ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ЛИЦЕЙ №1575»
Роль профориентации в процессе социализации подростков
Работа учащегося 7 «А» класса
ГБОУ «Лицей № 1575»
Шилова Ивана
Руководитель работы: Макаркина Ирина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МОСКВА, 2016
Паспорт работы Образовательное учреждение: ГБОУ «Лицей № 1575»
Адрес: Москва, ул. Усиевича, д.6
Телефон: 499151-89-24
E-mail: liceum1575@mail.ru
Район: Аэропорт
Автор работы: Шилов Иван, 7 «А» класс
Название работы: Роль профориентации в процессе социализации подростков
Основной предмет: социология
Научный руководитель работы: Макаркина Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Консультант: Аймалетдинов Антон Рашидович, психолог
Способ представления работ на защите: постер, презентация.
Аннотация
Тема: Роль профориентации в процессе социализации подростков
Автор: Шилов Иван
Научный руководитель: Макаркина Ирина Юрьевна
Актуальность: Выбор профессии - одно из главных решений в жизни человека. На этот выбор влияют индивидуально-личностные особенности человека, его способности, его интерес к чему-либо и его осведомленность о наличии тех или иных профессий. И индивидуально-личностные особенности, способности и интерес к чему-либо прослеживается уже у подростков 13-14 лет. Поэтому информированность о собственных предпочтениях, склонностях, востребованности тех или иных профессий в будущем помогут утвердиться в выборе направления профессионального развития и предпрофильной подготовки.
Проблема: Современное общество развивается очень динамично, одни профессии уходят из нашей жизни, другие просто автоматизируются и труд человека становится там не нужен. Но на смену им приходят все новые и новые, которые требуют новых более узких знаний. И было бы хорошо, если бы подросток как можно раньше делал этот выбор или хотя бы чертил вектор развития, чтобы была возможность приобретения узких знаний и исключалась вероятность ошибки, которая повлечет за собой пять лет обучения не в том институте и не тому, к чему у человека есть склонность.
Предмет исследования: Профориентационное самоопределение подростков 13-14 лет
Объект исследования: Социализация подростков 13-14 лет
Гипотеза: Выбор профессии – один из главных и очень трудных выборов жизни и к нему надо готовиться заранее. Для этого необходимо познакомиться со спектром востребованных через 5-10 лет профессий и утвердиться с вектором своего ориентированного на будущую профессию развития.
Цель: Раскрыть значимость профориентации для подростков и помочь с определением спектра будущих профессий ученикам моего класса, согласно их способностям и желаниям.
Задачи:
Определить понятие социализации и профориентации
Изучить роль профориентации для подростков
Провести опросы и диагностики по профориентации
Обработать результаты и сделать заключение
Ознакомить с выводами своих одноклассников и их родителей
Методы исследования: Сбор информации, проведение опроса-диагностики, сопоставление и анализ
План работы:
Найти литературу на заданную тему, проконсультироваться со специалистами
Проработать теоретическую часть вопроса
Найти необходимые опросники и анкеты
Провести анкетирование и опрос учеников моего класса
Обработать результаты и сделать заключение
Ознакомить учеников и родителей с выводами тестирования
Изготовить постер
Провести урок на тему профориентации в моем классе
Краткое описание работы:
В данной работе я проработал понятие социализация и профориентация, проанализировал важность профориентации в школе, провел опрос и тест-опросник Е.А. Климова - среди учеников моего класса, обработал результаты и определил детей по типам профессий: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знак, человек-художественный образ. Сделал вывод, насколько выбор подростка соответствует его личностным качествам, и дал обратную связь.
Основные выводы:
Выбор профессии человека – это одно из основополагающих жизненно важных решений. Динамично развивающееся общество требует все более новых знаний и узких специализаций. Чем раньше подросток сделает этот выбор, тем больше времени у него будет подготовиться и войти в профессию, не совершая ошибок.
Введение
Социализация – процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Можно выделить следующие виды социализации: бытовую, нравственно-этическую, профессиональную, политическую, культурную и др. Если первые два вида социализации человек приобретает преимущественно в семье, то профессиональная социализация как правило связана с другими социальными институтами. Целенаправленно профессиональная социализация начинается в профессиональном учебном заведении (в ВУЗе, колледже и др.) и продолжается на рабочем месте. Однако база для профессиональной социализации закладывается раньше, что можно считать начальной трудовой социализацией, основы которой формируются уже в школе. В связи с этим уже в школе необходимо сформировать у учащихся ценность правильного выбора профессии, мотивацию к их изучению. Тем более что в современных социально-экономических условиях жесткой конкуренции, высокой безработицы, падения доходов населения, глобализации рынка правильный выбор тренда своего развития становится все более актуальным.
Глава 1. Значимость профориентации в школе
Профессия в сознании человека связана с его судьбой. Смысл профориентации школьников – это не сделать ошибку в выборе своего будущего. Выбор профессии часто определяется далекими от склонности человека факторами: престижностью того или иного ВУЗа, знакомствами в том или ином институте, возможностями родителей в той или иной сфере хозяйства, возможности избежать армии и др. Около 40% людей меняют свою профессию уже в течение двух лет после окончания учебного заведения, а около 80% работают не по специальности, указанной в дипломе. Профориентация включает в себя два метода:
информационный
диагностический
Первый метод включает в себя просветительскую работу. Школьнику необходимо рассказать, какие профессии бывают, какую работу они предполагают. Необходимо рассказать о тенденции в будущем, какие профессии в скором времени уйдут из жизни, какие профессии появятся и будут востребованы.
Во втором методе необходимо подобрать и провести ряд тестов, помогающих подростку сделать этот нелегкий выбор.
Я вижу ряд задач, которые стоят перед современной школой:
профессиональная реклама, экскурсии на предприятия, в интересные компании, учебные заведения, встречи со специалистами в этих областях
тестирование учеников, опросы, игры, тренинги
все это позволит сделать прогноз и дать рекомендации школьнику
Выбирая профессию, каждый решает для себя, что может послужить ему критерием выбора. Некоторые руководствуются семейными традициями, для других престижность профессии играет немаловажную роль. А школе необходимо сдвинуть эти критерии в сторону востребованности профессии и возможности самореализации в ней.
Также мне кажется, что у современных подростков есть условное деление профессий на мужские и женские. Говоря об учителе, мы как правило, представляем себе женщину, а говоря о строителе – мужчину. Математика, физика, физкультура, как правило, считаются «мужскими» предметами, а иностранный язык, история, искусство, биология, медицина – женскими. Я считаю, что этот подход является неправильным и гендерный фактор учитывать в профориентации нельзя, так как мужчина может стать прекрасным учителем или врачом, женщина – инженером или программистом.
Глава 2. Профориентация как часть социализации подростка
В процессе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется личность. Социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются индивидом в ходе взаимодействия с внешним миром. Социализация подростка формируется под воздействием семьи, окружения, сверстников, школы и средств массовой информации.
Три основных этапа социализации, которые условно совпадают с этапами взросления индивида:
Первичная (дотрудовая) социализация. Связана с приобретением общекультурных знаний, с усвоением начальных представлений о мире, о характере взаимоотношений людей. Первичная социализация делится на раннюю (от рождения до школы) и юношескую (совпадающую с подростковым возрастом)
Вторичная (трудовая) социализация. Профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной профессиональной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей.
Поздняя социализация (послетрудовая). Связана с изменениями личности, происходящими в результате выхода на пенсию, прекращения трудовой деятельности и возникновения новых ценностей и моделей поведения.
Итак, система профессиональной ориентации в школе должна формировать у подростка способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Особо значимой при этом является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, собственных возможностях и склонностях об оптимальном развитии профессионально важных качеств.
Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов учащихся, чтобы в профессиональной деятельности они смогли реализовать себя. Но это невозможно без учета их индивидуальных психофизиологических особенностей.
Важным понятием в изучении профориентации является темперамент. Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющее физиологической основой тип нервной деятельности и характеризующий динамику психической деятельности человека.
Успешность овладения разного вида деятельности, как и успешность самой деятельности в той или иной областях в значительной мере зависят от темперамента, что делает обязательным его учет в профессиональном определении подростка.
Так для работы в сфере «человек-человек», т.е. работы, связанной с постоянным общением с людьми (сфера обслуживания, педагогика, медицина, юриспруденция) желательны эмоциональная стабильность и общительность.
Люди замкнутые, необщительные незаменимы в сфере «человек-знак» (редактор, переводчик, корректор, программист и др.).
Для работ, требующих особой внимательности в сфере «человек-техника», связанных с постоянным напряжением, риском, дефицитом времени, опасностью возникновения непредвиденных ситуаций, необходимы люди с высокой эмоциональной устойчивостью и активностью, с сильной нервной системой (диспетчеры, летчики, машинисты, водители и др.)
Люди, обладающие высокой чувствительностью, эмоциональностью, способностью к сопереживанию, хорошей устойчивостью к монотонной деятельности, пригодны для областей «человек-художественный образ»: ювелиры, актеры, пианисты, художники, писатели и др. - и «человек-природа» (садоводы, ветеринары, дрессировщики и др.)
О сформированности профессионального самоопределения подростков говорит не просто выбор определенной профессии, но и то, что ими продуманы пути ее получения, необходимые знания и уверенность в правильности выбора.
Система профессиональной ориентации в школе должна формировать у подростков способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Особо значимой при этом является проблема приобретения подростком адекватных представлений о профессиональной деятельности, собственных возможностях и оптимальном векторе своего развития.
В настоящее время роль первичного самоопределения значительно выросла. Это связано и с более жесткими социально-экономическими условиями жизни, и с необходимостью выбора профиля образования в старших классах, которые предопределяют профессиональный выбор учащегося. Поэтому крайне важно задумываться о выборе профессии или хотя бы направлении деятельности уже в 7-8-х классах средней школы.
Глава 3. Практическая часть. Проведение опросов и анкетирования
Методика «дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова (Приложение № 2)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Анкета профессиональных предпочтений учащихся (Приложение № 3)
Глава 4. Анализ опросов и анкетирования
Проанализировав результаты «Анкеты профессиональных предпочтений учащихся», я пришел к следующим выводам.
40 % учащихся уже определились с будущей профессией, 60 % - еще не определились.
Из 60% неопределившихся с конкретной профессией 98% для себя очертили круг профессий, которые им нравятся.
Решающими факторами для выбора профессии на данный момент ученики назвали:
- 92 % - высокая зарплата;
- 84 % - интересно заниматься;
- 80 % - престижность профессии;
- 48 % - востребованность профессии;
- 12 % - семейные традиции.
Данный выбор можно объяснить желанием подростков выбрать ту сферу профессиональной деятельности, которая будет оптимально соответствовать личностным особенностям, приносить моральное удовлетворение от занятия любимым делом, быть показателем успешности человека в социуме. Почти половина опрошенных понимает, как важно выбрать профессию, которая действительно будет востребована и отвечать запросам рынка труда, поскольку представление о престижности той или иной профессии с течением времени может кардинально меняться, и то, что престижно сейчас, в будущем может быть неактуально из-за жестких социально-экономических условий жизни.
Спектр профессий, названных 40 % респондентов, отражает запрос развивающегося высокотехнологичного современного общества: инженер, генный инженер, врач, психолог, нейрохирург, архитектор, кинолог, робототехник-программист, финансист, режиссер.
При сопоставлении результатов «Анкеты профессиональных предпочтений учащихся» и «Дифференциально-диагностического опросника» Е.А. Климова в 98 % случаев выбранная (или намеченная как понравившаяся) профессия соответствовала предпочтениям видов деятельности по типам профессий.
Заключение
Профессия человека - один из важнейших аспектов жизни. Сущность профориентационной работы сводится в помощи подросткам правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего. В настоящее время подростки испытывают трудности в профессиональном самоопределении. У них отсутствует представление о рынке труда, они плохо осведомлены о мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалиста, об условиях работы и работодателях. В ходе проделанной работы я провел с учениками своего класса опрос «Анкета профессиональных предпочтений учащихся» и тест «Дифферинциально-диагностический опросник Е.А.Климова», сделал вывод, насколько выбор подростка соответствует его личностным качествам и в какой из областей («человек-человек», «человек-знак», «человек-природа», «человек-художественный образ», «человек-техника») ему необходимо искать профессию, и дал обратную связь.
Библиография
Тесты по профориентации для учащихся. (самый полный сборник тестов и тренингов) А.А. Аркадьев. – Минск: Современная школа, 2008
Л.Д. Столяренко. Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие, оригинал-макет. - Москва, 2016
Википедия. 1000 профессий, традиционных, новых, редких. Энциклопедический словарь М.В. Горбунова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010
Поиск работы и трудоустройства. ОИЦ «Академия» ОАО «Московские учебники». – Москва, 2011
Т. Армстронг. «Ты можешь больше, чем ты думаешь». – Москва, 2016
В. Н. Бурлачук. Психодиагностика. - Санкт-Петербург, 2006
Практическая психодигностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Д.Я. Райгородский. - Самара: ИД «Бахрах-М», 2015
Профессии будущего: новые и перспективные. hh.ru›article/14969
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1.
Беседа с одноклассниками. Профессии будущего (исследование информационного портала современных сервисов для поиска работы и персонала «HeadHunter»)
Профессии будущего: новые и перспективные
Цель исследования: сформировать перечень новых и перспективных профессий на российском рынке труда
Источники сбора данных: интернет (desk research), онлайн-опрос соискателей и работодателей, кафедры ведущих вузов России, поисковые запросы работодателей, база вакансий и резюме hh.ru
В результате исследования было сформировано 5 групп профессий из 100 отобранных позиций.
Основная часть новых и/или перспективных профессий на российском рынке труда сейчас появляется в ИТ-сфере. И это не только общероссийский тренд, но и общемировой. Достаточно большое количество таких профессий зарождается в медицине, а также в психологии.
Развитие новых технологий, рынка электронных устройств, растущая потребность в знаниях в области компьютерной техники, бизнеса и аналитики, появление новых объектов для исследования (например, виртуальные миры, big data, облачные технологии), появление новых языков программирования, растущая значимость пользователя как главного потребителя сайтов компаний приводит к появлению новых профессий в ИТ-отрасли.
«Локомотивом» роста популярности медицинской сферы является бесконечная гонка за победой над старением и болезнями. Вопросы рождаемости и смертности также очень актуальны. Активное внедрение новых технологий меняет всю систему лечения и диагностику заболеваний. В ближайшем будущем появится или будет набирать полярность много профессий, относящихся к медицинской отрасли, в частности, в фармацевтике, которая менее подчинена государству, в отличие от рынка медицинских услуг. К тому же фармацевтический рынок сейчас переживает бум, связанный с попаданием на рынок огромного количества иностранных лекарственных препаратов. А это значит, что сфера нуждается в специалистах, разбирающихся в маркетинге как одном из главных элементов бизнес-процесса любой компании.
Проблемы в общении между людьми из-за развития интернет-коммуникаций, ускоряющийся ритм жизни, синдром «усталого человека», возникновение конфликтов из-за растущего уровня эмоциональности, а также примеры зарубежных стран постепенно делают в России популярной сферу психологии и HR. В связи с необходимостью создания благоприятной, рабочей атмосферы в коллективе все чаще будут появляться профессии в области мотивации и адаптации персонала.
Многообещающей отраслью являются биотехнологии. Эта сфера будет служить своего рода «мостиком» между отраслями, что спровоцирует появление новых, междисциплинарных отраслей.
В ближайшее время ожидается бум в развитии экологической сферы. Хотя профессия эколога является достаточно старой, интерес к этой сфере будет связан с необходимостью решать проблему вредных выбросов, утилизации и переработки отходов, восстановления биосистем, изменения образа жизни, направленного на защиту окружающей среды. Также профессии этой сферы могут быть популярны из-за растущих требований по созданию экологически чистых продуктов со стороны государства.
Космическая сфера — еще одна отрасль, в которой должен произойти новый виток в развитии. Наличие инвестиций, инноваций в производстве летательных аппаратов, дальнейшее изучение вопросов жизни на других планетах спровоцирует появление новых профессий. К этой сфере можно отнести и изучение климата как одного из перспективных направлений для появления новых профессий.
Потребность в педагогах и специалистах в сфере образования будет увеличиваться с каждым годом. Педагогика массово уйдет в онлайн, что повлечет за собой развитие нового направления сферы образования.
По-прежнему будет расти спрос на качественных инженеров различных специализаций, особенно в производственной сфере. Оптимизация различных процессов, появление инновационных разработок и технологий в производстве автоматически спровоцируют спрос на новых специалистов.
Исчерпаемость существующих природных ресурсов станет причиной поиска новых, альтернативных. Благодаря чему в добыче сырья также проявится новые профессии.
Катализатором к развитию маркетинга и рекламы станет SMM и цифровой маркетинг. Потребность в продвижении бренда, вывод новых продуктов на рынок, увеличение продаж, улучшение имиджа, а также уход бизнеса в онлайн и необходимость более тщательного исследования конкурентов приводит к появлению новых профессий в этой сфере.
Новый этап в развитии рынка труда ждет строительную и архитектурную сферу. В первую очередь это связано с новым трендом — градостроительством.
Развитие науки будет связано с квантовой физикой, математическим моделированием и кибернетикой, также будет расти спрос на специалистов в лингвистике (особенно на специалистов по восточной группе языков).
Необходимость управления постоянно растущими транспортными потоками приведет к популярности профессий в логистической сфере.
Приложение № 2
Методика «дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетки листа ответов поставить знак +.
Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли.
Текст опросника:
1а Ухаживать за животными
| 1б Обслуживать машины, приборы, следить и регулировать
| 2а Помогать больным
| 2б Составлять таблицы, схемы, программы для компьютеров
| 3а Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, открыток
| 3б Следить за состоянием, развитием растений
| 4а Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.д.)
| 4б Доводить товары до потребителя, рекламировать и продавать
| 5а Обсуждать научно-популярные книги и статьи
| 5б Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты
| 6а Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
| 6б Тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
| 7а Копировать рисунки и изображения или настраивать музыкальные инструменты
| 7б Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором и др.
| 8а Сообщать людям нужные им сведения (справочные бюро, экскурсии)
| 8б Оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке пьесы, концерта
| 9а Ремонтировать вещи, изделия, одежду, технику, жилище
| 9б Искать и исправлять ошибки в текстах, рисунках
| 10а Лечить животных
| 10б Выполнять вычисления и расчеты
| 11а Выводить новые сорта растений
| 11б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома)
| 12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, наказывать, поощрять
| 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
| 13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
| 13б Наблюдать и изучать жизнь микробов
| 14а Обслуживать и налаживать медицинские приборы и аппараты
| 14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах
| 15а Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
| 15б Составлять точное описание и отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.д.
| 16а Делать лабораторные анализы в больнице
| 16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
| 17а Красить или расписывать стены помещений и поверхности изделий
| 17б Осуществлять монтаж или сборку машин и приборов
| 18а Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, туристические походы и т.д.
| 18б Играть на сцене, принимать участие в концертах
| 19а Изготовлять по чертежам детали, машины, одежду, строить здания
| 19б Заниматься черчением, копировать чертежи и карты
| 20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса и сада
| 20б Набирать и редактировать тексты
| Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количеством знаков плюс в каждом из пяти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессии, который получил максимальное количество знаков плюс. Название типов профессий по столбцам:
«Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
«Человек-техника» - все технические профессии.
«Человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, общением.
«Человек-знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе музыкальные специальности.
«Человек-художественный образ» - все творческие специальности.
Время обследования не ограничивается, хотя испытуемого следует предупредить, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20 минут. Возможно использование методики индивидуально и в группе.
|
|
|
|
| 1а
| 1б
| 2а
| 2б
| 3а
| 3б
| 4а
| 4б
| 5а
| 5б
| 6а
|
| 6б
|
| 7а
|
| 7б
| 8а
|
| 8б
|
| 9а
|
| 9б
|
| 10а
|
|
| 10б
|
| 11а
| 11б
| 12а
| 12б
| 13а
| 13б
| 14а
| 14б
| 15а
| 15б
| 16а
|
| 16б
|
| 17а
|
| 17б
| 18а
|
| 18б
|
| 19а
|
| 19б
|
| 20а
|
|
| 20б
|
|
|
|
|
|
| Приложение № 3
Анкета профессиональных предпочтений учащихся
Фамилия, Имя
__________________________________________________________
Какие предметы в школе тебе нравятся?
__________________________________________________________
Чем ты интересуешься во внеурочное время?
__________________________________________________________
Ты уже выбрал профессию, которой хотел бы заниматься?
__________________________________________________________
Если да, то какую?
__________________________________________________________
Если нет, то может быть есть несколько профессий, которые тебе нравятся, можешь написать все.
__________________________________________________________
Что повлияет на твой выбор профессии (выдели):
Престижность профессии
Интересно заниматься
Высокая зарплата
Востребованность профессии
Семейные традиции
Другое_____________________________________________
|