Тема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»


Скачать 149.89 Kb.
НазваниеТема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»
ТипДокументы
Предмет: русский язык (развитие речи)
Дата: 09.12.2015г.
Тема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»
Класс: 3 «В»
Учитель: Тюгаева И.Б. , учитель начальных классов ОЦ ОАО «Газпром»
Единица содержания: способ анализа картины с применением схемы-помощницы
«Карта описания картины»
Использование ресурсов на уроке: ИКТ: презентации, видео, планшет. Музейные ресурсы. Школьный музей «коллекция костюмов»
Цель:
Обучающий аспект:
- знать понятия: жанр картины, композиция, колорит, типы текстов (Познавательные УУД);
- уметь отбирать информацию в соответствии с заданными пунктами плана (Познавательные УУД);
- уметь пользоваться схемой-помощницей «Карта описания картины» при подготовке к написанию
сочинения по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»;
развивающий аспект:
- развивать наглядно-образное и логическое мышление при сопоставлении текста конкретному
пункту плана, синтезировать полученные сведения, делать выводы по извлечённой информации
(дата картины, историческое событие) (Познавательные УУД);
- развивать монологическую речь, пополняя словарный запас новыми терминами (парча,
репродукция картины и др.) (Коммуникативные УУД);
- развивать умение ориентироваться во времени в групповой работе; планировать, контролировать
и оценивать результат собственной деятельности и деятельности группы (Регулятивные УУД);
воспитывающий аспект:
- воспитывать стремление к совершенствованию своей речи (Личностные УУД);
- воспитывать культуру общения и нравственные качества, которые отражают уважение к другому
человеку, самому себе (Коммуникативные УУД);
- воспитывать любовь и уважение к российским художникам, к их произведениям (Личностные
УУД)

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Этапы:

- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
- применение знаний;
- подведение итогов на рефлексивной основе.

* Возможен вариант домашнего задания («Тест-опросник»)

Ход урока

Этапы
урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Огр.м.
Настрой на урок.
Критерии оценивания.

1. Приветствие гостей на уроке. Настрой на урок.
- Ребята, до начала урока вам было предложено вытянуть номер. У ребят, у которых номер совпал №1, 2, 3 - будут группой номер 1, 2, 3.
- Ребята покажите свои номера. У кого номер №1 – будет 1 – ая группа. Выберите лидера в своей группе. Лидер получает отличительный значок (бейджик). Прошу ребят 1 группы занять места в первом ряду. У кого номер №2 – будет 2 –ая группа. Выберите лидера в своей группе. Лидер получает отличительный значок (бейджик). Прошу ребят 2 группы занять места во 2-ом ряду. У кого номер №3 будет – 3-ей группой. Выберите лидера в своей группе. Лидер получает отличительный значок (бейджик). Прошу ребят занять места в 3-ем ряду.
2. Критерии оценивания заданий на уроке. Листок по самооцениванию.

- Свою работу на уроке сегодня вы сможете оценить по критериям, которые записаны в ваших листках по самооцениванию. В ходе урока вы будите знакомиться с заданиями, которые вам надо будет выполнить. Подпишите свой листок по самооцениванию.

- Тему урока и цель урока сегодня вы сможем узнать после того, как вы выполните задание «Разминка».

Все ученики выстраиваются перед доской в начале урока. Приветствуют гостей на уроке.

II. ПГ. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности


Задание 1. «Разминка»


Тема урока. Целеполагание.

- Задание «Разминка» вам надо выполнить в группе по схеме (слайд со схемой). c:\users\tugairib\desktop\схемы в паре, в группе тюгаева и.б\img351.jpg


Давайте напомним, друг другу основные правила работы в группе и критерии их оценивания.
- Лидеры группы подойдите за заданием к учителю. Задания находятся в конвертах. 1-ое правило – слушаем внимательно задание от учителя.
Учитель знакомит с критериями оценивания 1-ого задания. Заработанные баллы группа записывает в листок по самооцениванию.
Критерии оценивания 1-ое задания: всё верно выполнено задание – 2 балла, допущена одна ошибка -1 балл, неверно выполнено задание – 0 баллов.
Задание для 1 группы: определите жанры картин (пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетно-тематическая композиция).
Задание для 2-ой группы: распределить репродукции картин по стилю написания художника и определить автора картины.
Задание для 3-ей группы: определить тип текста. Назвать основные особенности каждого типа текста.
Лидерам подготовить отчёт о работе группы. Время на работу – 3 минуты.
Учитель вместе с учениками проверяет задание «Разминка». Ответы сверяют на слайде в презентации.
- Оцените свою работу по критериям оценивания этого задания. Работу может оценить, отвечающий ученик у доски.

- Заполните листок по самооцениванию.

М. связь.
Эти знания я вам помогут определить тему и цель урока.
- Предположите тему урока по тем понятиям, с которыми вы сейчас работали (жанры картин, стиль написания картин и их авторы, типы текстов).
Уточнение учителем. Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». Сегодня мы будем работать со знакомой нам схемой-помощницей «Карта описания картины». Все свои знания и ответы на уроке вы будете в ней записывать. Подпишите свою схему-помощницу и тему урока. Тетради вам сегодня не понадобятся. Данную схему-помощницу вы сможете полностью использовать на следующем уроке, когда будете писать сочинение по картине.

- Исходя из темы урока, давайте сформулируем цель урока:

Основная цель урока: Подготовиться к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». Учитель уточняет цель.
- Ребята, чтобы нам выполнить эту цель, надо выполнить следующие задачи:
1. Уточнить знания о библиографии художника-иллюстратора В. М. Васнецова.

2. Познакомится с картиной. Определить жанр картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

3. Подготовить материал для написания сочинения по картине. Тип текста описание. План. Слайд на презентации с уточнёнными задачами на уроке.

М. связь.

Теперь будем реализовывать поставленную перед нами цель на уроке. Будем работать со схемой-помощницей «Карта описания картины» на уроке.

Ученики перечисляют основные правила работы в группе.
Выбирают лидера в группе. Лидеры подходят за заданием «Разминка».
Знакомятся с критериями задания 1.
Выполняют задание в группе.
Задание для 1 группы: определите жанры картин. Ответ комментируют учащиеся 1-ой группы. Проверяют все остальные группы и сверяют с ответами на слайде у учителя.
Задание для 2-ой группы: распределить репродукции картин по стилю написания художника и определить автора картины. Ответ комментируют учащиеся 2-ой группы. Проверяют все остальные группы и сверяют с ответами на слайде у учителя.
Задание для 3-ей группы: определить тип текста. Назвать основные особенности каждого типа текста. Ответ комментируют учащиеся 3-ей группы. Проверяют все остальные группы и сверяют с ответами на слайде у учителя.
Заработанные баллы группа записывает в листок по самооцениванию.
Ученики предполагают тему урока.
Уточняют тему урока и записывают в схем-помощницу «Карта описания картины».

Ученики предполагают цели урока.
Уточняют цели урока.

III. Пр. Применение знаний.

Проверка домашнего задания.

«Виртуальный музей»

Учебник стр.128
Задание 2. «Жанр картины»

Видеозапись «Прочтение стихотворения Ивана Есаулкова»

Задание 3. «Литературное произведение»

Задание 4. «Эпизод произведения»

Задание 5 «Описание картины»

1. Задача. Уточним знания о библиографии художника-иллюстратора. Эту задачу нам поможет выполнить один из учеников нашего класса. Он подготовил для вас презентацию об этом художнике. Важную информацию о художнике картины запишите себе в схему-помощницу «Карта описания картины». Эта информация пригодится вам в 1-ой вступительной части сочинения. Оцените работу своего одноклассника по критериям оценивания в представлении презентации о художнике В.М. Васнецове.
Вам на уроке сегодня предлагается параллельно заполнять тест-опросник, с которым можно работать в течение урока, в конце урока или выполнить его дома. За тест-опросник вы получите дополнительную оценку.
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть и послушать информацию, которая вам пригодиться в 3 -ей части заключительной в написании сочинения и в ответе на вопросы в тесте-опроснике.
* Дополнительная информация от учителя «Виртуальный музей».
- В каких музеях можно познакомиться и увидеть работы В.М. Васнецова вам расскажет видео-презентация «Виртуальный музей». (Видео-презентация. Планшет. Программа на iPad(е) «Puppet Ude»). Реклама для посещения музеев.
М. связь.
- Теперь я предлагаю вам познакомиться с репродукцией картины В.М. Васнецова «Снегурочка», которая находится у вас в учебнике на стр. 128 в разделе «Картинная галерея».
- Приступим к выполнению 2-ой задачи на уроке.
2. Задача. Знакомство с картиной. Определить жанр картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
Учебник стр.128 «Картинная галерея». Слайд картина «Снегурочка» В.М. Васнецова в презентации.
Задание 2. «Жанр картины».
- Определите жанр картины. Это задание выполните «мозговым штурмом» в группе по схеме

c:\users\tugairib\desktop\схемы в паре, в группе тюгаева и.б\img340.jpg


(слайд со схемой). Ответ покажите на планшете. Прокомментируйте свой выбор. (Жанр картины: сюжетно-тематическая композиция).
Верную информацию запишите в схеме-помощнице «Карта описания картины». Верный ответ – 1 балл.
Заполните листок по самооцениванию.
М. связь.
- Приступим к выполнению 3-ей задачи на уроке.
3. Задача. Подготовить материал для написания сочинения по картине В.М. Васнецова «Снегурочка».

М. Связь.
- Чтобы вам было легче выполнить 3 и 4 задание.
Задание 3. «Литературное произведение».
Задание 4. «Эпизод произведения».
- Я предлагаю вам послушать видеозапись прочтения стихотворения Ивана Есаулкова, которое поможет вам лучше представить образ Снегурочки, определить «литературное произведение», к которому нарисована эта картина, определить к какому эпизоду написана эта картина и о чём это литературное произведение. (Видео-презентация. Планшет. Программа на iPad(е) «Puppet Ude»).
Задание 3. «Литературное произведение».
– К какому произведению написана картина Снегурочка» В. М. Васнецова. Обсуждение в группе «мозговым штурмом» по схеме (слайд на доске). Ответ запишите на планшете. Варианты ответов от учащихся. (Александр Н. Островский пьеса-сказка в 4-ёх действиях «Снегурочка» 1873год).
Запишите верный ответ в схему-помощницу «Карта описания картины».
Оцените свою работу. Верный ответ – 1 балл. Листок по самооцениванию.
Задание 4. «Эпизод произведения».
– Предположите, к какому эпизоду художник – иллюстратор нарисовал свою картину. Обсуждение в группе «мозговым штурмом» по схеме (слайд на доске). Устные варианты ответов учеников. (Когда Снегурочка решила уйти от своих родителей, отца Мороза и матери – Весны, к людям).
Запишете верный ответ в схему-помощницу «Карта описания картины».
Оцените свою работу. Верный ответ – 1 балл. Листок по самооцениванию.
- Продолжаем работать над выполнением 3-ей задачи на уроке.
Задание 5. «Языковые средства». «Описание картины» (языковые средства). Тип текста описание. План.
- Вам нужно будет отобрать нужную информацию в работе с языковыми средствами для более точного описания картины.
Языковые средства для описания картины и главной героини «Снегурочки». Задания по группам. М. Связь.
- Перед работой в группах над языковыми средствами, которые вам помогут ярче и точнее описать картину, а особенно одежду «Снегурочки», вам поможет в реальности увидеть коллекция костюмов, выполненная руками наших учеников (о которой вы узнаёте в видеопрезентации) под руководством руководителя кружка «Грация», Кобзарь Татьяны Васильевны и её учеников. Я предлагаю посмотреть эту замечательную коллекцию костюмов. Обратите ваше внимание на образцы тканей, из которых выполнены костюмы. Названия этих тканей помогут определить ткань, изобразившую на нашей героине Снегурочке Васнецовым.

Критерии оценивания презентации:
1. Наличие доступной и важной информации о художнике. – 1 балл. 2. Наличие картинок в презентации (портрет художника, место его рождения, основные работы от 3 и более работ. – 1 балл. 3. Текст (размер, шрифт). Заглавия слайдов. -1 балл. 4. Творческий подход в оформлении работы – 1 балл. 5. Речь выступления к своей презентации – 1 балл. Итого кол-во баллов от 1-5 баллов. Оценка за домашнее задание.
Заполнения листка по самооцениванию.
Работа по учебнику на стр.128 в разделе «Картинная галерея».
Определяют жанр картины. Ответ согласуют в группе и показывают на планшете.
Вариант ответа: Жанр картины: сюжетно-тематическая композиция.
Заполняют листок по самооцениванию.

Выполняют задание 3

Совместно обсуждают задание. Ответ показывают на планшете или устно один из участников группы.

c:\users\tugairib\desktop\схемы в паре, в группе тюгаева и.б\img340.jpg

Выполняют задание 4

Совместно обсуждают задание. Ответ показывают на планшете или устно один из участников группы.

Физ. минутка

Живое общение с коллекцией костюмов (дети могут подойти и потрогать виды тканей (из предложенных образцов) под музыку П.И. Чайковского «Песня Леля» к опере «Снегурочка». Определяют из коллекции соответствующий образец ткани №3 (парча), из которой сшита шубка Снегурочки. Каждому ученику дарится на память образец ткани – «ПАРЧА».

Живое общение с коллекцией костюмов.

Кружок «Грация» Школьный музей «Коллекция костюмов»

Задание 5 «Языковые средства»

«Описание картины»

Информация из Толкового словаря С. И. Ожегова. (Ткань – парча). «Парча – плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми и серебряными нитями» (Толковый словарь). Руководитель кружка «Грация» предлагает ребятам ни вид определить, какая из 4 - ёх образцов тканей похожа на ткань шубки Снегурочки на картине «Снегурочка». Уточнив, что это ткань-парча, руководитель кружка «Грации» может сам озвучить определение по Толковому словарю С. И Ожегова, что такое парча. Ресурсы школьного музея «Коллекция костюмов».

Задание 5 «Языковые средства». «Описание картины» (языковые средства). Тип текста - описание. План. Образец текста «Рассыпчатое сочинение».
- Это задание выполняем в группе по схеме (слайд на доске).
c:\users\tugairib\desktop\схемы в паре, в группе тюгаева и.б\img351.jpgc:\users\tugairib\desktop\схемы в паре, в группе тюгаева и.б\img351.jpgc:\users\tugairib\desktop\схемы в паре, в группе тюгаева и.б\img351.jpgc:\users\tugairib\desktop\схемы в паре, в группе тюгаева и.б\img351.jpg

c:\users\tugairib\desktop\схемы в паре, в группе тюгаева и.б\img351.jpg

Лидеры групп подойдите за заданием.
Задания лидеры получают в конверте.
- Ребята, сейчас вам нужно будет отобрать нужную информацию из «рассыпчатого сочинения» в работе с языковыми средствами для более точного описания картины по плану для типа текста – «описание».

Задание для 1 группы. Пункты: 1 п., 2 п. , 8 п., 9 п. по «схеме-помощнице».
1 часть. Вступление. П.1, П.2.
О художнике, о создании картины.
3 часть. Заключительная.
1. Отношение автора к главной героине.
2. Моё впечатление от уведенной картины.
П.8 Отношения автора к главной героине картины.
П.9. Личное отношение к картине художника каждого ученика (пример одного из группы).
Эта информация пригодится в 1- ой части и в 3 – ей заключительной части написания сочинения.
- Ребята отберите, какие примеры слов и словосочетаний можно отнести к отношению автора к картине, а какие к своим личным отношениям к картине. Можете привести и свои примеры высказываний.

Задание для 2 группы.
2- ая основная часть. Описание Снегурочки.
Характеристика героини. П.7. Языковые средства (эпитеты, прилагательные …) для характеристики (описания) внешности главного персонажа картины «Снегурочка» в «схеме помощнице».
1
. Найти и подчеркнуть в тексте из «рассыпчатого сочинения» описание одежды Снегурочки.
Одежда: подчеркнуть красным цветом
2. Найти и подчеркнуть в тексте описание
выражения лица, позы Снегурочки.
Выражение лица, поза: подчеркнуть
синим цветом.


Эта информация пригодится вам во 2 основной части написания сочинения.
- Ребята отберите, какие примеры слов и словосочетаний можно отнести к описанию одежды, к выражению лица, позы. Можете привести и свои примеры слов и словосочетаний.
Задания для 3 группы. 2 основная часть. Композиция и колорит (фон, цвета красок). П.6 в схеме-помощнице «Карта описания картины».

1.Надо отобрать материал из «Рассыпчатого сочинения», где описывается передний, задний план картины. 2. Какие цвета и фон изображены художником на этой картине.

Эта информация пригодится во 2 основной части написания сочинения.
- Ребята отберите, какие примеры слов и словосочетаний, предложений можно отнести к композиции, а какие к колориту (цвет красок, фон). Можете привести и свои примеры слов, словосочетаний.
Работа в группах. Время на работу – 3 мин. Лидерам представить отчёт о работе.

Обмен информацией между группами.
- Каждая группа, должна во время выступления и ответов других групп, записывать нужную и полезную информацию для себя в «схему-помощницу». Вести свой индивидуальный словарик.
Проверка задания 5.

Знакомятся с лексическим значением слова «парча» по Толковому словарю С.И. Ожегова

Ученики знакомятся с заданием 5.
Задания лидеры получают в конверте.


Задание для 1 группы. 1п., 2 п. О художнике, о создании картины.
8 п. , 9 п.
Об отношении автора к главной героине картины. И о своём личном впечатление о картине. Ребята отбирают, какие примеры слов и словосочетаний можно отнести к отношению автора к картине, а какие к своим личным отношениям к картине

Задание для
2 группы. 7 п. Характеристика героини.
Ребята отбирают, какие примеры слов и словосочетаний можно отнести к описанию одежды, к выражению лица, позы. Могут привести и свои примеры слов и словосочетаний.
Задания для 3 группы. Композиция и колорит. Фон. П.6 в схеме-помощнице «Карта описания картины».
Ребята отбирают, какие примеры слов и словосочетаний можно отнести к композиции, а какие к колориту (цвет красок, фон).
Каждая группа во время выступления и ответов других групп записывает нужную и полезную информацию для себя в схему-помощницу.

IV. Итог на рефлексивной основе.

Листок по самооцениванию «Лесенка»

- Ребята, оцените свою работу на уроке. Поставьте себе свою оценку по критериям, которую вы получили в листке по самооцениванию.
*Оценка за работу на уроке (отдельных учащихся учитель может поощрить).
«Лесенка» (Рефлексия)

- Выберите номер или номера ступеньки, которые соответствуют твоему ощущению и желанию, которые у вас появились на уроке.

1 ступенька – Мне трудно было работать на уроке.

2 ступенька – Я ещё не готов написать сочинение по картине В. Васнецова «Снегурочка».

3 ступенька – У меня появилось желание посетить музеи, в которых выставляются картины В. Васнецова.

4 ступенька – Я захотел(а) сам (а) нарисовать иллюстрации к литературным произведениям.

5 ступенька – Я готов(а) написать сочинение по картине В. Васнецова «Снегурочка».
- Ребята, какой из наработанных вами материалов на уроке поможет лучше написать сочинение по картине? (Который вы сможете использовать на уроке во время написания сочинения).

Ученики подсчитывают свои баллы по критериям оценивания и ставят оценку себе за работу на уроке.
«Лесенка»
Ученики выбирают номер или номера ступеньки в соответствии со своими ощущениями и желаниями, которые у них появились на уроке.
Номер ступеньки могут показать на планшете или каждый прикрепить на ступеньку свой номер.

Ответ учеников: Схема - помощница «Карта описания картины».

V. * Тест. Самостоятельная работа или как вариант домашнего задания.

Тест – опросник с выбором ответа или ответов. Вариант – в печатном виде. Вариант – в электронном виде через электронную почту по ссылке на планшете).

Тест - опросник.
1. Выберите из списка, картины, которые написал В. Васнецов.

2. К какому жанру картины относится картина В. Васнецова «Снегурочка»

3. К какому произведению была написана картина В. Васнецова «Снегурочка».
4. В каких музеях можно увидеть картины В. Васнецова.
5. Из какой ткани шубка «Снегурочки» нарисована В. Васнецовым.

VI. * Д/з – выполнить «тест – опросник». ( в 2-х вар. оформления: в электронном по ссылке или в печатном).

Д/з. Дифференцированное. Ученик сам выбирает д/з.
1. Я готов к завтрашнему уроку. Ничего делать не буду.
2. Мне надо отредактировать свои записи в схеме-помощнице. Что-то дописать, уточнить нужную для себя информацию для написания сочинения по картине.

3. Мне нужно обратиться за консультацией к учителю, воспитателю, к родителю дома, в библиотеку и т.п.).





Похожие:

Тема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» iconОбучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе
Наибольшее затруднение у учащихся 9 классов вызывает написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Тема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» iconКонтрольные вопросы и задания
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р....

Тема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» iconРекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) Москва, 2014
Сбор исходных сведений и подготовка к проведению итогового сочинения (изложения) 14

Тема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» iconРекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) Москва, 2014
Сбор исходных сведений и подготовка к проведению итогового сочинения (изложения) 13

Тема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» iconСочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева
Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева; под ред проф. Л. А....

Тема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» iconРекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)...
Изложения), требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению итогового сочинения (изложения), сбор исходных сведений...

Тема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» iconПравила заполнения бланка регистрации и бланков записи участников итогового сочинения
Значены для участников итогового сочинения (изложения), экспертов осуществляющих проверку итогового сочинения (изложения), а также...

Тема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» iconИнструкция для участника итогового сочинения (изложения), зачитываемая...
Текст, который выделен жирным шрифтом, должен быть прочитан участникам итогового сочинения (изложения) слово в слово. Это делается...

Тема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» iconИнструкция для участника итогового сочинения (изложения), зачитываемая...
Текст, который выделен жирным шрифтом, должен быть прочитан участникам итогового сочинения (изложения)слово в слово. Это делается...

Тема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» iconИнструкция для участника итогового сочинения (изложения), зачитываемая...
Текст, который выделен жирным шрифтом, должен быть прочитан участникам итогового сочинения (изложения) слово в слово. Это делается...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск