Культурные и духовно-нравственные ориентиры России. 1992-2009 гг


НазваниеКультурные и духовно-нравственные ориентиры России. 1992-2009 гг
страница1/8
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Культурные и духовно-нравственные ориентиры

России. 1992-2009 гг.

§ 1. Культурно-духовное пространство России, ее культурный

облик в постиндустриальном обществе

Вступление России в эпоху либеральных реформ характеризуется

глубочайшим потрясением культурной и духовно-нравственной сфер общественной жизни. Исчезла централизованная система управления и единая, жестко проводимая сверху, политика в этой сфере. Конституция РФ признает «идеологическое многообразие»: «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Серьезно повлияло на состояние дел в культуре резкое сокращение государственного финансирования. Культурно-духовное пространство и культурный облик нового российского общества формировались в процессе разрушения советского культурно-духовного пространства. Этот процесс обусловлен вхождением России в постиндустриальное общество. В 2006 г. в Санкт-Петербурге на Первом Российском культурологическом конгрессе отмечена тенденция к созданию глобалъно-информационного общества,определению условий, которые соответствуют интересам людей планеты, а не только

«золотого миллиарда», с помощью возможностей глобальной культуры двигаться к этой цели. Ресурсы заключены в экологическом понимании современной социальной сети. Данная система представляет собой систему сетевого характера. Каждый элемент сети создается всеми другими элементами и выражает ее содержание. Вся система может быть понята только при адекватном понимании ее базовых элементов в их единстве. Культурологический подход к социальной сети информационного

общества заключается в двух главных позициях:

- глобальная сеть организации социокультурного воспроизводства должна

основываться на одних и тех же моделях;

- человек по своим параметрам не может не соответствовать свойствам сети.

Россиянам необходимо было решить три задачи:

1) освоить новые связи, функции и отношения, характерные для информации

(итого общества;

2) идентифицировать себя в мировой истории;

3) выработать национальную идею (объединяющую общество цель).

Первая задача решалась путем использования культурологических теорий и

технологий, демонополизации __________методологических подходов. Две остальные задачи решались снятием запретов, разрушением советской системы духовных ценностей, традиций и норм.

Сложность задач затрудняет выделение четких временных рамок решения

каждой. Поиски решения первой задачи приходятся преимущественно на первый этап (1992-2000 гг.). Вторая и третья задачи на втором этапе (2000-2009 гг.) решались более целеустремленно и целенаправленно. Уделялось больше внимания формулированию государственных интересов в сфере культуры. Многие исторические задачи приходилось решать политическими средствами. В 1992-2000 гг. процесс свелся к тому, что функции культуры и власти в реальности переставали совпадать. Культура перестала пониматься как опора власти и как средство сохранения самой власти. Этому способствовало исчезновение запретов. Символика советской власти, выраженная в наименовании городов и сел, отвергалась населением. На карте страны вновь появились Санкт-

Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Сергиев Посад, Великий Новгород. Национальным флагом признано историческое знамя России - триколор__________. Новая российская власть активно поддерживала эти процессы. В октябре 1993 г. Была создана государственная комиссия по перезахоронению останков царской семьи. В июле 1998 г. состоялась торжественная церемония перезахоронения в Петропавловском соборе.

Процесс изменения культурного облика россиян положил начало формированию новой модели коллективной самоидентификации, роли в ней личной позиции. Этот процесс распадался на два этапа. В 1992-2000 гг. антикоммунизм часто заменял отсутствие собственной позитивной позиции. Защита национальных интересов России была риторической, забота о государстве понималась в геополитическом контексте. Но распад советской империи каждый человек переживал болезненно. Затруднялись связи с родственниками, друзьями, коллегами по работе. Переживал распад СССР и самый крупный этнос страны — русские. Они вложили огромное количество сил, принесли неисчислимые жертвы при строительстве Российской империи. Для сохранения огромной территории в советский период затрачены культурные, образовательные, интеллектуальные ресурсы. С начала 2000-х гг. пришло понимание необходимости формировать модель новой российской государственности, конкретизировать национальные интересы. В 1992-2000 гг. позитивная модель национальной самоидентификации («мы —хорошие, добрые, культурные и т. п.») стабилизировала общество и обеспечивала относительно высокий уровень толерантности. Однако существовала и негативная модель («они — плохие, злые, агрессивные и т. п.»). Негативная модель способствовала формированию ксенофобии. Элементы позитивной и негативной моделей самоидентификации сосуществовали. Они образовали сложный ценностный

комплекс массового и индивидуального сознания.

На формирование ценностного комплекса сознания действовали факторы из

разных источников. Во-первых, открытые границы обогащали личный опыт познания жизни, культуры, духовных ценностей других стран.

Во-вторых, положительному опыту узнавания «других» мешали снижение

жизненного уровня, первые коммерческие неудачи, отсутствие опыта вести такого рода личную деятельность.

В-третьих, способности и таланты большинству новых собственников было

трудно использовать. Сохранялся традиционный фактор близости к власти как к механизму доступа к привилегиям, получивший название «приятельского капитализма».

В-четвертых, миграция населения из стран СНГ, переезд из неблагополучных

регионов (Север, Дальний Восток, Чечня), отъезд за границу тех, кто воспользовался

доверчивостью обывателей.

191

В-пятых, террористические акции способствовали формированию

ксенофобских эмоций.

Все факторы способствовали сохранению остатков имперско-советской

психологии. В ней оказалась сильна тенденция к консолидации «от противного»,

перед лицом некоего врага. В первую очередь этой тенденции подвержено

малоимущее население. «Враг» приобретал выраженный этнический характер. Его

облик конкретизировали террористические акты, выделение в общей массе «лиц

кавказской национальности». Облик врага эксплуатировали СМИ, различные

политические группировки. Первые с целью достижения доходов и повышения

своего рейтинга, вторые — с надеждой заполучить голоса на выборах. На

государственном уровне проблема воспринималась весьма серьезно.

Для российской культуры и духовной жизни россиян оказалась непривычной

формирующаяся структура социальной стратификации.

Во-первых, ломалась привычная структура деления общества на рабочих,

крестьян и интеллигенцию. Общество начинало делиться на низшие, средние и

высшие классы.

Во-вторых, в основу деления закладывались новые признаки: деление общества

по доходам, бытовым условиям, психологии.

В-третьих, новые признаки вошли в противоречие с культурными архетипами и

дореволюционной русской, и советской культур. Русская культура традиционно

строилась на идеале справедливости. Советская идеология эксплуатировала идею

равенства.

В-четвертых, разрушена система политического манипулирования властью

монопольным идеологическим инструментом. Складывался сложный конгломерат

новейших, частью вульгарно понятых, идей и теорий. Он усложнял восприятие новых

правил и отношений. В массовом сознании россиян на смену идеологии марксизма-

ленинизма шли либеральные теории, на которых базировалось информационное

общество. Но серьезное воздействие оказывали и идеи православных мыслителей. В

них духовно наполненная жизнь противопоставлялась суетной деловитости как сути

предпринимательства.

В-пятых, нравственность большинства россиян не примирялась с тем, что

имущественный критерий на практике достигался не в результате таланта,

способностей, но в результате использования нерешенных проблем законодательства,

отсутствия четкости новых правил жизни, прямого их нарушения.

Процесс нового структурирования болезненно, но наиболее результативно

протекал в среде интеллигенции. Критерием различий стал не привычный уровень

образования, а имущественный. Ошибки экономических реформ, новые критерии

различия привели к болезненной коллизии в ее среде. Возникли процессы, приведшие

многих в категорию «новых бедных». Но из этой среды вышли и первые олигархи. Из

нее же преимущественно формировался и средний класс.

Сложилась уникальная ситуация: одной из основных проблем

постсоветских реформ стал высокий стартовый уровень образованности всего

общества и, как следствие, завышенный уровень ожиданий. Он стал

психологической помехой в новых условиях жизни. Социологи заговорили о

возрождении в России «культуры бедности». Эта «культура бедности» являлась

частью советской традиции (несколько преодоленной в брежневский период).

192

Политические дискуссии способствовали поляризации психологии российского

общества на тех, у кого формировалось отношение к власти как к антинародному

правительству, и тех, кто пытался «оседлать» время, понять суть и смысл текущих

перемен.

Массовое сознание отказывалось признать законными итоги приватизации.

Политические лидеры левого толка твердили, что истинная духовность несовместима

с бизнесом. Особенную активность проявляли коммунисты и «почвенники». Партии

либерального спектра не осознавали, что массовое сознание нуждается в ре-

алистическом подтверждении идей либерализма. В повседневной жизни россиянин

нуждался в конкретном объяснении конкретной связи роста цен на нефть,

либерализации валютной системы с его личным интересом. Либеральные партии и их

политтехнологи не умели работать с массовым сознанием: создавать продуктивные

технологии жизни: веру в себя, в свое дело, в свою страну.

В итоге профессиональная интеллигенция оказалась выведенной за рамки

интеллектуальных активных и эффективных действий. Частное предпринимательство

во всех сферах культурной жизни утверждалось в трудных условиях.

В начале 1990-х гг. к Русской православной церкви обращены большие

надежды в воссоздании традиций и идеалов русской культуры. Общество

испытывало чувство вины за вынужденный атеизм, открыло церкви кредит доверия.

Ей предоставлено огромное поле для социальной деятельности. Постановлением

Верховного Совета РФ Рождество Христово еще в 1990 г. объявлено нерабочим днем.

Ученые активно издавали философские, исторические, литературные труды

религиозных интеллектуалов. Из запасников музеев были извлечены произведения

религиозного содержания. 8 октября 1992 г. в Москве и Сергиевом Посаде состоялись

торжества в связи с 600-летием Успения Сергия Радонежского. В мае 1993 г. в Свято-

Даниловом монастыре начал работу Первый Всемирный русский собор. Центральные

каналы телевидения вели регулярную трансляцию религиозных праздников. В марте

1996 г. был издан Указ Президента РФ «О мерах по реабилитации священ-

нослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий». В апреле

1996 г. постановлением Правительства РФ Московской патриархии передан ансамбль

музея-заповедника Успенского монастыря во Владимирской области.

В 1992 г. Туву посетил далай-лама XIV. 1 июля 1996 г. состоялось заседание

меджлиса духовных управлений мусульман РФ. Образован совет муфтиев России,

председателем избран шейх Р. Гайнутдин. Осенью 2004 г. далай-лама XIV посетил

Калмыкию.

Событиям церковной жизни отводилось значительное место и новостных и

культурно-просветительских, научно-исторических телевизионных и

радиопрограммах. На региональном уровне сходные условия складывались для

мусульманской, буддийской, иудаистской церквей. Восстанавливались запрещенные

ранее отношения с религиозными зарубежными центрами. В большей степени на фе-

деральном уровне эти возможности предоставлены РПЦ.

Росла численность общин РПЦ: к концу 90-х гг. она составляла К) 800. В 2003

г. их стало 16 350. Прирост за 4-5 лет составил свыше 65%. В 2003 г. насчитывалось

132 епархии, 154 архиерея, 637 монастырей (312 мужских и 325 женских). Работало 5

духовных академий, 33 семинарии, 44 духовных училища, Богословский институт,

два православных университета, три женских духовных училища. Еще интенсивнее

росла численность мусульманских мечетей. Мусульманские приходы составили

193

около 30% от числа православных приходов РПЦ. Только в Дагестане их в 2001 г.

насчитывалось 1585. Они составили более половины от общего числа в России.

Воссоздано 20 буддийских храмов — дацанов. Открыто несколько центров по

изучению мирового буддизма (Санкт-Петербург), действует Центральное духовное

управление буддистов. Активную деятельность вели и представители иудаизма:

открывались новые синагоги, при них работали учебные заведения.

Сотрудничество усложняла закрытость церковных институтов. Сложной задаче

- восстановлению контакта с отдельной личностью, с каждым человеком уделялось

меньше внимания. По данным социологов, религиозность россиян и в 2009 г.

оставалась зыбкой, организационно, догматически и идеологически

неструктурированной.

В 2007 г. Государственная премия РФ «За выдающиеся достижения в области

гуманитарной деятельности» присуждена патриарху Алексию II «за плодотворную

просветительскую и миротворческую деятельность, способствующую утверждению

непреходящих нравственных ценностей и консолидации в обществе», а также за

преодоление 80-летнего раскола Русской православной церкви с Русской зарубежной

церковью. В феврале 2009 г. после смерти патриарха Алексия II на Поместном соборе

на Московский Патриарший престол избран митрополит Смоленский и

Калининградский Кирилл.

С 2000 г. антикоммунистические настроения уступили место росту понимания

значимости новой государственности. Ведется борьба с антикавказскими

настроениями, особенно в Москве и других российских городах.

Решительные попытки воссоздать общее прошлое относятся к началу 2000-х гг.

Торжественно отмечено 2000-летие Рождества Христова. Значительно возросло

внимание власти к организации и проведению юбилея Победы в Великой

Отечественной войне (60-летие начала Великой Отечественной войны в 2001 г.), в

декабре 2004 г. отмечалась годовщина битвы под Москвой, в мае 2005 г. -65-летие

юбилея Победы. Россияне активно «болели» за российскую сборную на Олимпийских

играх 2002 г. в США, в 2004 г. — в Греции. С огромным энтузиазмом россияне

восприняли завоевание российскими футболистами лиги чемпионов У ЕФА в 2005 г.,

предоставление права проведения в Сочи в 2012 г. Олимпийских игр. В мае 2008 г.

российские хоккеисты стали чемпионами мира, а футболисты «Зенита» (Санкт-

Петербург) завоевали кубок УЕФА.

Творческая элита оказалась психологически не готова к интеллектуальной

модернизации страны, утрачивала ранее огромный общественный статус. Упускалось

из виду, что молодежь, получившая среднее образование и тем более окончившая в

постсоветские времена университеты, в том числе зарубежные, начинала жить в иной

реальности.

Сложные и противоречивые взаимоотношения бизнеса с обществом

начали формировать в сознании молодежи образ предпринимателя не только

как человека с живым умом, энергичного, самостоятельного, с твердой волей, но

и с творческой жилкой, природной смелостью, умением пойти на риск, и при

этом остающегося внутренне свободным. Образы российских предпринимателей из

экономических, социологических, культурологических учебных курсов лишь

начинают перекочевывать в новую литературу, в кинофильмы режиссеров нового

поколения.

В 2002-2005 гг. появилась серия кинофильмов: Ф. Янковского («В движении»),

194

Р. Прыгунова («Одиночество крови»), А. Стриженова и С. Гинзбурга («Упасть

вверх»), А. Учителя («Прогулка»), П. Лунгина («Олигарх»). В них поднята проблема

цены, которую платит молодое поколение за жизненный успех. Но молодежь

внимательнее присматривается не к легализовавшимся бандитам и миллиардерам-

нефтяникам, а к карьере отечественного «Билла Гейтса». Им интереснее тип

владельца компании по продвижению мобильных средств связи, сетей провайдеров

Интернета и т. п. Кинематограф еще не готов программировать его как победителя,

но приближается к реальному жизненному прототипу российского предпринимателя,

как столичного, так и провинциального (А. Попогребский и Б. Хлебников

«Коктебель»). Литература и искусство болезненно ищут подходы к осознанию сути

современного предпринимательства.

Впервые в российской истории не великая русская литература подсказывала

образцы должного, а электронные технологии воспроизводили образ сущего,

объективировали его.

Серьезную поддержку в освоении новых признаков, связей, функций и

отношений, характерных для информационного (сетевого) общества, в

особенности молодежью, оказали компьютер, мобильные средства связи и

Интернет. В апреле 1994 г. Международная организация InterNIC зарегистрировала

домен верхнего уровня RU. Это событие стало официальным признанием России как

государства, представленного во Всемирной паутине. В 1997 г. количество

пользователей Интернетом составляло всего 108 590 человек. В 2002 г. Интернетом

пользовалось 4 млн россиян. Появились крупные порталы: Rambler, Yandex и др.

Аудитория каждого портала в месяц составляла сотни тысяч посетителей и

приближалась к миллионной.

Появились сайты с актуальной информацией о новых научных технологиях,

здоровом образе жизни, о СПИДе и терроризме. В 2007 г. сайт «Одноклассники»

объединил молодых людей, обменивающихся информацией о своих успехах в новой

жизни. Современные информационные технологии активно использует и церковь.

Уровень проникновения Интернета к 2004 г. составил 10-15% но России в

целом и около 40-50% по Москве. Аудитория Рунета составила 13% населения

страны. По данным ФОМ, весной 2005 г. 17,6 млн, в 2007 г. - 35млн россиян

пользовались Интернетом.

С 1993 г. отмечен колоссальный рост числа покупаемых компьютеров. К 2000

г. он достиг 5 млн шт. К 2000 г. отставание России от Европы в элементарной

обеспеченности компьютерами уже стало некритичным. На руках у пользователей

находилось 6,2 млн персональных компьютеров. В 2009 г. можно говорить о

массовой домашней компьютеризации. Она служит эффективным инструментом

развития и удовлетворения разнообразных социальных и личностных потребностей

людей и рассматривается как необходимая ступень формирования информационного

общества.

За два-три года россияне освоили пейджер. Но все рекорды побило освоение

сотовых телефонов, в первую очередь школьниками и студентами. Россияне живо

реагируют на появление новых технологий, видят в опциях «мобильника»

эффективные возможности для коммуникации, способ освоения меняющегося мира.

В 1993 г, «мобильники» были лишь у чиновников высокого уровня. В последующие

годы их количество ежегодно удваивалось. По данным газеты «Газета», в августе

2004 г. россияне пользовались 54 млн мобильных телефонов, в октябре - уже 65 млн.

195

В 2005 г. услугами мобильной связи пользовались 126 млн человек. В 2008 г. Россия

вышла на второе место в мире по числу мобильных телефонов, обогнав США, причем

в крупных городах многие имели по две и более СИМ-карты.

В феврале 2001 г. Председатель Правительства подписал распо» ряжение о

разработке федеральной целевой программы «Электронная Россия». Государственная

власть стремилась стать столь же конкурентоспособной, что и общественные или

рыночные институты.

Главная проблема заключалась в человеке, использующем новейшие

технологии, и целях их использования. В рассматриваемый период российское

общество еще не сформировало объединительной цели, ибо коммунистические и

либеральные общественные ориентиры разнонаправленны и чужеродны друг другу

по своей сути. Эти ориентиры не стремились, да и не могли найти поле для вза-

имодействия. Они создали причудливую мозаичность культурно-духовного

пространства. Мозаичность усложнена поисками путей использования национальных

культур с собственными архетипами.

Современные российские либералы стремились приумножить идейно-

нравственный потенциал, обретенный в годы перестройки. Они опирались, главным

образом, на идеи высланных в 1922 г. русских философов, в частности Н. Бердяева, о

том, что «классовая борьба - первородный грех человеческих обществ». Верные тео-

ретически, эти оценки плохо корреспондировались с результатами экономических

реформ. «Шоковая терапия» уже к 1993 г. выявила глубочайшие проблемы в

ключевой идее либерализма - личной свободе и умении пользоваться ею. Как

подытожил поэт Е. Евтушенко, «мы не знали, что такое свобода вообще, мы

идеализировали свободу. Нам представлялась, например, свобода слова волшебным

ключом к процветанию. А оказалось, что это совсем не так».

В советской культуре были загнаны в подполье национальные основы культур

всех народностей и русской культуры. В ходе острых дискуссий и поисков

национальные культуры интенсивно обрастали идеями разных исторических

периодов. Культурно-__________духовное пространство на российских просторах наполнялось

мифами, историями далекого, не всегда реального прошлого.

В 1992-2000 гг. народы России искали пути выхода из шокового Состояния,

пытаясь актуализировать прошлое в настоящем. В культурно-духовном пространстве

России на фоне чеченской войны, Сепаратистских проявлений в ряде субъектов

Федерации (Якутия-Саха, Татарстан) наметился кризис представлений о едином,

пусть Не всегда счастливом, прошлом, затрудняя поиски объединительной цели. К

2000 г. интеллектуальный ресурс актуализации прошлого |ц черпал себя, изменив и

фокус общественного внимания. Осмысляя исторический опыт, обществоведы,

политики, философы и историки в 2001-2009 гг. концентрируют внимание в

дискуссиях на идеологических основах нового Российского государства. Кампании по

изучению «белых пятен» отходили в сферу академических исследований. Внимание

общества с прошлых обид (колониального прошлого, репрессированных народов,

трагедии коллективизации и т. п.) переключается на реализацию начавшихся в 2005 г.

реформ в социальной, образовательной сферах. Национальные программы ставят

цель повысить личную ответственность за выбор, сделанный каждым, понимание

нового образа российской государственности, уточнение сфер ответственности

власти и прав гражданина.

Культурный облик россиян 2000-2009 гг. представляет собой материк,

196

динамично прорастающий как культурными элементами информационного

общества, так и элементами традиционных религий и этнических культур

народов России. Культура техногенной цивилизации несет в себе новые ценности,

устанавливает новые общественные отношения. Россияне находятся в сложном

процессе поиска рецепта формальных и содержательных критериев вхождения в эту

цивилизацию. Это — главная проблема, рецепты для ее решения ищутся в срочном

порядке. Психология россиян начинает приучаться к толерантности, пропускать через

фильтры массового сознания эстетику жизненных перемен.

Духовные и мировоззренческие настроения и самочувствие россиян обрастают

опытом взаимодействия ценностных критериев, обслуживающих информационное

общество и каждого индивидуума с собственным национальным архетипом.

Начинают выстраиваться цепочки сложных взаимоотношений. Духовная элита, как и

общество в целом, все чаще начинает пересекаться с полномочиями и поведением

управленческих аппаратов, создаваемой законодательной базой. С 2000 г. этот

процесс гибко развивается как процесс взаимоотношений элиты с центральными и

периферийными центрами власти. Идет процесс взаимодействия, взаимозависимости,

взаимного использования.

Россия движется по пути к информационному обществу, вырабатывая

собственный его инвариант. Россияне не хотят воссоздания ни плановой экономики,

ни государства тайной полиции. Не осталось ранее привычной единой системы

предпочтений. В период капитальной реконструкции российское общество

переформировывает свою культурную систему. Общество начинает воспринимать

специфический характер и функцию самой культуры, ее отличие от советской

культуры, когда одна идеология определяла общественный и индивидуальный

менталитет, одно литературное или художественное направление формировало

общественное сознание. На место регулирующей идеологии и политики партии

пришла «информационная власть». В обществе идет интенсивная интеллектуальная

работа. Уточняется отношение к историческим и национальным ценностям и

культурным феноменам. Они и противостоят, и сосуществуют в культурно-духовном

пространстве, не теряя функцию духовного богатства, обретая прагматические и

коммерческие черты, облик средств коммуникации.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Культурные и духовно-нравственные ориентиры России. 1992-2009 гг iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях...

Культурные и духовно-нравственные ориентиры России. 1992-2009 гг iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта...

Культурные и духовно-нравственные ориентиры России. 1992-2009 гг iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся
Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, ценностные ориентиры

Культурные и духовно-нравственные ориентиры России. 1992-2009 гг iconНаправления детей в санатории
Минздравсоцразвития России осуществляется согласно приказу Минздравсоцразвития России от 21. 03. 2009 №138н и информационным письмам...

Культурные и духовно-нравственные ориентиры России. 1992-2009 гг iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Епции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции умк «Школа России» с учетом методических...

Культурные и духовно-нравственные ориентиры России. 1992-2009 гг iconПрограмма по технологии разработана на основе Федерального государственного...
...

Культурные и духовно-нравственные ориентиры России. 1992-2009 гг iconПриложение 6 Об апелляционной комиссии
Минюстом России 02 февраля 2009 г. N 13239 в ред приказов Минобрнауки России от "24" марта 2009 г. N 98, от "26" мая 2009 г. N 179,...

Культурные и духовно-нравственные ориентиры России. 1992-2009 гг iconРабочая программа по технологии для учащихся 3 класса ( базовый уровень)
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказа Минобрнауки РФ от 06. 10. 2009 №373,...

Культурные и духовно-нравственные ориентиры России. 1992-2009 гг iconК приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, n 10, ст. 726, "Российская газета", n 205, 16 сентября 1992...

Культурные и духовно-нравственные ориентиры России. 1992-2009 гг iconКодекс российской федерации
ФЗ, от 09. 11. 2009 n 247-фз, от 09. 11. 2009 n 249-фз, от 25. 11. 2009 n 274-фз, от 28. 11. 2009 n 305-фз, от 21. 12. 2009 n 330-фз,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск