курса, доработать ее и вновь приступить к выполнению задания;

  • если после этого будут затруднения, то прийти на консультацию к преподавателю;

  • проанализировать полученное решение;

  • готовясь к защите задания, проверить соответствующие положения теории и продумать решение;

  • убедиться в понимании метода, использованного при выполнении задания;

  • задание должно быть защищено не позже срока, установленного графиком, иначе оно считается академической задолженностью.

Время на самостоятельную работу весьма ограничено, поэтому необходимо учиться рационально, планировать самостоятельную работу, стремиться овладевать навыками самостоятельной работы, учиться производительно работать и разумно отдыхать, чтобы сохранять работоспособность.

Формы проведения СРСП по курсу

«Управление государственными финансами»




Название темы
Формы проведения СРСП

Тема 1. Сущность и методология финансового регулирования экономики

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, составление глоссария, написание реферата.

Тема 2. Денежно-кредитное регулирование экономики

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов, анализ статистических данных.

Тема 3. Регулирование организации налоговой системы

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов, участие в групповом проекте.

Тема 4. Регулирование бюджетных и межбюджетных отношений

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов, написание академического эссе, проведение дискуссии, составление дополнительного глоссария.

Тема 5. Регулирование системы пенсионного обеспечения

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, подготовка рефератов, взаимное рецензирование рефератов, составление дополнительного глоссария.*

Тема 6. Регулирование страхового рынка

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, выступление с презентацией, написание реферата*

Тема 7. Финансовое воздействие на научно-технический прогресс (НТП)

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание обзора по теме, написание эссе.

Тема 8. Регулирование рынка капитала

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, составление логических блок-схем.

Тема 9. Организация и регулирование национального рынка ценных бумаг

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, анализ статистических данных, подготовка реферата, составление дополнительного глоссария.

Тема 10. Механизм государственного регулирования валютного рынка

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание обзора по законодательству.

Тема 11. Финансовое регулирование внешнеэкономической деятельности государства

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, составление дополнительного глоссария.*

Тема 12. Мировые и региональные финансовые центры и их влияние на национальную финансовую систему

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, участие в групповом проекте.

Тема 13. Мировые финансовые кризисы и механизмы управления ими

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов.



Тема 1. Сущность и методология финансового регулирования

экономики

Задания СРС

  1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

  2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

  3. Выполнить предлагаемые задания.

  4. Составить глоссарий по теме.

  5. Ответить на тестовые вопросы.

  6. Написать реферат на тему «Роль финансового регулирования в системе государственного управления».


Вопросы для самоконтроля

    1. Какими обстоятельствами, на ваш взгляд, обусловлена необходимость государственного финансового регулирования экономики?

    2. Согласны ли Вы с утверждением, что финансовые отношения лежат в основе всех сфер государственного регулирования?

    3. Какие функции выполняет государство в экономике? Охарактеризуйте их.

    4. В чем заключаются особенности государственного финансового регулирования?

    5. Что представляют формы, типы и виды государственного финансового регулирования?


Задания

  1. Перечислите «провалы рынка» и раскройте два подхода к необходимости государственного регулирования;

  2. Раскройте взаимосвязь несовершенств рынка и функций государства в экономике;

  3. Составьте дерево целей и блок-схему функций государства в сфере финансового регулирования;

  4. Классифицируйте виды и типы государственного финансового регулирования и присущие им методы;

  5. Определите направления государственного финансового регулирования в Республике Казахстан.


Тесты

  1. К несовершенствам рынка не относится:

А) Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в возникновению монополий;

Б) Игнорирование рынком общественных товаров;

В) Присутствие отрицательных экстерналий;

Г) Равномерное распределение доходов;

Д) Несовершенство информации.


  1. Генеральной целью государства в экономике является:

А) Достижение экономической и социальной стабильности;

Б) Обеспечение национальной безопасности ;

В) Обеспечение национальных конкурентных преимуществ;

Г) Укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом;

Д) Все ответы верны.


  1. Эффективное размещение экономических ресурсов, производство общественных благ, деятельность по устранению экстернальных эффектов обеспечивает:

А) Аллокационная функция государства;

Б) Стабилизационная функция государства;

В) Дистрибутивная функция государства;

Г) Прогностическая функция государства;

Д) Все ответы верны.


  1. К характеристике правовой функции государства не относится:

А) Создание правовой основы регулирования;

Б) Финансирование инноваций;

В) Обеспечение внутреннего правопорядка в стране и экономической безопасности;

Г) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;

Д) Защита конкуренции


  1. Что не относится к предпосылкам осуществления государственного финансового регулирования:

А) Учет действия объективных экономических законов;

Б) Наличие научно-обоснованной стратегической программы развития общества;

В) Наличие демократической системы выражения взглядов;

Г) Наличие в стране налаженной законодательной системы;

Д) Демонополизация хрзяйственных процессов и структур.


  1. Процессы, характерные для определенного вида государственного финансового регулирования, называются:

А) Формами государственного финансового регулирования;

Б) Типами государственного финансового регулирования;

В) Механизмом государственного финансового регулирования;

Г) Методами государственного финансового регулирования;

Д) Условиями государственного финансового регулирования.


  1. По критерию возможных типов, государственное финансовое регулирование включает:

А) Налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое и т.д.;

Б) Планирование и государственные закупки;

В) Финансовое, ценовое, кредитное, валютное, оплата труда;

Г) Субвенции, субсидии, трансферты;

Д) Прямое и косвенное.


  1. Основными методами в валютно-финансовом регулировании выступают:

А) Метод санкций, декларирования доходов, льготирование, авансовые платежи;

Б) Нормирование средств, нормативы отчислений в финансовые фонды;

В) Валютный курс, процентные ставки на денежный капитал, методы страхования от валютных рисков;

Г) Субвенции, субсидии, льготы, тарифы;

Д) Метод индексации, метод образования резервов.
Методические рекомендации. Подготовку следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Из курса «Государственное регулирование экономики» вспомните цели и функции государства в экономике. Особое внимание уделите изучению особенностей государственного финансового регулирования. Затем акцентируйте внимание на изучении структуры и элементов государственного финансового регулирования.
Тема 2. Денежно-кредитное регулирование экономики

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

3. Ответить на тестовые вопросы.

4. Подготовить рефераты на темы:

«Монетарная политика и ее составляющие».

«Проблемы и приоритетные направления денежно-кредитного регулирования в Республике Казахстан».
Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте понятие «денежно-кредитная политика», ее содержание.

2. Как определяется понятие денежно-кредитного регулирования и какие имеются его виды?

3. Какие исходные основы принимаются при разработке денежно-кредитной политики?

4. Какие задачи решаются при денежно-кредитном регулировании и каковы основные принципы его осуществления?

5. В чем состоят особенности денежно-кредитного регулирования Казахстана в начальный период его самостоятельного развития?

  1. Как поменялись цели денежно-кредитной политики в Казахстане в процессе дальнейшего перехода к рыночным отношениям?

  2. Чем отличается банковская система как объект и как инструмент денежно-кредитного регулирования?

  3. Какой из методов государственного воздействия на кредитно-банковскую систему Вам кажется наиболее эффективным? Обоснуйте свой ответ.


Задания

1. Покажите этапность в осуществлении денежно-кредитного регулирования на примере определенного государства.

2. Составьте блок-схему, отражающую структуру денежно-кредитного регулирования Казахстана, с выделением основных его звеньев.

3. Изучите статистические показатели о развитии денежно-кредитной сферы, проанализируйте их динамику.
Тесты
1. Современная банковская система Республики Казахстан характеризуется наличием в своей структуре:

А) 3-х ярусов – Национального банка, коммерческих банков, парабанковских институтов;

Б) 2-х ярусов - Национального банка и коммерческих банков;

В) 4-х ярусов - Национального банка, коммерческих банков, ломбардов, микрокредитных организаций;

Г) 3-х ярусов – Национального банка, частных коммерческих банков, коммерческих банков с государственным участием;

Д) 2-х ярусов - коммерческих банков и парабанковских институтов.
2. Что не характерно для банковского сектора Казахстана?

А) функционирование иностранных банков, согласно существующему законодательству, в количественных границах определенного сегмента банковских операций;

Б) преобладающее количество частных, акционерных коммерческих банков;

В) широкое представление в банковской системе иностранных банков и банков с иностранным участием;

Г) преобладание частных, акционерных коммерческих банков по совокупному уставному капиталу;

Д) неуклонное сокращение доли государства в совокупном уставном капитале банков второго уровня.
3. Что из перечисленного является прямым методом денежно-кредитного регулирования?

А) операции на открытом рынке;

Б) резервные требования;

В) нормы ликвидности;

Г) рефинансирование Национальным банком;

Д) либерализация валютного рынка.
4. Основной орган, определяющий и осуществляющий государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан:

А) Президент РК;

Б) Министерство финансов РК;

В) Национальный банк РК;

Г) Агентство по регулированию и надзору финансовых рынков;

Д) Парламент РК.
5. Основной орган, осуществляющий надзорные функции в области денежно-кредитной политики Республики Казахстан:

А) Президент РК;

Б) Министерство финансов РК;

В) Национальный банк РК;

Г) Агентство по регулированию и надзору финансовых рынков;

Д) Парламент РК.
6. Выделите неверное утверждение: «При осуществлении операций на открытом рынке для увеличения ресурсов коммерческих банков центральные банки…

А) …используют операции типа репо»;

Б) …покупают у банков государственные ценные бумаги, беря обязательство обратной последующей их продажи через определенный срок по определенной цене»;

В) …продают на рынке ценные бумаги, списывая их стоимость с резервных счетов банков-покупателей;

Г) …покупают ценные бумаги и зачисляют их стоимость на резервные счета банков;

Д) все утверждения верны.
7. В рамках какого способа регулирования центральный банк осуществляет установление и пересмотр официальной процентной ставки рефинансирования и редисконтирования?

А) изменение учетной ставки;

Б) операции на открытом рынке;

В) пересмотр резервных требований;

Г) операции на валютном рынке;

Д) управление золотовалютными резервами.
8. Основным инструментом денежно-кредитного регулирования при инфляционном таргетировании выступает:

А) изменение учетной ставки;

Б) операции на открытом рынке;

В) пересмотр резервных требований;

Г) операции на валютном рынке;

Д) управление золотовалютными резервами.
Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Сначала отразите классические сущность, цели и задачи денежно-кредитного регулирования, далее, используя метод аналогии, изучите структуру и задачи денежно-кредитной политики Казахстана. Акцентируйте внимание на изучении этапов и результатов денежно-кредитной политики РК, так как для принятия верных решений в дальнейшем необходимо четко знать результаты проводимых ранее реформ.
Тема 3. Регулирование организации налоговой системы

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Подготовить рефераты на темы:

«Совершенствование налогового механизма регулирования экономики»

«Проблемы уклонения от налогов в современной организации налогового регулирования»

6. Принять участие в групповом проекте.
Вопросы для самоконтроля

1. Каковы характерные особенности налогов, отличающие их от других платежей: отчислений и взносов денежных средств?

2. Какие налоги, сборы и платы включены в налоговую систему РК?

3. Что представляет собой механизм налогообложения?

4. Объясните мультипликационный эффект налогового регулирования.

4. Какими характерными чертами обладают косвенные налоги?

5. В чем суть и особенности процесса переложения налогов? Приведите характерные способы переложения основных видов налогов.

6. Какие причины уклонения от налогообложения и последствия, связанные с этим явлением? Перечислите возможные способы уклонения от уплаты основных видов налогов.
Задания

1. Подготовить презентации, отражающие этапы становления налоговой системы, изменения в налоговом регулировании.

2. Групповой проект. Разделитесь на две группы (команды). Проанализируйте изменения в налоговом законодательстве за несколько последних лет. На основе анализа этих изменений решите, какая модель регулирования принята за основу в Казахстане?

3. Составьте блок-схему, отражающую структуру налогового регулирования и включающую все его элементы.

Тесты
1. Равенство заранее установленных условий и требований, единообразие толкования и применения налога на всей территории страны и для всех хозяйствующих субъектов, характеризует принцип:

А) принцип простоты;

Б) принцип справедливости;

В) определенность налогов

Г) минимум налоговых льгот

Д) экономическая приемлемость
2. Налоги воздействуют на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами, в силу действия:

А) распределительной функции;

Б) перераспределительной функции;

В) регулирующей функции;

Г) фискальной функции;

Д) налоги не воздействуют на развитие национального хозяйства.
3. Перечень налогов, сборов и платежей налогового характера в Казахстане не включает:

А) Корпоративный подоходный доход.

Б) Индивидуальный подоходный налог

В) Налог на добавленную стоимость

Г) Налог на сверхприбыль

Д) Акцизы
4. Освобождение от уплаты налога либо предоставление права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода отдельных налогоплательщиков, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств:

А) отсрочка уплаты налогов;

Б) скидки с исчисленной суммы дохода;

В) необлагаемый минимум;

Г) инвестиционные налоговые преференции;

Д) списание недоимок по налогу.
5. Основными задачами Налогового комитета не является:

А) обеспечение полноты поступления налогов;

Б) обеспечение полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов;

В) организация взимания таможенных пошлин;

Г) обеспечение госконтроля за оборотом и производством алкогольной продукции;

Д) обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Казахстан.
6. Каким методом уплачивается налог за получение доходов от разнообразных видов деятельности, по которым трудно определить и учесть их объемы?

А) по патенту;

Б) кадастровым способом;

В) по декларации налогоплательщика;

Г) у источника получения дохода;

Д) у источника выплаты или патенту по выбору налогоплательщика.
7. Влияние налогообложения на уровень макроэкономического равновесия объясняется:

А) мультипликатором государственных расходов;

Б) налоговым мультипликатором;

В) мультипликатором сбалансированного бюджета;

Г) мультипликатором Кейнса;

Д) нестабильностью макроэкономической ситуации.
8. Сдерживающая фискальная политика, обусловленная избыточным спросом и инфляцией, не предполагает:

А) уменьшение государственных расходов;

Б) увеличение налогов;

В) сочетание уменьшения государственных расходов и увеличения налогов;

Г) увеличение государственных расходов и уменьшение налогов;

Д) нет верного ответа.
9. Вид фискальной политики, осуществляемой путем работы встроенных стабилизаторов, называется:

А) стимулирующая фискальная политика;

Б) сдерживающая фискальная политика;

В) дискреционная фискальная политика;

Г) не дискреционная фискальная политика;

Д) верны ответы А) и В).
10. Выберите неправильное утверждение: «Высокий уровень налогов в стране способствует:

А) «бегству капитала»;

Б) переводу капитала в оффшорные зоны;

В) установлению барьеров для внешнего инвестирования;

Г) согласно теории А.Лаффера - росту экономики;

Д) социальному накалу в обществе.

Методические рекомендации. Подготовку следует начать с изучения рекомендуемой литературы. По необходимости повторите основные положения дисциплины «Макроэкономика», касающиеся сущности налоговой системы, функций налогов. Рассмотрите факторы, определяющие уровень налоговых поступлений в государственный бюджет и внебюджетные фонды. Из «Макроэкономики» вспомните теорию Лаффера. Уясните сущность и структуру механизма налогового регулирования. Изучите значение и формы налогового регулирования. Проанализируйте структуру налоговой системы РК, ее соответствие стратегическим общеэкономическим целям.

Тема 4. Регулирование бюджетных и межбюджетных отношений

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Подготовить рефераты по темам:

«Способы покрытия бюджетного дефицита»

«Государственный долг и управление государственным долгом»

6. Написать академическое эссе по теме «Причины возникновения дефицита бюджета в Казахстане».

7. 3-й вопрос 3-го семинарского занятия «Межбюджетное распределение финансовых ресурсов» провести в форме дискуссии с описанием преимуществ и недостатков межбюджетного распределения ресурсов в Казахстане.

8. Составить дополнительный глоссарий по теме.
Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается экономическая природа государственного бюджета?

2. Как проявляется объективный характер категории «государственный бюджет»?

3. В чем состоит специфика бюджетных отношений?

4. Сформулируйте краткое определение понятия «государственный бюджет».

5. Перечислите формы выражения понятия «государственный бюджет».

6. В чем заключается роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве?

7. Охарактеризуйте состав и структуру доходов и расходов государственного бюджета Республики Казахстан.

8. Каково значение бюджетной классификации? В чем состоят особенности новой бюджетной классификации.

9. Что означает понятие «баланс бюджета» и связанные с ним состояния бюджета?

10. Какие факторы вызывают бюджетный дефицит?

11. Какие применяются способы покрытия бюджетного дефицита?

12. Какие имеются концепции бюджетной политики в связи с бюджетным дефицитом?

13. Что такое бюджетная система?

14. Чем определяется состав бюджетной системы государства?

15. Что представляет собой бюджетное устройство?

16. Что входит в состав бюджетной системы Республики Казахстан?

17. Какие принципы положены в основу устройства бюджетной системы?

18. Что представляет собой бюджетный процесс и какие этапы он включает?

19. Как осуществляются бюджетные процедуры по республиканскому бюджету Казахстана?

20. Каков порядок и процедуры бюджетного процесса по местным бюджетам в Республике Казахстан?
Задания

  1. Соберите информацию о реализуемых в республике программах, финансируемых за счет средств государственного бюджета. Используя данные периодической печати оцените их эффективность.

2. Изучите структуру государственного бюджета нескольких последних лет. Составьте и проанализируйте тренды по следующим показателям:

а) расходы бюджета;

б) доходы бюджета;

в) бюджетный дефицит/профицит

Сделайте выводы.

3. Проанализируйте способы покрытия бюджетного дефицита в других странах. Какие механизмы можно использовать в РК? Обоснуйте свой выбор.


Тесты

1. Что не является характерными чертами государственного бюджета?

А) он представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

Б) он предназначен для перераспределения стоимости между отраслями национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности;

В) он выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее;

Г) он выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение;

Д) он предназначен для опосредования товарно-денежных отношений.
2. Совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, называется:

А) бюджетным механизмом

Б) бюджетным фондом

В) государственным бюджетом

Г) финансовым планом страны

Д) бюджетной классификацией
3. Сущность государственного бюджета можно выразить как:

А) централизованный фонд денежных средств государства;

Б) инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);

В) основной финансовый план государства;

Г) юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества;

Д) через все указанные формы.
4. В структуру доходов бюджета на основе бюджетной классификации РК не входят:

А) налоговые поступления;

Б) неналоговые поступления;

В) поступления от продажи основного капитала;

Г) поступления официальных трансфертов;

Д) поступления от государственной собственности.
5. Денежные средства, выделенные из бюджета на возвратной, срочной и платной основе, называются:

А) официальные трансферты;

Б) бюджетные кредиты;

В) затраты бюджета;

Г) дефицит бюджета

Д) чистое бюджетное кредитование
6. Сальдо по операциям с финансовыми активами представляет собой:

А) разницу между суммами приобретения финансовых активов и поступлений от продажи финансовых активов государства;

Б) расходы бюджета по операциям приобретения в государственную собственность долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций;

В) поступления в бюджет от реализации соответствующих активов;

Г) отрицательную разницу между поступлениями и расходами;

Д) привлечение средств за счёт заимствования из внутренних и внешних источников, свободных остатков бюджетных средств.
7. Бюджетная программа – это:

А) группировка расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые государственными учреждениями;

Б) расходы бюджета по реализации функций государственной политики и государственного управления;

В) систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, положенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства;

Г) основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов;

Д) принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев.
8. Группировка экономической классификации расходов бюджета состоит из:

А) категории, класса, подкласса и специфики;

Б) текущих расходов, капитальных расходов, предоставления кредитов, финансирования;

В) функциональной группы, функциональной подгруппы, администратора бюджетных программ;

Г) бюджетных программ, бюджетных подпрограмм;

Д) все перечисленное входит в группировку экономической классификации расходов бюджета.
9. Какой уровень дефицита бюджета в современной экономике считается допустимым?

А) до 1% от величины валового внутреннего продукта страны;

Б) 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны;

В) 5-7 % от величины валового внутреннего продукта страны;

Г) 4% от величины валового дохода страны;

д) дефицит бюджета является губительным и недопустимым явлением в экономике.
10. Расставьте в правильном порядке этапы исполнения расходов бюджетов:

1) регистрация гражданско-правовых сделок государственных учреждений;

2) выдача разрешений на принятие государственными учреждениями обязательств;

3) составление и утверждение планов финансирования бюджетных программ (подпрограмм) по обязательствам и платежам;

4) освоение бюджетных средств;

5) составление и утверждение сводного плана поступлений и финансирования.
Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. В первую очередь дайте определение государственному бюджету. Исследуйте показатели, характеризующие состояние государственного бюджета. Затем перейдите к анализу структуры государственного бюджета республики. Отметьте особенности организации бюджетной системы, бюджетного устройства и бюджетного процесса в Республике Казахстан
Тема 5. Регулирование системы пенсионного обеспечения
Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Подготовить и подготовиться к рецензированию рефератов на темы:

«Эволюция пенсионной системы Республики Казахстан»

«Современное состояние развития пенсионных фондов Республики Казахстан».

6. Составить дополнительный глоссарий по теме.
Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность накопительной пенсионной системы?

2. Каковы цели и предпосылки смены модели пенсионной системы в Казахстане?

3. Какие принципы применяются при организации пенсионной системы?

4. В каком году был принят Закон «О пенсионном обеспечении»?

5. В чем состоят права и обязанности пенсионных фондов?

6. Какую роль в системе движения денежных средств вкладчиков пенсионных фондов играют банки-кастодианы?

7. В чем состоят функции управляющей активами организации?

8. Что такое базовая (социальная пенсия)?

9. Что из себя представляет пенсионный договор?

10. До каких пор и для кого в стране будет функционировать солидарное пенсионное обеспечение?
Задания

1. Прокомментируйте выражение П.Дракера «Государство оценивается по его отношению к старикам и детям». Изменилось ли его значение в настоящее время?

2. Изучите законодательную базу развития пенсионной системы Казахстана.

3. Составьте схему развития пенсионной системы с отражением основных этапов.

4. Разграничьте роль всех субъектов пенсионной системы. На основе этого сделайте выводы о главных ее субъектах

5. Изучите количественную динамику и качественное изменение в развитии пенсионных фондов в РК. Сделайте выводы.

Тесты
1. Существующая на данный момент в Казахстане модель пенсионного обеспечения называется:

А) солидарная модель пенсионного обеспечения;

Б) распределительная модель пенсионного обеспечения;

В) накопительная модель пенсионного обеспечения;

Г) негосударственная модель пенсионного обеспечения;

Д) смешанная (государственно-частная) модель пенсионного обеспечения.
2. Выделите положение, характеризующее накопительный пенсионный фонд:

А) гарантирует оговоренный в пенсионном договоре гарантированный размер инвестиционного дохода;

Б) несет многолетние обязательства перед вкладчиками

В) самостоятельно инвестирует средства вкладчиков в инвестиционные фонды и ценные бумаги;

Г) присваивает вкладчикам СИКи;

Д) является частью солидарной пенсионной системы.
3. Органом, не входящим в систему регулирования пенсионной системы, является:

А) Национальный Банк РК;

Б) Министерство финансов РК;

В) Агентство по регулированию и надзору финансовых рынков;

Г) Министерство труда и социальной защиты;

Д) Государственный центр по выплате пенсий.
4. Хранение ценных бумаг и денежных средств вкладчиков НПФ, контроль за законностью сделок с пенсионными активами осуществляет:

А) организация по управлению пенсионными активами;

Б) банк-кастодиан;

В) организация по управлению пенсионными активами;

Г) Негосударственный накопительный пенсионный фонд;

Д) Государственный центр по выплате пенсий.
5. К функциям накопительных пенсионных фондов не относится:

А) внесение поправок в пенсионный договор;

Б) выдача информации о пенсионных накоплениях;

В) взимание комиссионного вознаграждения;

Г) контроль за целевым размещением активов фонда;

Д) открытие индивидуальных пенсионных счетов вкладчикам.
6. Корпоративный накопительный пенсионный фонд создан для:

А) осуществления приема пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя;

Б) для учредителей и акционеров данного НПФ;

В) приема пенсионных взносов работников крупных корпораций;

Г) для приема обязательных пенсионных взносов;

Д) для приема добровольных профессиональных пенсионных взносов
7. Орган, осуществляющий учет обязательных пенсионных взносов и их перевод в накопительные пенсионные фонды, а также присваивающий СИК гражданам:

А) Государственный накопительный пенсионный фонд;

Б) Негосударственный накопительный пенсионный фонд ;

В) Государственный центр по выплате пенсий;

Г) Банк-кастодиан;

Д) Национальный банк.
Методические рекомендации. Подготовку следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Изучите теоретические аспекты пенсионного обеспечения, его субъектов, особенности пенсионного обеспечения в системе социальной защиты. Проследите отличия солидарной и накопительной пенсионных систем, объясните необходимость смены модели пенсионного обеспечения. Для получения отличной оценки необходимо четко разобраться в институциональной структуре пенсионной системы, функциях ее субъектов. Изучите статистику о развитии пенсионных фондов в РК.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по срс (срсп) Дисциплина «Государственное финансовое регулирование» iconМетодические рекомендации по выполнению срс мдк 02. 03 Теоретические...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение республики саха (якутия)

Методические рекомендации по срс (срсп) Дисциплина «Государственное финансовое регулирование» iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Данные методические рекомендации имеют цель оказать помощь студентам колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы...

Методические рекомендации по срс (срсп) Дисциплина «Государственное финансовое регулирование» iconМетодические рекомендации для обучающихся по организации самостоятельной...
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Методические рекомендации по срс (срсп) Дисциплина «Государственное финансовое регулирование» iconМетодические указания к практическим работам и срс по дисциплине «овос»
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего

Методические рекомендации по срс (срсп) Дисциплина «Государственное финансовое регулирование» iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации по срс (срсп) Дисциплина «Государственное финансовое регулирование» iconМетодические указания к выполнению срс по дисциплине «Автоматизированное...
Методические указания предназначены для выполнения самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине «Автоматизированное проектирование...

Методические рекомендации по срс (срсп) Дисциплина «Государственное финансовое регулирование» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации по срс (срсп) Дисциплина «Государственное финансовое регулирование» iconМетодические рекомендации Дисциплина: оуд. 08Физика Специальность:...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных и контрольных работ по дисциплине оуд. 08 Физика для студентов заочной формы...

Методические рекомендации по срс (срсп) Дисциплина «Государственное финансовое регулирование» iconСамостоятельная работа студентов (срс)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации по срс (срсп) Дисциплина «Государственное финансовое регулирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Дисциплина «Административно-процессуальное право» является дисциплиной по выбору с в. 02 профессионального цикла

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск