Скачать 1.16 Mb.
|
Культурные и духовно-нравственные ориентиры России. 1992-2009 гг. § 1. Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в постиндустриальном обществе Вступление России в эпоху либеральных реформ характеризуется глубочайшим потрясением культурной и духовно-нравственной сфер общественной жизни. Исчезла централизованная система управления и единая, жестко проводимая сверху, политика в этой сфере. Конституция РФ признает «идеологическое многообразие»: «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Серьезно повлияло на состояние дел в культуре резкое сокращение государственного финансирования. Культурно-духовное пространство и культурный облик нового российского общества формировались в процессе разрушения советского культурно-духовного пространства. Этот процесс обусловлен вхождением России в постиндустриальное общество. В 2006 г. в Санкт-Петербурге на Первом Российском культурологическом конгрессе отмечена тенденция к созданию глобалъно-информационного общества,определению условий, которые соответствуют интересам людей планеты, а не только «золотого миллиарда», с помощью возможностей глобальной культуры двигаться к этой цели. Ресурсы заключены в экологическом понимании современной социальной сети. Данная система представляет собой систему сетевого характера. Каждый элемент сети создается всеми другими элементами и выражает ее содержание. Вся система может быть понята только при адекватном понимании ее базовых элементов в их единстве. Культурологический подход к социальной сети информационного общества заключается в двух главных позициях: - глобальная сеть организации социокультурного воспроизводства должна основываться на одних и тех же моделях; - человек по своим параметрам не может не соответствовать свойствам сети. Россиянам необходимо было решить три задачи: 1) освоить новые связи, функции и отношения, характерные для информации (итого общества; 2) идентифицировать себя в мировой истории; 3) выработать национальную идею (объединяющую общество цель). Первая задача решалась путем использования культурологических теорий и технологий, демонополизации __________методологических подходов. Две остальные задачи решались снятием запретов, разрушением советской системы духовных ценностей, традиций и норм. Сложность задач затрудняет выделение четких временных рамок решения каждой. Поиски решения первой задачи приходятся преимущественно на первый этап (1992-2000 гг.). Вторая и третья задачи на втором этапе (2000-2009 гг.) решались более целеустремленно и целенаправленно. Уделялось больше внимания формулированию государственных интересов в сфере культуры. Многие исторические задачи приходилось решать политическими средствами. В 1992-2000 гг. процесс свелся к тому, что функции культуры и власти в реальности переставали совпадать. Культура перестала пониматься как опора власти и как средство сохранения самой власти. Этому способствовало исчезновение запретов. Символика советской власти, выраженная в наименовании городов и сел, отвергалась населением. На карте страны вновь появились Санкт- Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Сергиев Посад, Великий Новгород. Национальным флагом признано историческое знамя России - триколор__________. Новая российская власть активно поддерживала эти процессы. В октябре 1993 г. Была создана государственная комиссия по перезахоронению останков царской семьи. В июле 1998 г. состоялась торжественная церемония перезахоронения в Петропавловском соборе. Процесс изменения культурного облика россиян положил начало формированию новой модели коллективной самоидентификации, роли в ней личной позиции. Этот процесс распадался на два этапа. В 1992-2000 гг. антикоммунизм часто заменял отсутствие собственной позитивной позиции. Защита национальных интересов России была риторической, забота о государстве понималась в геополитическом контексте. Но распад советской империи каждый человек переживал болезненно. Затруднялись связи с родственниками, друзьями, коллегами по работе. Переживал распад СССР и самый крупный этнос страны — русские. Они вложили огромное количество сил, принесли неисчислимые жертвы при строительстве Российской империи. Для сохранения огромной территории в советский период затрачены культурные, образовательные, интеллектуальные ресурсы. С начала 2000-х гг. пришло понимание необходимости формировать модель новой российской государственности, конкретизировать национальные интересы. В 1992-2000 гг. позитивная модель национальной самоидентификации («мы —хорошие, добрые, культурные и т. п.») стабилизировала общество и обеспечивала относительно высокий уровень толерантности. Однако существовала и негативная модель («они — плохие, злые, агрессивные и т. п.»). Негативная модель способствовала формированию ксенофобии. Элементы позитивной и негативной моделей самоидентификации сосуществовали. Они образовали сложный ценностный комплекс массового и индивидуального сознания. На формирование ценностного комплекса сознания действовали факторы из разных источников. Во-первых, открытые границы обогащали личный опыт познания жизни, культуры, духовных ценностей других стран. Во-вторых, положительному опыту узнавания «других» мешали снижение жизненного уровня, первые коммерческие неудачи, отсутствие опыта вести такого рода личную деятельность. В-третьих, способности и таланты большинству новых собственников было трудно использовать. Сохранялся традиционный фактор близости к власти как к механизму доступа к привилегиям, получивший название «приятельского капитализма». В-четвертых, миграция населения из стран СНГ, переезд из неблагополучных регионов (Север, Дальний Восток, Чечня), отъезд за границу тех, кто воспользовался доверчивостью обывателей. 191 В-пятых, террористические акции способствовали формированию ксенофобских эмоций. Все факторы способствовали сохранению остатков имперско-советской психологии. В ней оказалась сильна тенденция к консолидации «от противного», перед лицом некоего врага. В первую очередь этой тенденции подвержено малоимущее население. «Враг» приобретал выраженный этнический характер. Его облик конкретизировали террористические акты, выделение в общей массе «лиц кавказской национальности». Облик врага эксплуатировали СМИ, различные политические группировки. Первые с целью достижения доходов и повышения своего рейтинга, вторые — с надеждой заполучить голоса на выборах. На государственном уровне проблема воспринималась весьма серьезно. Для российской культуры и духовной жизни россиян оказалась непривычной формирующаяся структура социальной стратификации. Во-первых, ломалась привычная структура деления общества на рабочих, крестьян и интеллигенцию. Общество начинало делиться на низшие, средние и высшие классы. Во-вторых, в основу деления закладывались новые признаки: деление общества по доходам, бытовым условиям, психологии. В-третьих, новые признаки вошли в противоречие с культурными архетипами и дореволюционной русской, и советской культур. Русская культура традиционно строилась на идеале справедливости. Советская идеология эксплуатировала идею равенства. В-четвертых, разрушена система политического манипулирования властью монопольным идеологическим инструментом. Складывался сложный конгломерат новейших, частью вульгарно понятых, идей и теорий. Он усложнял восприятие новых правил и отношений. В массовом сознании россиян на смену идеологии марксизма- ленинизма шли либеральные теории, на которых базировалось информационное общество. Но серьезное воздействие оказывали и идеи православных мыслителей. В них духовно наполненная жизнь противопоставлялась суетной деловитости как сути предпринимательства. В-пятых, нравственность большинства россиян не примирялась с тем, что имущественный критерий на практике достигался не в результате таланта, способностей, но в результате использования нерешенных проблем законодательства, отсутствия четкости новых правил жизни, прямого их нарушения. Процесс нового структурирования болезненно, но наиболее результативно протекал в среде интеллигенции. Критерием различий стал не привычный уровень образования, а имущественный. Ошибки экономических реформ, новые критерии различия привели к болезненной коллизии в ее среде. Возникли процессы, приведшие многих в категорию «новых бедных». Но из этой среды вышли и первые олигархи. Из нее же преимущественно формировался и средний класс. Сложилась уникальная ситуация: одной из основных проблем постсоветских реформ стал высокий стартовый уровень образованности всего общества и, как следствие, завышенный уровень ожиданий. Он стал психологической помехой в новых условиях жизни. Социологи заговорили о возрождении в России «культуры бедности». Эта «культура бедности» являлась частью советской традиции (несколько преодоленной в брежневский период). 192 Политические дискуссии способствовали поляризации психологии российского общества на тех, у кого формировалось отношение к власти как к антинародному правительству, и тех, кто пытался «оседлать» время, понять суть и смысл текущих перемен. Массовое сознание отказывалось признать законными итоги приватизации. Политические лидеры левого толка твердили, что истинная духовность несовместима с бизнесом. Особенную активность проявляли коммунисты и «почвенники». Партии либерального спектра не осознавали, что массовое сознание нуждается в ре- алистическом подтверждении идей либерализма. В повседневной жизни россиянин нуждался в конкретном объяснении конкретной связи роста цен на нефть, либерализации валютной системы с его личным интересом. Либеральные партии и их политтехнологи не умели работать с массовым сознанием: создавать продуктивные технологии жизни: веру в себя, в свое дело, в свою страну. В итоге профессиональная интеллигенция оказалась выведенной за рамки интеллектуальных активных и эффективных действий. Частное предпринимательство во всех сферах культурной жизни утверждалось в трудных условиях. В начале 1990-х гг. к Русской православной церкви обращены большие надежды в воссоздании традиций и идеалов русской культуры. Общество испытывало чувство вины за вынужденный атеизм, открыло церкви кредит доверия. Ей предоставлено огромное поле для социальной деятельности. Постановлением Верховного Совета РФ Рождество Христово еще в 1990 г. объявлено нерабочим днем. Ученые активно издавали философские, исторические, литературные труды религиозных интеллектуалов. Из запасников музеев были извлечены произведения религиозного содержания. 8 октября 1992 г. в Москве и Сергиевом Посаде состоялись торжества в связи с 600-летием Успения Сергия Радонежского. В мае 1993 г. в Свято- Даниловом монастыре начал работу Первый Всемирный русский собор. Центральные каналы телевидения вели регулярную трансляцию религиозных праздников. В марте 1996 г. был издан Указ Президента РФ «О мерах по реабилитации священ- нослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий». В апреле 1996 г. постановлением Правительства РФ Московской патриархии передан ансамбль музея-заповедника Успенского монастыря во Владимирской области. В 1992 г. Туву посетил далай-лама XIV. 1 июля 1996 г. состоялось заседание меджлиса духовных управлений мусульман РФ. Образован совет муфтиев России, председателем избран шейх Р. Гайнутдин. Осенью 2004 г. далай-лама XIV посетил Калмыкию. Событиям церковной жизни отводилось значительное место и новостных и культурно-просветительских, научно-исторических телевизионных и радиопрограммах. На региональном уровне сходные условия складывались для мусульманской, буддийской, иудаистской церквей. Восстанавливались запрещенные ранее отношения с религиозными зарубежными центрами. В большей степени на фе- деральном уровне эти возможности предоставлены РПЦ. Росла численность общин РПЦ: к концу 90-х гг. она составляла К) 800. В 2003 г. их стало 16 350. Прирост за 4-5 лет составил свыше 65%. В 2003 г. насчитывалось 132 епархии, 154 архиерея, 637 монастырей (312 мужских и 325 женских). Работало 5 духовных академий, 33 семинарии, 44 духовных училища, Богословский институт, два православных университета, три женских духовных училища. Еще интенсивнее росла численность мусульманских мечетей. Мусульманские приходы составили 193 около 30% от числа православных приходов РПЦ. Только в Дагестане их в 2001 г. насчитывалось 1585. Они составили более половины от общего числа в России. Воссоздано 20 буддийских храмов — дацанов. Открыто несколько центров по изучению мирового буддизма (Санкт-Петербург), действует Центральное духовное управление буддистов. Активную деятельность вели и представители иудаизма: открывались новые синагоги, при них работали учебные заведения. Сотрудничество усложняла закрытость церковных институтов. Сложной задаче - восстановлению контакта с отдельной личностью, с каждым человеком уделялось меньше внимания. По данным социологов, религиозность россиян и в 2009 г. оставалась зыбкой, организационно, догматически и идеологически неструктурированной. В 2007 г. Государственная премия РФ «За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности» присуждена патриарху Алексию II «за плодотворную просветительскую и миротворческую деятельность, способствующую утверждению непреходящих нравственных ценностей и консолидации в обществе», а также за преодоление 80-летнего раскола Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью. В феврале 2009 г. после смерти патриарха Алексия II на Поместном соборе на Московский Патриарший престол избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. С 2000 г. антикоммунистические настроения уступили место росту понимания значимости новой государственности. Ведется борьба с антикавказскими настроениями, особенно в Москве и других российских городах. Решительные попытки воссоздать общее прошлое относятся к началу 2000-х гг. Торжественно отмечено 2000-летие Рождества Христова. Значительно возросло внимание власти к организации и проведению юбилея Победы в Великой Отечественной войне (60-летие начала Великой Отечественной войны в 2001 г.), в декабре 2004 г. отмечалась годовщина битвы под Москвой, в мае 2005 г. -65-летие юбилея Победы. Россияне активно «болели» за российскую сборную на Олимпийских играх 2002 г. в США, в 2004 г. — в Греции. С огромным энтузиазмом россияне восприняли завоевание российскими футболистами лиги чемпионов У ЕФА в 2005 г., предоставление права проведения в Сочи в 2012 г. Олимпийских игр. В мае 2008 г. российские хоккеисты стали чемпионами мира, а футболисты «Зенита» (Санкт- Петербург) завоевали кубок УЕФА. Творческая элита оказалась психологически не готова к интеллектуальной модернизации страны, утрачивала ранее огромный общественный статус. Упускалось из виду, что молодежь, получившая среднее образование и тем более окончившая в постсоветские времена университеты, в том числе зарубежные, начинала жить в иной реальности. Сложные и противоречивые взаимоотношения бизнеса с обществом начали формировать в сознании молодежи образ предпринимателя не только как человека с живым умом, энергичного, самостоятельного, с твердой волей, но и с творческой жилкой, природной смелостью, умением пойти на риск, и при этом остающегося внутренне свободным. Образы российских предпринимателей из экономических, социологических, культурологических учебных курсов лишь начинают перекочевывать в новую литературу, в кинофильмы режиссеров нового поколения. В 2002-2005 гг. появилась серия кинофильмов: Ф. Янковского («В движении»), 194 Р. Прыгунова («Одиночество крови»), А. Стриженова и С. Гинзбурга («Упасть вверх»), А. Учителя («Прогулка»), П. Лунгина («Олигарх»). В них поднята проблема цены, которую платит молодое поколение за жизненный успех. Но молодежь внимательнее присматривается не к легализовавшимся бандитам и миллиардерам- нефтяникам, а к карьере отечественного «Билла Гейтса». Им интереснее тип владельца компании по продвижению мобильных средств связи, сетей провайдеров Интернета и т. п. Кинематограф еще не готов программировать его как победителя, но приближается к реальному жизненному прототипу российского предпринимателя, как столичного, так и провинциального (А. Попогребский и Б. Хлебников «Коктебель»). Литература и искусство болезненно ищут подходы к осознанию сути современного предпринимательства. Впервые в российской истории не великая русская литература подсказывала образцы должного, а электронные технологии воспроизводили образ сущего, объективировали его. Серьезную поддержку в освоении новых признаков, связей, функций и отношений, характерных для информационного (сетевого) общества, в особенности молодежью, оказали компьютер, мобильные средства связи и Интернет. В апреле 1994 г. Международная организация InterNIC зарегистрировала домен верхнего уровня RU. Это событие стало официальным признанием России как государства, представленного во Всемирной паутине. В 1997 г. количество пользователей Интернетом составляло всего 108 590 человек. В 2002 г. Интернетом пользовалось 4 млн россиян. Появились крупные порталы: Rambler, Yandex и др. Аудитория каждого портала в месяц составляла сотни тысяч посетителей и приближалась к миллионной. Появились сайты с актуальной информацией о новых научных технологиях, здоровом образе жизни, о СПИДе и терроризме. В 2007 г. сайт «Одноклассники» объединил молодых людей, обменивающихся информацией о своих успехах в новой жизни. Современные информационные технологии активно использует и церковь. Уровень проникновения Интернета к 2004 г. составил 10-15% но России в целом и около 40-50% по Москве. Аудитория Рунета составила 13% населения страны. По данным ФОМ, весной 2005 г. 17,6 млн, в 2007 г. - 35млн россиян пользовались Интернетом. С 1993 г. отмечен колоссальный рост числа покупаемых компьютеров. К 2000 г. он достиг 5 млн шт. К 2000 г. отставание России от Европы в элементарной обеспеченности компьютерами уже стало некритичным. На руках у пользователей находилось 6,2 млн персональных компьютеров. В 2009 г. можно говорить о массовой домашней компьютеризации. Она служит эффективным инструментом развития и удовлетворения разнообразных социальных и личностных потребностей людей и рассматривается как необходимая ступень формирования информационного общества. За два-три года россияне освоили пейджер. Но все рекорды побило освоение сотовых телефонов, в первую очередь школьниками и студентами. Россияне живо реагируют на появление новых технологий, видят в опциях «мобильника» эффективные возможности для коммуникации, способ освоения меняющегося мира. В 1993 г, «мобильники» были лишь у чиновников высокого уровня. В последующие годы их количество ежегодно удваивалось. По данным газеты «Газета», в августе 2004 г. россияне пользовались 54 млн мобильных телефонов, в октябре - уже 65 млн. 195 В 2005 г. услугами мобильной связи пользовались 126 млн человек. В 2008 г. Россия вышла на второе место в мире по числу мобильных телефонов, обогнав США, причем в крупных городах многие имели по две и более СИМ-карты. В феврале 2001 г. Председатель Правительства подписал распо» ряжение о разработке федеральной целевой программы «Электронная Россия». Государственная власть стремилась стать столь же конкурентоспособной, что и общественные или рыночные институты. Главная проблема заключалась в человеке, использующем новейшие технологии, и целях их использования. В рассматриваемый период российское общество еще не сформировало объединительной цели, ибо коммунистические и либеральные общественные ориентиры разнонаправленны и чужеродны друг другу по своей сути. Эти ориентиры не стремились, да и не могли найти поле для вза- имодействия. Они создали причудливую мозаичность культурно-духовного пространства. Мозаичность усложнена поисками путей использования национальных культур с собственными архетипами. Современные российские либералы стремились приумножить идейно- нравственный потенциал, обретенный в годы перестройки. Они опирались, главным образом, на идеи высланных в 1922 г. русских философов, в частности Н. Бердяева, о том, что «классовая борьба - первородный грех человеческих обществ». Верные тео- ретически, эти оценки плохо корреспондировались с результатами экономических реформ. «Шоковая терапия» уже к 1993 г. выявила глубочайшие проблемы в ключевой идее либерализма - личной свободе и умении пользоваться ею. Как подытожил поэт Е. Евтушенко, «мы не знали, что такое свобода вообще, мы идеализировали свободу. Нам представлялась, например, свобода слова волшебным ключом к процветанию. А оказалось, что это совсем не так». В советской культуре были загнаны в подполье национальные основы культур всех народностей и русской культуры. В ходе острых дискуссий и поисков национальные культуры интенсивно обрастали идеями разных исторических периодов. Культурно-__________духовное пространство на российских просторах наполнялось мифами, историями далекого, не всегда реального прошлого. В 1992-2000 гг. народы России искали пути выхода из шокового Состояния, пытаясь актуализировать прошлое в настоящем. В культурно-духовном пространстве России на фоне чеченской войны, Сепаратистских проявлений в ряде субъектов Федерации (Якутия-Саха, Татарстан) наметился кризис представлений о едином, пусть Не всегда счастливом, прошлом, затрудняя поиски объединительной цели. К 2000 г. интеллектуальный ресурс актуализации прошлого |ц черпал себя, изменив и фокус общественного внимания. Осмысляя исторический опыт, обществоведы, политики, философы и историки в 2001-2009 гг. концентрируют внимание в дискуссиях на идеологических основах нового Российского государства. Кампании по изучению «белых пятен» отходили в сферу академических исследований. Внимание общества с прошлых обид (колониального прошлого, репрессированных народов, трагедии коллективизации и т. п.) переключается на реализацию начавшихся в 2005 г. реформ в социальной, образовательной сферах. Национальные программы ставят цель повысить личную ответственность за выбор, сделанный каждым, понимание нового образа российской государственности, уточнение сфер ответственности власти и прав гражданина. Культурный облик россиян 2000-2009 гг. представляет собой материк, 196 динамично прорастающий как культурными элементами информационного общества, так и элементами традиционных религий и этнических культур народов России. Культура техногенной цивилизации несет в себе новые ценности, устанавливает новые общественные отношения. Россияне находятся в сложном процессе поиска рецепта формальных и содержательных критериев вхождения в эту цивилизацию. Это — главная проблема, рецепты для ее решения ищутся в срочном порядке. Психология россиян начинает приучаться к толерантности, пропускать через фильтры массового сознания эстетику жизненных перемен. Духовные и мировоззренческие настроения и самочувствие россиян обрастают опытом взаимодействия ценностных критериев, обслуживающих информационное общество и каждого индивидуума с собственным национальным архетипом. Начинают выстраиваться цепочки сложных взаимоотношений. Духовная элита, как и общество в целом, все чаще начинает пересекаться с полномочиями и поведением управленческих аппаратов, создаваемой законодательной базой. С 2000 г. этот процесс гибко развивается как процесс взаимоотношений элиты с центральными и периферийными центрами власти. Идет процесс взаимодействия, взаимозависимости, взаимного использования. Россия движется по пути к информационному обществу, вырабатывая собственный его инвариант. Россияне не хотят воссоздания ни плановой экономики, ни государства тайной полиции. Не осталось ранее привычной единой системы предпочтений. В период капитальной реконструкции российское общество переформировывает свою культурную систему. Общество начинает воспринимать специфический характер и функцию самой культуры, ее отличие от советской культуры, когда одна идеология определяла общественный и индивидуальный менталитет, одно литературное или художественное направление формировало общественное сознание. На место регулирующей идеологии и политики партии пришла «информационная власть». В обществе идет интенсивная интеллектуальная работа. Уточняется отношение к историческим и национальным ценностям и культурным феноменам. Они и противостоят, и сосуществуют в культурно-духовном пространстве, не теряя функцию духовного богатства, обретая прагматические и коммерческие черты, облик средств коммуникации. |
Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях... | Образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, ценностные ориентиры | Минздравсоцразвития России осуществляется согласно приказу Минздравсоцразвития России от 21. 03. 2009 №138н и информационным письмам... | ||
Епции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции умк «Школа России» с учетом методических... | ... | ||
Минюстом России 02 февраля 2009 г. N 13239 в ред приказов Минобрнауки России от "24" марта 2009 г. N 98, от "26" мая 2009 г. N 179,... | Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказа Минобрнауки РФ от 06. 10. 2009 №373,... | ||
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, n 10, ст. 726, "Российская газета", n 205, 16 сентября 1992... | ФЗ, от 09. 11. 2009 n 247-фз, от 09. 11. 2009 n 249-фз, от 25. 11. 2009 n 274-фз, от 28. 11. 2009 n 305-фз, от 21. 12. 2009 n 330-фз,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |