Муниципальное образовательное учреждение Плоскинская основная общеобразовательная школа
Основная образовательная программа начального общего образования
МОУ Плоскинская ООШ
2011 г.
Содержание
Введение
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (далее – ПООП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования. При разработке ПООП НОО учтены материалы, полученные в ходе реализации федеральных целевых программ развития образования последних лет.
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
1.2.1 Формирование универсальных учебных действий
1.2.2 Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
1.2.3 Формирование ИКТ компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
1.3.1.Общие положения
1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
1.3.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
1.3.4.·Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию
2.Содержательный раздел
определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
2.1 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
2.3. Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся.
2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
2.5.Программа коррекционной работы.
3.Организационный раздел включает:
3.1.Учебный план начального общего образования;
3.2.План внеурочной деятельности;
3.3Систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Раздел1. Целевой. 1.1 Пояснительная записка. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Плоскинской ООШ разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования ( далее ФГОС) к структуре основной образовательной программы, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373., имеющей государственную аккредитацию, ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения комплекта учебников УМК « Школа России», разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования школы раскрывает изменения в соответствии со стандартом второго поколения. Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника. Школа берет на себя обязательства по выполнению задач, поставленных в стандарте нового поколения: основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Образовательная программа школы создана с учетом особенностей и традиций школы, представляющих большие возможности учащихся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.
Образовательная программа содержит следующие разделы:
- пояснительная записка
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
- примерный учебный план
- программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования
- программы отдельных учебных предметов, курсов
- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
- программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
-
Специфика континента учащихся определяется тем, что одни воспитанники дошкольной группы школы имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтения и письма; понимание условных изображений в любых учебных предметах; произвольное регулирование своего поведения и деятельности; организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем, а другие, не посещающие дошкольные учреждения, не имеют начального уровня сформированности УУД.
Статус школы предусматривает преемственность программ, методов и форм организации дошкольного и начального общего образования за счет максимально полного охвата детей различными образовательными услугами, оптимизации интеллектуальной нагрузки, что дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивает их гармоничное развитие.
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования:
Создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
Достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа России».
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно технического творчества и проектно исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды населенного пункта, района, города.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, состава;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основная образовательная программа формируется с учетом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребенка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словеснологическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаковосимволическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования.
Состав участников образовательного процесса: обучающиеся , достигшие школьного возраста (не младше 6 лет и 6 месяцев).
Педагоги, изучившие требования , предъявляемые к ООП ФГОС, владеющие современными технологиями обучения, ответственные за качественное образование, демонстрирующие рост профессионального мастерства.
Родители, изучившие особенности ООП НОО, нормативные документы и локальные акты, обеспечивающие ее выполнение.
Портрет выпускника школы.
Анализ анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника школы; нравственно и социально значимые качества : уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира, готовность действовать самостоятельно, отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник – доброжелательный, коммуникабельный, осознанно выполняющий правила здоровья и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе. 1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НО.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы НОО являются важнейшим механизмом реализации требований ФГОС к качеству образования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий и предметных умений, которыми овладевают школьники, обучающиеся в МОУ Плоскинской ООШ, к концу начального этапа образования.
В данном разделе программы описывается состав каждой группы УУД, подлежащих формированию на междисциплинарном уровне, т.е. в рамках всех изучаемых предметов, с учетом специфики содержания каждого из них. При этом отдельно, в силу значимости, вынесены метапредметные результаты обучению и работе с текстом. Предметные умения, формируемые в рамках каждой учебной дисциплины, а также состав универсальных учебных действий, преломленных через ее содержание , представлены в разделе 5 данной программы.
При получении начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся»;
программ по всем учебным предметам.
1.2.1 Формирование универсальных учебных действий
(личностные и метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
|