Учебно-тематический план «Школа ответственного родительства» 43 Учебное пособие «Школа ответственного родительства»


НазваниеУчебно-тематический план «Школа ответственного родительства» 43 Учебное пособие «Школа ответственного родительства»
страница1/10
ТипУчебно-тематический план
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Краевое государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»

Учебно-методический комплект

для реализации

образовательной программы

«Школа ответственного родительства»

Программа родительского образования, направленная на формирование и развитие компетенций, необходимых для воспитания детей, гармонизации семейных отношений, выполнение юридических и нравственных норм, определяющих ответственность родителей перед государством и обществом.

СОДЕРЖАНИЕ





сстр.

1. Введение

22

2. Учебно-тематический план «Школа ответственного родительства»

43

3. Учебное пособие «Школа ответственного родительства»

55




*

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие разработано в рамках реализации краевой образовательной программы «Школа ответственного родительства». Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в которых представлен приоритет семьи в воспитании детей. Педагогами и специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания.

Главной целью образовательной программы является повышение психолого-педагогической, правовой и коммуникативной компетентности родителей, связанных с решением задач воспитания и успешной социализации детей и подростков.

Данная цель предполагает решение следующих задач для педагогов:

  1. Развитие готовности родителей к решению вопросов, связанных со знанием основ детской психологии и педагогики, правовых вопросов, ознакомление с современными подходами воспитания жизнестойкости и позитивного отношения к жизни у детей и подростков, информированности в области получения разного вида ППМС-помощи, формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в образовательной среде.

  2. Развитие готовности родителей к осуществлению воспитания посредством социального партнерства школы, семьи, других субъектов социализации – учреждениями социальной защиты, медицинскими учреждениями, культуры, спорта и др.

  3. Оказание методической помощи родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с воспитанием и успешной социализацией детей.

Образовательная программа «Школа ответственного родительства» рассчитана на 72 часа учебного времени, содержит IV раздела по 18 часов. Педагогу предоставляется возможность вариативности количества часов в сторону увеличения (уменьшения) объема учебного материала и выбора темы для рассмотрения на учебном занятии в зависимости от объема часов, предусмотренных конкретной образовательной организацией. Еще одним способом распределения часов внутри разделов могут быть результаты исходной диагностики уровня потребности родителей в психолого-педагогических знаниях (методика Р.В. Овчаровой), уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей (методика И.А. Хоменко). По итогам диагностических процедур определяется необходимое количество часов на освоение содержания раздела.

Целевые группы программы:

- педагоги и специалисты образовательных организаций;

- родители (законные представители) обучающихся.

Материалы для изучения представлены в информационных листах (ИЛ) по каждому разделу программы.

Формами контроля являются диагностические материалы, которые могут быть предложены родителям (законным представителям) для проверки развития их компетентности по темам изучаемого раздела. Итоговой формой аттестации является «круглый стол». Одной из задач «круглого стола» может являться обобщение опыта семейного воспитания, выявление путей его совершенствования в соответствии с обновленными требованиями к образованию и воспитанию, обсуждение результатов Программы и итогов работы образовательной организации за истекший период.

Рекомендуемый режим занятий – 1 раз в месяц по 1-2 ч. согласно актуальности и востребованности выбранной темы. Программа может быть реализована в течение 3 лет с выбором изучаемых разделов в объеме 24 часов по выбору педагога и обучающихся родителей (законных представителей).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цель обучения: повышение психолого-педагогической, правовой и коммуникативной компетентности родителей (законных представителей), связанных с решением задач воспитания и успешной социализацией детей и подростков.

Задачи обучения:


  1. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области детской психологии и педагогики;

  2. Развитие компетентности родителей (законных представителей) в решении вопросов, связанных с обучением, воспитанием и социализацией детей правовыми способами;

  3. Овладение умениями и навыками воспитания позитивного отношения к жизни, навыками воспитания жизнестойкости у детей и подростков;

  4. Развитие компетентности родителей (законных представителей) в области получения разного вида ППМС-помощи;

  5. Формирование толерантного отношения у родителей (законных представителей) к детям с ОВЗ в образовательной среде.




п/п

Название раздела

Всего часов

Лекции

Практические, лабораторные занятия, практикумы

Формы контроля

1.

Основы детской психологии и педагогики

18

6

12

Диагностические материалы

2.

Статус несовершеннолетнего в семейном, уголовном и административном праве РФ

18

6

12

Диагностические материалы

3.

Формирование жизнестойкости и позитивного отношения к жизни у детей и подростков

18

6

12

Диагностические материалы

4.

Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь и поддержка семьи в современных условиях. Формирование толерантности к детям с ОВЗ в образовательной среде.

18

6

12

Круглый стол

5

ИТОГО

72

24

48







УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

«ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА»
РАЗДЕЛ I.

ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Цель занятийразвитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) по основам детской психологии и педагогики.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ

«ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА»

ПО РАЗДЕЛУ I.

ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

п/п

Тематика занятий (начальное общее образование)

Количество часов

1.

Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 1 класс

1

2.

Формирование личности в младшем школьном возрасте

1

3.

Влияние здорового образа жизни на младшего школьника

1

4.

Как родителям помочь ребенку в учебе

1

5.

Игра как форма совместной деятельности детей и родителей

1

6.

Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника

1

7.

Мир интересов и увлечений младшего школьника

1

8.

Книга в семье и духовное развитие ребенка

1

9.

Самооценка и ее влияние на личность младшего школьника

1

10.

Воспитание коллективизма в начальной школе

1

11.

Детская агрессивность и ее причины

1

12.

Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение: «за» и «против»

1

13

Ошибки семейного воспитания. Десять ошибок семейного воспитания, которые все когда-нибудь совершали

1

14

Компьютер: помощник или враг?

1

15

Диагностика стилей родительского поведения. Заполнение анкеты и ее анализ.

2

16

Анализ уровня развития воспитательного потенциала семьи

2

ИТОГО




18



ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА

ИЛ-1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Рындак В.Г. и др. Педагогическое просвещение родителей: Педагогический всеобуч / В. Г. Рындак, М. Б. Насырова, Н. М. Михайлова, Н. М. Науменко; под ред. проф. В. А. Лабузова. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009 – 205 с.)
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка с 7 до 10-11 лет. Психическое и физическое развитие младшего школьника во многом зависит и от анатомо-физиологических особенностей детей, от того, как эти особенности учитываются взрослыми в процессе воспитания.

К 6-7 годам происходит структурное оформление всех слоев клеток в коре полушарий, мозг достигает 90,0 % мозга взрослого человека, усиливается развитие лобных долей, совершенствуется аналитическая и синтетическая деятельность коры. Изменяется соотношение между процессами возбуждения и торможения (процесс торможения становится более устойчивым, чем у дошкольника). Таким образом, мозг ребенка способен к более сложной деятельности, чем у дошкольника. В восприятии и осмысливании семилетнему ребенку доступны выделение главных признаков предметов и явлений, отражение их существенных сторон; усвоение элементарных понятий.

Если внимательно присмотреться к работе ребенка, то нетрудно убедиться, что работает он, как правило, напряженно, порой совершая много лишних движений, напрягая не только мышцы рук, но и спины, шеи, даже языка, ног. В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы организма: формируется позвоночник (однако окостенение скелета еще не заканчивается), энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, увеличивается мышечная сила. Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, нежели к выполнению мелких, требующих точности движений. Наблюдается большая подвижность детей, стремление к беганью, прыганью, лазанью. Наоборот, малая подвижность и вялость движений говорят о заболевании или слабом здоровье. Чувствуя изменения, произошедшие в их мускулатуре, прирост мышечной энергии, дети хотят работать вместе с взрослыми. Это положительное стремление важно использовать, не допуская чрезмерного переутомления детей.

Значение двигательных навыков для психического развития детей в этом возрасте трудно переоценить:

во-первых, совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении этого периода, наделяет их чувством «я могу» и позволяет оценить себя по достоинству, что важно для их психического здоровья;

во-вторых, умение хорошо владеть своим телом способствует признанию со стороны сверстников: неуклюжих, с плохой координацией часто не принимают в групповые игры, занятия, и они могут продолжать чувствовать себя лишними еще долго после того, как их физическая неловкость сама собой исчезнет.

В младшем школьном возрасте ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с окружающими. Переход ребенка в школу, новый образ жизни оказывают существенное влияние на дальнейшее формирование его личности. Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к школе, он приобретает типичные черты школьника только после того, как начнет учиться в школе.

Возрастает напряжение в семейной системе: у ребенка – в связи с включением в новый институт и изменением требований, у родителей – в связи с тем, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения». Задача родителей: поддержать ребенка и помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, порождающим ряд трудностей:

  1. Трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, прежде всего, вследствие низкой произвольной регуляции поведения и организованности.

  2. Трудности адаптации ребенка к классному коллективу.

  3. Трудности, связанные с взаимоотношениями ребенка с учителем, истоки которых могут лежать в сфере детско-родительских отношений и быть обусловлены стилем семейного воспитания. Если ребенок привык в семье удовлетворять свои потребности через капризы, он, скорее всего, будет вести себя так же и в школе, где данный способ поведения оказывается неприемлемым.

  4. Трудности, связанные с необходимостью принять новые требования со стороны родителей. Одной из распространенных проблем этого периода является школьная фобия у ребенка. Некоторым детям сложно привыкнуть к школьным требованиям, и они начинают бояться. Бояться отвечать у доски, быть наказанным, получить двойку и т.д.

В начальной школе у ребенка формируются основные компоненты учебной деятельности, оказывающей существенное влияние на его развитие. Включая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества со сверстниками, принятие авторитета учителя, учебная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.

Многочисленные исследования показывают, что с развитием школьника изменяются и мотивы его учебной деятельности. Все большую роль наряду с познавательными мотивами начинают играть социальные мотивы, стремление к общению и совместной с другими деятельности.

Мотив влияет не только на учебную деятельность, но и на отношение ребенка к учителю, школе, окрашивая их в позитивные или негативные тона.

Например, если ребенок учится, чтобы избежать наказания со стороны авторитарных, требовательных родителей, учебная деятельность протекает напряженно, со срывами, окрашена негативными эмоциями, тревожностью. И наоборот, учение ради познания делает его легким, радостным, увлекательным.

Необходимо различать мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью, связанные непосредственно с содержанием и процессом учения, и мотивы, лежащие за пределами учебной деятельности.

В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учебной деятельности, лежит познавательная потребность. Она рождается из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко и носит «теоретическое» направление, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая.

В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Это качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового отношения к действительности; ориентация на группу сверстников. Однако значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее характера и результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности. Если же это чувство в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.

Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?») или вообще мало что волнует – школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?! – рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Нормально», «Ничего особенного». Примечательно, что ценности учения детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и расходятся к четвертому классу.

В то же время, учебная деятельность, которую осуществляет младший школьник, – не единственная его деятельность. Вторая по значению роль принадлежит труду в двух характерных для этого возраста формах – в форме самообслуживания и в форме изготовления поделок. Главное психологическое достижение труда младшего школьника – это формирование и совершенствование у детей умения планировать предстоящую работу и находить пути и средства ее реализации, пробуждающие смекалку, сообразительность, креативность ребенка.

Учение не исключает также игры, которая хоть и утрачивает позиции ведущей деятельности, но занимает много места в жизни младших школьников. Это продолжающиеся сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации, компьютерные игры. Эти игры в младшем школьном возрасте дополняются дидактическими и соревновательными играми.

Важным в этот период оказывается организация родителями адекватной помощи школьнику. Чтобы облегчить первокласснику освоение позиции ученика, нужно:

- с самого начала ввести в жизнь ребенка четкие правила, связанные со школой;

- не делать домашние задания за ребенка, а делать вместе с ним (особенно на первых порах);

- проявлять повышенный интерес к соблюдению школьных «Заповедей», собирать портфель, следить за формой и т.д.;

- не ревновать к учителю; не высказывать при ребенке опасений по поводу квалифицированности учителей и несовершенства школьных программ;

- внимательно относиться ко всем перипетиям школьной жизни, узнавать о взаимоотношениях с одноклассниками, школьные новости;

- обратить внимание на вопросы ребенку после посещения школы, ведь именно в свободном общении, ненароком родители передают ребенку свои мысли и опасения: «Тебя не обижают?», «Тебя сегодня не ругали?» и т.д.

В последнее время родители часто задают вопросы: «Действительно ли современные учебные программы вызывают перегрузку, или это миф для ленивых детей и ленивых родителей, которым не хочется дополнительно заниматься с ребенком?», «Нужно ли ребенка нагружать сверх учебной программы и чем?», «Как развивать ребенка, «не перегибая палку»?». Ответить однозначно на эти вопросы нельзя. Смотря, какой ребенок, смотря в какой школе, по какой программе и у какого учителя он учится. Решая вопрос о том, в какие дополнительные занятия включить своего ребенка, родителям следует внимательно, как можно более объективно, как бы со стороны, посмотреть на него и ответить на несколько вопросов:

- как он переносит умственные и физические нагрузки? Какие занятия его утомляют, изматывают, а какие – воодушевляют и придают силы? Первые, если они необходимы, должны иметь минимальный объем, а вторые полезны в любых количествах (если, конечно, не потеснили основные учебные занятия). Дополнительные занятия не должны наносить вред здоровью ребенка;

- что его интересует? Что он любит? Хорошо бы найти что-то близкое к его сегодняшним интересам или связать с ними занятия, которые Вам кажутся нужными;

- каковы его способности? Можно развивать способности, уже проявившиеся, и на этом пути относительно быстро достичь определенного успеха. Но можно развивать те способности, которые с точки зрения родителей необходимы, но у ребенка отсутствуют хорошие задатки. В последнем случае путь будет более долгим и сложным, а удовлетворяющих успехов в конце его может вообще не быть. Но способности, если ребенок включен в соответствующую деятельность, все равно будут развиваться (особенно, если занятия привлекательны для ребенка, вызывают у него интерес);

- если дополнительные занятия начались, как он относится к преподавателю, какие отношения у них сложились? Есть ли продвижение в освоении этого вида деятельности, или все совсем «не идет», и ребенка это огорчает или раздражает? Комфортно ли ему?

Кроме того, если ребенок уже начал чем-то заниматься дополнительно (все равно чем – иностранным языком, шахматами, рисованием, танцами и т.д.) и родители по какой-то причине хотят занятия прекратить, необходимо взвесить все «за» и «против». Младший школьный возраст – время, когда ребенок должен научиться делать то, что неинтересно, но необходимо. Именно в этом возрасте развивается произвольность (воля). В основном, это происходит в процессе школьного обучения, благодаря обязательным учебным занятиям. Но важную роль в развитии произвольности могут играть и дополнительные занятия. Любые занятия требуют усилий. Любая, самая любимая работа включает в себя моменты рутинные, нудные, скучные, и трудности, которые нужно преодолевать, и отдельные неудачи. В не очень интересной работе всех этих неприятностей много. Если родители «отменяют» занятия, которые были для ребенка трудными или не особенно интересными, у него может появиться надежда или уверенность в том, что трудности преодолевать необязательно, от любых неприятностей можно избавиться и ничего не делать. Очень важны здесь объяснения, которые получит ребенок.

Если у младшего школьника с успеваемостью все в порядке, он относительно быстро выполняет домашние задания и у него остается много свободного времени, родителям нужно проследить, чем он его заполняет. Впереди – подростковый возраст, с его особыми интересами и соблазнами. Если ребенок привык к пустому времяпрепровождению, если он не занимается ничем полезным, позже, когда он станет подростком, родители вряд ли смогут отправить его в секцию, студию или кружок, опасаясь сомнительных компаний. Начинать разумно загружать его свободное время нужно с дошкольного и младшего школьного возрастов.

Развитие отдельных психических процессов происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. Среди наиболее важных особенностей развития познавательных процессов можно выделить следующие:

- ощущение, восприятие, представления и воображение у младшего школьника развиты гораздо лучше, чем мышление, которое, будучи наглядно-образным, еще очень зависимо от чувственной картины мира, то есть от восприятия;

- внимание и память направлены преимущественно на результат познания, а не на способ достижения этого результата, то есть ребенку гораздо легче запомнить, что именно он сделал (увидел, понял, услышал, узнал), чем воспроизвести в памяти или обратить внимание на то, как именно он это делал, в какой последовательности, по каким правилам, с использованием каких знаний;

- волевые процессы и произвольная регуляция у младшего школьника еще очень слабы и часто компенсируются эмоциями – отсюда проистекают его конфликты между желаниями и долженствованиями (так называемые конфликты «хочу – надо»). То есть, получается, что «на словах» дети все свои «надо» знают и всегда могут назвать, а когда дело доходит до конкретных действий – ориентируются на принцип удовольствия (надо делать уроки, но сажусь смотреть мультики – ведь это же приятнее!).

Младший школьный возраст – время становления таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, любви к Отечеству, а также способности к сочувствии, сопереживанию.

Наблюдаются и изменения в эмоционально-волевой сфере. Общая ориентация эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий (таблица 1).

Таблица 1

Показатели нормы и отклонений в эмоциональной сфере

младшего школьника


Норма

Отклонения

1. Желание идти в школу и быть школьником.

2. Безусловно уважительное отношение к учителю.

3. Яркая эмоциональная окраска оценок.

4. Удовлетворение от овладения социальными способами деятельности, прежде всего учебной.

5. Наличие эмоционального смещения (может радоваться событиям недельной давности или ожидаемым в перспективе и легко переносить актуальные трудности.

6. Сочувствие и соучастие в жизни сверстников.

1. Отрицательное отношение к школе, полное отсутствие познавательной потребности.

2. Игнорирование оценок своей деятельности, доходящее до равнодушия.

3. Развитие психологической защиты, приводящее к полному игнорированию потенциально значимых оценок учителя и других учеников.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебно-тематический план «Школа ответственного родительства» 43 Учебное пособие «Школа ответственного родительства» iconУчебно-тематический план «Школа ответственного родительства» 43 Учебное...
Программа родительского образования, направленная на формирование и развитие компетенций, необходимых для воспитания детей, гармонизации...

Учебно-тематический план «Школа ответственного родительства» 43 Учебное пособие «Школа ответственного родительства» iconПрограмма родительского образования «школа ответственного родительства»
Концепцией модернизации российского образования, Семейным кодексом РФ (ст. 63) и является основой для организации работы с родителями...

Учебно-тематический план «Школа ответственного родительства» 43 Учебное пособие «Школа ответственного родительства» iconМинистерство образования кировской области
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы реализуется комплекс мер, направленных на формирование в обществе...

Учебно-тематический план «Школа ответственного родительства» 43 Учебное пособие «Школа ответственного родительства» iconМинистерство образования кировской области
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы реализуется комплекс мер, направленных на формирование в обществе...

Учебно-тематический план «Школа ответственного родительства» 43 Учебное пособие «Школа ответственного родительства» iconПриказ о назначении ответственного за итоговую аттестацию- 9 кл в...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город краснодар средняя общеобразовательная школа...

Учебно-тематический план «Школа ответственного родительства» 43 Учебное пособие «Школа ответственного родительства» iconПрограмма «Семья!» Составили воспитатели: Хафизова Л. Р. Хузина А. Т. 2014 год
Учебно – тематический план Родительские собрания Учебно-тематический план Родительского клуба Клуб

Учебно-тематический план «Школа ответственного родительства» 43 Учебное пособие «Школа ответственного родительства» iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий

Учебно-тематический план «Школа ответственного родительства» 43 Учебное пособие «Школа ответственного родительства» iconРуководство пользователя государственной информационной системы учета...
Российской Федерации с ролями ответственного за размещение сведений и ответственного за организацию размещения сведений территориальных...

Учебно-тематический план «Школа ответственного родительства» 43 Учебное пособие «Школа ответственного родительства» iconПриказ о назначении ответственного за пожарную безопасность в организации...

Учебно-тематический план «Школа ответственного родительства» 43 Учебное пособие «Школа ответственного родительства» iconПриложение 4 к распоряжению Департамента общего образования Томской...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск