Демченко
Александр Петрович руководитель районного музея
Боевой Славы участников боевых
действий и локальных конфликтов,
руководитель поискового отряда «Енисейские Патриоты» МБОУ СОШ №50 Ленинского района г. Красноярска, 660031 г. Красноярск, ул. Глинки 2 «б»
Телефон 8 (391) 264-94-19
E-mail: kr-school54@yandex.ru
apd66@yandex.ru
МБОУ СОШ №50 Ленинского района г. Красноярска
«Методика и практика
поисковой работы» Методическое пособие
г. Красноярск, 2014
Оглавление
| Пояснительная записка
| 5
|
|
|
|
|
|
| Глава 1
| Поиск, эксгумация и перезахоронение останков Классификация захоронений
| 12
| Глава 2
| Установление личности военнослужащих
| 27
| Глава 3
| Медальоны РККА и личные опознавательные знаки вермахта
| 32
|
| Приложение 1. Солдатские медальоны (1925, 1941)
| 43
| Глава 4
| Правила упаковки найденного медальона. Технология извлечения и разворота вкладыша медальона.
| 44
|
| Приложение 2. Личные опознавательные знаки
военнослужащих иностранных армий
| 49
|
| Приложение 3. Красноармейская книжка
| 50
|
| Приложение 4. Удостоверение личности офицера
| 50
|
| Приложение 5. Хронологическая таблица основных перемен в общевойсковом обмундировании в 1918-1945 гг.
| 51
|
| Приложение 6. Воинские звания командного и начальствующего состава РККА на 22 июня 1941 года
| 54
|
| Приложение 7. Знаки различия на петлицах и нарукавные нашивки военнослужащих РККА
| 56
| Глава 5
| Анатомическая экспертиза
| 58
|
| Приложение 8. Скелет человека
| 63
|
| Приложение 9. Строение туловища
| 64
|
| Приложение 10. Кости верхней конечности
| 65
|
| Приложение 11. Строение черепа
| 66
|
| Приложение 12. Определение роста по длинным трубчатым костям для мужчин европеоидов (по Троттер и Глезер, 1952 г.)
| 67
|
| Приложение 13. Определение роста по длинным трубчатым костям для мужчин монголоидов Составлено В.П. Алексеевым по расчетным формулам Троттер и Глезер, 1958 г.
| 68
|
| Приложение 14. Установление принадлежности к полу по строению костей таза.
| 69
|
| Приложение 15. Установление возраста
| 70
| Глава 6
| Оформление документации
| 74
|
| Приложение 16. Протокол эксгумации
| 75
|
| Приложение 17. Приложение к протоколу эксгумации
| 77
|
| Приложение 18. Акт о проведении поисковых работ, захоронении и перезахоронении останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны
| 78
|
| Приложение 19. Акт приема-передачи находки
| 79
|
| Приложение 20. Акт приема - сдачи огнестрельного оружия, найденного в ходе поисковых работ
| 80
|
| Приложение 21. Анкета – запрос о розыске и установлении судьбы военнослужащего
| 81
|
| Приложение 22. Отчет о проведении поисковых работ
| 82
| Глава 7
| Организация деятельности поискового отряда
| 84
|
| Приложение 23. Требования, предъявляемые к поисковому отряду, участвующему в работе «Поисковой экспедиции "Долина" памяти Н.И. Орлова»
| 84
|
| Приложение 24. Инструкция по технике безопасности при проведении работ в зоне бывших военных действий
| 86
|
| Приложение 25. Взрывоопасные предметы фронтовых полей России
| 88
|
| Приложение 26. Примерный перечень медикаментов для аптечки передвижного палаточного лагеря. Краткое описание действия лекарств на организм. Правила приема лекарств
| 119
|
| Приложение 27. Способы разведения костра под дождем
| 127
|
| Приложение 28. Туристская картография
| 134
|
| Приложение 29. Измерение расстояний до недоступных предметов
| 141
|
| Приложение 30. Определение расстояния на местности
| 142
|
| Приложение 31. Аварийные ситуации
| 147
|
| Приложение 32. Определение времени по компасу
| 150
|
| Приложение 33. Индивидуальный набор для выживания
| 151
|
| Приложение 34. Участие в вахте «Память» в составе городского поискового отряда «Красноярец»
| 153
|
| Приложение 35. Имена из солдатских медальонов, обнаруженных с останками бойцов красноярскими поисковиками
| 154
|
| Приложение 36. Архивы Российской Федерации: федеральные, региональные и ведомственные
| 157
|
| Приложение 37. Нормативно – правовая база
| 185
|
| Приложение 38. Использованные источники и литература
| 186
|
| Приложение 39. Фото приложение
| 188
|
Пока не похоронен последний солдат,
война не может считаться законченной.
Суворов А.В. Пояснительная записка В методическом пособии представлена система работы по организации внеурочной деятельности поискового отряда «Енисейские Патриоты» – добровольного объединения учащихся Ленинского района г. Красноярска, созданного на базе Районного музея «Боевой Славы участников боевых действий и локальных конфликтов» Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 50». Пособие предназначено для подготовки учащихся, занимающихся поиском останков погибших военнослужащих на полях сражений в период Великой Отечественной войны в рамках Международной Вахты Памяти в Старорусском, Парфинском, Чудовском районах Новгородской области – местах боевого пути сибирских полков и дивизий, сформированных на территории Красноярского края, в составе краевого поискового отряда «Красноярец». Второе направление – поиск самолетов потерпевших крушения на территории Красноярского края в период 1941 – 1945 гг. воздушной трассы Аляска – Сибирь. И увековечением памяти о погибших защитников Отечества.
Увековечение памяти павших защитников Отечества сегодня очень значимая и актуальная работа. Сотни тысяч погибших считаются «без вести пропавшими», десятилетиями прах защитников Родины оставался не погребенным. Всех их нужно найти и похоронить как героев.
Родные и близкие павших искренне благодарны нашим поисковикам, и их деятельность высоко оценивается обществом.
Данная работа является так же и справочным пособием для руководителей и членов поисковых отрядов.
Пособие предусматривает теоретическую и практическую подготовку к организации поисковой экспедиции, проведению раскопок, освоение методики исследовательской работы, работы с архивами, документами, историческими источниками, умения работать с медальонами, специальным оборудованием, приобретение туристских и медицинских навыков. Предусмотрены коллективные занятия и самостоятельные практические работы, творческие задания, экскурсии, практикумы в музеях, архивах, многодневные туристские походы, экспедиции.
Большое внимание уделяется вопросам реализации воспитательных задач с целью формирования нравственных качеств молодого человека: патриотизма, бережного отношения к истории Отечества и родного края, активной жизненной и гражданской позиции. Для изучения специфических тем и вопросов привлекаются специалисты – работники МЧС, саперы, медицинские работники. Основная цель пособия:
Вовлечение учащихся школ Ленинского района города Красноярска в общественно-полезную, научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного наследия родного края. Основные задачи пособия:
формирование активной гражданской позиции учащихся, воспитание патриотизма, гордости за свою страну, школу, формирование социальной активности, толерантности и коммуникабельности.
формирование у детей устойчивых навыков, необходимых в демократичном обществе: самореализация, самоуправление и самообслуживание, критика и самокритика, социальная активность и дисциплина, инициативность и ответственность, высокая нравственность и трудолюбие;
приобщение учащихся к исследовательской и проектной творческой деятельности на основе историко-краеведческого материала; овладение основами журналистики и социального анализа;
развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма на основе краеведения.
Решение задач, организация деятельности объединения осуществляется с позиции деятельностного подхода, который реализуется через современные педагогические технологии:
Обучение в сотрудничестве (технология КУЗ)
Метод проектов
Учебное исследование
Музейная педагогика
Разноуровневое обучение
Возраст участников 14 – 18 лет
Итогом деятельности являются следующие результаты:
Участие во «Всероссийской Вахте Памяти» в Новгородской области (весна, лето) – поднятие и захоронение останков солдат, оставленных на полях боев во время Великой Отечественной войны. Изучение исторических событий войны, выявление забытых и неучтенных захоронений погибших воинов, расстрелянных мирных граждан, установление имен и судеб, поиск родственников погибших.
Ухаживание за могилами, обелисками, памятными знаками.
Исследовательская работа в Подольском архиве Министерства обороны Российской Федерации.
Участие в создании Книги Памяти Красноярского края.
Составление летописи поискового движения России.
Сбор и оформление исторической информации.
Поиск семей и поддерживание отношений с ними.
Проведение поисковых работ на территории Красноярского края.
Передача информации в государственные музеи Красноярского края.
Просветительская работа – проведение встреч, мероприятий по материалам поисковой работы на основе созданных выставок, презентаций.
Календарно – тематическое планирование:
№ п\п
| Срок выпол-нения
| Направление деятельности
| При-ложение
| 1.
| Сентябрь
| История поискового движения (4 часа)
Поисковое движение в России на современном этапе. Региональные и межрегиональные поисковые объединения. Значение поискового движения. Проблемы поискового движения. Особенности и условия поисковой работы. Отрядные и личные дневники
|
| 2.
| Сентябрь – октябрь
| Карта Великой Отечественной войны
(8 часов)
Фронтовые, прифронтовые тыловые и оккупированные зоны. Исторические сражения на территории СССР – Смоленское сражение, битва за Москву, Сталинградская битва и другие. Величайшие трагедии войны: Вяземский котел 1941 г., Демьянская операция 1942 г., оборона Ленинграда (Мясной бор), Ржев. Участие в боевых действиях сибирских соединений, сформированных на территории Красноярского края.
|
| 3.
| Октябрь – ноябрь
| Великая Отечественная война на территории Новгородской области (4 часа) Хронология событий 1941-44 гг. Действия Северо-западного фронта. Партизанские отряды и подпольные организации. Концентрационные и фильтровочные лагеря на территории области. Сожженные деревни и населенные пункты.
|
| 4.
| Сентябрь. В течение года
| Работа с документами (3 часа)
Методика работы с документами. Архивы России – адреса и сайты. Поиск обоснования проведения поисковых работ. Работа с дневниками поисковиков школы.
| Прило-жение 43
| 5.
|
| Методика проведения поисковых работ (6 часов)
Особенности поиска на местности. Осуществление и полное вскрытие захоронения. Основные требования к проведению эксгумационных работ. Работа с металлоискателем: устройство, освоение навыков практической работы.
| Приложение 5-22
| 6.
|
| Документация в поисковом отряде (4 часа) Акты, протоколы эксгумаций. Акты проведения захоронений и перезахоронений. Ежедневные отчеты. Листы опроса местного населения. Паспортизация населенных пунктов.
| Приложение 23 - 30
| 7.
|
| Классификация захоронений
(2 часа)
Санитарные, воинские, мемориальные, временные захоронения, незахороненные останки
| Приложение 12
| 8.
| Март
| Работа с медальонам (4 часа) Виды медальонов, порядок регистрации и хранения медальонов. Правила обращения с медальонами при раскопках. Розыск родных без вести пропавших, чьи имена восстановлены по медальонам. Работа с архивами, адресными бюро, сельсоветами. Увековечение памяти погибших, взаимодействие с редакциями Книг Памяти.
| Приложение 1 - 5
| 9.
| В течение года
| Музейное дело (40 часов) Общественные музеи и их значение. Документация, необходимая при деятельности общественного музея. Хранение, учет и инвентаризация экспонатов музея. Создание экспозиций «Боевой путь 365 стрелкового полка», «Трасса АЛСИБ. Трагедия на станции Крючково», «Выпуск 41-го», «История школы» Умения и навыки будущих экскурсоводов и экспозиционистов.
|
| 10.
| В течение года
| Взаимодействие поискового отряда с государственными и общественными учреждениями и организациями (20 часов)
Подольский архив Министерства обороны Российской Федерации. Красноярский краевой архив. Красноярский краевой исторический музей. Музей и поисковый отряд МОУ СОШ №19 г. Красноярска.
Музеей и поисковый отряд МОУ СОШ №2 пос. Козулька, Красноярского края. Поисковый отряд «Рубин» Старорусского района Новгородской области. Красноярский Краевой Совет ветеранов. Редакция Книги Памяти.
Красноярский краевой детско-юношеский центр «Центр туризма и краеведения».
| Приложение 43
| 11.
| Сентябрь. Март.
| Туристские - спортивные навыки (20 часов) Школа выживания. Туристские навыки в поиске. Спортивное ориентирование. Ориентирование на местности – компас, карта, природа и народные приметы. Оказание первой помощи. Народная медицина
| Приложение 33 – 39, 40
| 12.
| В течение года
| Техника безопасности (15 часов) Меры безопасности при работе с взрывоопасными предметами. Санитарные нормы при эксгумации останков. Противопожарная безопасность. Оказание первой помощи при травмах
| Приложение 31.1 - 32
| 13.
| В течение года
| Полевая практика:
Многодневные туристические походы, экспедиции. Одно - трехдневные поисковые экспедиции на территории Красноярского края. Участие во «Всероссийской Вахте Памяти» в Новгородской области (весна, лето). Уход за братскими могилами, воинскими захоронениями. Оказание помощь ветеранам войны.
| Приложение 33 – 39, 42
Видео
| 14.
| В течение года.
| Творческая деятельность:
Исследовательская работа: Работа над Краевой Книгой Памяти. «Моя семья в истории моего города». «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой». «Край без окраин». «Мой любимый город».
«Город, люди и судьбы» о выдающихся людях г. Красноярска.
«Оглянись, их осталось так мало» о ветеранах ВОВ. «Места боев, неучтенные захоронения 1941 – 1944 гг. в окрестностях города Старая Русса». Выставочная работа:
«День рождение моей улицы» улица имени герою Советского Союза И.А. Борисевича. «Семейная реликвия».
«Битва за Москву».
«Прорыв блокады Ленинграда». «Великая Победа».
«Моя малая Родина».
Работа над проектами: «Город, люди и судьбы» о выдающихся людях города Красноярска. «Моя семья в истории моего города». «Мой любимый город».
«Оглянись, их осталось так мало» о ветеранах ВОВ. Акции «65 дней до Победы» к 65-летию Победы в ВОВ.
| Приложение 42
Видео
| 15.
| В течение года.
| Участие в краевых, городские и районные мероприятия: Районная игра-квест, посвященная красноярцам Героям Советского союза.
День Сибири. Краевой конкурс «На лучшее знание государственной символики России». Городской фестиваль школьных музеев Мероприятия «Битва под Москвой» Красноярский культурно-исторический музейный центр. Краевой фестиваль школьных музеев. Участие в районной демонстрации, митинге у памятника погибшим 9 мая, возложение цветов. Участие в краевых мероприятиях 9 мая с проносом Знамени 365 стрелкового полка, митинге у вечного огня, возложение цветов
| Приложение 42, 46
|
В основу данного пособия легли материалы собранные и применяемые на практике в течение всего периода поисковой деятельности нашего отряда. На сегодняшний день существует несколько пособий, рекомендаций по поисковой работе, но, к сожалению, они не отвечают на все вопросы, которые встают перед поисковиком, на месте в поиске. Эта работа не попытка просто «содрать» материалы Интернета, а сборник материалов, которые лежат в основе нашей деятельности на протяжении последних 19 лет. Некоторые материалы взяты и используются без изменений и дополнений:
Взрывоопасные предметы фронтовых полей России. Составители: В.К. Щербанов.
Документация «Поисковой экспедиции "Долина" памяти Н.И. Орлова».
За период существования нашего отряда в поисковой экспедиции участвовало 180 ребят, которые не теряют связь с отрядом, делятся опытом, принимают участие в мероприятиях, помогают ребятам стать настоящими поисковиками, патриотами, гражданами своей страны. Именно они являются золотой молодежью – будущее нашей страны, и это не та «золотая молодежь» присыпанная кабинетной пылью, мелькающая на телевидении, а молодежь, осыпанная золотом – грязью новгородских и подмосковных болот, землей, которая хранит останки и память десятков тысяч погибших, не похороненных, пропавших без вести солдат.
|