Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе


Скачать 84.17 Kb.
НазваниеОбучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе
ТипДокументы
Мастер-класс

учителя русского языка и литературы

МКОУ Ложковская СОШ

Олениной Елены Геннадиевны
Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе.

Наибольшее затруднение у учащихся 9 классов вызывает написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

С чего лучше начать работу?

Прежде всего, необходимо, чтобы учащиеся усвоили само понятие слова «тезис».

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

Так как большинство тезисов, предложенных в сборнике «ГИА-2014.Русский язык : типовые экзаменационные варианты : 36 вариантов / под редакцией И.П. Цыбулько», содержат вопросы, связанные с пониманием лексических и грамматических явлений, необходимо, провести работу по повторению этого учебного материала.

Что такое лексические и грамматические явления?

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Морфемы

1. корень

2. приставка

3. суффикс

Универсальные лексические категории

1. омонимы

2. синонимы

3. антонимы

4. паронимы

Лексика активного и пассивного запаса

1. общеупотребительная лексика

2. диалектизмы

3. профессионализмы

4. жаргонизмы

5. арго

6. эмоционально окрашенные слова

7. архаизмы

8. историзмы

9. неологизмы

10. заимствованные слова

11. старославянизмы

12. традиционно-поэтические слова

13. народно-поэтические слова

14. разговорная лексика

15. просторечные слова

16. книжная лексика

17. термины

18. фразеологизмы

19. крылатые слова

20. эмоционально-экспрессивная лексика

Тропы

1. метафора

2. метонимия

3. ирония

4. гипербола

5. олицетворение

6. синекдоха

7. литота

8. эпитет

9. антономасия

10. аллегория

11. перифраза

12. художественный символ

Стилистические фигуры

1. градация

2. антитеза

3. оксюморон

4. лексический повтор

5. анафора

6. эпифора


2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ГРАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС

Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.
Части речи:

а) самостоятельные

· имя существительное

· имя прилагательное

· имя числительное

· местоимение

· глагол

· причастие

· деепричастие

· наречие

б) служебные

· предлог

· союз

· частица

в) междометия (ой, ах и т.д.)

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Синтаксические понятия:

· способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)

· повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

· восклицательные и невосклицательные предложения

· простые предложения

· двусоставные и односоставные предложения

· типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)

· неполные предложения

· распространённые и нераспространённые предложения

· обращения

· однородные члены

· обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)

· уточняющие и поясняющие члены

· вставные конструкции

· вводные слова и предложения

· прямая речь

· косвенная речь

· диалог

· сложносочинённые предложения

· сложноподчинённые предложения

· бессоюзные предложения

Синтаксические средства художественной изобразительности

· риторические восклицания

· риторический вопрос

· риторическое обращение

· параллелизм

· анафора

· эпифора

· инверсия

· эллипсис

· умолчание

· смещение синтаксических конструкций

· присоединительные конструкции

· парцелляция

· многосоюзие

· бессоюзие

· градация
Приступая к работе над сочинением, я предлагаю учащимся озаглавить тезис.

Во-первых, такое задание помогает ребятам понять, что в сочинении-рассуждении они должны будут раскрыть смысл не художественного текста, а именно тезиса.

Во-вторых, подбор заголовка заставляет задуматься над тем, что же является главным в том или ином высказывании.

Следующим шагом является работа над вступлением. В нем учащиеся должны показать свое понимание темы, над которой они будут работать.

После этого переходим к анализу художественного текста.

Опыт показывает, что, определяя тему и идею текста, ребята обращают внимание именно на те слова и предложения, которые впоследствии могут быть использованы в качестве примеров для аргументации.

Следующим этапом работы становится запись тезиса и поиск примеров, иллюстрирующих доказательства учащихся.

Вывод, который необходимо сделать в конце работы носит обобщающий характер.

В заключении может быть использован тезис, выраженный своими словами.

Выполнять данную работу можно с использованием таблиц, которые помогают учащимся соблюдать последовательность изложения, а также способствую отработке навыков написания сочинения-рассуждения.
Пример заполнения таблицы дан на основе задания С2 из 2 варианта (текст

Ранневой Елены « Я люблю тебя, Рыжик»)
Я очень хотела иметь котёнка, но мама была против. Я не знала, что делать. Несколько раз я притаскивала котят домой, но всякий раз мама выносила их обратно.

Сегодня я нашла рыжего тощенького, большеглазого котёнка с порванным ухом и больной лапой, но мама, как всегда была неумолима. Я разревелась, разбросала свои игрушки и, объявив голодовку, ушла с Рыжиком на улицу. Не помню, сколько я сидела на скамейке, но про меня все забыли. Котёнок спал у меня на коленках, а мне было так плохо, что даже плакать не хотелось. Ребят становилось всё меньше и меньше, а я всё сидела с больным беспомощным котёнком и согревала его тёплым шарфом, который успела прихватить из дому.

Вдруг ко мне подошёл белобрысый Славка, которого часто дразнили мальчишки, называя Блохой. Славку так прозвали, потому что он любил подпрыгивать и делал это очень смешно. Выбежит из подъезда – и как подпрыгнет! У Славки глаза были такими большими, что казалось, что он какой-то ненастоящий, этот Славка, а глаза ему просто вшили искусственные, но сделали их на совесть. И уши Славкины были аккуратными, даже красивыми. Но прыгал он всё равно смешно.

– Свет, а Свет, – тихо сказал Славка, – ты чего домой не идёшь?

– Не пускают меня с ним. Видишь, лапа у него. Куда я его? А мама даже забыла про меня.

– А знаешь, давай его мне, – жалобно пропел Славка, – У нас уже две кошки есть, будет и третья с нами жить. Мамка ей быстро и ухо, и лапу вылечит.

Я чуть не лопнула от зависти. Во мне что-то как ухнет, как бабахнет, но я всё-таки при Славке не заплакала.

«Это же надо, – подумала я, – у них целых две кошки, и Славка может третью в дом принести!»

Делать было нечего. Котёнок жалобно мяукал, и я отдала Блохе Рыжика, а сама поплелась домой. В желудке моём что-то урчало и булькало, и я, прошмыгнув на кухню и раздобыв бутерброды с колбасой, села перед телевизором и надулась, как мыльный пузырь. Мама вязала папе свитер, а папа с головой залез в интернет.

– Ну, – сказала она, наконец, – успокоилась? Сколько можно таскать в дом этих заразных кошек?

Тут я не выдержала. Из меня потекли такие слёзы, что я сама испугалась. Наверное, весь сок, весь чай и вся другая жидкость, которую я выпила за свои семь лет, скопилась где-то во мне и дождалась своего часа, чтобы вылиться бурным потоком из моих глаз.

– У неё ла-па-па, лапа бо, бо-лит, а е-ей тоже жи-жить надо, – выдавливала я слова, захлёбываясь горькими слезами.

– Она жи-жи-жива-я, – не унималась я, вздрагивая при каждом слове.

Не знаю, что случилось с моими родителями. Наверное, они испугались за моё здоровье, А может, им действительно стало жаль бездомного котёнка. Всё-таки у мамы с папой было сердце, но через час Рыжик, с забинтованной лапой, лежал на мягкой подстилке в большой уютной коробке из-под какой-то папиной железяки. А я сидела рядом с котёнком в кресле и думала, как хорошо, что у меня есть дом, папа, мама и братья. Скоро они приедут из лагеря, и мы будем воспитывать Рыжика втроём.

Котёнок сопел в коробке, напевая свой добрый мурчащий мотив, под который по квартире неслышно пробирались дядюшка Сон и тётушка Дрёма, неся в сундучках волшебные сказки.

– Я люблю тебя, Рыжик, – прошептала я сквозь сон, и на душе у меня стало так радостно, как не бывало, наверное, никогда.


1.Выбор заголовка


Диалог – сфера употребления вопросительных предложений.

Действия учеников: регулятивные

(целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль,коррекция).

2.Вступление


Вопросительные предложения, используемые в диалоге, помогают человеку получать неизвестную информацию.

Формулирование и запись вступления.

3.Сведения об авторе и

содержание текста


В предложенном тексте говорится о сострадании и равнодушии.

Е. Раннева использует интересный прием –вводит в повествование предложения, которые, хотя и завершаются одинаково, -вопросительным знаком, несут разную смысловую нагрузку.


Действия учеников:

запись сведений об авторе и о содержании текста.

4. Тезис


И.В.Артюшкова утверждает, что «сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное значение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».
И.В.Артюшкова



Действия учеников:

запись тезиса.

5.Аргумент №1


Предложение 15 является вопросительным. Вставленное в диалог, оно требует ответа и выражает искреннюю заботу Славки о девочке.


Действия учеников:

запись аргумента №1

6.Аргумент №2


В предложениях 30 и 31 в конце тоже стоит знак вопроса, но они являются, скорее, риторическими. Маме не требуются ответы. Она не пытается понять дочь, а просто заявляет о своей правоте в монологической форме.


Действия учеников:

запись аргумента №2

7.Вывод


Человек в речевых ситуациях может использовать вопросительные предложения с разной целью.


Действия учеников:

запись вывода

8.Заключение


Но, как говорит И.В.Артюшкова, поиск неизвестной информации с помощью вопросительных предложений возможен только в диалогической речи.


Действия учеников:

формулирование и запись заключения.

Похожие:

Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе iconСочинение размышление на лингвистическую тему как один из вариантов...
«Итоговая государственная аттестация. Трудные вопросы огэ» «Подготовка к сочинению на лингвистическую тему»

Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе iconРаботу
Прошу разрешить мне выполнение дипломной (курсовой) работы в 2014-2015 учебном году по методике русского языка на тему: «Обучение...

Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе iconОбразец заявления об изменении темы дипломной работы
Прошу разрешить мне изменить тему дипломной работы с «Обучение младших школьников созданию текста-рассуждения» на «Формирование орфографической...

Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе iconОбразец заявления об изменении темы дипломной работы
Прошу разрешить мне изменить тему дипломной работы с «Обучение младших школьников созданию текста-рассуждения» на «Формирование орфографической...

Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе iconНачало эссе (фактически сочинения на заданную тему) постановка проблемы....

Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе iconМоу «Гимназия №2» г. Белгорода Мастер-класс «Подготовка к егэ (раздел: С2)»
С 2, сочинения с элементами рассуждения нет, за исключением упражнения «Найдите в тексте /Выпишите из текста аргументы «за» и «против»...

Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе iconA01: Математические доказательства – это 1 правила выполнения арифметических...
Настройка режимов работы ms word осуществляется с помощью следующей команды пункта меню «Сервис»

Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе iconУрока русского языка в 7 «Б» классе на тему «Частица как часть речи»
Разработка открытого урока русского языка в 7 «Б» классе на тему «Частица как часть речи»

Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе iconТема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»
Использование ресурсов на уроке: икт: презентации, видео, планшет. Музейные ресурсы. Школьный музей «коллекция костюмов»

Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе iconРекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)...
Изложения), требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению итогового сочинения (изложения), сбор исходных сведений...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск