Г. П. Щедровицкий Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности


Скачать 287.45 Kb.
НазваниеГ. П. Щедровицкий Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5

Г.П.Щедровицкий




Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности



С середины 50-х годов в Москве на междисциплинарных методологических семинарах стала разрабатываться особая форма интеллектуальных методологических игр (далее - ИМИ), которая затем, в конце 70-х годов, была преобразована в иную форму игр, получивших название организационно-деятельностных (далее - ОДИ). В настоящее время ОДИ получили уже распространение в качестве средства и метода решения сложных междисциплинарных, межпрофессиональных и даже межкультурных комплексных проблем, имеющих важное народнохозяйственное значение, и, более того, в качестве удобной и достаточно эффективной формы организации и развития коллективной мыследеятельности. и поэтому их уже можно обсуждать как новое социокультурное явление современной жизни.

1. Предыстория становления ОДИ



В процессе становления и развития ОДИ можно выделить ряд сформировавших их базовых компонент, а саму предысторию разбить на ряд периодов, организуемых в соответствии с логико-онтологической структурой категории происхождения (см. [Щедровицкий 1963 c]).

Первой и основной базовой компонентой ОДИ, по сути дела их основанием, являются теоретические и практические концепции Московского методологического кружка (далее - ММК), которые сами прошли в своем развитии три основных этапа:

1) с 1952 по 1960 г. - этап содержательно-генетической эпистемологии (логики) и теории мышления [Щедровицкий, Алексеев 1957 b; Щедровицкий, Алексеев, Костеловский 1960 c; Щедровицкий 1975 b; 1976 a; 1966 e; 1962 a; 1965 c; Schedrovitsky1967 f; 1968 d; Щедровицкий, Розин 1967 e; Розин 1967 b] ;

2) с 1961 по 1971 г. - этап деятельностного подхода и обшей теории деятельности (см. [Щедровицкий 1966 a; 1967 a; 1969 b; 1970 a; Проблемы... 1967; Генисаретский 1970a; Сидоренко 1972; Разработка... 1975; Сазонов 1980; 1981]).

3) с 1971 г. - этап системомыследеятельностного (далее СМД) подхода с одновременным переносом центра тяжести с теоретических исследований и разработок на общую структуру методологии и ее основные единицы - подходы [Щедровицкий 1974 a, 1974 d; 1981a; Schedrovitsky 1972 b].

С момента своего появления в конце 70-х годов в качестве особой формы организации коллективной мыследеятельности ОДИ формировалась как практическая реализация основных концепций ММК и продолжает развиваться в этой своей функции (ср. [Щедровицкий 1981 a]).

Второй базовой компонентой ОДИ была практика проведения полидисциплинарных комплексных методологических семинаров, сложившаяся к 1955 г. и получившая широкое распространение в первой половине 60-х годов (см., например [Спиркин, Сазонов 1964] и [Щедровицкий 1979 a]). Уже к концу 1962 г. она была оформлена в виде ИМИ, которые стали осознаваться и анализироваться, с одной стороны, в качестве проблем рефлексии в организационно-управленческих играх [Проблемы... 1965: 61-68], а с другой стороны, в собственно методологическом аспекте - в форме проблем организации коллективного полидисциплинарного, комплексного и системного мышления и, соответственно этому, - как проблематика синтеза и соорганизации разных и разнородных, предметных и деятельностных знаний (см., например [Щедровицкий 1964 a, 1964 j; 1984 a; Schedrovitsky 1971 i; Щедровицкий Садовский 1964 h; Проблемы... 1967: 106-190; Сидоренко 1972; Щедровицкий 1978 a; 1979 a; Щедровицкий, Щедровицкий П.Г. 1977 a; Поливанова, Щедровицкий 1979 b]). При этом собственно методологическая проблематика ММК постоянно формировалась кок рефлексивное отражение практики методологических семинаров (см. [Проблемы... 1965: 61-68; Проблемы... 1967: 106-121; Щедровицкий 1974 d; 1981 a; 1964 a; Schedrovitsky 1966 j; Спиркин, Сазонов 1964]).

Параллельно с этим - и это дало третью, очень важную компоненту ОДИ - на базе Научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН РСФСР с 1961 г. проводились общеметодологические, социокультурные и психолого-педагогические исследования игр детей (см. [Щедровицкий 1964 b; Щедровицкий, Надежина 1973 d; Надежина 1964 b; Психология...1966]); именно это соединение теоретического и организационно-методологического анализа детских игр с практикой работы методологических семинаров привело в 1962 г. к появлению идеи ИМИ, оказавшей сильное влияние на все дальнейшее развитие концепций ММК.

К концу 60-х и в особенности к началу 70-х годов в рамках ММК сложилось уже совершенно отчетливое понимание того, что методология - это не просто учение о средствах и методах нашего мышления и нашей деятельности, а совершенно особая форма организации всей мыследеятельности и жизнедеятельности людей, что методологию нельзя передавать как знание или набор инструментов от одного человека к другому, а можно лишь выращивать, включая людей в новую для них сферу методологической мыследеятельности и обеспечивая им там полную и целостную жизнедеятельность. В этой связи, естественно, встал вопрос о тех формах практической организации мыследеятельности, в которых коллективное методологическое мышление могло бы выращиваться не только в узких и эзотерических группах методологов, но и в значительно более широких по своему составу группах профессионалов и специалистов.

Эти размышления подкреплялись и стимулировались партийными и государственными установками на поиск эффективных форм организации межкультурных и междисциплинарных, комплексных и системных исследований и разработок, которые могли бы обеспечить решение важнейших народнохозяйственных проблем и задач. Чисто теоретический поиск этих форм продолжался примерно до 1976 г.

Весь этот долгий период с 1952 по 1976 г. можно считать первым, «инкубационным» периодом становления ОДИ.

Второй период - по сути своей он был переходным - охватывает сравнительно короткое время: с конца 1976 по июль 1979 г. В работах, начатых нами совместно с Д.А.Аросьевым и В.И.Астаховым, была сделана попытка включить средства, методы и организационные формы, созданные в ходе ИМИ, в контекст и в систему учебных деловых игр (далее - УДИ), которые мы проводили с коллективами спортивных тренеров, работавших в центрах олимпийской подготовки. В результате этого появились очень своеобразные гибридные игры, соединявшие в себе свойства УДИ и свойства ИМИ. В этот период мы провели четыре многодневные игры такого типа и еще несколько игр меньшего масштаба, в которых отрабатывались различные фрагменты больших игр. Все проведенные игры детально анализировались на следовавших за ними многонедельных рефлексивных разборах, было подготовлено три больших отчета по играм для Центрального спортивного клуба добровольных спортивных обществ профсоюзов (ЦСК ДСО профсоюзов) (см., например [Аросьев, Астахов, Щедровицкий 1978 b]).

Этот опыт включения ИМИ в организационный контекст и идеологию УДИ можно считать четвертой важнейшей компонентой в становлении ОДИ. Главным результатом этого периода было то, что мы на практике увидели и поняли: работу тренеров по подготовке спортсменов высокого класса очень трудно, практически невозможно представить в каких-либо общезначимых нормах и моделях. В силу этого никто в этих условиях не может взять на себя роль учителя и, следовательно, определение путей и способов подготовки каждого отдельного спортсмена выступает всегда как экземплифицированная проблема, которую, подобно многим народнохозяйственным или методологическим проблемам, можно и нужно решать как уникальную и неповторимую путем организации сложной конфликтной ситуации, выявления и фиксации множества проблем, с разных сторон отражающих эту конфликтную ситуацию, перевода их в пакеты традиционных и новых задач и последовательного решения этих задач в соответствии с параллельно создаваемыми планами работы.

На этом опыте мы поняли также, что тренеров высокого класса надо не обучать, а непрерывно развивать, и необходимая для этого организационная форма должна походить скорее на форму ИМИ, нежели на форму УДИ.

Таким образом, к весне 1979 г. сложилась уже прямая и предельно конкретизированная установка на разработку новой формы игр, которая могла бы обеспечить разрешение уникальных народнохозяйственных и социокультурных проблем, достигала бы полного жизненного включения участников в процесс мыслительной работы, развивала их и, следовательно, была бы достаточно близка к организационным формам ИМИ, но вместе с тем придала бы им более экзотерическую и деятельно-практическую форму.

В июле 1979 г. мы приняли предложение руководства одного из институтов Государственного комитета СССР по науке и технике (ГКНТ) провести игру по теме: «Разработка ассортимента товаров народного потребления для Уральского региона». По времени это предложение совпало с началом совместной разработки коллективами сотрудников Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР (НИИ ОПП) и Московского государственного института физической культуры (МОГИФК) новой темы: «Анализ техники решения сложных проблем и задач в условиях неполной информации и коллективного действия», и мы тогда решили, что это предложение как нельзя лучше подходит для того, чтобы спроектировать и практически проверить новую, комплексную и системную форму организации коллективной мыследеятельности, направленной на решение сложной народнохозяйственной проблемы. Предполагалось также по ходу этих проектных и программирующих разработок, а затем по ходу организации и осуществления всей коллективной работы провести параллельные исследования процессов решения проблем в условиях неполной информации и коллективного действия, а вместе с тем и всей вообще коллективной мыследеятельности. Таким образом, в структуру ОДИ вошло в качестве непременного условия и компоненты само исследование рабочих и игровых, а также жизнедеятельных процессов групп и всего коллектива в целом. Дальнейший опыт показал, что подобные исследования являются одним из важнейших факторов коллективной мыследеятельности, и они закрепились в качестве базовой компоненты, конституирующей саму форму ОДИ. Поэтому все связанное со специальным исследованием коллективной мыследеятельности можно считать еще одним, пятым в этом перечне, важнейшим фактором становления ОДИ.

Поскольку на основную часть намечаемой игры отводилось 9 дней, мы с самого начала не могли рассчитывать на выполнение исходного задания в целом - разработку ассортимента товаров народного потребления для Уральского региона, а решили сосредоточиться на первом, подготовительном этапе этой работы (имевшем для нас куда большее значение) - на программировании комплексных исследований и проектных разработок (далее - ИПР), обеспечивающих в дальнейшем создание ассортимента товаров народного потребления; эти соображения с самого начала позволили нам спроектировать несколько рабочих групп, каждая из которых занималась своим особым ассортиментом, но все они делали одну и ту же работу в плане программирования комплексных ИПР.

По сути дела, решение спроектировать новую форму организации для коллективной мыследеятельности, направленной на разрешение такой сложной проблемы, как «Программирование комплексных ИПР, обеспечивающих создание ассортимента товаров народного потребления», завершило период естественной предыстории становления ОДИ и привело нас к ситуации появления ОДИ [Щедровицкий 1963 c], которая соединила все естественно сложившиеся в долгой предыстории компоненты с целенаправленной технической установкой на искусственное создание новой формы организации мыследеятельности 1.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Г. П. Щедровицкий Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности iconПарламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности...
Организации Договора о коллективной безопасности, регулирующего отношения в сфере предупреждения

Г. П. Щедровицкий Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности iconПарламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности...
Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности п о с т а н о в л я е т

Г. П. Щедровицкий Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности iconС 2015 года утверждена новая форма карточки учёта организации (форма...
Первый экземпляр карточки предоставляется в специальный сектор Администрации города Когалыма (по адресу улица Дружбы Народов дом...

Г. П. Щедровицкий Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности icon«Технологическая карта как способ конструирования непосредственно...

Г. П. Щедровицкий Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности iconНовая форма 3-ндфл
Утверждена новая форма декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-ндфл). Изменений достаточно много. В частности, сокращено...

Г. П. Щедровицкий Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности iconЗаконом от 05. 05. 2014 n 99-фз (действуют с 01. 09. 2014)
Тсн – это новая организационно-правовая форма некоммерческих организаций, объединяющих владельцев любых типов недвижимости: квартир,...

Г. П. Щедровицкий Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности iconНовая форма индивидуальных сведений
При установлении трудовой пенсии теперь вместо формы спв-1 применяется новая форма спв-2 «Сведения о страховом стаже застрахованного...

Г. П. Щедровицкий Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности icon«Средства коллективной и индивидуальной защиты работников организаций,...
Рхбз. Эти виды защиты населения строятся на сочетании применения средств индивидуальной и коллективной защиты, являющихся основой...

Г. П. Щедровицкий Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности iconРегистрация на сайте закупок участников контрактной системы: новая...

Г. П. Щедровицкий Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности iconНовая форма декларации на доходы физических лиц стала сложнее
Ндфл. Компания "Верни Налог" изучила вновь принятый документ и пришла к выводу, что новая форма декларации стала сложнее для налогоплательщиков....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск