Гуляева Ирина Александровна заместитель заведующего по увр


НазваниеГуляева Ирина Александровна заместитель заведующего по увр
страница1/36
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Авторский коллектив:

  1. Гуляева Ирина Александровна – заместитель заведующего по УВР;

  2. Вяткина Надежда Анатольевна – воспитатель группы кратковременного пребывания.


Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка . …………………………………………………………......................4

Цели и задачи реализации Программы «Мозаика»…...………………………………..….......4

Принципы и подходы к формированию и реализации Программы «Мозаика»………….….5

Планирование и принципы образовательной деятельности……………………………..........6

Приоритетные направления деятельности………………………………………….…….……8

Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста…………………………..…10

Планируемые результаты освоения Программы «Мозаика» в виде целевых ориентиров дошкольного образования: показатели развития детей в соответствии с возрастом...........22

Апробация и внедрение Программы «Мозаика»………………………………………..……48
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Цели и задачи образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях……………………………………………………49

Содержание и методика реализации программы с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей детей…………………………………………………………59

Группа раннего возраста (третий год жизни)…………….……………………………….….59

Младшая группа (четвёртый год жизни)……………………………………………….....…..76

Средняя группа (пятый год жизни)…………………………………………………………....95

Старшая группа (шестой год жизни)………………………………………………………...116

Подготовительная к школе группа (седьмой год жизни)……………………………….….143

Педагогическая и психологическая диагностика личностных образовательных результатов детей……………………………………………………………………………………………173

Способы и направления поддержки детской инициативы………………………………....175

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………………………………….…...176

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания……………………………………………………………..………………………181

Характеристика жизнедеятельности детей в группе………………………………..............183

Организация адаптационного периода………………………………………….…………...183

Педагогические, психологические, здоровьесберегающие требования к организации образовательного процесса…………………………………………………………..……….184

Перечень нормативных и нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников, используемых при разработке Программы «Мозаика»……………………………………………………………………………..………185

Глоссарий……………………………..……….………………………………………….…...191

Приложение 1…………………………….…………………………………………….……..195

Приложение 2……………………………………….………………………………………….……….196


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы «Мозаика»

Основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» (далее — Программа, Программа «Мозаика») разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 г. Москва.

Программа «Мозаика» включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития (далее — образовательные области) — социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Программа определяет целевые ориентиры, содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализация и индивидуализация детей. Программа представляет собой как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Таким образом, целью Программы «Мозаика» является: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.

Программа «Мозаика» направлена на реализацию следующих задач:

  • обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;

  • приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;

  • развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;

  • реализация вариативных образовательных программ;

  • соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.

Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий:

  • личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;

  • полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми;

  • разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте;

  • разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом; возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей)) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности.

В соответствии со статьёй 64 (п. 1) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, от 29 декабря 2012 г.) Программа направлена также на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии.

Программа носит характер примерной. В ней заложены основополагающие принципы, цели и задачи образования, дающие возможность для творческого использования педагогами различных педагогических технологий, игр. Во всех ситуациях взаимодействия с ребёнком воспитатель — проводник общечеловеческого и собственного опыта, гуманистического отношения к людям, социокультурных норм. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических.

Содержание программы рассчитано на детей от 2 до 7 лет.

Принципы и подходы к формированию и реализации Программы «Мозаика»

Основными принципами к формированию и реализации Программы «Мозаика» являются следующие:

1.Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

2.Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.

3.Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

4.Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

5.Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

6.Вариативность организации дошкольного образования.

Программа «Мозаика» разработана на основе культурно-исторического и системно-деятельностного подходов, являющихся методологией ФГОС ДО.

Культурно-исторический и системно-деятельностный подходы разрабатывались в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.Г. Асмолова и др. Основоположник культурно-исторического подхода Л.С. Выготский отмечал, что в развитии ребёнка существуют как бы две переплетённые линии. Первая следует путём естественного созревания, вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Согласно теории Л.С. Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаково-символическими средствами, в первую очередь речью и языком.

Системно-деятельностный подход вырос из культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Суть этого подхода заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

В данной Программе «Мозаика» разработка целей, содержания, форм и методов образовательной деятельности дошкольников опирается на классические исследования: развития произвольных движений (А.В. Запорожец), свободного действия (В.П. Зинченко), творческого действия (Б.Д. Эльконин), учебной деятельности и теоретического мышления (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), восприятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), воображения и способностей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), мышления (Н.Н. Поддьяков), индивидуальности и личности (А.Г. Асмолов, Г.Г. Кравцов), эмоций (А.В. Запорожец); связи целенаправленного и произвольного поведения с соответствующими регуляторными формациями сознания (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова).

Концептуальную основу Программы составляют идеи:

• антропоцентрического гуманизма (И. Кант, Л. Фейербах, М. Шелер, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) и гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили);

•теории об амплификации (обогащении) ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности» (А.В. Запорожец);

• гуманистической философии (Ш.А. Амонашвили);

•личностно ориентированной педагогики сотрудничества (И.П. Волков, А.Н. Давидчук, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, Л.А. и Б.П. Никитины, Н.Н. Щуркова);

•фундаментального положения о ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов);

•реализации социально-личностного подхода к образованию (В.И. Загвязинский, Т.Н. Доронова, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова), формирования социально значимых качеств личности с одновременным развитием природных задатков (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Т.И. Репина, С. Соловейчик).

Планирование и принципы образовательной деятельности

Планирование составляет одну из основ правильной организации жизни детей в ГКП. Оно строится на анализе достигнутых успехов всей группы и индивидуально каждого ребёнка.

Планирование должно предусматривать альтернативные виды деятельности, так как детально спланировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления (внезапное изменение погоды, интерес ребёнка к объекту и т.п.) вносят свои коррективы в деятельность.

Основу планирования составляют комплексные образовательные задачи на определённый промежуток времени (в соответствии с примерным комплексно-тематическим планированием — на неделю). Образовательные задачи объединяют проектирование предметно-развивающей среды и разработку содержания деятельности и общения педагога с детьми и их родителями.

В планировании образовательного процесса принимают участие руководитель образовательной организации, воспитатель).

Планирование образовательного процесса ГКП

Ответственный

Временной

период

Содержание

Руководитель

1 раз в год

Утверждение годового плана работы организации, перспективного календарно-тематического плана

Воспитатель

1 раз в год

Составление примерного плана мероприятий на учебный год в ГКП

Воспитатель

В начале учебного года

Составление перспективного календарно-тематического плана для ГКП

Воспитатель

1 раз в неделю

Отбор, формулировка образовательных задач для ГКП, постепенность и последовательность их усложнения;

проектирование и изменение предметно-развивающей среды, подготовка материалов для организации детской деятельности, общения, игр с детьми




Недельное планирование строится на основе образовательных задач, сформулированных на годовой временной период (Приложение №1).

Планирование образовательного процесса строится с учётом следующих принципов:

Принцип последовательности. В основе — отход от формального параллельного планирования с большими временными затратами на написание планов к последовательному планированию образовательной деятельности с детьми (неделя — временной период планирования):

  • формулируются образовательные задачи (специфические) на этот период, решение которых предполагается в ходе совместной деятельности, во время режимных моментов, ситуациях повседневного общения с детьми:

  • подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми;

  • вводятся новые слова в активный словарный запас;

  • создаётся развивающая предметно-пространственная среда.

Принцип интеграции. В основе — установление системных связей между образовательными задачами разных образовательных областей через их дополнение и взаимное обогащение. Например, освоение пространственных представлений, знакомство с математическими понятиями формируется в конструировании, формировании элементарных математических представлений, на занятиях музыкой и физической культурой.

При построении образовательного процесса, подчиняющегося принципу интеграции, образовательные задачи также интегрируются и способствуют комплексному развитию ребёнка.

Разные виды деятельности при планировании становятся инициирующим началом интеграции. Например, чтение рассказа о природе может активизировать исследовательскую деятельность детей в ближайшем природном окружении, передачу образов животных в лепке или рисовании, разыгрывание сюжетов рассказа в свободной сюжетной игре.

Представления детей о театре, обобщённые в познавательной деятельности, могут найти отражение в детских рисунках, сочинении рассказов, конструировании театральной сцены, изготовлении афиши на занятии по аппликации и завершиться проведением театральной постановки, досуга.

В Программе для каждой возрастной группы приведён примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности с детьми, не жёстко фиксированный, а подвижный, что поможет воспитателю самостоятельно определять последовательность организованной деятельности, обеспечивая баланс разных видов активности детей. Воспитатель для решения тех или иных задач может заменять одни виды деятельности другими в рамках времени, отведённого для них в режиме дня.

Обязательной должна быть связь специально организованной деятельности с детьми с их повседневной жизнью, предусматривающая возможность ещё раз вернуться к тому, что происходило на занятиях, продолжить работу над своей поделкой, практически использовать полученные знания (например, учились устанавливать взаимно однозначное соответствие двух групп предметов на математике, а затем сравнивали количество машин и «водителей» в игровом уголке, количество чашек и блюдец при сервировке стола).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Похожие:

Гуляева Ирина Александровна заместитель заведующего по увр iconРабочая программа учебной и производственной практик пм 02. Участие...
Разработчики: Боброва Ирина Александровна заместитель директора по практике, преподаватель высшей квалификационной категории

Гуляева Ирина Александровна заместитель заведующего по увр icon«Газпромбанк» (Открытое акционерное общество)
Заместитель начальника Управления акционерного капитала Банка и корпоративной отчетности начальник отдела акционерного капитала и...

Гуляева Ирина Александровна заместитель заведующего по увр iconИ. В. Левтерова заместитель директора по увр, Н. П. Щепелева школьный...
И. В. Левтерова – заместитель директора по увр, Н. П. Щепелева – школьный педагог – психолог, М. С. Сазонова – социальный педагог...

Гуляева Ирина Александровна заместитель заведующего по увр iconВопросы исполнения решения суда
Костян Ирина Александровна, профессор кафедры трудового права Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, доктор...

Гуляева Ирина Александровна заместитель заведующего по увр iconСубботина Ирина Александровна
Личные качества: Коммуникабельная, исполнительная, честная, со всей серьезностью отношусь к выполнению работы, возложенных задач,...

Гуляева Ирина Александровна заместитель заведующего по увр iconФгоу впо «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт» Кафедра «Финансы и кредит»
Ганиева Ирина Александровна, канд экон наук, доцент, проректор по научной работе Кемеровского государственного сельскохозяйственного...

Гуляева Ирина Александровна заместитель заведующего по увр iconЕ. М. Горина заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе
Цели и задачи деятельности доо по реализации Программы

Гуляева Ирина Александровна заместитель заведующего по увр iconЗаместитель директора по увр
М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. Программа курса английского языка Английский с удовольствием (Enjoy English) для 2-11 классов....

Гуляева Ирина Александровна заместитель заведующего по увр iconЗаместитель директора по увр мбоу «сош №26»
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания...

Гуляева Ирина Александровна заместитель заведующего по увр iconКоровин В. А., Орлов В. А
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель Руководитель Г. И. Шайхуллина руководителя по увр мбоу «сош....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск