Авторский коллектив:
Гуляева Ирина Александровна – заместитель заведующего по УВР;
Вяткина Надежда Анатольевна – воспитатель группы кратковременного пребывания.
Содержание ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка . …………………………………………………………......................4
Цели и задачи реализации Программы «Мозаика»…...………………………………..….......4
Принципы и подходы к формированию и реализации Программы «Мозаика»………….….5
Планирование и принципы образовательной деятельности……………………………..........6
Приоритетные направления деятельности………………………………………….…….……8
Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста…………………………..…10
Планируемые результаты освоения Программы «Мозаика» в виде целевых ориентиров дошкольного образования: показатели развития детей в соответствии с возрастом...........22
Апробация и внедрение Программы «Мозаика»………………………………………..……48 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Цели и задачи образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях……………………………………………………49
Содержание и методика реализации программы с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей детей…………………………………………………………59
Группа раннего возраста (третий год жизни)…………….……………………………….….59
Младшая группа (четвёртый год жизни)……………………………………………….....…..76
Средняя группа (пятый год жизни)…………………………………………………………....95
Старшая группа (шестой год жизни)………………………………………………………...116
Подготовительная к школе группа (седьмой год жизни)……………………………….….143
Педагогическая и психологическая диагностика личностных образовательных результатов детей……………………………………………………………………………………………173
Способы и направления поддержки детской инициативы………………………………....175
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………………………………….…...176
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания……………………………………………………………..………………………181
Характеристика жизнедеятельности детей в группе………………………………..............183
Организация адаптационного периода………………………………………….…………...183
Педагогические, психологические, здоровьесберегающие требования к организации образовательного процесса…………………………………………………………..……….184
Перечень нормативных и нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников, используемых при разработке Программы «Мозаика»……………………………………………………………………………..………185
Глоссарий……………………………..……….………………………………………….…...191
Приложение 1…………………………….…………………………………………….……..195
Приложение 2……………………………………….………………………………………….……….196
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы «Мозаика»
Основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» (далее — Программа, Программа «Мозаика») разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 г. Москва.
Программа «Мозаика» включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития (далее — образовательные области) — социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Программа определяет целевые ориентиры, содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализация и индивидуализация детей. Программа представляет собой как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Таким образом, целью Программы «Мозаика» является: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.
Программа «Мозаика» направлена на реализацию следующих задач:
обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;
развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
реализация вариативных образовательных программ;
соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.
Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий:
личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте;
разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом; возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей)) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности.
В соответствии со статьёй 64 (п. 1) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, от 29 декабря 2012 г.) Программа направлена также на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии.
Программа носит характер примерной. В ней заложены основополагающие принципы, цели и задачи образования, дающие возможность для творческого использования педагогами различных педагогических технологий, игр. Во всех ситуациях взаимодействия с ребёнком воспитатель — проводник общечеловеческого и собственного опыта, гуманистического отношения к людям, социокультурных норм. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических.
Содержание программы рассчитано на детей от 2 до 7 лет.
Принципы и подходы к формированию и реализации Программы «Мозаика»
Основными принципами к формированию и реализации Программы «Мозаика» являются следующие:
1.Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
2.Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.
3.Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
4.Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
5.Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
6.Вариативность организации дошкольного образования.
Программа «Мозаика» разработана на основе культурно-исторического и системно-деятельностного подходов, являющихся методологией ФГОС ДО.
Культурно-исторический и системно-деятельностный подходы разрабатывались в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.Г. Асмолова и др. Основоположник культурно-исторического подхода Л.С. Выготский отмечал, что в развитии ребёнка существуют как бы две переплетённые линии. Первая следует путём естественного созревания, вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Согласно теории Л.С. Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаково-символическими средствами, в первую очередь речью и языком.
Системно-деятельностный подход вырос из культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Суть этого подхода заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
В данной Программе «Мозаика» разработка целей, содержания, форм и методов образовательной деятельности дошкольников опирается на классические исследования: развития произвольных движений (А.В. Запорожец), свободного действия (В.П. Зинченко), творческого действия (Б.Д. Эльконин), учебной деятельности и теоретического мышления (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), восприятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), воображения и способностей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), мышления (Н.Н. Поддьяков), индивидуальности и личности (А.Г. Асмолов, Г.Г. Кравцов), эмоций (А.В. Запорожец); связи целенаправленного и произвольного поведения с соответствующими регуляторными формациями сознания (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова).
Концептуальную основу Программы составляют идеи:
• антропоцентрического гуманизма (И. Кант, Л. Фейербах, М. Шелер, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) и гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили);
•теории об амплификации (обогащении) ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности» (А.В. Запорожец);
• гуманистической философии (Ш.А. Амонашвили);
•личностно ориентированной педагогики сотрудничества (И.П. Волков, А.Н. Давидчук, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, Л.А. и Б.П. Никитины, Н.Н. Щуркова);
•фундаментального положения о ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов);
•реализации социально-личностного подхода к образованию (В.И. Загвязинский, Т.Н. Доронова, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова), формирования социально значимых качеств личности с одновременным развитием природных задатков (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Т.И. Репина, С. Соловейчик).
Планирование и принципы образовательной деятельности
Планирование составляет одну из основ правильной организации жизни детей в ГКП. Оно строится на анализе достигнутых успехов всей группы и индивидуально каждого ребёнка.
Планирование должно предусматривать альтернативные виды деятельности, так как детально спланировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления (внезапное изменение погоды, интерес ребёнка к объекту и т.п.) вносят свои коррективы в деятельность.
Основу планирования составляют комплексные образовательные задачи на определённый промежуток времени (в соответствии с примерным комплексно-тематическим планированием — на неделю). Образовательные задачи объединяют проектирование предметно-развивающей среды и разработку содержания деятельности и общения педагога с детьми и их родителями.
В планировании образовательного процесса принимают участие руководитель образовательной организации, воспитатель).
Планирование образовательного процесса ГКП
Ответственный
| Временной
период
| Содержание
| Руководитель
| 1 раз в год
| Утверждение годового плана работы организации, перспективного календарно-тематического плана
| Воспитатель
| 1 раз в год
| Составление примерного плана мероприятий на учебный год в ГКП
| Воспитатель
| В начале учебного года
| Составление перспективного календарно-тематического плана для ГКП
| Воспитатель
| 1 раз в неделю
| Отбор, формулировка образовательных задач для ГКП, постепенность и последовательность их усложнения;
проектирование и изменение предметно-развивающей среды, подготовка материалов для организации детской деятельности, общения, игр с детьми
|
Недельное планирование строится на основе образовательных задач, сформулированных на годовой временной период (Приложение №1).
Планирование образовательного процесса строится с учётом следующих принципов:
Принцип последовательности. В основе — отход от формального параллельного планирования с большими временными затратами на написание планов к последовательному планированию образовательной деятельности с детьми (неделя — временной период планирования):
формулируются образовательные задачи (специфические) на этот период, решение которых предполагается в ходе совместной деятельности, во время режимных моментов, ситуациях повседневного общения с детьми:
подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми;
вводятся новые слова в активный словарный запас;
создаётся развивающая предметно-пространственная среда.
Принцип интеграции. В основе — установление системных связей между образовательными задачами разных образовательных областей через их дополнение и взаимное обогащение. Например, освоение пространственных представлений, знакомство с математическими понятиями формируется в конструировании, формировании элементарных математических представлений, на занятиях музыкой и физической культурой.
При построении образовательного процесса, подчиняющегося принципу интеграции, образовательные задачи также интегрируются и способствуют комплексному развитию ребёнка.
Разные виды деятельности при планировании становятся инициирующим началом интеграции. Например, чтение рассказа о природе может активизировать исследовательскую деятельность детей в ближайшем природном окружении, передачу образов животных в лепке или рисовании, разыгрывание сюжетов рассказа в свободной сюжетной игре.
Представления детей о театре, обобщённые в познавательной деятельности, могут найти отражение в детских рисунках, сочинении рассказов, конструировании театральной сцены, изготовлении афиши на занятии по аппликации и завершиться проведением театральной постановки, досуга.
В Программе для каждой возрастной группы приведён примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности с детьми, не жёстко фиксированный, а подвижный, что поможет воспитателю самостоятельно определять последовательность организованной деятельности, обеспечивая баланс разных видов активности детей. Воспитатель для решения тех или иных задач может заменять одни виды деятельности другими в рамках времени, отведённого для них в режиме дня.
Обязательной должна быть связь специально организованной деятельности с детьми с их повседневной жизнью, предусматривающая возможность ещё раз вернуться к тому, что происходило на занятиях, продолжить работу над своей поделкой, практически использовать полученные знания (например, учились устанавливать взаимно однозначное соответствие двух групп предметов на математике, а затем сравнивали количество машин и «водителей» в игровом уголке, количество чашек и блюдец при сервировке стола).
|