Методическая разработка классного часа по профориентации «Мастерская “Формула успеха”»


Скачать 348.36 Kb.
НазваниеМетодическая разработка классного часа по профориентации «Мастерская “Формула успеха”»
страница1/4
ТипМетодическая разработка
filling-form.ru > Туризм > Методическая разработка
  1   2   3   4

МОУ «Шугозерская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

классного часа по профориентации

«Мастерская “Формула успеха”»

Подготовила: Дровнева Оксана Юрьевна

учитель английского языка I категории

МОУ «Шугозерская СОШ», п.Шугозеро,

Тихвинский район
Контактная информация:

e-mail: xuee_2010@mail.ru

телефон: 8(813-67) 44-566

8-911-174-75-25

Шугозеро

2015-2016
Пояснительная записка

Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя. Сегодня нет недостатка в информации, вопрос, как правильно её использовать. Поработав с литературой, методическими пособиями, материалами интернета, мною был разработан классный час по профориентации для учащихся 10-го класса в форме мастерской «Формула успеха» с использованием мультимедийной презентации. Классный час посвящен проблеме осознанного выбора профессии.

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача – помочь ребятам найти востребованную специальность.

В увлекательной форме с элементами игры, с использованием исследовательской работы, проблемных ситуаций и проектной деятельности, ребята узнают о факторах, влияющих на выбор профессии, знакомятся с рынком труда своего района, получают некоторые советы и рекомендации по данной теме.

Данная разработка будет полезна классным руководителям 5 – 11 классов, учащимся, выпускникам школы, родителям.

Мастерская «Формула успеха»
«Выбор профессии можно сравнить с

решением сложной творческой задачи,

причем задачи со многими неизвестными,

когда требуется учесть множество факторов».

Доктор психологических наук,

профессор Л.А.Головей.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся мотивации к саморазвитию, личностному росту и развитию логического мышления, умению сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

Задачи:

  1. Познакомить с рынком труда Тихвинского района.

  2. Научить проводить исследования рынка труда.

  3. Научить, анализируя и сопоставляя, выбирать оптимальные профессии для данного региона.

  4. Познакомить с формулой успеха в профессии и научить составлять свою формулу, расставляя приоритеты в жизни.

Оборудование: раздаточные материалы (объявления, карточки для заполнения, бумага для записей), мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Предварительная работа: даны темы для проведения самостоятельного исследования.

  1. Опрос «Престижные профессии среди учащихся нашей школы».

  2. Опрос «Профессии родителей обучающихся в нашей школе».

  3. Исследование «Средний уровень зарплаты по Тихвинскому району».

  4. Исследование «Востребованные профессии Ленинградской области на сегодняшний день».

  5. Исследование «Востребованные профессии Тихвинского района на сегодняшний день».

  6. Исследование «Востребованные профессии Ленинградской области на 2017 год».


I.Организационная часть

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…

Здравствуйте!!!
Ребята, мы собрались сегодня для того, чтобы попытаться ответить на вопрос «Как добиться жизненного успеха?». Вы уже старшеклассники, и совсем скоро вам придётся оказаться в океане взрослой жизни. И, наверное, каждый из вас, как, впрочем, и любой другой на вашем месте, хотел бы чего–то добиться в жизни, стать успешным человеком.

Жизнь – это не то, что происходит с нами, а то, что мы можем сделать с ней. Можно плыть по течению, затерявшись в толпе, а можно стать не таким, как все. У человека всегда есть выбор: борьба или бездействие, стремление вперёд или смирение с обыденностью. А что выберет каждый из вас?

Сейчас вы находитесь на таком жизненном этапе, когда всё впереди, а у вас много энергии, амбиций и огромное желание стать успешным человеком! Не так ли? Успешные люди – кто они?

На нашем классном часе «Формула успеха», мы обсудим, что такое успех, как он достигается, какие качества для этого необходимы, с какими препятствиями могут встретиться на этом пути. У вас будет возможность задуматься над личным опытом успешности, проанализировать свои действия и вывести собственную формулу успеха.

Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется “Автобусная остановка”. Когда люди ждут автобуса на остановке, что они делают? Думают, разговаривают, читают объявления и т.д. Сейчас мы будем выполнять те же действия. Давайте представим, что у нас три остановки: «ЗНАТЬ», «УМЕТЬ», «ИСПЫТАТЬ».

Остановка «ЗНАТЬ» - какие знания вы хотите сегодня получить, остановка «УМЕТЬ» - какие навыки хотите освоить, остановка «ИСПЫТАТЬ» - какой новый опыт хотите получить, пережить. На каждой остановке лежит лист, на котором Ваша задача записать все, что вы считаете нужным, ничего не критикуя и не обсуждая. Через некоторое время я подам сигнал, и это будет значить, что “пришел автобус” и группам надо ехать на другую остановку, двигаясь по часовой стрелке, лист остается на Остановке. Таким образом, каждая группа побывает на каждой «Остановке». Не нужно повторяться, прочитайте, что было сделано до Вас, и напишите что-то свое. Поехали. При подведении итогов классного часа мы вернемся к нашему упражнению.
II. Вводная часть

Итак, тема нашей встречи – УСПЕХ.

У каждого из вас сформировалось свое мнение, что же такое успех, я предлагаю сейчас выполнить упражнение «Ассоциации» и создать групповое, обобщенное определение слова «Успех». Для этого в течение 2 минут каждая группа выполняет задание, придумывает ассоциации к слову успех. Для 1 группы это будут имена существительные, для 2 – прилагательные, а для 3 – глаголы. Время пошло, начинаем работать. Когда закончит работу каждая микрогруппа мы обсудим получившийся результат и сравним те ассоциации, которые у Вас получились.

В «Толковом словаре» Ожегова дается следующая трактовка этих понятий.

«Успех – удача в достижении чего–либо. Общественное признание. Хорошие результаты», «Успешный – удачный, заключающий в себе успех».

Мы с вами уже знаем, что для успешного выбора профессии существует формула «хочу-могу-надо», где «хочу» определяет ваши профессиональные интересы и склонности, «могу» оценивает, каковы ваши профессионально важные качества, а «надо» показывает, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда.

Таким образом, наша задача на этом занятии заключается в том, чтобы научиться делать осознанный выбор профессии, которая, во-первых, будет интересна и привлекательна для вас, во-вторых, будет соответствовать вашим возможностям, наконец, в-третьих, будет пользоваться спросом на рынке труда.

Сейчас я предлагаю вам перейти к первому этапу нашего ликбеза в области успеха.
III. Основная часть.

Первый этап «ХОЧУ»

На первом этапе мы узнаем рейтинг самых престижных профессий среди учеников нашей школы, а вы, пожалуйста, делайте себе пометки.

Выступает группа девочек с исследованием.
Итак, мы узнали, кем хотят стать ребята нашей школы, и какие профессии они считают престижными. Напоминаю, что это был этап «ХОЧУ». Выявить свои желания и способности можно и с помощью психологических тестов, если у вас возникают с этим сложности. Например, тест «Ориентация» (см. Приложение 3, 4).

Так получается, что иногда ребята не знают, чего хотят и выбирают «ХОЧУ» своего друга или своих родственников.

Давайте посмотрим на профессии своих родителей!

Выступает группа мальчиков с исследованием.
А какие профессиональные предпочтения у вас?

Ответы.
Я напоминаю, что формула успеха кроме «ХОЧУ» включает в себя ещё «МОГУ» и «НАДО».
Второй этап «НАДО»

На этом этапе мы познакомимся с запросами Тихвинского района – какие профессии востребованы в районе, и какова оплата труда по ним. Не забывайте делать пометки!

Выступает группа девочек с исследованиями по темам:

  1. Востребованные профессии Ленинградской области на сегодняшний день.

  2. Востребованные профессии Тихвинского района на сегодняшний день.

  3. Средний уровень зарплаты по Тихвинскому району.


Ну что ж, мы познакомились с запросами, теперь давайте попробуем на практике найти себе работу по той профессии, которую вы назвали ранее.

Работа с объявлениями.

Представление результатов

Почему? Выводы.
Выступление с исследованием «Востребованные профессии Ленинградской области на 2017 год».
Третий этап «МОГУ»

Упражнение «Круг»

Я прошу вас встать в круг и по очереди назвать качества личности, которые вам нравятся в стоящем слева от вас человеке.

Спасибо! А теперь переходим к выполнению основного задания.

Упражнение «Поддержка друзей»

Вы узнали, какие профессии выбрали ваши одноклассники, назвали положительные черты характера. У меня в шкатулке листочки с фамилиями. Ваша задача - вытянуть листочек и назвать качество, которое необходимо развивать в себе этому человеку, чтобы добиться успеха в реализации своих профессиональных намерений (ответы учащихся).

Молодцы! Спасибо! Удачи!

Ну вот, теперь мы знаем, над чем нам надо ещё поработать.
Давайте представим, что в нашем районе нет проблем со способностями, то есть мы МОЖЕМ всё! Следовательно, исходя из формулы успеха «хочу-могу-надо», нам надо найти совпадения в «хочу» и «надо» из полученной информации.

Работа в группах.

Представление успешных профессий.
Итак, сегодня мы обсуждаем «Формулу успеха». В профессии – это «хочу-могу-надо», а в жизни?

Скажите ребята,

- Есть ли успешные люди среди ваших знакомых?

- Знаете ли вы неуспешных людей?

- Каких людей больше?

- Почему же так происходит: успешными хотят быть все, а так много

неуспешных людей?

- Какие черты характерны для успешного человека?

(ответы)

Модель успешного человека можно сравнить с железнодорожным составом, в котором все вагоны – взаимосвязаны, и если сойдет с рельсов один вагон, то остановится весь состав.

Перед вами мои слагаемые успеха.

Материальное благополучие

Успешность

Друзья

Внутренняя

гармония

Счастливая

семья


Завершая наше занятие, я предлагаю вам поработать в группах. Ваше задание создать формулу жизненного успеха и представить ее всем.



Индивидуальная работа.

Представление результатов.
После завершения работы, происходит обсуждение, систематизируются полученные выводы.

а) Что необходимо для достижения материального благополучия?

б) Что необходимо для создания счастливой семьи?

в) Какими личными качествами нужно обладать, чтобы иметь верных друзей?
Вывод:

На первое место в характеристике успешного человека вы очень часто ставите высокий стабильный доход и, как результат, материальное благополучие.

Но может ли быть успешным человек, если у него нет надежного «тыла»? Благополучная счастливая семья – еще одна составляющая для достижения успеха в жизни.

Может ли человек жить без поддержки верных друзей? Конечно, нет. Друзья – также являются составной частью успеха.

Испытывали ли вы хоть раз недовольство собой, состояние, которое можно определить как «не в своей тарелке»? Что еще необходимо успешному человеку? Это, конечно, душевное равновесие, внутренняя гармония.

Как вы думаете, можно ли исключить одну из этих составляющих.

(Ответы детей)
Игра «Звёздный дождь» (релаксационная пауза)
Заключительная часть.

Давайте вернемся к результатам, которые вы написали на «Остановках». Проанализируйте, что получилось, что нет. Если после нашего занятия, вам захочется подумать о своей жизненной цели, о том, что для вас в этой жизни важно. Значит, мы сегодня провели время с пользой.

Обсуждение.
Хотелось бы закончить словами великого классика Л.Н. Толстого «Чтоб жить честно, надо рваться и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться». Желаю вам успехов на вашем жизненном пути, и запомните «Дорогу осилит идущий».

Приложение 1

Рейтинг наиболее востребованных профессий

в Тихвинском районе за 2014-2015 гг.


Начальное профессиональное образование

водитель

повар, кондитер, пекарь

каменщик

продавец

слесарь (по ремонту авто, ремонтник, механосборочных работ)

электрогазосварщик

плотник

электромонтер

токарь

фрезеровщик

штукатур-маляр

машинисты

Средне-профессиональное образование

воспитатель

механик

медсестра

мастер

фельдшер

страховой агент

Высшее профессиональное образование

врач

инженер (программист, технолог, конструктор)

учитель

милиционер
  1   2   3   4

Похожие:

Методическая разработка классного часа по профориентации «Мастерская “Формула успеха”» iconСценарий классного часа по профориентации службы в органах прокуратуры...
Сформировать у учащихся навыки дискуссии, умения выражать и отстаивать свою точку зрения

Методическая разработка классного часа по профориентации «Мастерская “Формула успеха”» iconМетодическая разработка Проведения учебного занятия на тему «Судебное разбирательство»
Методическая разработка предназначена для обучающихся специальности 38. 02. 01

Методическая разработка классного часа по профориентации «Мастерская “Формула успеха”» iconМетодическая разработка по дисциплине «Организация инновационной деятельности предприятия»
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями фгос впо третьего поколения

Методическая разработка классного часа по профориентации «Мастерская “Формула успеха”» iconУчебное пособие «Направления и методы педагогической диагностики...
Методическая разработка предназначена в помощь классным руководителям и преподавателям. Цель разработки предложить систему изучения...

Методическая разработка классного часа по профориентации «Мастерская “Формула успеха”» iconМетодическая разработка для проведения занятий со слушателями умц. Тема №13
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со слушателями умц с целью изучения основных требований...

Методическая разработка классного часа по профориентации «Мастерская “Формула успеха”» iconПрограмма «Противодействие торговле людьми и бытовому насилию» Методическая...
Методическая разработка предназначена для встреч в женских группах Проекта Кешер, с женщинами в еврейских общинах, а так же для работы...

Методическая разработка классного часа по профориентации «Мастерская “Формула успеха”» iconМетодическая разработка Разработка и создание электронных курсов в программе CourseLab
Автор: Березина Ольга Николаевна, учитель информатики и икт высшей квалификационной категории

Методическая разработка классного часа по профориентации «Мастерская “Формула успеха”» iconМетодическая разработка на тему тестовый контроль в методах и средствах...
Методическая разработка на тему: «Тестовый контроль в методах и средствах личностно ориентированного обучения». Подготовила Фалько...

Методическая разработка классного часа по профориентации «Мастерская “Формула успеха”» iconМетодическая разработка учебного занятия по дисциплине «Информационные...
Методическая разработка предназначена для преподавателей учреждений среднего профессионального образования с целью проведения учебного...

Методическая разработка классного часа по профориентации «Мастерская “Формула успеха”» iconМетодическая разработка занятий в рамках внеурочной деятельности...
Методическая разработка предназначена для педагогов, занимающихся проведением занятий в рамках внеурочной деятельности по предотвращению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
filling-form.ru
Поиск