Скачать 258.69 Kb.
|
Блок 1. Основные понятия и опыт развития сельского туризма (агротуризма).
Сельский туризм - это вид туризма, который предполагает временное пребывание туриста в сельской местности с целью отдыха или участия в сельских работах. Сельский туризм для жителей деревень – это дополнительный заработок и возможность улучшить свое жилье. Для местных властей и региона в целом – приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест. Для страны в целом – возможность развития туризма за пределами городов, где полностью отсутствуют гостиницы, снятие противоречий между городом и деревней. Ну а для туристов – возможность недорогого отдыха в экологически чистой среде. Начало развитию агротуризма было положено в 1970-х гг. с целью приостановки массового оттока населения из села в город. Одновременно у жителей мегаполисов появилась потребность в общении с природой, чистом воздухе, природной тишине. Поэтому массовое распространение агротуризм получил, прежде всего, в промышленно развитых странах, где первозданные ландшафты сохранились на небольших земельных площадях. Около 10 лет назад возникла необходимость не только в отдыхе на лоне природы, но и в приобщении к сельскому образу жизни, продуктах питания, полученных на основе органического земледелия, знакомстве с национальной культурой и традициями. Сегодняшний спрос в мире на сельский туризм изменил его концепцию. Для многих сельскохозяйственных товаропроизводителей агротуризм превратился в основной, наиболее прибыльный вид деятельности и рассматривается во взаимосвязи с сельскохозяйственным производством. При характеристике агротуризма в качестве синонимов используются термины «сельский туризм», «зеленый туризм», «туризм фермы», «деревенский туризм». В Республике Беларусь, например, принят термин «агроэкотуризм» как временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — агроэкотуристы) в сельской местности Республики Беларусь на основании договоров, заключенных с субъектами агроэкотуризма, в целях отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания. Данное определение подчеркивает факт развития туризма именно в сельской местности и с учетом экологического фактора. Президентом Республики Беларусь 2 июня 2006 г. был принят Указ №372 «О мерах по развитию агро-, экотуризма в Республике Беларусь». С принятием данного указа деятельность в сфере агро-, экотуризма в Республике Беларусь получила законодательную основу и начала развиваться быстрыми темпами. С 25.07.2007г. открытое акционерное общество «Белагропромбанк» приступило к осуществлению Программы участия ОАО «Белагропромбанк» в развитии агро-, экотуризма в Республике Беларусь. В частности, данная программа предусматривает выдачу кредитов субъектам агро-, экотуризма (физическим лицам – хозяевам сельских усадьб) и крестьянским (фермерским) хозяйствам на цели, связанные с реализацией проектов в сфере развития агро-, экотуризма, включая модернизацию, восстановление, реконструкцию сельских усадьб и т.д. Кредиты выдаются на срок до 7лет, под 5% годовых, без залога, под поручительство. Сумма кредита может достигать 2000 базовых единиц. Следует отметить, что предпосылками активизации агротуризма стали усугубляющиеся проблемы сельских территорий, а именно: - укрупнение агробизнеса; - высокий уровень безработицы (особенно среди женщин до 30 %); - миграция трудоспособного населения из деревень; - низкий уровень доходов в сельскохозяйственном производстве; - изменение внешнего облика деревень; - утрата «деревенской философии». Вместе с тем, следует иметь в виду, что агротуризм является не высокоприбыльным бизнесом, а способом снижения социальной напряженности, уровня бедности на селе. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Факторы развития агротуризма, основные формы организации. Факторы влияющие на развитие сельского туризма
- расширение ассортимента производимой сельскохозяйственной продукции; - получение дополнительного дохода сельским населением; - дополнительные поступления в бюджеты всех уровней; - повышение инвестиционной привлекательности регионов; - развитие местного самоуправления. 2. Социальные: - создание новых рабочих мест для местного населения (в том числе для молодежи, пенсионеров, инвалидов) и приостановка процесса его оттока в город; - рост образовательного уровня и развитие специального образования, направленного на приобретение туристических и природоохранных профессий, развитие на селе современных инфраструктуры и сервиса; - направленность на индивидуальные интересы путешественников и небольших туристических групп; - формирование планов развития регионов «изнутри» с учетом интересов местных сообществ; - повышение скоординированности деятельности государства и общества в развитии экономики и социальной сферы. 3. Экологические: - производство экологически чистых продуктов питания; - активное содействие охране природы; - рационализация землепользования; - поддержание биологического разнообразия; - экологическое образование и просвещение путешественников. 4. Культурно-исторические: - поддержка национальных традиций и культуры, развитие ремесел; - охрана исторического наследия; - расширение культурного общения между народами разных стран. 5. Психологические: - изменение психологии сельских жителей, которые из производителей традиционной сельскохозяйственной продукции превращаются в обслуживающий персонал; - расширение возможностей для самореализации и творчества; - рост качества жизни местного населения за счет дополнительных доходов; - повышение экологической дисциплинированности туристов. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Формы организации сельского туризма: 1. Организация на базе малого семейного гостиничного хозяйства, усадеб. Эта модель успешно реализуется в европейских странах. Один из ключевых ее компонентов — принятие национальной социально-экономической программы по развитию сельской местности. Программа предполагает перевод части сельского населения из сектора аграрного производства в сектор услуг. Одним из пунктов является поддержка развития сети частных микро-гостиниц на базе существующего в сельской местности жилого фонда, сельскохозяйственных (например, фермы, пасеки, рыболовецкие хозяйства) и специализированных (спортивные центры, лодочные станции, конюшни и др.) объектов. 2. Строительство крупных и средних частных агротуристических объектов в сельской местности: специализированных частных отелей в форме стилизованных агротуристических деревень, культурно-этнографических центров и др. Данная модель характерна для государств с высоким туристическим потенциалом. Уровень комфортности жилищного фонда в сельской местности при этом может быть как высоким, так и достаточно низким. 3. Создание сельскохозяйственных парков в фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных кооперативах. Указанная модель преследует цели популяризации и пропаганды достижений сельского хозяйства страны, сохранения в нем традиционных практических навыков, демонстрации приемов национального сельскохозяйственного производства. В мировой практике программу по реализации данной концепции обычно курирует ведомство, ответственное за развитие аграрного сектора экономики (а не туризма). Сельскохозяйственные парки, являясь многофункциональными центрами и туристическими объектами для отдыха, параллельно могут вести научно-исследовательскую и селекционную работу. |
В статье анализируется опыт организации делового туризма в различных зарубежных странах. По результатам анализа сделаны выводы, учёт... | Рэ-10 до объекта «Аквапарк», расположенного на территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» | ||
Концепция развития спортивно-оздоровительного туризма в российской федерации на период до 2005 года 18 | В современной научной отечественной и зарубежной литературе описано достаточно много подходов к определению понятия «туризм». По... | ||
Корпоративная культура в деятельности предприятия туризма: опыт России и зарубежных стран | Семинар на тему «Основные понятия документационного обеспечения управления. Законодательное и нормативно-методическое регулирование... | ||
Предоставление движимого имущества, находящегося в муниципальной собственности сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального... | ... | ||
Настоящий Закон устанавливает основания и процедуру отзыва Губернатора Ярославской области избирателями, зарегистрированными на территории... | Основные понятия, нормативно-законодательная база гигиены и санитарии в гостиничных комплексах 1 Основные понятия Основные кодексы... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |