«Рассмотрено» Согласовано «Утверждаю»
На педагогическом совете с УС школы Директор школы
Протокол №3 протокол № 2 ________ Егорова В.М.
от 25.01. 2016 г. от 27.01. 2016 г. Приказ № 14
от 01.02. 2016 г.
ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА»
2015
Пояснительная записка.
Программа родительского образования «Школа ответственного родительства»
разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»,
Концепцией модернизации российского образования, Семейным кодексом РФ (ст. 63) и является основой для организации работы с родителями учащихся школы,
При разработке программы родительского образования использовалась Программа родительского образования «Школа ответственного родительства» автор – составитель В.В.Зикратов, АКИПКРО,2011г
Cовременные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдается низкий уровень родительской компетентности в воспитании детей, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей.
В настоящее время многие семьи переживают противоречивое и сложное состояние:
1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.
2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).
3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).
4. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).
Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
- потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и социальных институтов в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
- инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
- открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и социальными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой социальным, педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:
-с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);
-со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;
- с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с социальными и образовательными учреждениями.
Программа базируется на следующих принципах
Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав.
Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.
Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.
Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.
Принцип интеграции усилий, комплексный подход – объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия восстановлению семейных связей.
Реализация этих принципов в рамках деятельности Школы эффективного родительства предполагает партнерство родителей и профессионалов по налаживанию семейных отношений, раскрытию и сохранению семейного потенциала.
Концептуальные идеи программы
раннее предупреждение неблагоприятных воздействий со стороны семьи на развитие ребенка;
формирование позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства;
укрепление и восстановление семейных связей;
содействие в налаживании позитивных детско-родительских отношений;
формирование осознанной родительской позиции.
Цель программы:
- организация педагогического образования родителей.
- создание условий для психолого-медико-педагогического сопровождения семейного воспитания детей, воспитание ценностного отношения к семье у детей и родителей.
Основные задачи программы:
- способствовать повышению обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка; - повышать уровень психологического комфорта в семьях и усиливать мотивацию родителей к семейному воспитанию здорового ребенка; - способствовать привитию семейных ценностей и позитивных установок к деторождению у детей (будущих родителей); - способствовать обучению школьников навыкам и знаниям, необходимым для полноценного выполнения родительских функций в будущем в области психологии и этики семейной жизни, а также привитию им семейных ценностей и позитивных установок к деторождению, ответственному родительству; - подготовка молодых родителей к роли первых педагогов;
формирование духовно-нравственной культуры молодых родителей, пропаганда семейных ценностей и ответственногородительства.
Основные направления организации работы школы с семьей:
- Организация диагностической работы по изучению семей: программированное наблюдение типа семьи, установок родителей по отношению к детям и к
собственной семье.
-Составление характеристик семей обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень и др.)
-социальный паспорт
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Организация и
проведение массовых мероприятий с родителями, работа по совместной
общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
- Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта
семейного воспитания.
-Взаимодействие семьи и школы направлено на активное включение родителей в
учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и
педагогами.
Главным критерием эффективности внедрения проекта являются положительные отзывы со стороны родительской общественности. Измеримыми показателями критериев эффективности являются:
1. Повышение активности родителей в учебных делах ребенка:
- постепенный рост посещаемости родителями родительских собраний;
- постепенный рост количества родителей, желающих пройти обучение по программе;
- постепенный рост количества родителей, участвующих в мероприятиях образовательного учреждения, класса;
- постепенный рост количества обращений родителей за консультациями к педагогу-психологу, педагогу (классному руководителю,воспитателю).
2. Повышение общественной активности родителей:
- инициирование родителями мер по усилению профилактической работы и участие в реализации этих мер.
3. Повышение активности родителей в организации свободного времени ребенка:
- постепенный рост количества детей, постоянно занятых в сфере дополнительного образования;
- постепенный рост количества родителей, планирующих и организующих каникулярное время своих детей.
Прогнозируемые результаты
В результате реализации программы «Семейная гармония» школы ответственного родительства его участники будут:
«Знать»:
- теоретическую информацию о воспитании и развитии детей соответственно их возрасту;
- методы и приемы восстановления семейных традиций;
- права и обязанности детей и родителей.
«Уметь»:
- обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье;
- нормализовывать психологический климат в семье;
- грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей.
«Владеть»:
- позитивно эмоциональным восприятием своих реальных и потенциальных детей;
- технологиями грамотного питания, закаливания, физического воспитания, стоматологической профилактики;
- ценностным отношением к семье, детям, их воспитанию и оздоровлению.
Механизм реализации программы
1. Подготовительный: определение социального запроса родителей, диагностика особенностей семейных взаимоотношений.
2. Аналитический: выбор социального маршрута индивидуального сопровождения семьи, определение степени участия всех специалистов.
3. Основной: Поэтапная реализация задач программы в зависимости от социального запроса и данных диагностики.
4. Завершающий: фиксирование результатов, подведение итогов, мониторинг эффективности программы. Критерии результативности
1. Повышение уровня психологической комфортности в семьях, что является важнейшим условием первичной профилактики асоциального поведения детей.
2. Усиление мотивации родителей к семейному воспитанию здорового ребенка.
3. Повышение самооценки своего отношения к настоящему и будущему родительству. Программные мероприятия «Школы ответственного родительства» реализуются через 2 модуля: «Ответственное родительство» и «Будущие родители».
Основные формы: семинар, классное родительское собрание, психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, тренинг и др.
Перспективный план реализации программы
Модуль№1 Родительское просвещение
| №
| тема
| сроки
| Слушатели
| ответственные
|
| Блок занятий с родителями школьников (в формах – семинар, классное родительское собрание, психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, тренинг для родителей) по темам:
| В течение года
| родители
| Классные руководители
| I КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс, или вновь за школьной партой
Цель: ознакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста, предложить практические рекомендации.
Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте
Цель: ознакомить родительский коллектив с особенностями формирования личности и отдельных личностных качеств ребенка в младшем школьном возрасте.
Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть
Цель: ознакомить родителей с трудностями периода адаптации детей к школе в первый год обучения, предложить практические советы по их устранению.
Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
Цель: определить понятие «здоровый образ жизни» и его влияние на развитие и воспитание ребенка; предложить рекомендации по организации здорового образа жизни ребенка.
Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе
Цель: обозначить проблемы детей в учебе; дать рекомендации по организации помощи ребенку в учебе.
Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника
Цель: определить место и значение игры и труда в жизни младшего школьника; предложить рекомендации по организации игровой и трудовой деятельности ребенка младшего школьного возраста.
Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника
Цель: предложить родителям практические рекомендации по воспитанию нравственных привычек и культуры поведения детей.
Тема 8. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста
Цель: ознакомить родительский коллектив с возрастными особенностями первоклассников и способствовать формированию представления о возможности существования увлеченности и увлекаемости в этом возрастном периоде.
Тема 9. Воспитание ребенка в эру хай-тека (ранняя профилактика экранной зависимости).
Цель: выявить позитивное и негативное влияние телевидения, компьютерных технологий на развитие детей младшего школьного возраста.
| II КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс
Цель: ознакомить родителей с особенностями развития детей – учеников второго класса, предложить практические рекомендации по воспитанию детей данного возраста.
Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
Цель: предложить рекомендации родителям по выявлению и развитию индивидуальных особенностей детей.
Тема 3. Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства
Цель: определить значение и важность детства для развития ребенка как личности.
Тема 4. Самооценка младшего школьника
Цель: предложить родителям способы формирования у младшего школьника адекватной самооценки.
Тема 5. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста
Цель: привлечь внимание родителей к важности доверительного общения с ребенком; предложить рекомендации по организации общения с ребенком.
Тема 6. Воспитание коллективизма в начальной школе
Цель: определить роль коллектива в жизни младшего школьника; предложить рекомендации по включению ребенка в коллектив сверстников.
Тема 7. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения
Цель: предложить информацию о направлениях сохранения здоровья школьника; дать рекомендации по воспитанию здорового ребенка.
Тема 8. Детская агрессивность и ее причины
Цель: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; сформировать у родителей понимание проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.
Тема 9. Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста
Цель: определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; предложить практические рекомендации по формированию семейных традиций.
| III КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс
Цель: ознакомить родителей с особенностями развития учащихся третьего класса.
Тема 2. Самосознание и образ «Я» младшего школьника
Цель: предложить родительскому коллективу способы формирования самосознания и образа «Я» детей младшего школьного возраста.
Тема 3. Секретный мир наших детей, или ребенок и улица
Цель: определить роль сверстников, друзей в развитии личности ребенка младшего школьного возраста; предложить рекомендации родителям по организации отношений с друзьями ребенка.
Тема 4. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против
Цель: определить оптимальные методы воспитания ребенка в семье.
Тема 5. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали
Цель: выявить ошибки семейного воспитания; предложить пути их предупреждения, устранения.
Тема 6. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение
Цель: познакомить родителей с возможными формами организации семейного досуга.
Тема 7. Страхи детей и пути их преодоления
Цель: выявить причины страха детей младшего школьного возраста; предложить пути их преодоления.
| IV КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс
Цель: ознакомить родителей с особенностями развития учащихся четвертого класса; определить стратегию поведения родителей.
Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста
Цель: проанализировать возможные формы организации свободного времени детей, совместного отдыха родителей и детей.
Тема 4. Ребенок среди сверстников
Цель: дать представление о роли коллектива в жизни ребенка; предложить рекомендации по развитию коллективизма у ребенка.
Тема 5. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя
Цель: определить значение диалога в становлении субъектной позиции ребенка; предложить рекомендации родительскому коллективу по организации диалога с ребенком младшего школьного возраста.
Тема6.Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения
Цель: оценить развитие самостоятельности учащихся; дать рекомендации родителям по развитию у детей самостоятельности.
Тема 7. «Прощай, начальная школа»
Цель: подведение итогов обучения в начальной школе.
| V КЛАСС
Тема 1. Возрастные особенности подростка
Цель: ознакомить родителей с психофизиологическими особенностями детей 11-12 лет; рассмотреть влияние родителей на формирование «Образа Я» подростка.
Тема 2. Развитие внимания и памяти школьника
Цель: ознакомить родителей с проблемой развития внимания подростков; рассмотреть основные процессы памяти.
Тема 3. Особенности темперамента школьника-подростка
Цель: обсудить с родителями особенности темперамента школьника; рассмотреть различные типы темперамента учащихся класса.
Тема 4. Мотив как регулятор поведения
Цель: ознакомить родителей с проблемой формирования мотивации подростка; рассмотреть влияние мотивации на успешность обучения школьника.
Тема 5. Формирование самосознания подростка
Цель: ознакомить родителей с особенностями самосознания школьника; рассмотреть влияние семьи на формирование самосознания школьника.
Тема 6. Социализация ребенка в семье
Цель: дать родителям представление о социализации подростка; рассмотреть влияние семьи на особенности социализации школьника-подростка.
Тема 7. Ценности современного подростка
Цель: обсудить проблему ценностей современной семьи; определить роль семьи в формировании ценностей подростка.
ценности современной семьи и их влияние на развитие детей.
Тема 8. Здоровый ребенок – здоровое общество
Цель: определить значение семьи в формировании здоровья школьника, здорового образа жизни подростка.
Тема 9. Конвенция ООН «О правах ребенка»
Цель: ознакомить родителей с правами несовершеннолетних (Конвенция «О правах ребенка»); способствовать формированию правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.
| VI КЛАСС
Тема 1. Формирование воли шестиклассника
Цель: познакомить родителей с особенностями формирования воли шестиклассника.
Тема 2. Воспитание характера школьника
Цель: ознакомить родителей с проблемами воспитания характера школьника-подростка.
Тема 3. Самооценка школьника-подростка
Цель: рассмотреть с родителями проблему формирования самооценки подростка.
Тема 4. Взаимодействие с тревожными детьми
Цель: дать первичное представление об особенностях работы с категорией «тревожных детей»; познакомить родителей с приемами и методами работы с детьми, испытывающими чувство тревоги.
Тема 5. Ориентация школьников на ценности семьи
Цель: определить роль семьи в формировании ценностных ориентаций школьников.
Тема 6. Нравственное развитие школьников
Цель: обсудить с родителями проблемы нравственного развития школьников; определить роль семьи в нравственном развитии подростка.
Тема 7. Проблемное поведение подростков
Цель: ознакомить родителей с проблемным поведением подростков; определить роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.
Тема 8. Общение в семье
Цель: ознакомить родителей с проблемой общения в семье.
Тема 9. Детское общественное объединение
Цель: ознакомить родителей с привлекательностью создания детских общественных объединений, участия в них самих детей.
| VII КЛАСС
Тема 1. Воспитание детей в семье
Цель: обсудить проблемы особенностей воспитания подростка в семье.
Тема 2. Социализация личности
Цель: ознакомить родителей с проблемами социализации подростков и обсудить их.
Тема 3. Межличностное общение подростков
Цель: изучить психолого-педагогические особенности межличностного общения детей подросткового возраста.
Тема 4. Агрессивный ребенок – причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка
Цель: обсудить проблему агрессивного поведения подростка.
Тема 5. Проблемное поведение подростка
Цель: обсудить проблему отношения в поведении подростка и найти пути ее решения.
Тема 6. Ориентация подростка на социально значимые ценности
Цель: определить роль семьи в формировании общечеловеческих ценностей подростков.
Тема 7. Эстетическое воспитание подростка
Цель: обсудить проблему эстетического развития подростка и определить роль родителей в нем.
Тема 8. Право, ребенок и его окружение
Цель: ознакомить родителей с основным правовым статусом ребенка в семье, его особенностями.
| VIII КЛАСС
Тема 1. Духовные ценности семьи
Цель: рассмотреть духовные ценности современной семьи и обсудить с родителями пути формирования духовных ценностей подростка.
Тема 2. Конфликты и пути их решения
Цель: ознакомить родителей с проблемой возникновения конфликтов и определить пути решения конфликтных ситуаций.
Тема 3. Содружество школы и семьи
Цель: обсудить с родителями пути организации содружества и сотрудничества семьи и школы.
Тема 4. Детско-родительские отношения
Цель: обсудить с родителями типы отношений, складывающихся между ними и детьми.
Тема 5. Воспитание толерантности подростка
Цель: ознакомить родителей с проблемой формирования толерантного подростка.
Тема 6. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения
Цель: ознакомить родителей с особенностями суицидного поведения подростков; обсудить основные направления работы по предупреждению суицида.
Тема 7. Общение родителей с детьми
Цель: стимулировать полноценное общение родителей с их детьми.
| IX КЛАСС
Тема 1. Культура общения подростка
Цель: обсудить проблему воспитания культуры общения подростка; определить роль семьи в воспитании культуры общения.
Тема 2. Путь к согласию, или как разрешить конфликт
Цель: ознакомить родителей с проблемой возникновения конфликтов; дать рекомендации по преодолению конфликтов с детьми.подростков и родителей. Пути разрешения конфликтных ситуаций.
Тема 3. Патриотическое воспитание школьников
Цель: определить значение семьи в патриотическом воспитании подростков.
Тема 4. Развитие эстетической культуры подростков
Цель: обсудить проблему эстетического развития подростка и определить роль родителей в нем.
Тема 5. Мотив как регулятор поведения
Цель: ознакомить родителей с проблемой формирования мотивации подростка; рассмотреть влияние мотивации на успешность обучения школьника.
Тема 6. Ориентация школьников на ценности семьи
Цель: определить роль семьи в формировании ценностных ориентаций школьников.
Тема 7. Ребенок и полиция
Цель: ознакомить родителей с путями взаимодействия с полицией.
| X КЛАСС
Тема 1. Психологические особенности развития личности старшеклассника
Цель: ознакомить родителей с психологическими особенностями личности старшеклассника.
Тема 2. Ценностные ориентиры современных старшеклассников
Цель: ознакомить родителей с ценностными ориентирами современных старшеклассников и способами их развития.
отношений современных старшеклассников в ситуации взросления.
Тема 3. Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника
Цель: помочь родителям осознать ведущую роль семьи в жизни старшего школьника.
Тема 4. Жизненные сценарии детей. Профессиональная ориентация старшеклассников
Цель: обеспечить родительское сопровождение жизненного и профессионального самоопределения старшеклассника.
Тема 5. Стили и методы воспитания старшеклассника в семье
Цель: ознакомить родителей с различными моделями воспитания старшеклассника в семье.
| XI КЛАСС
Тема 1. Стресс – это не то, что с человеком происходит, а то, как он переживает ситуацию
Цель: обеспечить акцентирование внимания родителей на конструктивном восприятии стресса.
Тема 2. Как помочь ребёнку пережить «безответную любовь»
Цель: подготовить родителей к позитивному отношению к юношеской любви своих взрослеющих детей.
Тема 3. Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи ЕГЭ
Цель: подготовить родителей к психологическому сопровождению детей-выпускников в период проведения ЕГЭ.
Тема 4. Жизненные сценарии детей. Профессиональная ориентация старшеклассника
Цель: обеспечить родительское сопровождение жизненного и профессионального самоопределения старшеклассника.
Тема 5. Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма
Цель: включить родителей в воспитание гражданственности и патриотизма.
Тема 6. Её величество Женщина. В семье – старшеклассница
Цель: актуализировать интеллектуально-ролевой потенциал матери и обеспечить ее ролевое влияние на дочь как будущую мать и жену.
Тема 7. Мужественность. В семье – старшеклассник
Цель: актуализировать интеллектуально-ролевой потенциал отца и обеспечить его ролевое влияние на сына как будущего мужа и отца.
Тема 8. Воспитание семьянина: сущность и основные направления
Цель: актуализировать ответственность родителей за воспитание культуры семейных отношений у детей.
| МОДУЛЬ№2 «Будущие родители».
| №
| темы
| время
| учатники
| ответственные
|
| Встречи-беседы со специалистами (психолог, детский гинеколог, нарколог, юрист и др.), работа кружка, факультатива
| В течение года
| Учащиеся
8-11 кл.
| Классные руководители,психолог
| |