Материалы VI всероссийских Макаренковских чтений


НазваниеМатериалы VI всероссийских Макаренковских чтений
страница1/9
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Красноярский краевой институт повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования


Индивидуальное и коллективное
в педагогике А.С. Макаренко



Материалы VI Всероссийских Макаренковских чтений

17–18 марта 2016 года

Красноярск – Канск
ББК 74.200+74.66

УДК 376

В 77

Рецензенты

А.Д. Назаров – кандидат юридических наук, доцент, зав кафедрой уголовного процесса Юридического института Сибирского Федерального университета

Н.Ф. Яковлева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и управления образованием Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

В 77 Индивидуальное и коллективное в педагогике А.С. Макаренко: материалы VI Всероссийских Макаренковских чтений, Красноярск, 17–18 марта 2016 г. / отв. ред. М.В. Минова – Красноярск, 2017. – 144 с.

ББК 74.200+74.66

В сборнике представлены материалы пленарных и секционных докладов, заявленых на VI Всероссийских Макаренковских чтениях. Инициатива проведения чтений в 2006 г. принадлежала школе воспитательной колонии для несовершеннолетних правонарушителей (директор школы Карапчук В.А.) и была поддержана Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (зав. лабораторией Минова М.В.), Юридическим институтом СФУ (зав. кафедрой Назаров А.Д.), Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева (доцент Яковлева Н.Ф.). С тех пор мероприятие стало традиционным и собирает участников самых разных специальностей: учителей, социальных педагогов, воспитателей детских домов и воспитательных колоний, преподавателей вузов, студентов, работников системы ИН, юристов.

Издание предназначено всем специалистам, которые в своей работе опираются на технологию и методологию педагогической системы А.С. Макаренко.

Печатается по решению редакционно-издательского совета
Красноярского краевого института повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования

ISBN 978-5-9979-0108-0

© Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2017
СОДЕРЖАНИЕ


МАНИФЕСТ VI ВСЕРОССИЙСКИХ
МАКАРЕНКОВСКИХ ЧТЕНИЙ
В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ


Мы, участники VI Всероссийских Макаренковских чтений в Красноярском крае, в рамках секции «О создании Общероссийской государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"», согласно Указу Президента от 29 октября 2015 г., собрались в Краевом дворце пионеров, чтобы обменяться идеями о том, какой должна быть эта организация в современных условиях сегодняшней России.

Естественно, что мы не смогли рассмотреть все аспекты вновь зарождающейся новой организации, остановились только на содержании, методах и принципах работы. Мы попытались, опираясь на отечественные советские и современные психолого-педагогические исследования и практику, смоделировать в общих чертах её основы.

Мы предлагаем педагогическому сообществу, бизнесу, общественным организациям, родителям осознать и понять, что любой малыш, школьник, подросток – это или наша надежда и опора, или скрытая «бомба», несущая в себе агрессию. Уже сегодня по состоянию детства смело можно судить о физическом и нравственном здоровье общества в целом и будущем нашего государства. В этом смысле наше общество тяжело больно. Мы постыдно лидируем среди большинства стран мира по детской преступности, смертности; число беспризорников превышает показатель трудных послевоенных лет. Показатели пьянства, наркомании, самоубийств зашкаливают.

Создание государственной общественной детско-юношеской организации стало просто необходимым обстоятельством, поскольку только в общественно-полезной коллективной деятельности, которая характерна для такой структуры, формируется активная, нравственно-позитивная личность ребенка. Другого пути наука не придумала. Надо признаться, что прекращение деятельности пионерской и комсомольской организаций было глубокой ошибкой.

Педагогической и организационной основой становления «Российского движения школьников», на наш взгляд, могла бы стать известная концепция педагогов-новаторов под названием «Педагогика сотрудничества». Основными принципами педагогики сотрудничества являются гуманные, дружественные отношения между учителями, родителями, учениками; коллективное творческое воспитание; творческий производительный труд; творческое самоуправление; индивидуальный и коллективный анализ. Все эти принципы были теоретически обоснованы и практически использованы педагогическим гением двадцатого века Антоном Семеновичем Макаренко и блестяще описаны в его «Педагогической поэме» и других трудах.

В 60–70 годы эти принципы были обновлены тремя другими выдающимися учеными: В.А. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили и И.П. Ивановым, которые разработали свои методики организации и становления детского коллектива и личности ребенка.

И, наконец, в 80–90 годы педагоги-новаторы-экспериментаторы С. Лысенкова, Ш. Амонашвили, Ф. Шаталов, В. Караковский, Е. Ильин, супруги Е. Никитина и Б. Никитин при активном участии журналистов В. Матвеева и С. Соловейчика, собравшись в Переделкино 18 октября 1986 года, обобщили свой творческий педагогический опыт, учитывая решение главных задач: чему учить, как учить и как воспитать духовно-нравственную личность. У них всё получилось, поскольку они сумели услышать не только друг друга, но и Детство, его вечные и новые струны, его нежность и хрупкость, и главное, необходимость быть полезными друг другу. Так родилась третья «Педагогика сотрудничества».

Сегодня мы выполняем свою педагогическую миссию. Нам нужно из всего замечательного предшествующего опыта, исходя из реалий сегодняшнего дня, создать, условно говоря, обновленную четвертую «Педагогику сотрудничества». При этом мы должны учитывать следующее.

Первое. Изменение политического строя в стране, при котором мир и детская среда сильно изменились. Главной ценностью большинства людей стали деньги.

Второе. Появилась пропасть между детьми богатых и бедных родителей, между сильными, здоровыми и слабыми, больными.

Третье. Появилось недоверие между приверженцами разных конфессий, что способствует разладу в дружбе детей разных национальностей, деля их на «своих» и «чужих».

Четвертое. В самом детском сообществе нарастает агрессия, переносится в семью, затрудняет диалог взрослых с детьми. К сожалению, этому способствуют средства массовой информации и разнообразные сайты в сети интернет. Компьютер порой заменяет подростку всё и всех.

Пятое. Школа перестала быть центром воспитательного процесса. Цели воспитания не определены даже в Законе об образовании. Хотя определенную роль в развитии способностей, интересов детей, их гражданского становления играют различные центры дополнительного образования.

Так, в Красноярском крае почти 20 лет действует региональное общественное движение «Краевой школьный парламент», которое имеет свои представительства в муниципальных образованиях либо партнерские отношения с ними. Все организации, входящие в движение, объединены совместной целью, интересами, ценностными ориентирами. При поддержке министерства образования Красноярского края ежегодно проходят сессии Краевого школьного парламента.

Нами, организаторами Макаренковского форума и Краевым дворцом пионеров, были созданы пять проектных групп разных возрастов для обсуждения методом мозгового штурма некоторых вопросов новой организации. Предложено было обсудить:

  • функцию новой организации «Российское движение школьников» в системе образовательных и общественных институтов страны;

  • цели и задачи организации;

  • содержание работы организации с учетом возрастных особенностей детей;

  • формы и методы работы;

  • возможное название организации, ритуалы, символику.

  1. После обсуждения мы, участники Макаренковского форума, единогласно пришли к выводу о необходимости объединения детей и юношества нашей страны на добровольном начале для привлечения их к участию в жизни и строительстве новой России, и воспитанию у них гражданских и морально-нравственных качеств.

  2. Мы предлагаем Федеральному агентству по делам молодежи срочно создать Всероссийский научно-практический центр для организации помощи в становлении «Российского движения школьников».

  3. Мы обращаемся к Министерствам образования России и края с предложением пересмотреть все Законодательные акты, касающиеся трудового воспитания школьников. Труд – основа личности любого человека. Его нельзя ничем заменить. Необходимо пересмотреть все запретительные постановления и вернуть труд в школы и общественные организации.

  4. Мы поддерживаем предложение Красноярской Макаренковской Ассоциации об использовании трудов А.С. Макаренко, «Педагогики сотрудничества» и КТД И.П. Иванова. На наш взгляд, коммунарская методика Игоря Петровича Иванова создает пространство и условия для становления и развития новой общественной организации «Российское движение школьников», поскольку там формируется особый гуманный строй жизни, особый способ восхождения к идеалам свободы и демократии. Основной педагогический результат применения методики – развитие гражданского самосознания и способность к социальному творчеству.

  5. Мы также предлагаем изучить опыт работы пионерской дружины имени Г.К. Жукова лицея № 12 города Красноярска, Краевого дворца пионеров и Красноярской Макаренковской Ассоциации. Связь времен и поколений не должна прерываться. Она должна обновляться и двигаться вперед.

Мы понимаем, что предстоит большая работа, и тут одними рекомендациями не обойтись. «Педагогика сотрудничества» – не последняя инстанция педагогической мысли, она тоже нуждается в развитии. Сейчас настал такой момент истины: рождение новой детско-юношеской организации, которой потребуются новые знания. Нам кажется, что нужно отказаться от опасной идеи «воспитания нового человека». На наш взгляд, надо пропагандировать не идеал человека с какими-то качествами, а образ жизни, приближающийся к идеалу свободного развития каждой личности с гуманистическими наклонностями. И пусть в этом направлении родятся новые величайшие идеи – и всё во благо ребенка.

И мы, все участники Макаренковского форума, призываем руководителей всех рангов страны, депутатов, работников образования, родителей, журналистов и всех граждан принять активное участие и содействие в воспитании нашего будущего – прекрасных детей России!

И как всегда, главное наше слово к учителю, ко всем, кто учит детей разумному, доброму, светлому. Без тебя, Учитель, не может родиться никакая общественная детская организация. Отдавая сердце детям, строя свои отношения с детьми на основе сотрудничества и сотворчества, ты привлечешь их к коллективной деятельности во благо нашего Отечества.
ОТКРЫТИЕ

Приветствие на пленарной части
VI Макаренковских чтений

Анохина Н.В.

Добрый день, уважаемые коллеги, участники научно-практической конференции! От имени министерства образования Красноярского края, от себя лично разрешите поприветствовать вас на VI Всероссийских Макаренковских чтениях! Среди гостей и участников конференции:

Кушнир Алексей Михайлович, главный редактор журнала «Народное образование»,

Данилин Евгений Михайлович, ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России.

Антон Семенович Макаренко (г.р. 1888), согласно позиции ЮНЕСКО (1988), отнесён к педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в ХХ веке.

В начале 20-х годов прошлого века, в условиях разрухи, ставшей последствием революционных потрясений и гражданской войны в России, по поручению Полтавского Губернского народного образования А.С. Макаренко создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы. С этой трудовой колонии началось практическое воплощение разработанной Макаренко воспитательно-педагогической системы.

Приведу несколько постулатов, свидетельствующих об актуальности педагогической системы Макаренко и сегодня:

  • «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

  • «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

  • «Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

Я искренне рада, что в зале находятся ученые, практики, работающие с различными категориями детей, – люди неравнодушные, которые интересуются непростыми вопросами воспитания и с этой деятельностью связывают определенные профессиональные интересы и надежды.

Неслучайно эта ежегодная конференция уже в 6-й раз проводится в Красноярском крае. Наследие А.С. Макаренко мы используем как инструмент изменения практики образования достаточно давно. Так, в апреле 1995 года в крае был оформлен краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий. Одной из содержательных идей комплекса была организация детского самоуправления
как в самом комплексе, так и в школах – экспериментальных площадках на основе системы самоуправления А.С. Макаренко. Эти идеи воплощаются в Канской воспитательной колонии, кадетских корпусах края.

Многие идеи А.С. Макаренко, например, о воспитании в коллективе и через коллектив, о значении игры в воспитании, о семейном воспитании, о воспитании через включение в производственную деятельность мы стараемся сейчас переосмыслить. Так, Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания – самое непременное условие успешной педагогической деятельности. А ведь именно этот принцип сегодня является одним из ключевых при реализации новых ФГОС.

Особо актуальными сегодня стали вопросы трудового воспитания детей и подростков, формирования у них потребности в общественно-полезной деятельности. Система Макаренко позволяет найти многие решения при реализации приоритетных направлений развития системы образования края, в том числе по интеграции общего и профессионального образования края, ранней профилизации школы в части организации профессиональных проб школьников, обеспечения занятости подростков, находящихся в СОП, ТЖС, состоящих на учете органов профилактики.

Тема сегодняшних чтений «Индивидуальное и коллективное в педагогике А.С. Макаренко» выбрана нами неслучайно. Мы начали ее обсуждать еще в январе в рамках Всероссийской конференции «Современная дидактика и качество образования», сегодня обсуждаем на Макаренковских чтениях, а завершим в апреле на Всероссийской конференции «Практики развития». Нам важно рассмотреть ее с различных позиций: дидактики, теории и практики воспитания, психологии.

Эта тема имеет особую важность, так как Президент РФ Владимир Путин своим Указом от 29 октября 2015 г. № 536 постановил создать Общероссийскую общественно-государственную детско-юношескую организацию «Российское движение школьников». Цель данной организации обозначена как совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, а также содействие формированию личности на основе системы ценностей, присущих российскому обществу. В рамках сегодняшнего мероприятия эта тема спланирована к обсуждению, и я надеюсь, что удастся получить интересные предложения по ее реализации в практике образования.

Позвольте пожелать нам всем плодотворной работы. Думаю, что результаты конференции будут работать не только на благо Красноярского образования, но и на благо образования в целом.

Приветствие на пленарной части
VI Макаренковских чтений

Мирошникова И.Ю.

Уважаемые участники конференции! Хочу вас поприветствовать и поблагодарить за приглашение к участию в VI Макаренковских чтениях.

Признаюсь честно, что А.С. Макаренко не как писателя, а как педагога мне впервые открыли наши педагоги-практики, занимающиеся проблемами воспитания и перевоспитания ребят, Валентина Васильевна Бибикова и Валентина Анатольевна Карапчук. Для меня самым большим открытием и парадоксом стало вот что: сама технология жесткого коллективного воспитания ведь опиралась на советскую идеологию. Труды Макаренко написаны во времена господства жесткой идеологии. Но при этом его произведения свободны от идеологии. Его педагогические подходы основаны на общечеловеческих ценностях: на любви, доверии, чуткости, взаимопонимании. Именно это делает его произведения классикой, несмотря на смену общественного строя.

Сегодня ваша заслуга в том, что эти педагогические наработки вы адаптируете и используете.

Это очень сложно, потому что сиротство стало другим. У нас ребятишки со статусом «оставшиеся без попечения родителей» к своим 10–12 годам уже имеют свой собственный негативный семейный опыт. В результате, становясь взрослыми людьми, они сами тиражируют сиротство. И бросают своих детей, как и их когда-то бросили. При этом среди воспитанников детских домов и домов-интернатов 100 процентов детей имеют родственников, 83 процента детей имеют родителей. Согласно статистике только 10 процентов детей – выпускников детских домов устраиваются в жизни.

Как с этим работать? Это вопрос не только технологий, но и вопрос организации работы, организации опекунской системы. В этой части у нас в крае есть проблемы. Задавать тон этой работы должна исполнительная власть, как этого требует федеральное законодательство, а не муниципалитеты. Именно на краевом уровне мы обязаны выдвигать единые требования к качеству работы и профессионализму сотрудников. Только тогда мы сможем существенно повлиять на ситуацию с сиротством, а пока численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашем регионе держится на уровне 16 тысяч уже несколько лет.

Хочу пожелать вам плодотворной работы и успешной реализации проектов на практике.
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Воспитание и воспитатели

Бибикова В.В.

В отношении макаренковского наследия в педагогической среде сложились некоторые предубеждения. Выделим лишь несколько.

  • Педагогическое наследие А.С. Макаренко может быть востребовано в закрытых учебных заведениях – колониях для несовершеннолетних.

  • Макаренко не писал о школе, поэтому его педагогические находки могут использоваться узким кругом специалистов.

  • В последние годы работы в колонии имени Ф.Э. Дзержинского не было воспитателей, поэтому Макаренко не придавал значения их роли в организации воспитательного процесса.

  • Книги Макаренко интересны только узкому слою специалистов-макаренковедов.

Попробуем рассмотреть эти устойчивые возражения в отношении педагогики Макаренко.

Во-первых, Макаренко работал в открытых воспитательных учреждениях, так как по Декларации о социальном воспитании Украины колонии для беспризорных и правонарушителей в возрасте до 18 лет находились в ведении Наркомпроса Украины, в них не было заборов, решёток, охраны.

Во-вторых, Макаренко много писал о значении школы, обычной общеобразовательной школы, и считал, что именно среднее образование является одним из главных факторов профилактики правонарушений. «Я скоро пришёл к убеждению, что в системе трудовых колоний школа является могучим воспитательным средством. В последние годы я подвергался гонениям за этот принцип утверждения школы, как воспитательного средства. За последние годы я опирался на полную школу-десятилетку, и твёрдо убеждён, что перевоспитание настоящее, полное воспитание, гарантирующее от рецидивов, возможно только при полной средней школе» [2, с. 242].

В-третьих, он немало писал о воспитателях и придавал им ключевое значение в организации воспитательной среды. Действительно, коммуна имени Дзержинского с октября 1930 года обходилась без воспитателей. Но сам Макаренко не ставил себе это в заслугу и не говорил, что это была спланированная акция. Он объяснял это решение тем, что часть времени воспитанники проводили на заводе, где были мастера, в школе же с ними работали учителя. В колонии было развито самоуправление, которое регулировало всю внешкольную работу. При этом Макаренко признавал, что ребятам не хватало общения со взрослыми, и принимал меры по расширению взаимодействия воспитанников со школьными учителями.

В-четвёртых, книги Макаренко имеют громадное влияние на молодёжь, выбор ими жизненного кредо. В 2012 году на Международном экономическом форуме в Сочи влиятельный американский специалист по менеджменту Адизес сказал, что на выбор его жизненного кредо повлияли две книги: книга А. Гайдара «Тимур и его команда», которую он прочитал в 10-летнем возрасте, и «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко, которую он знает почти наизусть.

Макаренко был диалектиком и видел широкие возможности для поисков будущих педагогов. Он постоянно спорил со своими современниками о путях и методах работы с детьми. В 1935 году после издания 3 части «Педагогической поэмы» он писал: «Невзирая на надуманность "педагогической теории", делалось педагогическое дело. Силами самого воздуха нашего общества. Ибо что такое педагогическая теория? Это формулировка стремлений, напряжений, принципов и взглядов, которые существуют в области требований к личности (проблемы морали, личности и коллектива, дисциплины и т.д.)» [3, с. 81]. Что служило основой для отстаивания им своих подходов, подпиткой к отстаиванию своих позиций? Он называл эту основу «здравым смыслом». «Среди теоретических, "дедуктивных" положений, направляющих педагогическое творчество, необходимо иметь в виду и то, что заложено в накопленном веками социальном и культурном опыте, концентрируемом в так называемом здравом смысле» [1, с. 56]. Что же касалось педагогических теорий, созданных его современниками, он, не стесняясь, писал: «Я всегда честно старался разобраться в теории, но с первых строчек у меня немедленно разжижались мозги, и я не знал даже, как квалифицировать всю эту теорию» [4]. Он иронически называл методы и приёмы, рекомендованные некоторыми учёными, но не опробованные в эксперименте и на практике, «этическим фетишизмом». Между тем, наша школа с 90-х годов сидит как раз на удочке преобразований, которые не приносят ощутимых позитивных результатов, но преподносятся как последние достижения науки. Он был убеждён, что «воспитательное средство может быть выведено только из опыта (и проверено, и утверждено положениями таких наук, как психология, биология и др.)» [2, с. 242]. Зачастую же нам предлагают схемы, рождённые кабинетными умами.

Все работы Макаренко пронизаны оптимизмом, верой в человека и его возможности. Он не отрывал образовательные учреждения от окружающих процессов: «Мы обязаны воспитывать такого человека, который нашему обществу нужен» [1, с. 42]. Мы, сидящие в этом зале, наверное, также не раз задавали себе вопрос: какой человек нам нужен? Задавал Макаренко этот вопрос и себе, но при этом и отвечал: «Откуда же может вытекать цель воспитательной работы? Конечно, она вытекает их наших общественных нужд» [2, с. 243]. «Мы не можем просто воспитывать человека, мы не имеем права проводить работу воспитания, не ставя перед собой определённую политическую цель. Работа воспитателя, не вооружённая ясной, развёрнутой, детально известной целью, будет работой аполитичного воспитания» [2, с. 242].

«Цели воспитательного процесса должны всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем в отдельности. Они должны составлять основной фон педагогической работы, и без ощущения развёрнутой цели никакая воспитательная деятельность невозможна. Эти цели должны выражаться в проектируемых качествах личности, в картинах характеров и в тех линиях развития их, которые определённо намечаются для каждого отдельного человека» [2, с. 235].

Актуально звучат его слова: «Кем, как и когда могут быть установлены цели воспитания и что такое цели воспитания? Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причём в понятие характера я вкладываю всё содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убеждённости, и политическое воспитание, и знания. Подходя к программе личности, я встретился с таким вопросом: что – эта программа личности должна быть одинакова для всех? Что же, я должен вгонять каждую индивидуальность в единую программу, в стандарт, и этого стандарта добиваться? Тогда я должен пожертвовать индивидуальной прелестью, своеобразием, особой красотой личности. Я увидел в своей воспитательной работе, что да, должна быть и общая программа, "стандартная", и индивидуальный корректив к ней. Для меня не возникал вопрос: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком или я должен воспитать труса? Тут я допускал "стандарт", что каждый должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым, патриотом. Но как поступать, когда подходишь к таким нежным отделам личности, как талант? Вот иногда по отношению к таланту, когда стоишь перед ним, приходится переживать чрезвычайные сомнения» [2, с. 245]. И он откровенно писал: «Вопрос для меня не решённый. Но я глубоко убеждён, что перед каждым педагогом такой вопрос будет вставать – имеет ли право педагог вмешиваться в движение характера и направлять туда, куда надо, или он должен пассивно следовать за этим характером? Я считаю, что вопрос должен быть решён так: имеет право. Но как это сделать? В каждом отдельном случае это нужно решать индивидуально, потому что одно дело иметь право, а другое дело – уметь это сделать» [2, с. 245]. Мы видим, что он не даёт категорических ответов, потому что человек – это не машина, не деталь к ней, которую нужно выточить по заданным стандартам в чертежах. Работая постоянно с детьми, он видит меняющийся поток детей, приходящих в колонию. В 30-е годы всё больше в колонии детей из семей, а не с улицы. «Нормальные дети или дети, приведённые в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики» [4, с. 114].

В 1935 году Макаренко пишет письмо Шелехесу, ответственному работнику СНК Украины, о природе беспризорности, необходимости анализа изменений, происходящих в этой среде. Думаю, что знакомство с этим письмом полезно не только работникам детских домов, но и всем педагогам, управленцам. Он говорит о том, что на смену беспризорника 20-х годов пришёл другой несовершеннолетний – «это не продукт классового распада, это прежде всего ребёнок, потерявший семью». Он анализирует этого ребёнка и предлагает скорректировать всю политику в отношении воспитания. «Мы ничего не жалеем, отдаём на беспризорных огромные деньги, но за разными делами забываем проверить, как истрачены эти деньги и что получается». Вот это «что получается» и сегодня стоит как важнейшая проблема. Очень советую познакомиться с этим письмом, потому что мы как не изучали общество, в котором живём, о чём говорил Ю.В. Андропов, так и не изучаем детей, с которыми работаем, опираясь на некоторые общепринятые, но устаревшие клише [6, с. 182].

Макаренко не был идеалистом и не переоценивал роли школы, колонии в воспитании: «Детское учреждение руководит ростом человека на очень ограниченном отрезке времени» [1, с. 42]. «Человек воспитывается целым обществом. Все события в обществе, его работа, движение вперёд, его быт, успехи и неудачи – воспитательные факторы» [1, с. 41]. И в самом деле, каждый ребёнок понимает, что его поведение должно отличаться в кадетском корпусе от поведения в обычной школе, и требования к его поведению в колонии ограничивает уровень его свободы по сравнению с ночным клубом.

Он всегда был нацелен на результат: «Наше воспитание должно быть удачным» [1, с. 42]. К сожалению, воспитать ребёнка без проблем не получается, но мы, как ни странно, находимся в плену популярных именно в 20-30 годы объяснений причин происходящих сбоев, ища их в наследственности и социальной среде. Как легко объяснить: «у него и папа такой», «виновата улица», «чего можно ожидать при таких передачах по телевидению» и т.д. И возникает вопрос: а где роль целенаправленного повседневного воспитания? Конечно, воспитание воспитанию рознь. И А.С. Макаренко был постоянным свидетелем последствий определённых воспитательных «усилий». К примеру, при приезде в Куряж его встретило, как он пишет, «безразличие, которое является единственной защитной позой каждого беспризорного против педагогических пасьянсов наробраза. Тупое безразличие было продуктом длительного воспитательного процесса и в известной мере доказывает великое могущество педагогики» [9, с. 88]. Можно, конечно, и так воспитывать, урабатываясь, как говорится, до поту, но результат?

Недавно по каналу «Союз» была передача о свободе. И очень любопытное толкование свободы было дано православным священником. Он отрицал, что свобода – это просто выбор. То есть когда человек стоит на развилке – направо, налево или прямо пойти. Так вот он высказал суждение, что свобода определяется не в тот момент, когда нужно сделать шаг в ту или иную сторону, а гораздо раньше – сложившимся мировоззрением.

Настоящим вызовом для учителей, воспитателей звучат слова Макаренко: «Советская педагогика … обязана далеко вперёд проектировать качества нового типичного советского человека, должна даже обгонять общество в его человеческом творчестве» [2, с. 235]. Пусть никого не смущают слова «советская», «советский». Эта целевая установка на подготовку выпускника, готового к преобразованиям, ко многому обязывает работников образовательных учреждений и сегодня. Она приводит к выводу, что
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Материалы VI всероссийских Макаренковских чтений iconПрокуратура россии вчера, сегодня, завтра материалы XV международных Конивских чтений
России: вчера, сегодня, завтра: [Текст] : материалы XV международных Конивских чтений (Владивосток, 2 марта 2016 г.) / под общ ред...

Материалы VI всероссийских Макаренковских чтений iconМатериалы
Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Материалы IV международных Березинских чтений. Вып....

Материалы VI всероссийских Макаренковских чтений iconСоциальная онтология россии
С 692 Социальная онтология России: сборник научных статей по докладам XI всероссийских Копыловских чтений / Под ред. В. В. Крюкова,...

Материалы VI всероссийских Макаренковских чтений iconКраеведческие чтения «наш район старинный красный перекоп» материалы чтений (избранное)
Страницы биографии Ольги Ивановны Нечаевой Основательницы образования и воспитания в Ярославском крае. Связь О. И. Нечаевой с Красноперекопским...

Материалы VI всероссийских Макаренковских чтений iconОбразец текста приказа по общеобразовательной организации
О проведении апробации Всероссийских проверочных работ, приказа департамента образования Администрации города Архангельска от 22....

Материалы VI всероссийских Макаренковских чтений iconТезисы участников XXI кондратьевских чтений Москва, 19 ноября 2013...
Кондратьевские чтения «Мировая экономика ближайшего будущего: откуда ждать инновационного рывка?», тезисы участников Чтений. М.:...

Материалы VI всероссийских Макаренковских чтений iconТезисы участников XXI кондратьевских чтений Москва, 19 ноября 2013...
Кондратьевские чтения «Мировая экономика ближайшего будущего: откуда ждать инновационного рывка?», тезисы участников Чтений. М.:...

Материалы VI всероссийских Макаренковских чтений iconО проведении всероссийских спортивных соревнований школьников «президентские...

Материалы VI всероссийских Макаренковских чтений iconПримерный текст приказа по образовательной организации
В рамках проведения Всероссийских проверочных работ (далее впр) на основании приказа

Материалы VI всероссийских Макаренковских чтений iconПоложение о Всероссийских конкурсах центра «Мои таланты» Организатор конкурсов
Цель конкурса: выявление, поддержка и поощрение талантливых педагогических работников, дошкольников, школьников, родителей

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск