Скачать 146.26 Kb.
|
КРИТЕРИИ ВЫБОРКИ ООВО МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ Группой отобранных экспертов был проведен экспертный отбор критериев выборки российских ООВО для проведения обследования. Были выделены следующие критерии выборки российских ООВО:
Реализация первого критерия формирования выборки ООВО при оптимистичном сценарии организации должна осуществляться при административной и коммуникативной поддержке Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации с целью: расширения охвата российских ООВО (доведения выборки до уровня 30-40% от ООВО, подведомственных Минобрнауки), готовых предоставить необходимую информацию, по сравнению обследованиями, проводившимися при подготовке предыдущих Национальных докладов. Достижение этой цели позволит рассчитывать на получение более полной и достоверной информации, т.к. это даст возможность сформировать репрезентативные групп по четырём другим критериям, отмеченным выше. При формировании выборочной совокупности необходимо было принять во внимание заметное изменение структуры ООВО России, произошедшие за последние 10 лет. В частности, появление федеральных университетов, наделение дополнительными возможностями наиболее успешных ООВО через предоставление им статуса НИУ. Данные образовательные организации высшего образования представляют наибольший исследовательский интерес, поэтому обязательно должны быть учтены в конечной выборочной совокупности. Далее необходимо учесть ООВО, включенные в перечень головных вузов и организаций в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузы, координирующие в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией (приказ Минобрнауки России от «25» апреля 2005 г. N 126). Для реализации следующего критерия должны быть отобраны ООВО в пропорциях, соответствующих распределению государственных вузов, подведомственных Минобрнауки России, по федеральным округам Российской Федерации. Далее, отобранная совокупность должна быть скорректирована по критерию наличия в ней пропорциональных количеств основных групп вузов по их профессиональным профилям (классические, технические, педагогические, другие). На основании результатов экспертного отбора критериев обследования и определения выборочной совокупности была разработана методика проведения обследования. Методика основана на изучении массива аналитических материалов по состоянию и тенденциям развития системы высшего образования Российской Федерации, накопленных в ходе предшествующей работы по реализации российскими ООВО принципов Болонского процесса и включает в себя:
Экспертное обследование реализуемых инициатив и практик российских ООВО в части вхождения в Европейское пространство высшего образования, направленное на выявление успешных моделей, а также признаков и причин отставания предлагается проводить на основании использования предыдущего опыта анализа интернационализации высшего образования, накопленного в Российской Федерации и включающего в себя применение следующих процедур:
На основе полученных результатов осуществляется комплексная диагностика состояния вопроса, что позволяет выявить лучшие практики, описать признаки и сформулировать причины отставания от темпов преобразований и качественных изменений, намеченных в Европейском пространстве высшего образования. Методологическим основанием настоящего исследования безусловно следует считать принцип, согласно которому исходным посылом вхождения в Европейское пространство высшего образования ООВО России является получение отечественным высшим образованием выгод и импульсов к позитивному развитию, соответствующему социально-экономическим и политическим трендам европейского и глобального мироустройства, и соответствующих выгод как для страны в целом и системы образования, так и для профессионального и личностного развития населения Российской Федерации. В этой связи представляется обоснованным выделение следующих категорий респондентов: проректор или руководитель подразделения, отвечающий за международное сотрудничество/проекты, программы; проректор по учебной работе; проректор по научной деятельности; обучающийся. Именно руководящий состав ректората по учебной работе, научной работе и международному сотрудничеству инициирует обсуждение и принятие документов, организует работу руководителей институтов, факультетов, департаментов и кафедр, контролирует воплощение принятых стратегий в жизнь, отслеживает результаты и корректирует движение каждой ООВО в Европейское пространство высшего образования. Спецификой группы обучающихся является то, что они являются одновременно объектом и субъектом принятого курса развития высшего образования Российской Федерации, поскольку, с одной стороны на них направлены конечные содержательные и организационные усилия ООВО по вхождению в Европейское пространство высшего образования, а с другой, от степени их осознанного содействия этому процессу, в значительной степени зависит его успех. Наконец, именно они являются получателями персональных конкурентных преимуществ, которые предполагается извлечь в процессе внедрения основных принципов формирования европейского пространства высшего образования. При этом эффективное применение этих принципов возможно только при условии их точного понимания участниками образовательного процесса и общей нацеленности на конструктивное сотрудничество. Ключевым моментом оценки является тот факт, что в силу возрастных, статусных, образовательных и профессиональных отличий между руководством ООВО и студентами, а также имея ввиду отсроченный характер эффекта от реализации указанных принципов, эти группы респондентов априори должны иметь разный уровень информированности о целях, методах и темпах продвижения в Европейское пространство высшего образования, различный уровень осознания системных изменений в системе образования, наконец, весьма неодинаковое личностное отношение к реформированию системы образования, основывающемуся на этих принципах. Таким образом, получение информации от этих ключевых групп участников образовательного процесса имеет принципиально важное значение и для принятия решений руководителями образовательных процессов в стране, и для организации работы самими ООВО, и, что стоит подчеркнуть особо, для обеспечения взаимодействия между руководителями соответствующих министерств и ведомств с одной стороны и ООВО с другой. Объективность и эффективность экспертного обследования обеспечивается репрезентативной выборкой, включающей не менее 100 ООВО, в сочетании с использованием нескольких методов оценки объекта исследования. Такой подход призван обеспечить приемлемый уровень достоверности информации для последующего анализа ситуации, сложившейся в образовательном пространстве РФ в части вхождения в Европейское пространство высшего образования. Обследование предполагает поэтапное проведение следующих действий:
Организация получения информации, имеющейся на официальных интернет-сайтах ООВО. Предметом исследования является:
Методика обследования включает в себя применение таких апробированных и признанных мировой практикой подобных исследований процедур, как
1) Самообследование представляется начальным этапом проведения экспертного обследования. Инструментарий самообследования представляет собою полуформализованную анкету (с использованием закрытых и открытых вопросов). Методика заполнения предусматривает коллективное участие руководителей организации в обсуждении ответов на закрытые вопросы и формулировок ответов на закрытые вопросы. Форма самообследования ООВО включает в себя вопросы разработанные и сгруппированные в соответствии с ключевыми направлениями оценки уровня реализации принципов Болонского процесса и вхождения в Европейское пространство высшего образования:
В результате проведенного самообследования предполагается получить информацию, которая по замыслу должна иметь, во-первых, самостоятельное значение, во-вторых, способствовать подготовке рациональных по форме и полных по содержанию анкет для опроса отдельных групп респондентов и выработке обоснованной схемы просмотра официальных сайтов. 2) Анкетирование ООВО организовано для четырёх групп респондентов:
Разработка анкет основана на принципах проведения количественных социологических исследований. При этом содержание вопросов должно быть продиктовано логикой и содержанием Национального доклада. Вопросы, на которые необходимо получить ответы, заранее должны быть распределены между анкетами в соответствии с функциональным распределением зон ответственности между проректорами. Для удобства обработки и выстраивания общей логики перехода респондента от вопроса к вопросу все они обобщены в соответствующие тематические разделы:
Некоторые вопросы с необходимостью должны повторяться в анкетах, адресованных разным респондентам, чтобы обеспечить: а) полноту и учёт многоаспектности информации, б) контроль достоверности ответов, в) различия в восприятии одних и тех же вопросов разными респондентами. Количественное исследование должно быть проведено по тематическим блокам, сопоставимым с параметрами самообследования ООВО и просмотра Интернет-сайтов ООВО в силу общей нацеленности экспертного обследования на получение показателей вхождения российских ООВО в Европейское пространство высшего образования. При этом должны учитываться познавательные возможности применяемых методов получения информации и обеспечено распределения функций между ними. Полученные в результате анкетирования сведения, должны быть обработаны с помощью программ для обработки статистической информации (SPSS). Полученные в результате линейки распределения могут быть использованы для представления, обобщения и анализа количественных данных, характеризующих вхождение российских ООВО в Европейское пространство высшего образования 3) Получение информации с официальных сайтов ООВО. Основная задача данной процедуры экспертного обследования заключается в том, чтобы с одной стороны получить новую информацию, дополняющую данные самообследования и анкетирования, а с другой осуществить оценку их полноты, достоверности и точности. Сбор информации, имеющейся на официальных Интернет-сайтах, отобранных ООВО предполагает фиксацию наличия или отсутствия актуальных сведений по следующим шести критериям ведения продуктивной работы по вступлению ООВО в Европейское пространство высшего образования:
Возможность последующего сравнительного анализа данных обследования сайтов ООВО предполагается обеспечить группировкой в соответствии с основными экспертно выделенными критериями обследования:
Сбор информации, согласно экспертной оценке, может быть обеспечен просмотром следующих разделов официальных Интернет-сайтов ООВО:
Кроме того, необходимая информация может находиться в разделах, содержащих локальные нормативные документы ООВО (приказы, положения, инструкции, страницы структурных подразделений), а также раздел «Абитуриенту». Полученная в результате применения описанных методов информация должна быть использована для экспертного анализа в результате которого предполагается выявить и описать значимые тренды в процессе вхождения российских ООВО в Европейское пространство высшего образования, а также признаки вероятного отставания с указанием его возможных причин. Результативность экспертного анализа опирается на логически обоснованную систему оценки процесса вхождения в Европейское пространство высшего образования включающую. Данная система включает в себя экспертно определённые параметры систематизации и анализа первичных данных форм самообследования, анкетирования, анализа документов и информации, полученной в ходе целевого просмотра Интернет-сайтов ООВО:
|
Для проведения логопедического обследования используются простые и высокодифференцированные методы | Основная медицинская документация (история болезни, амбулаторная карта). Методика обследования детей: сбор анамнеза жизни и заболевания... | ||
Методика проведения индуктивных и дедуктивных исследований детьми младшего школьного возраста | Российской Федерации в настоящее время разрабатывается методика перехода от заполнения энергетических паспортов к заполнению деклараций... | ||
Методика обследования состояния окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта с помощью экологического вагона-лаборатории:... | При проведении обследования пассажиропотока в таблице 2, 3, 4 данной методики льготные категории пассажиров необходимо указывать... | ||
С целью проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовкой по результатам обследования рекомендаций... | «Организация и методика проведения налоговых проверок» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Целью клинического обследования ребенка является стремление правильно определить диагноз заболевания, что является залогом успешного... | Новые требования к порядку проведения обязательного энергетического обследования и к его результатам, правила направления копий энергетического... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |