Методика обследования состояния окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта с помощью экологического вагона-лаборатории


НазваниеМетодика обследования состояния окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта с помощью экологического вагона-лаборатории
страница1/12
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(РГУПС)


Методика

обследования состояния окружающей среды

на предприятиях железнодорожного транспорта

с помощью экологического вагона-лаборатории


Ростов-на-Дону

2005



УДК 504.06

Методика обследования состояния окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта с помощью экологического вагона-лаборатории: – Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростовн/Д, 2005. – 123 с.: ил.

Методика устанавливает порядок проведения экологических обследований с помощью передвижного измерительно-вычислительного комплекса вагона-лаборатории на объектах железнодорожного транспорта.

Разработана Ростовским государственным университетом путей сообщения (научный руководитель – канд. техн. наук, доц. В.А. Финоченко; ответственный исполнитель – зав. научно-производственной экологической лабораторией Т.А. Финоченко; канд. техн. наук, проф. В.И. Сапрыкин; д-р техн. наук, проф. С.М. Ковалев; инженер С.В. Крейнин; инженер И.Ю. Белова; инженер А.В. Семенова).

Рецензенты: д-р биол. наук, проф. В.В. Приваленко, начальник отдела главного метролога РЦСМ,эксперт по аккредитации аналитических лабораторий Н.А. Сотникова

Методика обследования состояния окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта с помощью экологического вагона-лаборатории

Учебное пособие

Редактор А.И. Гончаров

Техническое редактирование и корректура А.И. Гончаров

Подписано к печати 28.12.2005. Формат 60´84/16.

Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 7,19.

Уч.-изд. л. 6,88. Тираж 100 экз. Изд. № 226. Заказ № .

Ростовский государственный университет путей сообщения

Ризография РГУПС

Адрес университета: 344038, г. Ростов н/Д, пл. Ростовского Стрелкового

Полка Народного Ополчения, 2
Ó Ростовский государственный университет путей сообщения, 2005



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

1. СТРУКТУРА ЭКОАНАЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА .

1.1. Общие подходы

1.2. Экологический контроль и мониторинг на предприятиях железнодорожного транспорта

1.3. Состав и структура экоаналитических лабораторий

2. ОСНОВНЫЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

2.1. Перечень загрязнителей, контролируемых передвижным измерительно-вычислительным экоаналитическим комплексом

3. ПЕРЕДВИЖНОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЭКОАНАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

3.1. Методология выбора аналитического оборудования

3.2. Функциональная схема измерительно-вычислительного экоаналитического комплекса

4.ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОАНАЛИТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА С ПОМОЩЬЮ ВАГОНА-ЛАБОРАТОРИИ

4.1. Организационная структура

4.2. Работы, проводимые при подготовке к выезду на предприятие

4.3. Работы, проводимые во время экологического обследования

5. ОТБОР ПРОБ

5.1. Программы отбора проб

5.2. Общие требования к способам и методам отбора проб

5.2.1. Отбор проб воздуха

5.2.2. Отбор проб промвыбросов

5.2.3. Отбор проб воды

5.2.4. Отбор проб почв

5.3. Периодичность отбора проб

5.3.1. Периодичность отбора проб сточных вод

5.3.2. Периодичность отбора проб в промвыбросах

5.3.3. Периодичность отбора проб почв

5.4. Выбор места отбора проб

5.4.1. Выбор места отбора проб воздуха

5.4.2. Выбор места отбора проб сточных вод

5.4.3. Выбор места отбора проб почв

5.5. Предварительная обработка, консервация и хранение проб

6. ПРОВЕДЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО И КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

6.1. Общие подходы

6.2. Процедура обращения с образцами и регистрация данных

6.3. Процедура контроля качества результатов исследований.

6.3.1. Контроль качества результатов анализа. Общие положения

6.3.2. Внутренний контроль

6.3.3. Порядок проведения ВОК сходимости.

6.3.4. Порядок проведения ВОК воспроизводимости

6.3.5. Порядок проведения ВОК точности

6.3.6. Контроль стабильности градуировочной характеристики

6.3.7. Контроль характеристик случайной составляющей погрешности

6.3.8. Определение расчетных значений характеристик погрешности

7. ВИДЫ ОТЧЕТНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ



ВВЕДЕНИЕ
В последнее время на территории России основными причинами возникновения экологических проблем является эксплуатация устаревшего и изношенного оборудования. Анализ этих проблем привел к необходимости создания системы экологической безопасности, где первостепенное значение приобретают экологический контроль и мониторинг, основными задачами которого являются измерение, оценка и прогноз экологической ситуации [1–6].

В настоящее время для решения природоохранных вопросов МПС России создана ведомственная система экологического контроля и мониторинга, состоящая из экоаналитических лабораторий отделений дорог, пунктов экологического контроля локомотивных депо [7–11]. Одной из ее составляющих частей являются передвижные измерительно-вычислительные экоаналитические комплексы контроля и мониторинга окружающей среды, базирующиеся в вагонах-лабораториях. Первые передвижные экологические лаборатории уже в течение нескольких лет эксплуатируются на Северо-Кавказской, Куйбышевской и Западно-Сибирской железных дорогах [12–14].

При эксплуатации экологических вагонов-лабораторий (ЭВЛ) возникла необходимость разработки методики, определяющей регламент экологического обследования различных объектов и территорий на предприятиях железнодорожного транспорта. Предлагаемая методика разработана с учетом комплексного подхода к изучению окружающей среды (ОС) с использованием автоматизированных информационных систем [4–6, 8, 15].
1 СТРУКТУРА ЭКОАНАЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
1.1 Общие подходы
Одной из задач в природоохранной области является контроль экологических показателей загрязнения ОС. В процессе проведения которого определяется качественный и количественный состав загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и грунтовых вод и литосферы. Решение данной проблемы возможно путем создания единой ведомственной системы экологического мониторинга (ЭМ).

Реализация концепции по созданию Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) в России развивается в двух направлениях [14–19]:

- во-первых, это создание системы долгосрочных наблюдений контроля, оценки и прогноза состояния ОС в районе размещения объекта, объективного определения объемов загрязнения и размеров платы за воздействие на ОС;

- во-вторых, создание системы экологического мониторинга, задачей которого является формирование информационного базиса для оценки состояния объектов, прогноза его изменения на длительный интервал времени.

Таким образом, в основные задачи ЕГСЭМ входят [17–19]:

- систематичность, оперативность и достоверность получения информации;

- сбор, обработка и сведение экоинформации в единый банк данных;

- оценка и прогноз состояния ОС;

- информационное обеспечение управления экологической обстановкой, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Сбор экоинформации строится по следующей схеме (рис. 1). Представленная схема имеет следующий недостаток – многоэтапность. Исходя из этого, обработка данных об окружающей среде превращается в сложную комплексную задачу, требующую привлечения разнообразных методов и средств.

Рис. 1. Схема сбора экологической информации
1.2 Экологический контроль и мониторинг

на предприятиях железнодорожного транспорта
В последние годы система экологического контроля и мониторинга активно формировалась на сети дорог МПС России. В соответствии с существующими требованиями предприятия отрасли ведут контроль технологических процессов, оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую среду. При этом экологический контроль проводится следующими методами:

- инструментальным, основанным на применении автоматических аналитических средств, непрерывно измеряющих концентрации загрязняющих веществ (ЗВ);

- инструментально-лабораторным, основанным на отборе проб из контролируемых источников с последующим анализом в экологической лаборатории;

- индикаторным, основанным на использовании селективных индикаторных элементов, изменяющих свою окраску в зависимости от концентрации ЗВ в отобранной пробе;

- расчетным.

Производственный контроль загрязнения ОС, осуществляемый подразделениями железных дорог, и является составной частью системы общегосударственного экологического мониторинга России. Созданная сеть лаборато­рий в основном осуществляет свою работу в системе ведомственного производственного экологического контроля. В свою очередь, аккредитация лабораторий проводится при участии территориальных органов Госстандарта России, региональных комитетов МПР России и Госсанэпиднадзора. Во всех случаях контроль определяет количественный состав физического и химического воздействия для получения достоверной информации о загрязнении атмосферного воздуха, вод и почв.

В настоящее время экологический контроль на железнодорожном транспорте осуществляется:

- 54 производственными экологическими лабораториями, в том числе 6 дорожными и 48 отделенческими;

- 3 экологическими вагонами-лабораториями (ЭВЛ);

- 121 пунктом экологического контроля локомотивных депо и тепловозоремонтных заводов.

Основной структурной единицей на железнодорожном транспорте, ведущей экологический контроль и мониторинг, являются отделенческие лаборатории (рис. 2). Это – самостоятельные производственные подразделения в составе структуры отделения железной дороги с организационным и оперативным подчинением главному инженеру и отделу охраны природы железной дороги.

В обязанности этих лабораторий входят:

- производственный экологический контроль загрязнения окружающей среды на предприятиях дороги;

Рис. 2. Структура экологического контроля на железнодорожном транспорте
- оперативное и методическое руководство экологическими лабораториями отделения дороги;

- определение всех контролируемых веществ, требующих специального оборудования, приборов, реактивов и квалифицированных специалистов.

Отделенческая экоаналитическая лаборатория осуществляет свою работу во взаимодействии с отделами, секторами и дорожными инспекторами охраны природы управления железной дороги, а также с местными природоохранными органами. Она производит исследования, требующие специального оборудования и реактивов.

В свою очередь производственные лаборатории различных предприятий (при наличии таковых) по поручению отделенческой лаборатории могут принимать на себя роль опорных лабораторий.

Для решения локальных задач, т.е. контроля вредных выбросов от тепловозов, в локомотивных депо, на тепловозостроительных заводах созданы и функционируют пункты экологического контроля (ПЭК).

Преимуществом данной схемы экоаналитического контроля (рис. 2) является эффективность и рациональность использования доро­гостоящего оборудования, приборов и специфических реактивов и возможность привлечения высококвалифицированных специалистов. При такой схеме существенно снижаются капитальные и эксплуатационные затраты на обеспечение экологического контроля.

В отраслевой системе экологического контроля и мониторинга следует учитывать также потенциал НИИ и вузовских научно-экологических лабораторий, которые могут проводить сложные экоаналитические работы и осуществлять подготовку и переподготовку квалифицированных кадров. К ним относятся специализированный вагон-лаборатория обсерваторского типа Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта и Института физики атмосферы РАН; Научно-производственная экологическая лаборатория Ростовского государственного университета путей сообщения и т.п.

Однако хорошо оснащенные экологические лаборатории имеются далеко не везде и решение данной проблемы возможно с помощью экоаналитических лабораторий, размещенных на передвижных средствах (автомобилях, вагонах и т.п.).

Наиболее эффективным вариантом для железнодорожного транспорта является вагон, переоборудованный под передвижную экоаналитическую лабораторию с измерительно-вычислительным комплексом. В настоящее время эксплуатируется три ЭВЛ на Северо-Кавказской, Куйбышевской и Западно-Сибирской железных дорогах.

Преимуществами этого подхода являются:

- мобильность и возможность оперативной обработки результатов;

- большая полезная площадь (по сравнению с другими передвижными эколабораториями);

- автономная система энергоснабжения, т.к. практически все железнодорожные объекты имеют подъездные пути и места отстоя с электропитанием;

- достаточные запасы воды, которые обеспечивают полное проведение химического анализа;

- комфортные условия для работы персонала.

Использование передвижного измерительно-вычислительного экоаналитического комплекса (ПИВЭК) на базе вагона-лаборатории с гибко изменяемой конфигурацией аналитического оборудования обеспечивает также возможность проведения оперативной оценки экологической ситуации на различных техногенных объектах и анализ загрязнения ОС после чрезвычайных ситуаций.

С помощью вагона-лаборатории можно выполнять определение масштабов загрязнения жизнеобеспечивающих сред на промышленных предприятиях различных форм собственности, а также проводить экологическую экспертизу городов, административных районов, федеральных округов, что является привлекательной стороной для железнодорожного транспорта, т.к. появляются дополнительные источники получения доходов.
1.3 Состав и структура экоаналитических лабораторий
Основными составляющими, на базе которых осуществляется проведение ведомственного экологического контроля и мониторинга, являются стационарные и передвижные лаборатории. Для нормального функционирования любой экоаналитической лаборатории необходимо предусматривать:

- помещения лаборатории, удовлетворяющие соответствующим требованиям [24, 25];

- современную экоаналитическую технику [4, 14, 16, 18, 23, 26-35] (Приложение 1);

- компьютерную технику для обработки результатов анализа и современные программные продукты;

- нормативно-методические документы, методики выполнения измерений (Приложение 2) [4, 36–42];

- лабораторную мебель на модульной основе [43–45];

- химические реактивы и расходные материалы (Приложение 3) [4];

- вспомогательное оборудование (Приложение 4) [4].

По своей структуре передвижная экоаналитическая лаборатория должна состоять из следующих подразделений:

- химической лаборатории анализа воздуха, воды и почвы;

- зала обработки информации.

Помещение химической лаборатории должно отвечать всем требовани­ям, которые предъявляются к помещениям аналогичного назначения [24, 25].

В зале обработки информации, кроме лабораторных столов, размещают шкафы для хранения и размещения необходимой аппаратуры, запасных и мелких приборов. Для предотвращения возможной коррозии и порчи дорогостоящих приборов в зале обработке информации не допускается проведение каких-либо химических операций.

Перечень расходных материалов и реактивов, необходимых для выполнения программы замеров, их количество определяется следующими критериями:

  • применяемые методики;

  • расход реактивов для одного определения;

  • потери при дополнительной очистке;

  • возможность регенерации некоторых реактивов (растворителей);

  • допустимые сроки хранения реактивов;

  • учет дополнительного расхода реактивов (до 30 %) на стадии ввода в эксплуатацию лаборатории или освоения новых методов анализа.

Для повышения эффективности и производительности лабораторий необходимым условием является использование автоматизированных технических средств, компьютерной техники для обработки результатов анализа, удобной лабораторной мебели, вспомогательного лабораторного оборудования.
2 ОСНОВНЫЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Железнодорожный транспорт России занимает ведущее место в транспортной системе страны, при этом его развитие зависит от решения природоохранных вопросов.

Несмотря на то, что данный вид транспорта оказывает наименьшее воздействие на окружающую среду, его доля в загрязнении остается достаточно высокой. Это подтверждается тем, что в среднем предприятиями железнодорожного транспорта выбрасывается в атмосферу около 230,0 тыс. т загрязняющих веществ, из которых более 70 % составляют оксиды серы, углерода и азота. Необходимо отметить, что в последние годы концентрации взвешенных веществ, диоксида серы, аммиака, фенола, сажи, сероуглерода снизились на 5…50 %. Тем не менее, концентрации оксида углерода и диоксида азота возросли на 13…15 %. В основном это обусловлено ростом автомобильного парка. Однако железнодорожный подвижной состав и его инфраструктура вносят также немалую долю в загрязнение атмосферы.

В поверхностные воды сбрасывается около 50,0 млн. м3 загрязненных сточных вод, содержащих более 60,0 т нефтепродуктов и 2,0 т взвешенных веществ [7, 8]. Кроме этих ЗВ в сточных водах также содержатся щелочи, кислоты, фенолы, поверхностно-активные вещества, соли металлов, таких как хром, никель, железо, медь.

Загрязнение почв в зоне действия железнодорожных предприятий в основном происходит нефтепродуктами и солями тяжелых металлов.

Физические факторы (физфакторы) загрязнения окружающей среды также являются характерными для железнодорожного транспорта. К ним относятся:

- тепловыделения энергетических, промышленных установок и транспортных средств, увеличивающие температуру воздуха (воды, почвы) и влияющие на микроклимат;

- акустическое загрязнение (интенсивный шум) при длительном воздействии является одним из наиболее опасных и вредных факторов окружающей среды;

- электромагнитные поля и излучения.

Особенно масштабные загрязнения окружающей среды возникают при аварийных ситуациях.

В [7, 8, 46–57] достаточно много внимания уделено исследованиям показателей и источников загрязнения окружающей среды железнодорожного транспорта.
2.1 Перечень загрязнителей, контролируемых передвижным измерительно-вычислительным экоаналитическим комплексом
ПИВЭК на базе вагона-лаборатории предназначен для:

- контроля состава и количества ЗВ в атмосферном воздухе, воздухе рабочей зоны, промышленных выбросах стационарных и передвижных источников;

- определения содержания ЗВ в природных и сточных водах, в почвах и донных отложениях;

- определения физических факторов загрязнения ОС;

- оперативной оценки и анализа экологических последствий на месте аварий и катастроф;

- проведения экологической экспертизы и паспортизации предприятий.

В соответствии со спецификой работы железнодорожного транспорта определен перечень ЗВ, подлежащих экологическому контролю ПИВЭК (табл. 1) [7, 8, 46–57].
Таблица 1

Перечень ЗВ, подлежащих контролю ПИВЭК


Контролируемые показатели (размерность, не соответствующая колонкам

3, 4, 5 показана в скобках)

Диапазон измерений

Погрешность, %

воздух,

мг/м3

вода,

мг/л

почва,

мг/кг

воздух

вода

почва

1

2

3

4

5

6

7

Химические факторы

Азота окислы

0,03…2000







5







Азота диоксид

0…200







5







Алюминий




0,005..0,5







26




Аммиак

0,8…1000







25







Ацетон

5…10000







25







Бензин

50…4000







25







Бензол

2…1500







25







Биохимическое потребление кислорода (БПК)




0…10

10…20







5

10




Бутанол

20…200







25







Взвешенные вещества




5…50

50…5000







20

10




Водородный показатель,(рН)




1…14

1…14




0,03

0,03

Дымность (сажа), (%)

0…100







2







Железо общее

0,005…1

0,1…1

1…5




25

30

15




Керосин

50…4000







25







Ксилол

20…1500







25







Марганец

0,0005…1

0,05…0,5

300...1500

25

15

25

Медь

0,002…4,0


0,005..0,2

0,01…1

1,5…6

25

50

25

25

Метанол

20…1000

0,1…1,5




25

20




Молибден




0,05…0,1

0,1…1

1…4







24

15

10




Нефтепродукты




0,05…0,1

0,1…1

1…25

25…50

0....90

90…950




68

47

24

10

21

7

Никель

0,0001…1

0,005..0,01

0,01…1

2…8

25

50

25

25

Нитраты




0,01…0,3







24




Нитриты




0,01…0,3







13




ПАВ




0,01…5







21




Свинец


0,0001…1

0,002...0,01

0,01…0,03




25

25

25




Сероводород


0,25…1500

0…300







5

15







Продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

6

7

Серы диоксид

0…10000

5…2500







5

25







Стирол

10…3000







25







Сульфиды




0,05…0,1

0,1…0,2

0,2…0,5







24

14

10




Сухой остаток




50…200

200..5000




19

9







Толуол

25…2000







25







Трихлорэтилен

5…40







25







Уайт-спирит

50…40000







25







Углеводороды (по гексану)

0…5000

50…2000







5

25







Углерода оксид

0…7500

5…60000







5

25







Углерода диоксид, (%)

0…25

0,25…50







5

25







Уксусная кислота

5…2000







25







Фенол

0,004…0,2

0,01...0,1

0,1…1




25

50

50




Формальдегид

0,01…0,3

0,01...0,02

0,02…1

1…2




25


29

18

8




Фтористый водород

2…1000







25







Хлор

0,5…200







25







Хром

0,0005…1

0,01…1

3…10

25

25

25

Этанол

100…4000







25







Физические факторы

Температура: (оС)

- окружающего воздуха

- уходящих газов

- воды



-20…+120

0…+1200

-5…+150






1

2

0,5




Разрежение/давление (гПа)

± 20







2







Давление (кПа)

84…106,7







5







Влажность (%)

15…85







5







Скорость потока (м/c)

0…20,0







0,5







Электростатические поля

(кВ/м)

2…199,9







10







Напряженность:

- электрического поля

(кВ/м)

- магнитного поля (А/м)


0,01…100

0,01…1800








15

15







Уровень звука (дБА)

22…136







1







Виброускорение (мм/с2)

1…1000







10








Далее (табл. 2) показан перечень методов и рекомендуемых методик определения химических факторов загрязнения с возможными диапазонами измерений и границами погрешности.
Таблица 2

Методы контроля и рекомендуемые методики определения



Загрязняющие вещества



Наименование методики

Метрологические

характеристики

Диапазон измерений, мг/м3

Границы погрешности

(Р = 0,95)

1

2

3

4

Промышленные выбросы

Азота оксид

ПНД Ф 13.1.4-97. Методика выполнения измерения массовой концентрации оксидов азота в организованных выбросах котельных ТЭЦ и ГРЭС


1-10000

± 20 %

Азота оксиды

Методика определения концентраций оксидов азота фотоколориметрическим методом с использованием реактива Грисса-Илосвая


10-1000



± 13 %


Аммиак


Методика определения концентраций аммиака фотоколориметрическим методом с реактивом Неслера


0,2-5

± 10 %

Ацетон

ПНД Ф 13.1.2-97. Методика хроматографического определения массовой концентрации ацетона, этанола, бутанола, толуола, этилацетата, бутилацетата, изоамилацетата, этилцеллозольва и циклогексанона в промышленных выбросах с использованием универсального одноразового пробоотборника



1-500

± 25 %

Бензин

ПНД Ф 13.1.8-97. Методика хроматографического измерения массовой концентрации бензина, уайт-спирита и сольвента в промышленных выбросах с использованием универсального одноразового пробоотборника

1-15000

± 25 %




Взвешенные

вещества

ГОСТ 17.2.4.05-83. Гравиметрический метод определения взвешенных частиц пыли

0,4-150 мкг/м3

± 25 %




Диоксид серы

ПНД Ф 13.1.3-97. Методика выполнения измерений массовой концентрации диоксида серы в отходящих газах от котельных, ТЭЦ, ГРЭС и других топливосжигающих агрегатов

4-10000

± 20 %




Методика выполнения измерений массовой концентрации диоксида серы в отходящих газах от котельных, ТЭЦ, ГРЭС и других топливосжигающих агрегатов


4-10000

± 20 %







Методика выполнения измерений массовой концентрации суммы предельных углеводородов, оксида углерода (II), сернистого ангидрида и метана в отходящих газах топливосжигающих установок с применением газового монитора 1302

10-1000

± 25 %




Железа оксид

Методика определения массовой концентрации металлов в воздухе рабочей зоны и промышленных выбросах атомно-абсорбционным методом


0,013-1200

± 25 %




Керосин

ПНД Ф 13.1.6-97. Методика хроматографического измерения массовой концентрации керосина в промышленных выбросах с использованием универсального одноразового пробоотборника



1-15000



± 25 %



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Методика обследования состояния окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта с помощью экологического вагона-лаборатории iconРабочая программа по дисциплине В. Методы и приборы экологического контроля
Дать студентам основные понятия о правовой базе в области охраны окружающей среды, привить им навыки выбора и использования приборов...

Методика обследования состояния окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта с помощью экологического вагона-лаборатории iconМетодические рекомендации по проведению учебного экологического мониторинга...
Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Методика обследования состояния окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта с помощью экологического вагона-лаборатории iconПрограмма страхования работников железнодорожного транспорта Разработана на основании
Настоящая Программа страхования "Работников железнодорожного транспорта" (далее по тексту – Программа) направлена на повышение уровня...

Методика обследования состояния окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта с помощью экологического вагона-лаборатории iconПрограмма производственного экологического контроля и локального...
Строительство поглощающей скважины ла-519 на Лунском нефтегазоконденсатном месторождении с платформы лун-а. Перечень мероприятий...

Методика обследования состояния окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта с помощью экологического вагона-лаборатории iconИжевский филиал Казанского техникума железнодорожного транспорта...
«Казанский техникум железнодорожного транспорта» был создан Ижевский техникум железнодорожного транспорта – филиал государственного...

Методика обследования состояния окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта с помощью экологического вагона-лаборатории iconОсновы государственного управления
Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги...

Методика обследования состояния окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта с помощью экологического вагона-лаборатории iconПравила перевозок пассажиров багажа и грузобагажа железнодорожным...
Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. №18-фз "Устав железнодорожного...

Методика обследования состояния окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта с помощью экологического вагона-лаборатории icon2. Исследование методов оценки загрязнения окружающей среды
Анализ системы управления состоянием окружающей среды в Юго-Западном районе г. Москва

Методика обследования состояния окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта с помощью экологического вагона-лаборатории iconУчебник для студентов вузов железнодорожного транспорта
Управлением кадров, учебных заведений и правового обеспечения Федерального агентства железнодорожного транспорта в качестве учебника...

Методика обследования состояния окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта с помощью экологического вагона-лаборатории iconСоциально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике
Особенности развития железнодорожного транспорта в национальной экономике России

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск