Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/19
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет медиакоммуникаций
Магистерская программа «Менеджмент в СМИ»
Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Типология форматов российских телеканалов

Студент группы № 743Ж

Тютюнина А. В.
Научный руководитель:

к. п. н., профессор,

Шариков А. В.

Москва, 2013

Содержание


Введение 4

Скандальное поведение Павла Майкова на шоу "Говорим и показываем" // Аргументы и факты. 09.-4.2013. URL: http://argumentiru.com/showbiz/2013/04/245426. (Дата обращения 30.05.2013). 4

О канале // сайт телеканала Санкт-Петербург. URL: http://topspb.tv/about. (Дата обращения: 12.03.2013). 4

Глава 1. Категория «формат» в медиаиндустрии: 11

к проблеме определения понятия 11

1.1. История происхождения понятия «формат» 11

1.2. Тенденции употребления понятия «формат», соотношение понятий «формат» и «жанр» 18

1.3. Типология форматов радиостанций: мировой опыт 23

1.4. «Формат телепрограммы»: определение, типы и основные характеристики 34

Глава 2. Формат телеканала на российском телевидении 43

2.1. «Формат телеканала»: определение понятия, основные свойства и элементы 43

2.2. Типологизация как метод научного познания 52

2.3. Форматы российских телеканалов: основные типы и характеристики 60

2.4. Тенденции и перспективы развития форматов телеканалов на российском медиарынке 73

Заключение 81

Библиография 86

Приложение 1 95

Приложение 2 96

Приложение 3 100

Приложение 4 105

Приложение 5 109

Приложение 6 113

Приложение 7 117


Введение



Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.

Между тем, употребляют его достаточно часто. О популярности данного понятия мы можем судить, в том числе, на основании его активного использования в материалах СМИ: «Муз ТВ и MTV меняют формат»1, «Полностью соответствуя формату НТВ, это шоу делает ставку на скандал»2. «Телеканал "Юрган" выйдет в новом формате уже в апреле»3, «Телеканал "Санкт-Петербург" – первый телеканал сити-формата в Северной столице»4. Почему же это слово употребляют так охотно? Что это – требование времени, отражение новых реалий или просто мода? Что такое «формат телеканала», и какие форматы каналов существуют на российском телевидении?

Появление слова «формат» и его закрепление в русском языке явилось естественной реакцией на размывание основных понятий, организующих СМИ: жанр и стиль. Тяга к употреблению иностранного понятия отразила стремление медиасферы к упорядоченности и определенности. Однако как раз определенности «формат» не добавил. Как отмечает один из опрошенных в ходе исследования экспертов И. А. Полуэхтова, «каждый человек понимает "формат" по-своему, при этом все приблизительно представляют, о чем идет речь»5. Возникновение нового понятия породило ряд дискуссий среди исследователей СМИ о его соотношении с привычными жанром и стилем. Однако до сих пор по данному вопросу не выработано единого мнения.

Применительно к телевидению понятие «формат» изначально затрагивало только технические параметры: хронометраж передачи, способ передачи сигнала (HDTV, DVB-T, HD DVD), но постепенно формат обретает и качественные характеристики. Сейчас это слово часто используют применительно к конкретной телевизионной программе, впрочем, словосочетание «формат телеканала» употребляется не реже, хотя и не имеет до сих пор четкого определения.

Что касается причин популярности данного понятия, многие практики СМИ считают, что появление формата обусловлено требованиями современного медиарынка, формат – продукт новых реалий. В условиях потокового телевидения легче и выгоднее работать по определенному шаблону. Однако, с другой стороны, несмотря на стандартизированность и нивелирование индивидуальных черт, внутри формата идет постоянный творческий поиск: он, в отличие от жанра, не может долгое время находиться в статичном состоянии.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью выработать четкую дефиницию категории «формат телеканала», соответствующую современному состоянию медиасферы; выявить, какие характеристики определяют формат телеканала, чтобы и практики, и теоретики медиа могли говорить на одном языке, вкладывая в понятие «формат телеканала» одно и то же значение.

Кроме того, понимание механизмов функционирования форматного телевидения позволяет осуществлять эффективное управление каналом, выстраивать конкурентоспособные стратегии, что особенно важно в связи с увеличением количества нишевых каналов на медиарынке и с планируемым переходом от аналогового к цифровому телевидению. Конкуренция на телевизионном рынке растет, в том числе, из-за нарастающей конкуренции со стороны новых медиа. Поэтому умение просчитать потребителя, продать идею – один из ключевых навыков современного телевизионного профессионала6. Понимание природы форматного телевидения позволяет выстраивать эффективную работу не только на уровне менеджмента, но и на уровне людей, непосредственно участвующих в подготовке контента к эфиру (журналистов, операторов, режиссеров и т. д.). Очень важно, чтобы сотрудники изначально приняли заданный формат, хорошо поняли его особенности и важнейшие характеристики, и тогда они уже по наитию будут мыслить «форматно». Впрочем, безусловно, важно оставить им и пространство для творческих идей, ведь, как мы уже отмечали, формат – понятие динамичное, если действовать только в рамках шаблона, никакого развития происходить не будет. Сейчас же форматное самоопределение телеканалов находится в хаотичном состоянии: зачастую каналы или не дают определение своему формату, или дают, но недостаточно емкое, ограничиваясь общими характеристиками.

Добавим, что ясность относительно собственного формата важна и с юридической точки зрения. В международной судебной практике зафиксированы случаи, когда форматы явно заимствовали (если не сказать воровали), но автор не мог получить никакой компенсации как раз из-за нечеткого определения собственного формата.

Объектом данного исследования выступают российские телеканалы.

Предметом исследования – форматы российских телеканалов.

Цель данной работы – построить типологию форматов российских телеканалов.

В соответствии с целью формулируем основные задачи исследования:

  1. Проследить историю происхождения понятия «формат».

  2. Определить тенденции употребления понятия «формат».

  3. Изучить опыт форматирования на примере радиостанций.

  4. Рассмотреть понятие «формат телепрограммы».

  5. Определить основные свойства и характеристики формата телеканала, сформулировать дефиницию понятия.

  6. Выявить основные существующие на современном российском телевидении типы форматов каналов.

  7. Выявить тенденции и перспективы развития форматов телеканалов.

В качестве теоретических методов исследования в данной работе мы будем использовать анализ научной литературы, этимологический анализ, историко-генетический анализ, метод типологизации, сравнительный анализ. В качестве методов эмпирических – экспертный опрос (в ходе исследования планируется опросить минимум семь экспертов), анализ сеток вещания сорока четырех российских телеканалов.

Теоретико-методологической базой исследования стали теория типологизации (Г. Беккер7, М. Вебер8, Г. Г Татарова9 и др.), теория жанров СМИ (Р. А. Борецкий10, С. Н. Ильченко11, А. Г. Качкаева12, Г. В. Кузнецов13,

Г. В. Лазутина14, Г. Я. Солганик15, А. А. Тертычный16 и др.); теория телевизионной журналистики (А. Моран, Дж. Мэльбон17, Г. В. Кузнецов18,

В. С. Саппак19 и др.); теория радиожурналистики (А. Альбарран20, В. В. Смирнов21, В. А. Сухарева22, А. А. Шерель23).

Эмпирической базой исследования являются сетки вещания сорока четырех российских телеканалов (в период с 19 по 25 марта 2013 года), телевизионные программы российских телеканалов, базы данных TNS, результаты экспертных опросов.

Гипотеза исследования: в настоящее время на российском телевидении наблюдается тенденция к «форматному дроблению», понимаемому как появление внутри уже существующих форматов телеканалов более узких, дробных категорий, именуемых «подформаты».

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в науке до сих пор не выработано точного, единого определения категории «формат телеканала».

  1. В данной работе мы впервые подробно рассмотрим и проанализируем понятие «формат телеканала».

  2. Также в рамках исследования мы впервые проведем экспертный опрос практиков и теоретиков телевидения, посвященный категории «формат телеканала».

  3. Кроме того, планируется сформулировать дефиницию понятия «формат телеканала», определить его основные свойства и характеристики, построить типологию форматов российских телеканалов.

Практическая значимость исследования.

В условиях усиливающейся специализации телевизионного вещания, в преддверии перехода к цифровому телевидению для эффективного управления телевизионным процессом особенно важно понимать, что формирует лицо канала, как найти свой «формат», как определить свое место в эфирном пространстве. Чтобы предотвратить утечку зрителей, необходимо понимать, как в условиях заявленного формата оставаться конкурентоспособным. Ведь когда несколько телеканалов имеют сходный формат, аудитория «кочует» с одного канала на другой.

Более того, «кочевать» могут не только зрители, но и рекламодатели. Сейчас реклама на нишевом телевидении растет опережающими по сравнению с крупными вещателями темпами24. По данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России, в 2012 году прирост рекламы на эфирном телевидении составил всего 9 процентов, в то время как на кабельно-спутниковом эта цифра равна 27 процентам25. Аналитики объясняют: аудитория фрагментируется, каналы уже не могут предложить «что-нибудь для каждого», специализированные каналы постепенно набирают в доле, и рекламные бюджеты уходят именно туда. Как считает один из самых успешных медиаменеджеров России, основатель Рен ТВ и совладелец журнала «The New Times» Дмитрий Лесневский, «не надо гнаться за универсальностью, лучше рассчитывать на узкую аудиторию — но рассчитывать точно»26.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Первая глава посвящена категории «формат» в медиаиндустрии. В ней мы обратимся к проблеме определения «формата», рассмотрим историю происхождения данного понятия, его многозначность и тенденции употребления, проанализируем соотношение понятий «формат» и «жанр». Здесь же планируется изучить опыт радиовещания в сфере определения формата радиостанций и определить, что такое формат телепрограммы. Вторая глава посвящена категории «формат телеканала». В ней мы планируем дать определение данному понятию, сформулировать основные свойства и характеристики формата телеканала. Также планируется изучить типологизацию как метод научного познания; проанализировать сетки вещания российских телеканалов; определить основные свойства и характеристики форматов российских телеканалов; выявить основные типы форматов российских телеканалов; рассмотреть тенденции и перспективы развития форматов каналов на российском телевидении.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск