Ростовская область, Белокалитвинский район, х. Крутинский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Крутинская средняя общеобразовательная школа "Утверждаю"
Директор МБОУ Крутинской СОШ
Приказ от ________ № _________
_______________ В.Н. Иванова
Рабочая программа
элективного курса
по литературе
«Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ»
на 2016 – 2017 учебный год
Уровень общего образования: среднее полное, 11 класс
Количество часов: 34 часа Учитель: Москаленко Татьяна Владимировна
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). "Сочинение: законы и секреты мастерства.
Подготовка к ЕГЭ"
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.
Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Цели курса :
подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
развитие творческих способностей учащихся.
Задачи курса :
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
овладение нормами русского литературного языка;
обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
обучение работе над сочинением;
развитие коммуникабельности обучающихся;
воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
Прогнозируемый результат
К концу курса учащиеся должны:
уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;
уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
обогащение речевого багажа учащихся и умение применять его в различных формах выражения мысли.
Программа элективного курса “Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ ”.
Учебно-тематический план
№ п/п
| Тема
| Количество часов
| Дата
| I. Вводные занятия
| 1
| Прежде чем писать сочинение
| 1
| 2.09
| 2
| Основные требования при написании сочинений
| 1
| 9.09
| II. Пишем сочинение
| 3
| Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие; текст: тема, проблема, позиция автора
| 1
| 16.09
| 4
| Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение
| 1
| 23.09
| 5
| Организация материала при помощи плана
| 1
| 30.09
| 6
| Роль эпиграфа и цитирования в сочинении
| 1
| 7.10
| 7
| Анализ предложенного учителем сочинения
| 1
| 14.10
| 8
| Средства художественной выразительности :
Тропы
Фигуры речи
| 2
| 21.10
28.10
| III. Сочинение разных жанров
| 9
| Сочинение – доклад
Сочинение – литературный обзор
Сочинение – читательский отзыв
Сочинение в жанре литературно-критической статьи
Сочинение – характеристика литературного героя
Сочинение – читательский дневник
Сочинение – анализ лирического произведения
Сочинение – письмо
Сочинение – интервью
| 9
| 11.11
18.11
25.11
2.12
9.12
16.12
23.12
13.01
20.01
| 10
| Практическая работа. Пишем сочинение
| 1
| 27.01
| 11
| Саморедактирование сочинения
| 1
| 3.02
| 12
| Сочинение – рецензия
Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые к рецензии
Оценочные слова и речевые клише
Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева “ Память…”
Подготовка к написанию рецензии
| 4
| 10.02 17.02
24.02 3.03
| 13
| Практическая работа. Cочинение – рецензия.
| 1
| 10.03
| 14
| Анализ ученических сочинений
| 1
| 17.03
| 15
| Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений
| 1
| 7.04
| 16
| Оформление и оценивание сочинений
| 1
| 14.04
| 17
| Сочинение на свободную тему :
Свободные темы на литературном материале;
Свободные темы не на литературном материале;
Обзорные сочинения по литературе второй половины XIX века
| 3
| 21.04
28.04
5.05
| 18
| Как вести себя на экзамене (советы, рекомендации )
| 1
| 12.05
| 19
| Итоговая работа. Пишем сочинение
| 1
| 19.05
| 20
| Анализ ученических сочинений
| 1
| 26.05
|
| Итого :
| 34
|
| Содержание программы Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения и текста ЕГЭ для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения. Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком. Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна? Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.
Методические рекомендации
Данная программа может быть реализована на любой ступени образования старшей школы: дополнить и обогатить уроки русского языка и литературы, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как самостоятельный элективный курс или факультатив. Предоставляемые для анализа образцы текстов должны позволить учащимся обратиться к возможностям любого стиля речи – художественного, научного, публицистического, разговорного. Круг авторов, чьи работы будут рассматриваться в курсе, выбирать из тех писателей, чьи произведения включены в программу литературного образования школьников для обязательного изучения или самостоятельного чтения.
На ЕГЭ при выполнении задания С небольшой промежуток времени, отведенный на осмысление предложенного текста (фрагмента из художественного, публицистического, научного сочинения), написание чернового варианта своего текста, переписывание сочинения-рассуждения на соответствующий официальный бланк (строго соблюдая его рамки) и самостоятельное выявление ошибок, заметно ужесточают требования к выпускнику, концентрируя его волевые качества и внутреннюю собранность. Как правило, сочинение в этом случае превращается еще и в сочинение-миниатюру. В этой связи ученику необходимо весьма тщательно разобраться в тексте, в малом увидеть многое – то, что хотел сказать автор и какими лингво-стилистическими средствами он сумел добиться эффектной презентации своей мысли. При этом в процессе самостоятельного исследования приведенного эпизода ученику важно грамотно и точно использовать собственные возможности аналитического письма, к месту употребляя символико-метафорические выражения, научно-лингвистическую терминологию, органично включая в свой текст авторские цитаты. Сочинение-миниатюра требует самого тщательного подбора слов, стремления избежать тавтологии на малом пространстве текста.
Обращение к различным видам жанров сочинений может быть связано также и с внеклассной работой по русскому языку и литературе – участие школьников в таких проектах, где сочинение имеет преобладание по емкости и мобильности.
|