АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРИОРИТЕТНЫХ СФЕР
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ОМСКА
Омск – 2017
1. Актуальность различных сфер ведения бизнеса: прогноз на 2016-2017 гг.
Рассмотрим направления развития нового бизнеса, которые актуальны на 2016-2017 год, по мнению экспертов. При отборе направлений также учитывалось влияние экономических факторов, в том числе сокращение реальных доходов населения и введенные санкции против России со стороны Запада. Самыми перспективными направлениями бизнеса являются: ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ И АГРЕГАТОРЫ УСЛУГ Сегодня интернет-сервисы, куммулирующие информацию в самых разных отраслях, успешно развиваются и обращают на себя внимание инвесторов. Avito, HeadHunter, Яндекс.Маркет – эти и подобные им компании заняли свои сегменты рынка давно и прочно на них обосновались. Но сектор услуг охвачен ещё не полностью. Периодически появляются новые проекты, такие как LookMedBook, специализирующийся на медицинских услугах и сопутствующей информации, «Помогатель» (поиск и найм домашнего персонала – нянь, домработниц, репетиторов). При этом на текущий момент отраслевая специализация не имеет принципиального значения. Успешность проекта зависит не от выбора какого-то конкретного сегмента или ниши, а от степени удобства сервиса.1
Спрос на агрегаторы поддерживает также развитие такого процесса, как массовый отказ от посредников, а также расширение экономики «совместного потребления», ставшего возможным благодаря развитию информационных технологий. Эта тенденция охватывает все новые виды сферы услуг: по оценкам PwC, пять ключевых секторов «экономики Uber» (путешествия, каршеринг, финансовые услуги, наем работников, потоковое воспроизведение музыки и видео) имеют потенциал роста с $15 в 2015 году до $335 млрд. в 2025 году.2
Ключевая особенность структур типа «sharing economy» – естественная децентрализованность: соответственно, возникает необходимость в сервисе-посреднике, обеспечивающем коммуникацию между потребителями услуг и их поставщиками. Примерами подобных сервисов могут служить некоторые проекты омской фирмы Issart – например, voices.com.3 ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Более $50 млрд. инвесторы вложили примерно в 2,5 тыс. финансово-технологических стартапов по всему миру с 2010 по 2015 год, при этом объемы инвестиций в последние два года растут гораздо более высокими темпами, чем число новых проектов. В 2015 году глобальный объем инвестиций в финансовые технологии, по оценке компаний KPMG и CB Insights, составил $19,1 млрд.
Оценка самого дорогого финансово-технологического стартапа в мире — китайской платформы peer-to-peer кредитования Lufax составляет $10 млрд. Мобильные платежи, кредитование, страхование, блокчейн, криптовалюты, автоматизация, анализ big data — самые привлекательные области финансовых технологий. Инвесторы уверены: в ближайшее время все больше финансовых сервисов будет развиваться отдельно от традиционных банковских и финансовых организаций.4 В Омске на этом рынке работают компании Alldigit, Issart, Luxoft. ВИЛЛАДЖ-ТУРЫ В Европе, по примерным оценкам, 20-25% от общего дохода туриндустрии приносит сельский туризм.5 В России этот вид отдыха только начинает развиваться, поэтому конкуренция в сегменте практически отсутствует. Целевой аудиторией сегодня может стать средний класс.6 ДИСКАУНТЕРЫ В России развитие дискаунтеров происходит на фоне кризисной экономической ситуации (более 60% россиян в третьем кв. 2015 года оценили свои доходы «ниже среднего»7), что наряду с другими факторами влияет на переключение покупателей именно на этот формат магазинов.
В 2015 году по сравнению с 2013 годом совокупное количество точек «Магнита», «Пятерочки» и «Дикси» выросло на 50%, причем наиболее динамичное развитие происходит на Урале и в Сибири.
Дискаунтеры усиливают позиции, не только расширяя географию присутствия, но и улучшая показатели выручки и среднего чека.8 Это самые быстрорастущие каналы продаж в нынешней экономической ситуации наряду со специализированными магазинами (например, дроггери), а также интернет-сегментом. Рост продаж в этом канале в категориях FMCG9 и фармацевтики в период 2014-2016 превысил 60 процентов.10 Кроме того, результаты исследований консалтинговой компании PwC показывают, что выбор ритейлера – одна из самых укореняющихся в период кризиса привычек покупателей: после кризиса сегмент дискаунтеров продолжает развиваться и темпы его роста только увеличиваются.11 В Омске присутствуют несколько крупных игроков этого рынка («Технопоинт», «Холди»); готовится к открытию местный онлайн-дискаунтер emMIX. ПРОИЗВОДСТВО ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ООН ожидает, что уже к 2024 году средний рацион жителя Земли станет калорийнее на 6%.12 Доля голодающих и недоедающих среди жителей Азиатско-Тихоокеанского региона сократилась за последнее десятилетие в разы, но в 2013 году здесь все еще недоедали 530 млн. человек. В рационе тех, чьи доходы растут, за 20 лет потребление мяса и рыбы выросло с 15 до 26 грамм на человека в день. Китай по объему потребления свинины является вторым рынком в мире.13 Естественной тенденцией становится рост мировой торговли продовольствием. Производство продовольствия стабильно интернационализируется уже в течение нескольких десятилетий, однако процесс далеко не симметричен, то есть, помимо взаимозависимости, формируется и устойчивая односторонняя зависимость одних стран от других. Экспертами ОЭСР и ФАО (в прогнозе «OECD-FAO Agricultural Outlook 2016-2024») Россия рассматривается как перспективный поставщик в страны Ближнего Востока и Северную Африку.14 Текущий период может стать золотым временем для российского сельскохозяйственного сектора, но для того, чтобы добиться успеха в долгосрочной перспективе и использовать экспортный потенциал, необходимо, чтобы внутренняя организация не отставала от быстрого роста.15 СЕКОНД-ХЕНД И РЕСТАВРАЦИЯ ВЕЩЕЙ На доске объявлений Avito.ru, по данным пресс-службы компании, спрос на такие категории товаров, как "бытовая электроника", "для дома и дачи", "личные вещи", в ноябре 2015 года увеличился на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, а предложение — на 59%.16 На рынке одежды сегмент, к которому относятся дисконтные магазины, секонд-хенды и вещевые рынки, занимает 45–50%.
Замеры РАНГХиС в мае 2016 показывают, что почти 40% тех, кто покупал одежду и обувь, сократили потребление этой продукции.17 Кроме того, существует риск того, что ещё около 30% сократят потребление этих товаров.18 Подобное поведение указывает на влияние общей тенденции к экономии и более осмотрительным покупкам, набирающим силу во время кризисов, экономии на одежде и обуви в том числе: в такой ситуации продажи бывших в употреблении и стоковых вещей, вероятно, вырастут, как и спрос на них. Омский рынок секонд-хэнд одежды представлен сетями «Микс» и Garderob; из крупных игроков, таких, как, например, «Голландская торговая компания», в Омске присутствует только сеть «Мегахэнд» (одна торговая точка).
Вновь зарождается тренд реставрации и ремонта вещей, которые были в употреблении населения долгое время. Это касается и мебели, и одежды, и обуви и прочих аналогичных товаров. Связано это с тем, что денежная масса в стране уменьшилась и потенциальные потребители начинают думать, как оптимизировать свои расходы.19 ЭКОМОЙКА / МОБИЛЬНАЯ АВТОМОЙКА Экологическая мойка автомобилей подразумевает собой отказ от сброса грязной воды в канализацию. Это новый вид бизнеса, в котором вода не уходит в сток, а идет по кругу, постоянно очищаясь специализированным оборудованием. Идеальное решение для тех мест, где технологически невозможно организовать слив сточных вод.
Парковки, бизнес-центры, помещения в крупных торговых центрах – все это можно переоборудовать под экомойку.20
Еще один важный тренд – это все большее стремление людей к экономии собственного времени. Между тем, мойка автомобиля «съедает» до нескольких часов, причем потраченных не только на нее, но и на дорогу туда-обратно, и на ожидание в очереди. Клиенты хотели бы ускорить этот процесс. Их проблему можно решить, предложив услуги выездной автомойки с возможностью оформления заказа через мобильное приложение.21
В России уже есть подобные проекты. Однако рынок еще не настолько насыщен, чтобы выход на него был серьезной проблемой. Самое главное – грамотно организовать работу с приложением. Установленное на смартфон, оно должно давать клиенту возможность заказывать мойку машины в любой точке города. Когда поступает заказ, программа должна автоматически определять местонахождение автомобиля, тогда клиенту достаточно будет сообщить удобное для него время и желаемый набор услуг. При этом в случае, если мойка наружная, заказчику будет необязательно даже присутствовать на месте – приложение автоматически спишет деньги с его банковской карты. ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНА Отрасль частной медицины сохраняет значительный потенциал роста на фоне увеличения внимания россиян к своему здоровью. По итогам 2015 года годовой объем рынка платных медицинских услуг населению (вне зависимости от вида лечебного учреждения) в Омской области достиг 6,45 млрд. руб. В целом омский рынок демонстрирует значительно более высокие темы роста, чем рынок РФ в целом. По итогам 2015 года рост составил 23%, что значительно превышает показатели официальной инфляции. В январе-феврале 2016 года, несмотря на негативные явления в экономике в целом, рынку удается удерживать положительную динамику (+22% к соответствующему периоду прошлого года). По итогам 2015 года Омск вошел в ТОП-15 наиболее быстрорастущих рынков медицинских услуг в РФ.22
Основным сдерживающим фактором остается неспособность самостоятельно оплачивать услуги частных медицинских центров. Для снижения значимости фактора стоимости, а также в связи ростом внимания россиян к своему здоровью частным мед. центрам необходимо развивать профилактические программы (в т.ч. диспансеризацию).23 Дополнительным способом преодоления ценового барьера может стать активное использование программ на основе ДМС.
|