Скачать 1.35 Mb.
|
ОТЧЕТо самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 080507.65 «Менеджмент организации»
Архангельск 2009 (оборот титульного листа) Отчет оформлен в соответствии с требованиями. Уполномоченный по качеству Факультета менеджмента _________________ (Ушакова Татьяна Николаевна) (подпись) Отчет размещен на сайте СГМУ «____» ________2009 г. Декан факультета менеджмента __________ (Позднякова Людмила Анатольевна)
Организационно- правовое обеспечение образовательной деятельности. Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» ведется в Северном государственном медицинском университете с 1998 года в соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 20.10.1998 № 2640. Право университета на подготовку специалистов подтверждено лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.11.2005 серия А №169626, рег.№ 5518. Специальность аккредитована (свидетельство о государственной аккредитации от 17.11.2005 г. серия В №000722, рег.№2146). Подготовка специалистов ведется на факультете менеджменте. Выпускающей кафедрой является: 1. Кафедра «Менеджмент и маркетинг»
080507.65 «Менеджмент организации»; 080103.65 «Национальная экономика»; 080105.65 «Финансы и кредит»; 080401.65 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)»; 080801.65 «Прикладная информатика (по областям)»; 100103.65 «Социально – культурный сервис и туризм».
За кафедрой закреплено 59 учебных дисциплин. Среднегодовойобъем учебной работы кафедры составляет 45184 часов, из нихаудиторная работа – 11296 часов.2. Кафедра «Экономика»
080507.65 «Менеджмент организации»; 080103.65 «Национальная экономика»; 080105.65 «Финансы и кредит»; 080401.65 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)»; 080801.65 «Прикладная информатика (по областям)»; 100103.65 «Социально – культурный сервис и туризм».
За кафедрой закреплено 48 учебных дисциплин. Среднегодовойобъем учебной работы кафедры составляет 12060 часов, из нихаудиторная работа – 3015 часов.Свою деятельность по подготовке дипломированных специалистов специальности 0805 07.65 «Менеджмент организации» кафедра «Менеджмент и маркетинг» и кафедра «Экономика» осуществляет на основании Законов РФ “Об образовании”, ”О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, Устава вуза, приказа о лицензировании специальности, Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности, примерного учебного плана и программ дисциплин, утвержденных УМО по специальности, приказов Министерства образования и науки РФ, ректора университета и решений Ученого совета вуза и факультета.
Подготовка специалистов по ООП по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»осуществляется по очной, очно-заочной, заочной формам обучения (специализации – «Предпринимательство», «Менеджмент в социальной сфере», «Менеджмент санаторно – курортного дела», «Управление в здравоохранении», «Гостиничный и туристический бизнес») с присвоением квалификации «менеджер». Контингент обучающихся по ООП по: - очной форме обучения - 39 чел.; - очно-заочной форме обучения - 11 чел; - заочной форме обучения – 399 чел., в том числе контингент обучающихся на платной основе по: - очной форме обучения - 39 чел.; - очно-заочной форме обучения - 5 чел; - заочной форме обучения – 399 чел. Количество выпускников в прошедшем учебном году по: - очной форме обучения - 7 чел.; - заочной форме обучения – 110 чел. Востребованность выпускников: все выпускники трудоустроены; - процент выпускников, работающих в регионе составляет 90%. Количество зачисленных на 1 курс в 2009-2010 учебном году по: - очной форме обучения - 19 чел.; - заочной форме обучения – 46 чел. ., в том числе их довузовских структур подготовки - 2; Конкурс на данную специальность в 2009-2010 учебном году (по заявлениям) (чел./мест): - очной форме обучения - 37 чел.; - заочной форме обучения – 1,1 чел. Конкурс на данную специальность в 2009-2010 учебном году (при зачислении) (чел./мест): - очной форме обучения - 1 чел.; - заочной форме обучения – 1 чел. Объем еженедельной аудиторной нагрузки по очной форме обучения в среднем не превышает – 27 часов. Стоимость одного студента по очной форме за один учебный год для обучающихся на платной основе – 50 400 тыс.руб. Количество студентов из стран СНГ: - очной форме обучения - 1 чел. Динамика контингента студентов, приема и выпуска по всем формам обучения и ступеням подготовки данной основной образовательной программы приведена в таблицах 2.1 – 2.3.
Выводы и рекомендации комиссии по разделу 2: - структура подготовки специалистов соответствует лицензии ГОУ ВПО СГМУ; - прием осуществляется на основе правил приема, соответствующих требования МО РФ, утверждаемых Ученым советом университета ежегодно. Работа организована на достаточно высоком уровне; - план бюджетного приема выполнен в полном объеме. комиссия рекомендует: - активизировать профориентационную работу для привлечения на факультет выпускников школ с отличными и хорошими оценками; - начать работу по межвузовскому обмену студентами в РФ и за рубежом.
Содержание подготовки специалистов оценивается на основе анализа соответствия основных образовательных программ требованиям ФГОС. Основная составляющая качества высшего образования – это качество основной образовательной программы, которая представляет собой, комплект нормативных документов, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания. ООП разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности с учетом примерного учебного плана и примерных программ учебных дисциплин, утвержденных Минобрнауки России. В структуру первой части ООП входят: - федеральный государственный образовательный стандарт по соответствующему направлению подготовки или по специальности; - положение об основной образовательной программе; - примерный учебный план; - перечень специализаций профессиональной подготовки, реализуемых в рамках специальности, утвержденных Ученым советом университета и согласованных с соответствующим учебно-методическим объединением; - учебный план по специальности, разработанный в университете, - учебно-методические комплексы дисциплин и практик, включенных в учебный план и определяющих полное содержание ООП. Неотъемлемой частью ООП, являются учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин, включенных в учебный план ООП. В УМК дисциплины входят: - рабочая учебная программа дисциплины, - методические рекомендации для преподавателей, - методические указания для студентов, - материалы текущего и итогового контроля знаний студентов, - выписка из ФГОС по дисциплине. 3.1 Учебный план Структура и содержание рабочего учебного плана по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» отвечают требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки Федерального государственного образовательного стандарта и примерному учебному плану. Анализ соответствия рабочего учебного плана специальности 080507.65 «Менеджмент организации» очной формы обучения требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и другим нормативным документам
По структуре, объему часов, перечню дисциплин, формам, числу промежуточных и итоговых аттестаций, продолжительности учебных, производственных практик и каникул учебный план соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Имеющиеся отклонения по объему и количеству часов по блокам дисциплин не превышают 5 %. Учебным планом по очной форме предусмотрено обучение в течение 5 лет. Общее число аудиторных часов по очной форме обучения составляет 4649часов; количество аудиторного времени по заочной форме 1316 часов. Заочная форма обучения в большей мере, чем дневная делает акцент на самостоятельную работу студентов. Количество курсовых работ по очной форме определяется учебным планом. Количество контрольных и курсовых работ для студентов заочной формы обучения определяется также учебным планом. В каждом учебном году предусмотрено по 2 учебно-экзаменационных сессии для студентов заочной формы обучения, а для студентов очной формы обучения – 2 экзаменационных сессии. Для исполнения требований законодательных актов о труде учебным планом предусмотрен отпуск на 1 и 2 курсах соответственно 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов – 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе – 50 календарных дней), а для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – четыре месяца. Структура учебного плана и распределение учебных часов по блокам дисциплин соответствует Примерному плану ГОС. Средняя учебная нагрузка в период учебно-экзаменационной сессии составляет не более 36 часов в неделю, продолжительность занятий 45 минут – 1 академический час. Максимальный объем учебной недельной нагрузки студентов составляет 54 часа, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения в среднем за период теоретического обучения составляет 27 часов. При заочной форме обучения в среднем студенту обеспечена возможность заниматься с преподавателем 200 часов в год. Построение учебного плана основано на расширении фундаментальной подготовки по обще профессиональным и специальным дисциплинам, прослеживается согласованность содержания и логическая последовательность преподавания дисциплин. В рабочих учебных программах определены цели преподавания дисциплины, ее место и взаимосвязь с другими дисциплинами. Согласно учебному плану на заочном отделении факультативные дисциплины не предусмотрены. Региональный компонент учебных планов включает дисциплины, которые учитывают специфику вуза и особенности развития Европейского Севера России. Региональные вопросы также учтены в темах занятий по профессиональным дисциплинам. 3.2 Учебные программы дисциплин и практик, диагностические средства Рабочие учебные программы по дисциплинам, предусмотренным учебным планом специальности соответствуют требованиям ФГОС, имеют согласование с другими кафедрами и выпускающей кафедрой. Рабочие учебные программы утверждаются на заседаниях кафедры, переработаны в 2008, 2009 гг. Рабочие программы дисциплин сопровождаются календарно-тематическими планами, ежегодно обновляются и дополняются. Все кафедры, участвующие в учебном процессе, имеют рабочие учебные программы по дисциплинам, предусмотренным учебным планом специальности. Программы соответствуют требованиям ФГОС и ООП по специальности «Менеджмент организации», пересматриваются не реже одного раза в 5 лет и корректируются в связи с изменениями учебных планов. Программы естественно-научных, гуманитарных и социально- экономических дисциплин имеют профессиональную направленность, разбираются вопросы, связанные с вопросами экономики, управления, финансов и рынка страховых услуг в современных условиях, в соответствии с требованиями специальности. Содержание дисциплины соответствует базовым дидактическим единицам ФГОС и ООП. В соответствии с учебными планами в рабочие программы включены разделы по организации и контролю самостоятельной работы студентов. Количество часов на самостоятельную работу составляет не менее 1/3 учебной нагрузки. В учебных программах отражены современные научные представления по изучаемым дисциплинам. В преподавании дисциплин используются современные технологии. Диагностические средства дисциплин соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам. Программы рассматриваются на заседаниях кафедры и утверждаются деканом факультета. В 2008-2009 гг. был проведен внутренний аудит УМК дисциплин, реализуемых на кафедрах, закрепленных за Ученым Советом факультета. Результаты внутреннего аудита УМКД рассмотрены на методическом совете факультета. В соответствии с требованиями ООП создан УМК по всем видам практики на факультете. 3.3 Программы и требования к выпускным квалификационным испытаниям Итоговая государственная аттестация первых выпускников была проведена в декабре 2000 года Для проведения ИГА разработана программа государственного экзамена по специальности. ИГА проводится в два этапа: -1 этап – комплексный государственный экзамен по специальности. Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам обще профессиональной и специальной подготовки. Он проводится до разработки выпускной квалификационной работы. -2 этап – защита выпускной квалификационной работы. Анализ качества знаний показал достаточный уровень усвоения их студентами. Средний балл в 2005 году по комплексному государственному экзамену составил 4,0 в 2009 году – 4,0. Анализ уровня подготовки выпускных квалификационных работ показал, что они посвящены актуальным проблемам развития экономики, финансовой и инвестиционной политики, вопросами управления конкурентноспособностью предприятий в Архангельской области и в Северо-Западном регионе. Тематическая направленность выпускных квалификационных работ соответствует аттестуемой специальности. Руководителями выпускных квалификационных работ являются наиболее квалифицированные преподаватели университетов г. Архангельска, а также руководители предприятий и организаций Северо – Западного федерального округа. В большинстве работ имеются элементы научных исследований, обработка данных, проведен системный анализ по изучаемым проблемам. В целом, по заключениям ГАК, выпускные квалификационные работы выполняются на достаточно высоком уровне. Средний бал в 2005 году составил 4,3; в 2009 году – 4,4. Для выполнения выпускных квалификационных работ студенты используют методические рекомендации факультета. Выводы и рекомендации комиссии по разделу 3: Итоговая государственная аттестация студентов по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» проводится в соответствии с программой ИГА и соответствует требованиям ФГОС. Анализ отчета председателя ИГА выпускников свидетельствует о соответствии качества обучения требованиям ГОС, высоком уровне подготовки специалистов и удовлетворительной организации учебного процесса на факультете. Выпускники данного направления владеют процессами формирования и исполнения бюджетов разных уровней; порядком планирования, учета и отчетности на предприятиях, в организациях, учреждениях; организацией и управлением денежными потоками предприятий, инвестиционной деятельностью хозяйствующих субъектов; спецификой организации финансов предприятий и организаций и методами рационального использовании ресурсов, разработки унифицированных подходов по созданию эффективной системы управления. Вместе с тем комиссия отмечает, что в оформлении работ имеются случаи отступления от разработанных рекомендаций: ряд тем имели широкий объем направленности и как следствие, не охватывали всю степень исследования, не используются в полной мере знания по профессиональным и специальным дисциплинам. Рекомендовано: - Совершенствовать исследовательскую часть выпускных квалификационных работ с учетом управленческих и экономических проблем, и финансового развития региона, - На основании исследований ВКР издавать сборники научных трудов выпускников.
Образовательная деятельность на факультете осуществляется в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта ВПО 2000 года (второе поколение) по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» Учебный процесс на факультете организован в полном соответствии с утвержденным учебным планом Учебным планом по очной форме предусмотрено обучение в течение 5 лет. Общее число аудиторных часов по очной форме обучения составляет 4649часов; количество аудиторного времени по заочной форме 1316 часов. Заочная форма обучения в большей мере, чем дневная делает акцент на самостоятельную работу студентов. Количество курсовых работ по очной форме определяется учебным планом. Количество контрольных и курсовых работ для студентов заочной формы обучения определяется также учебным планом. В каждом учебном году предусмотрено по 2 учебно-экзаменационных сессии для студентов заочной формы обучения, а для студентов очной формы обучения – 2 экзаменационных сессии. Для исполнения требований законодательных актов о труде учебным планом предусмотрен отпуск на 1 и 2 курсах соответственно 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов – 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе – 50 календарных дней), а для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – четыре месяца. Средняя учебная нагрузка в период учебно-экзаменационной сессии составляет не более 36 часов в неделю, продолжительность занятий 45 минут – 1 академический час. Максимальный объем учебной недельной нагрузки студентов составляет 54 часа, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения в среднем за период теоретического обучения составляет 27 часов. Дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического блока студентам факультета преподаются силами общеуниверситетских кафедр. Преподавание общих математических и естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин обеспечивается профессорско-преподавательским коллективом факультета. На факультете проходят следующие виды учебных занятий: лекция, консультация, семинар, практические занятия, где используются различные технологии – мозговой штурм, прессконференция, и т.д., лабораторная и контрольная работа, аудиторная работа под руководством преподавателя, учебно-исследовательская работа, курсовая работа. Выполняемые курсовые и контрольные работы присылаются студентами заочного отделения в учебный отдел, но не позднее, чем за 15 дней до начала очередной учебно-экзаменационной сессии. Работы после регистрации передаются преподавателям соответствующих дисциплин, которые их рецензируют, оценивают и передают обратно в учебный отдел. Результаты проверки работ фиксируются в журнале регистраций по каждому студенту. Кафедры обеспечивают контроль и учет посещаемости всех видов аудиторных занятий. К нарушителям учебной дисциплины применяются меры воспитательного воздействия. На кафедральных совещаниях обсуждаются вопросы дисциплины и успеваемости, темы практических занятий и лекций, графики выполнения письменных контрольных и курсовых работ при необходимости приглашается директор или заведующий учебного отдела. Менеджеры по работе со студентами проводят анализ работы с предоставлением соответствующих материалов в учебный отдел. О результатах обобщенного анализа по факультету декан докладывает на методических советах факультета и вуза, Ученом совете и совещаниях или непосредственно проректору по учебно-воспитательной работе. Для обеспечения преемственности и непрерывности учебного процесса, накопления объема знаний и практических умений и навыков студенты подвергаются различным видам контроля: входящему, текущему, итоговому, решению ситуационных задач, тестированию и т.п. Все виды контроля и формы его кафедры разрабатывают самостоятельно с учетом часов учебного плана и особенностей дисциплины. Знания, умения и навыки студентов в государственных документах определяются оценкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачет», «незачет». Ликвидация академической задолженности, в связи с пропусками занятий и неудовлетворительными оценками, проводится с разрешения учебного отдела (во вне учебное время студента) по графику работы кафедры. Пропуском занятий по уважительной причине считается справка о временной нетрудоспособности, разрешение учебного отдела, повестки в суд, милицию, военкомат. Студент допускается к экзаменационной сессии при условии, что сданы все контрольные и курсовые, предусмотренные учебным планом, выполнены и сданы практические по дисциплинам данного семестра, в сроки, указанные расписанием семестра. В предэкзаменационный период кафедры проводят консультации групповые и индивидуальные. Расписание экзаменов утверждается проректором по учебно-воспитательной работе. Экзамены всегда проходят в доброжелательной обстановке. Экзаменационные билеты и программы пересматриваются не реже 1 раз 3 года, утверждаются на кафедральном совещании и методическим советом Института. Экзаменационные вопросы соответствуют ГОС, квалификационной характеристики, Программам МЗ РФ по дисциплинам и учебным рабочим программам. Критерии оценки знаний доводятся до сведенья студентов. Студенты допускаются к экзамену, при наличии зачетной книжки с отметкой о допуске, поставленной учебным отделом. Записи в зачетной книжке делаются экзаменатором. Кафедры несут полную ответственность за правильность заполнения экзаменационных ведомостей, соответствия записей, за своевременное представление документов в учебный отдел. Студент, выполнивший учебный план допускается к Итоговой государственной аттестации, которая включает защиту выпускной квалификационной работы и сдачу комплексного государственного экзамена по специальности, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности. Со студентами заочной форм обучения в начале и в конце учебно-экзаменационной сессии проводится учебно-организационное собрание, по учебному расписанию, учебному процессу, пребыванию студентов, итогам прошедшей сессии, задачи на очередную сессию, обеспечение учебниками и учебными пособиями. Учебное расписание составляется с учетом перемещения групп между учебными корпусами, возможностей приема пищи и отдыха студентов. Сессия начинается с дисциплин, завершающихся обязательными экзаменами или зачетами, на заключительном этапе начитываются дисциплины следующего семестра, с тем, чтобы выдать задание на межсессионный период для самостоятельной работы (выполнения курсовых и контрольных работ). Подготовка специалистов опирается на традиционные формы учебного процесса: преемственность, координацию, наглядность, компьютеризацию, унификацию, проблемное обучение и учебно-исследовательскую работу. В последнее время в учебный процесс активно внедряются современные образовательные технологии. Распространению педагогических знаний способствуют школа педагогического мастерства и ежегодно организуемое повышение квалификации преподавателей факультета. Ежегодно преподаватели и студенты участвуют в работе учебно – практических конференций. Образовательный процесс ведется с использованием инновационных методов, таких как использование информационных ресурсов и баз данных, использование электронных учебников и учебно-методических пособий, видеофильмов, мультимедийных презентаций, в подготовке видеофильмов, презентаций участвуют и студенты. Внедрены рейтинговые технологии в учебный процесс. Не менее 1/3 от обьема учебной нагрузки отводится самостоятельной работе студентов (подготовка реферативных сообщений, доклады на учебных конференциях, написание курсовых, научно-исследовательские работ и их защита). Активно внедряются в учебный процесс компьютерные обучающие и контролирующие технологии. Студенты факультета пользуются общеуниверситетскими компьютерными классами, в том числе с возможностью выхода в Интернет. Кафедры «Менеджмента и маркетинга» и «Экономики» использует контролирующие и обучающие программы Студенты и преподаватели факультета имеют возможность использовать интернет-ресурсы, многими кафедрами на сайте СГМУ представлены элементы УМК дисциплин (рабочие программы, методические инструкции для студентов), конспекты лекций, презентации по учебным темам, вопросы для подготовки к занятиям и экзаменам, контролирующие материалы, информацию о работе СНК. За подготовку специалиста отвечает декан. Технические вопросы организации и контроля за учебным процессом решает учебный отдел. Ответственность за организацию учебного процесса в рамках преподавания учебной дисциплины несет заведующий кафедрой. Общее руководство учебно-методической работой осуществляется через Информационно-методический центр (ИМЦ). На факультете с 1998 года работает методический совет. На заседания совета обсуждаются вопросы: преподавания дисциплин специальности; состояния учебно-методической работы и использования рейтинга учета знаний; подготовки к учебным и производственным практикам и отчеты по их итогам; подготовки и проведения ИГА выпускников; утверждаются и обсуждаются учебно-методические пособия и рекомендации, подготовленные для студентов факультета. Заседания методического совета проходят один раз в месяц. Вопросы совершенствования методического обеспечения и преподавания дисциплин по профессиональной образовательной программе специальности 080507.65 «Менеджмент организации» обсуждаются на ЦКМС Университета. Анализ содержания учебного процесса свидетельствуют о его практической направленности, при этом доля практических занятий составляет в среднем 50% от общего объема аудиторных занятий. Практическая подготовка студента продолжается при прохождении практики. Объем, сроки прохождения практики соответствуют требованиям ФГОС специальности и учебному плану. Образовательная программа содержит программы: учебно – ознакомительной, производственной и преддипломной практик. Организация практик имеет различные формы. Но при этом она направлена на получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности. На факультете создан УМК практики, программы и цели практики соответствуют требованиям ООП. Количество баз практики достаточно. С базами заключены договоры на прохождение практики студентами. Руководят практикой наиболее опытные преподаватели, утверждаются непосредственные руководители практики на местах в соответствии с требованиями в зависимости от вида практики. Созданы дневники практики, по окончании практики непосредственным руководителем студенту дается характеристика, выставляется оценка. |
В соответствии с образовательной программой подготовки менеджеров по специальности 080507 «Менеджмент организации» в процессе обучения... | Учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 менеджмент... | ||
Методические указания предназначены для выполнения выпускной квалификационной работы по специальности (080507) «Менеджмент организации»,... | Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет | ||
Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет | Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет | ||
Программы учебно-ознакомительной, экономической и практики менеджмента, преддипломной практик | Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования тульской области | ||
Преддипломная практика является завершающим этапом подготовки специалиста по менеджменту и проводится после освоения студентами теоретических... | Основная образовательная программ 01. 06. 01 Математика и механика, реализуемая в соответствии с федеральным государственным образовательным... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |