Скачать 1.84 Mb.
|
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА «Алтайский биофармацевтический кластер» («Алтайбио»)
2012 г. СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. «Основные положение программы» 1. Текущий уровень развития кластера Масштабы деятельности кластера (объем производства ведущих предприятий за последние три года; численность занятых организациях кластера) Алтайский край является одним из регионов России, сконцентрировавшим на своей территории все условия для активного развития инновационной деятельности. Это позволяет планомерно реализовывать значимые проекты по выпуску высокотехнологичной продукции, в том числе и в сфере биофармацевтики. Кластерная политика Алтайского края начала формироваться пять лет назад, когда впервые был поставлен вопрос о создании биофармацевтического кластера в рамках одного из направлений развития наукограда Российской Федерации города Бийска. Определяющими факторами стали – территориальная концентрация предприятий, наличие устойчивых связей с поставщиками сырья и разработчиками технологий, осознание необходимости координации усилий, ресурсный потенциал региона. Конкурентными преимуществами для перспективного развития фармацевтики и других сопутствующих производств на территории Алтайского края являются: экологически чистое сырье растительного и животного происхождения; наличие сети образовательных центров высокого уровня, осуществляющих подготовку специалистов для фармацевтической отрасли; научный потенциал, ориентированный на разработку инновационных фармацевтических препаратов, технологий переработки растительного и животного сырья; наличие высокотехнологичных предприятий фармацевтической промышленности, расположенных в наукограде Бийске; географическое положение – наукоград Бийск является важнейшим транспортным узлом на юге Западной Сибири, обеспечивающим связь основных центров региона (Новосибирск, Омск, Томск) с Китаем и Монголией. Для реализации конкурентных преимуществ в июне 2008 года был образован «Алтайский биофармацевтический кластер» в форме некоммерческого партнерства (далее – «АБФК»). Под «кластерный зонтик» объединились свыше 20 компаний региона, работающих по химико-фармацевтическому, биофармацевтическому направлениям, производству продуктов питания с заданными полезными свойствами и выпуску медицинской техники (рис. 1). Рисунок 1. – Структура деятельности предприятий НП «Алтайский биофармацевтический кластер» в 2011 году, в % Основной целью Алтайского биофармацевтического кластера определено возрождение отечественной фармацевтики посредством организации на территории региона производства инновационных лекарств и субстанций. В основу функционирования кластера заложена консолидация усилий и ресурсов, направленных на достижение трех основных задач:
Ресурсный потенциал Алтайского края позволяет успешно развивать фармацевтическое производство, имеющее хорошие рыночные перспективы. Следует отметить, что по данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в январе – ноябре 2011 года объем производства лекарственных средств в России составил 108,5 млрд. рублей, удельный вес алтайских производителей составил 1,39% (табл. 1). Таблица 1 – Объем производства лекарственных средств биологически активных добавок ведущих предприятий Алтайского биофармацевтического кластера в период с 2008 по 2011 годы (на основе оперативных данных)
Кроме того, Алтайский край является крупнейшим производителем продукции пантового оленеводства в России и занимает второе место в стране по количеству мараловодческих хозяйств. Пантовая продукция – это бренд Алтайского края, который формирует имидж региона. Развитие фармацевтической промышленности оказывает положительный эффект на смежные отрасли. Биофармацевтика способствует повышению спроса на культивированное лекарственное сырье и таким образом оказывает стимулирующее влияние на сельское хозяйство. Готовая фармацевтическая и парафармацевтическая продукция востребованы туристической отраслью Алтайского края, а продукты функционального питания обеспечивают хорошую перспективу для развития детского спорта и спорта высоких достижений. Описание ключевых организаций-участников кластера, краткая характеристика их экономического положения, описание сложившихся взаимосвязей участников кластера в рамках разработки и производства продукции. Роль компаний малого и среднего бизнеса в деятельности кластера. Некоммерческое партнерство «Алтайский биофармацевтический кластер» является добровольным объединением юридических лиц, созданным на основании решения учредителей от 24 июля 2008 года для достижения целей, предусмотренных Уставом. З а счет расширения межрегионального сотрудничества в последние пять лет число участников партнерства возросло до 35 (рис. 2). Ряд предприятий являются единственными производителями в Российской Федерации фармацевтических субстанций, таких как хлористый калий, карбонат натрия, нафтизин, йодантипирин, ацетат натрия, карбонат магния, медь уксуснокислая, клофелин, нитроглицерин и других. В рамках разработки и производства продукции среди членов НП «АБФК» сложились устойчивые взаимосвязи. Рисунок 2. – Динамика числа участников НП «Алтайский биофармацевтический кластер» Объем выпуска продукции предприятиями кластера за 2011 год составил 13,4 млрд. руб., освоено производство более 100 новых товаров, численность занятых составила более 7400 человек. Характеристика организаций-участников кластера и их экономическое положение представлены в таблице 2. Алтайский биофармацевтический кластер полностью оправдывает название инновационного, поскольку более 90% предприятий заняты производством наукоемкого продукта и 86% компаний кластера непосредственно осуществляют проведение научных исследований и разработок. Кроме того, компании АБФК заняты подготовкой специалистов и сервисным обслуживанием клиентов, производством наукоемких услуг и оказанием сопутствующих услуг, дистрибъюторством наукоемкой продукции (рис. 3). Рисунок 3. – Виды деятельности компаний кластера Совместная работа предприятий в составе АБФК подразумевает построение системы взаимосвязанных технологических цепочек, обеспечивающих разработку технологий и субстанций, клинические испытания, сертификацию, маркетинг, массовое производство и продажу новых лекарств, биологически активных добавок, косметических средств, пищевых продуктов и аппаратных комплексов, обеспечивающих оздоравливающее воздействие на организм человека. Таблица 2 – Характеристика организаций-участников кластера и их экономического положение
Анализ географии поставщиков основных производственных ресурсов дополняет заключение о связанности компаний АБФК (рис. 4). Основой вертикальной связанности по ресурсам в кластере, как и основой для формирования кластера в целом являются трудовые ресурсы, около 85% которых имеет местное происхождение, при этом в среднем около 18% привлекаемой рабочей силы внутрикластерного происхождения. Рисунок 4. – Географии поставщиков основных производственных ресурсов По средствам производства предприятий кластера ситуация схожая: порядка 20-25% сырья и оборудования приобретается на локальном рынке (внутрикластерном и региональном), 40-45% с российского и около 30% импортируется. Следует отметить, что кластеры отличаются от других типов мезоэкономических систем превалированием малого и среднего бизнеса. Роль малых предприятий (далее – МП) АБФК во взаимодействии с другими предприятиями кластера показана на рисунке 5. Рисунок 5. – Роль малых предприятий кластера во взаимодействии с другими участниками кластера Примерно равное число малых компаний АБФК проявляют свою вертикальную (поставщик, потребитель) и горизонтальную (использование однотипных ресурсов и технологий) связанность как с крупными, так и с малыми компаниями кластера (табл. 3). Таблица 3. – Роль малого бизнеса АБФК во взаимодействии с малыми и крупными компаниями
В АБФК выделяется три типа взаимодействия малых предприятий кластера. Компании первого типа взаимодействуют, преимущественно, с малыми предприятиями кластера, выполняя при этом функции поставщика и отмечая использование однотипных ресурсов. Компании второго типа, как правило, взаимосвязаны с крупными предприятиями кластера, являясь арендаторами помещений или оборудования, а также потребителями продукции и /или услуг (вертикальный тип связей с крупными компаниями). Третий тип малых предприятий АБФК – самый интересный. Относящиеся к нему компании взаимодействуют как с крупным, так и малым бизнесом в кластере, при этом они часто выступают в роли разработчика инновационной продукции и используют в своих производственных процессах технологии, аналогичные технологиям компаний-контрагентов. Характерной чертой малых предприятий данного типа является их вертикальная взаимосвязанность и с крупным и с малым бизнесом кластера, при этом они выступают в качестве потребителя для малых фирм и в роли поставщика для крупных. Все виды кооперационных взаимосвязей между предприятиями кластера развиты высоко. Особенно интенсивно развивается исследовательская кооперация с исследовательскими и образовательными учреждениями, выше среднего – производственная кооперация с другими предприятиями кластера. Описание основных видов продукции кластера, рынков и основных потребителей. Оценка текущего состояния данных рынков. Характеристика рыночных позиций ключевых участников кластера. Сегодня предприятиями кластера выпускается более 600 видов биологически активных добавок, лекарственных средств, субстанций лекарственных средств, бальзамов, капсул, гранул, капель, масел (облепиховое, кедровое), таблеток, фиточаев и фитосборов, сиропов, коктейлей и слайсов, около 200 наименований функциональных продуктов питания, около 100 видов оздоровительной продукции на основе пантов. Его участники обладают более 100 патентами, а некоторые из них являются единственными в России производителями фармацевтических субстанций. Создание кластера позволило более мелким предприятиям в союзе с крупными фирмами производить конкурентоспособную продукцию и продвигать ее под единым брендом «AltaiBio». В производстве биологически активных добавок широко используется местное животное и растительное сырье (более 70% от общего объёма). Особый статус получили биологически активные добавки на основе сырья пантового оленеводства. В настоящее время предприятиями региона производится 47 наименований продукции на основе пантового сырья, из них 44 - биологически активные добавки, два лекарственных средства, зарегистрирована одна медицинская технология. Производство данной продукции осуществляют 15 организаций, 10 из которых являются членами некоммерческого партнерства. Таким образом, на долю предприятий-переработчиков сырья пантового оленеводства приходится около 75% производимой продукции в крае. Якорными предприятиями НП «АБФК», являющимися основными представителями отрасли, за 2011 год произведено продукции:
Основные статистические показатели функционирования фармацевтической промышленности Алтайского края отражают положительную динамику развития отрасли и высокий уровень ее инвестиционной привлекательности. Наблюдается положительная динамика в секторе производства лекарственных средств, причем по всем основным их группам. Так, увеличение производства лекарственных средств, содержащих пенициллин и прочие антибиотики, составило 6,2%; лекарственных средств, содержащих алкалоиды и их производные, но не содержащие гормоны или антибиотики, – 8,7%; препаратов для лечения психоневрологических заболеваний – 39,3%; противоастматических и антигистаминных препаратов – 32%; витаминов – 6,4%. Основным рынком сбыта продукции производителей, работающих в сфере биофармацевтики Алтайского края, является внутрироссийский, на его долю приходится в среднем 67% объемов реализации. Доля локального рынка (регионального и внутрикластерного) составляет 19%, экспортируется около 14% производимой продукции (рис. 6). Продукция фармацевтической промышленности региона, а также биологически активные добавки и другая парафармацевтическая продукция на основе алтайского сырья растительного и животного происхождения поставляется в 53 региона России и 17 зарубежных стран: Азербайджан, Армению, Беларусь, Великобританию, Германию, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Сербию, Черногорию, Туркменистан, Украину, Узбекистан, Чехию, Монголию, Новую Зеландию, Польшу и США. Рисунок 6 – Сегменты рынка сбыта НП «АБФК» При этом, самыми широко распространенными способами организации сбыта продукции в кластере являются работа на заказ, реализация через собственное сбытовое подразделение и постоянные крупные клиенты (рис. 7). Данные формы реализации используют 86% компаний. Рисунок 7 – Частота использования каналов сбыта продукции Два из трех самых распространенных механизмов реализации (собственные сбытовые подразделения и ориентация на постоянных крупных клиентов) являются тесно взаимосвязанными и объясняют 44% вариации возможных механизмов реализации продукции. Третий наиболее распространенный механизм сбыта – работа на заказ выступает альтернативой реализации через собственную розничную сеть, которая ввиду своей дороговизны является наиболее редким способом (используется 21% компаний). Интернет-продажи и сбытовые каналы других организаций используют соответственно 43 и 50% компаний, данные механизмы реализации часто являются взаимодополняющими. Анализ рыночных позиций показал, что удельный вес фармацевтической продукции алтайских производителей в объеме всей произведенной российской фармпродукции в 2010 г. составил: 1,62% по лекарственным средствам и 25% – по БАДам. Ведущие предприятия отрасли ЗАО «Алтайвитамины» и ЗАО «Эвалар» уверенно удерживают позиции лидеров среди российских фармопроизводителей. ЗАО «Эвалар» является обладателем звания «Марка №1 в России», компания «Алтайвитамины» с 1997 г. имеет статус «Лидер российской экономики». Общая оценка обеспеченности кластера объектами транспортной, энергетической, коммунальной, жилищной, образовательной и социальной инфраструктуры. |
Паспорт программы развития инновационного территориального кластера «икт-кластер республики татарстан» 3 | |||
Постановление Правительства Российской Федерации от 06. 03. 2013 №188 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального... | В случае, если полное наименование кластера соответствует краткому названию, данное поле не заполняется (пример заполнения: Кластер... | ||
Среднего бизнеса (далее – мсб), в том числе на территории Камского инновационного терри-ториально-производственного кластера (далее... | Основные мероприятия по реализации приоритетов и целевых ориентиров развития кластера 35 | ||
Основные мероприятия по реализации приоритетов и целевых ориентиров развития кластера 35 | Программе инновационного развития (далее пир или Программа), в виде конкретных мероприятий типовых разделов, с предусмотренными для... | ||
Директор Департамента инновационного развития Министерства экономического развития | Настоящий Порядок определяет процедуру и критерии включения заинтересованных организаций в состав Кластера «Дубна», а также процедуру... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |