Предмет: русский язык (развитие речи) Дата: 09.12.2015г. Тема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» Класс: 3 «В» Учитель: Тюгаева И.Б. , учитель начальных классов ОЦ ОАО «Газпром» Единица содержания: способ анализа картины с применением схемы-помощницы «Карта описания картины» Использование ресурсов на уроке: ИКТ: презентации, видео, планшет. Музейные ресурсы. Школьный музей «коллекция костюмов» Цель: Обучающий аспект: - знать понятия: жанр картины, композиция, колорит, типы текстов (Познавательные УУД); - уметь отбирать информацию в соответствии с заданными пунктами плана (Познавательные УУД); - уметь пользоваться схемой-помощницей «Карта описания картины» при подготовке к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»; развивающий аспект: - развивать наглядно-образное и логическое мышление при сопоставлении текста конкретному пункту плана, синтезировать полученные сведения, делать выводы по извлечённой информации (дата картины, историческое событие) (Познавательные УУД); - развивать монологическую речь, пополняя словарный запас новыми терминами (парча, репродукция картины и др.) (Коммуникативные УУД); - развивать умение ориентироваться во времени в групповой работе; планировать, контролировать и оценивать результат собственной деятельности и деятельности группы (Регулятивные УУД); воспитывающий аспект: - воспитывать стремление к совершенствованию своей речи (Личностные УУД); - воспитывать культуру общения и нравственные качества, которые отражают уважение к другому человеку, самому себе (Коммуникативные УУД); - воспитывать любовь и уважение к российским художникам, к их произведениям (Личностные УУД)
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Этапы:
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности; - применение знаний; - подведение итогов на рефлексивной основе.
* Возможен вариант домашнего задания («Тест-опросник»)
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| I.Огр.м. Настрой на урок. Критерии оценивания.
| 1. Приветствие гостей на уроке. Настрой на урок. - Ребята, до начала урока вам было предложено вытянуть номер. У ребят, у которых номер совпал №1, 2, 3 - будут группой номер 1, 2, 3. - Ребята покажите свои номера. У кого номер №1 – будет 1 – ая группа. Выберите лидера в своей группе. Лидер получает отличительный значок (бейджик). Прошу ребят 1 группы занять места в первом ряду. У кого номер №2 – будет 2 –ая группа. Выберите лидера в своей группе. Лидер получает отличительный значок (бейджик). Прошу ребят 2 группы занять места во 2-ом ряду. У кого номер №3 будет – 3-ей группой. Выберите лидера в своей группе. Лидер получает отличительный значок (бейджик). Прошу ребят занять места в 3-ем ряду. 2. Критерии оценивания заданий на уроке. Листок по самооцениванию.
- Свою работу на уроке сегодня вы сможете оценить по критериям, которые записаны в ваших листках по самооцениванию. В ходе урока вы будите знакомиться с заданиями, которые вам надо будет выполнить. Подпишите свой листок по самооцениванию.
- Тему урока и цель урока сегодня вы сможем узнать после того, как вы выполните задание «Разминка».
| Все ученики выстраиваются перед доской в начале урока. Приветствуют гостей на уроке.
| II. ПГ. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
Задание 1. «Разминка»
Тема урока. Целеполагание.
| - Задание «Разминка» вам надо выполнить в группе по схеме (слайд со схемой).
Давайте напомним, друг другу основные правила работы в группе и критерии их оценивания. - Лидеры группы подойдите за заданием к учителю. Задания находятся в конвертах. 1-ое правило – слушаем внимательно задание от учителя. Учитель знакомит с критериями оценивания 1-ого задания. Заработанные баллы группа записывает в листок по самооцениванию. Критерии оценивания 1-ое задания: всё верно выполнено задание – 2 балла, допущена одна ошибка -1 балл, неверно выполнено задание – 0 баллов. Задание для 1 группы: определите жанры картин (пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетно-тематическая композиция). Задание для 2-ой группы: распределить репродукции картин по стилю написания художника и определить автора картины. Задание для 3-ей группы: определить тип текста. Назвать основные особенности каждого типа текста. Лидерам подготовить отчёт о работе группы. Время на работу – 3 минуты. Учитель вместе с учениками проверяет задание «Разминка». Ответы сверяют на слайде в презентации. - Оцените свою работу по критериям оценивания этого задания. Работу может оценить, отвечающий ученик у доски.
- Заполните листок по самооцениванию.
М. связь. Эти знания я вам помогут определить тему и цель урока. - Предположите тему урока по тем понятиям, с которыми вы сейчас работали (жанры картин, стиль написания картин и их авторы, типы текстов). Уточнение учителем. Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». Сегодня мы будем работать со знакомой нам схемой-помощницей «Карта описания картины». Все свои знания и ответы на уроке вы будете в ней записывать. Подпишите свою схему-помощницу и тему урока. Тетради вам сегодня не понадобятся. Данную схему-помощницу вы сможете полностью использовать на следующем уроке, когда будете писать сочинение по картине.
- Исходя из темы урока, давайте сформулируем цель урока:
Основная цель урока: Подготовиться к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». Учитель уточняет цель. - Ребята, чтобы нам выполнить эту цель, надо выполнить следующие задачи: 1. Уточнить знания о библиографии художника-иллюстратора В. М. Васнецова.
2. Познакомится с картиной. Определить жанр картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
3. Подготовить материал для написания сочинения по картине. Тип текста описание. План. Слайд на презентации с уточнёнными задачами на уроке.
М. связь.
Теперь будем реализовывать поставленную перед нами цель на уроке. Будем работать со схемой-помощницей «Карта описания картины» на уроке.
| Ученики перечисляют основные правила работы в группе. Выбирают лидера в группе. Лидеры подходят за заданием «Разминка». Знакомятся с критериями задания 1. Выполняют задание в группе. Задание для 1 группы: определите жанры картин. Ответ комментируют учащиеся 1-ой группы. Проверяют все остальные группы и сверяют с ответами на слайде у учителя. Задание для 2-ой группы: распределить репродукции картин по стилю написания художника и определить автора картины. Ответ комментируют учащиеся 2-ой группы. Проверяют все остальные группы и сверяют с ответами на слайде у учителя. Задание для 3-ей группы: определить тип текста. Назвать основные особенности каждого типа текста. Ответ комментируют учащиеся 3-ей группы. Проверяют все остальные группы и сверяют с ответами на слайде у учителя. Заработанные баллы группа записывает в листок по самооцениванию. Ученики предполагают тему урока. Уточняют тему урока и записывают в схем-помощницу «Карта описания картины».
Ученики предполагают цели урока. Уточняют цели урока.
| III. Пр. Применение знаний.
Проверка домашнего задания.
«Виртуальный музей»
Учебник стр.128 Задание 2. «Жанр картины»
Видеозапись «Прочтение стихотворения Ивана Есаулкова»
Задание 3. «Литературное произведение»
Задание 4. «Эпизод произведения»
Задание 5 «Описание картины»
| 1. Задача. Уточним знания о библиографии художника-иллюстратора. Эту задачу нам поможет выполнить один из учеников нашего класса. Он подготовил для вас презентацию об этом художнике. Важную информацию о художнике картины запишите себе в схему-помощницу «Карта описания картины». Эта информация пригодится вам в 1-ой вступительной части сочинения. Оцените работу своего одноклассника по критериям оценивания в представлении презентации о художнике В.М. Васнецове. Вам на уроке сегодня предлагается параллельно заполнять тест-опросник, с которым можно работать в течение урока, в конце урока или выполнить его дома. За тест-опросник вы получите дополнительную оценку. - Сейчас я предлагаю вам посмотреть и послушать информацию, которая вам пригодиться в 3 -ей части заключительной в написании сочинения и в ответе на вопросы в тесте-опроснике. * Дополнительная информация от учителя «Виртуальный музей». - В каких музеях можно познакомиться и увидеть работы В.М. Васнецова вам расскажет видео-презентация «Виртуальный музей». (Видео-презентация. Планшет. Программа на iPad(е) «Puppet Ude»). Реклама для посещения музеев. М. связь. - Теперь я предлагаю вам познакомиться с репродукцией картины В.М. Васнецова «Снегурочка», которая находится у вас в учебнике на стр. 128 в разделе «Картинная галерея». - Приступим к выполнению 2-ой задачи на уроке. 2. Задача. Знакомство с картиной. Определить жанр картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Учебник стр.128 «Картинная галерея». Слайд картина «Снегурочка» В.М. Васнецова в презентации. Задание 2. «Жанр картины». - Определите жанр картины. Это задание выполните «мозговым штурмом» в группе по схеме
(слайд со схемой). Ответ покажите на планшете. Прокомментируйте свой выбор. (Жанр картины: сюжетно-тематическая композиция). Верную информацию запишите в схеме-помощнице «Карта описания картины». Верный ответ – 1 балл. Заполните листок по самооцениванию. М. связь. - Приступим к выполнению 3-ей задачи на уроке. 3. Задача. Подготовить материал для написания сочинения по картине В.М. Васнецова «Снегурочка».
М. Связь. - Чтобы вам было легче выполнить 3 и 4 задание. Задание 3. «Литературное произведение». Задание 4. «Эпизод произведения». - Я предлагаю вам послушать видеозапись прочтения стихотворения Ивана Есаулкова, которое поможет вам лучше представить образ Снегурочки, определить «литературное произведение», к которому нарисована эта картина, определить к какому эпизоду написана эта картина и о чём это литературное произведение. (Видео-презентация. Планшет. Программа на iPad(е) «Puppet Ude»). Задание 3. «Литературное произведение». – К какому произведению написана картина Снегурочка» В. М. Васнецова. Обсуждение в группе «мозговым штурмом» по схеме (слайд на доске). Ответ запишите на планшете. Варианты ответов от учащихся. (Александр Н. Островский пьеса-сказка в 4-ёх действиях «Снегурочка» 1873год). Запишите верный ответ в схему-помощницу «Карта описания картины». Оцените свою работу. Верный ответ – 1 балл. Листок по самооцениванию. Задание 4. «Эпизод произведения». – Предположите, к какому эпизоду художник – иллюстратор нарисовал свою картину. Обсуждение в группе «мозговым штурмом» по схеме (слайд на доске). Устные варианты ответов учеников. (Когда Снегурочка решила уйти от своих родителей, отца Мороза и матери – Весны, к людям). Запишете верный ответ в схему-помощницу «Карта описания картины». Оцените свою работу. Верный ответ – 1 балл. Листок по самооцениванию. - Продолжаем работать над выполнением 3-ей задачи на уроке. Задание 5. «Языковые средства». «Описание картины» (языковые средства). Тип текста описание. План. - Вам нужно будет отобрать нужную информацию в работе с языковыми средствами для более точного описания картины. Языковые средства для описания картины и главной героини «Снегурочки». Задания по группам. М. Связь. - Перед работой в группах над языковыми средствами, которые вам помогут ярче и точнее описать картину, а особенно одежду «Снегурочки», вам поможет в реальности увидеть коллекция костюмов, выполненная руками наших учеников (о которой вы узнаёте в видеопрезентации) под руководством руководителя кружка «Грация», Кобзарь Татьяны Васильевны и её учеников. Я предлагаю посмотреть эту замечательную коллекцию костюмов. Обратите ваше внимание на образцы тканей, из которых выполнены костюмы. Названия этих тканей помогут определить ткань, изобразившую на нашей героине Снегурочке Васнецовым.
| Критерии оценивания презентации: 1. Наличие доступной и важной информации о художнике. – 1 балл. 2. Наличие картинок в презентации (портрет художника, место его рождения, основные работы от 3 и более работ. – 1 балл. 3. Текст (размер, шрифт). Заглавия слайдов. -1 балл. 4. Творческий подход в оформлении работы – 1 балл. 5. Речь выступления к своей презентации – 1 балл. Итого кол-во баллов от 1-5 баллов. Оценка за домашнее задание. Заполнения листка по самооцениванию. Работа по учебнику на стр.128 в разделе «Картинная галерея». Определяют жанр картины. Ответ согласуют в группе и показывают на планшете. Вариант ответа: Жанр картины: сюжетно-тематическая композиция. Заполняют листок по самооцениванию.
Выполняют задание 3
Совместно обсуждают задание. Ответ показывают на планшете или устно один из участников группы.
Выполняют задание 4
Совместно обсуждают задание. Ответ показывают на планшете или устно один из участников группы.
| Физ. минутка
| Живое общение с коллекцией костюмов (дети могут подойти и потрогать виды тканей (из предложенных образцов) под музыку П.И. Чайковского «Песня Леля» к опере «Снегурочка». Определяют из коллекции соответствующий образец ткани №3 (парча), из которой сшита шубка Снегурочки. Каждому ученику дарится на память образец ткани – «ПАРЧА».
| Живое общение с коллекцией костюмов.
| Кружок «Грация» Школьный музей «Коллекция костюмов»
Задание 5 «Языковые средства»
«Описание картины»
| Информация из Толкового словаря С. И. Ожегова. (Ткань – парча). «Парча – плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми и серебряными нитями» (Толковый словарь). Руководитель кружка «Грация» предлагает ребятам ни вид определить, какая из 4 - ёх образцов тканей похожа на ткань шубки Снегурочки на картине «Снегурочка». Уточнив, что это ткань-парча, руководитель кружка «Грации» может сам озвучить определение по Толковому словарю С. И Ожегова, что такое парча. Ресурсы школьного музея «Коллекция костюмов».
Задание 5 «Языковые средства». «Описание картины» (языковые средства). Тип текста - описание. План. Образец текста «Рассыпчатое сочинение». - Это задание выполняем в группе по схеме (слайд на доске).
Лидеры групп подойдите за заданием. Задания лидеры получают в конверте. - Ребята, сейчас вам нужно будет отобрать нужную информацию из «рассыпчатого сочинения» в работе с языковыми средствами для более точного описания картины по плану для типа текста – «описание».
Задание для 1 группы. Пункты: 1 п., 2 п. , 8 п., 9 п. по «схеме-помощнице». 1 часть. Вступление. П.1, П.2. О художнике, о создании картины. 3 часть. Заключительная. 1. Отношение автора к главной героине. 2. Моё впечатление от уведенной картины. П.8 Отношения автора к главной героине картины. П.9. Личное отношение к картине художника каждого ученика (пример одного из группы). Эта информация пригодится в 1- ой части и в 3 – ей заключительной части написания сочинения. - Ребята отберите, какие примеры слов и словосочетаний можно отнести к отношению автора к картине, а какие к своим личным отношениям к картине. Можете привести и свои примеры высказываний.
Задание для 2 группы. 2- ая основная часть. Описание Снегурочки. Характеристика героини. П.7. Языковые средства (эпитеты, прилагательные …) для характеристики (описания) внешности главного персонажа картины «Снегурочка» в «схеме помощнице». 1. Найти и подчеркнуть в тексте из «рассыпчатого сочинения» описание одежды Снегурочки. Одежда: подчеркнуть красным цветом 2. Найти и подчеркнуть в тексте описание выражения лица, позы Снегурочки. Выражение лица, поза: подчеркнуть синим цветом.
Эта информация пригодится вам во 2 основной части написания сочинения. - Ребята отберите, какие примеры слов и словосочетаний можно отнести к описанию одежды, к выражению лица, позы. Можете привести и свои примеры слов и словосочетаний. Задания для 3 группы. 2 основная часть. Композиция и колорит (фон, цвета красок). П.6 в схеме-помощнице «Карта описания картины».
1.Надо отобрать материал из «Рассыпчатого сочинения», где описывается передний, задний план картины. 2. Какие цвета и фон изображены художником на этой картине.
Эта информация пригодится во 2 основной части написания сочинения. - Ребята отберите, какие примеры слов и словосочетаний, предложений можно отнести к композиции, а какие к колориту (цвет красок, фон). Можете привести и свои примеры слов, словосочетаний. Работа в группах. Время на работу – 3 мин. Лидерам представить отчёт о работе.
Обмен информацией между группами. - Каждая группа, должна во время выступления и ответов других групп, записывать нужную и полезную информацию для себя в «схему-помощницу». Вести свой индивидуальный словарик. Проверка задания 5.
| Знакомятся с лексическим значением слова «парча» по Толковому словарю С.И. Ожегова
Ученики знакомятся с заданием 5. Задания лидеры получают в конверте.
Задание для 1 группы. 1п., 2 п. О художнике, о создании картины. 8 п. , 9 п. Об отношении автора к главной героине картины. И о своём личном впечатление о картине. Ребята отбирают, какие примеры слов и словосочетаний можно отнести к отношению автора к картине, а какие к своим личным отношениям к картине
Задание для 2 группы. 7 п. Характеристика героини. Ребята отбирают, какие примеры слов и словосочетаний можно отнести к описанию одежды, к выражению лица, позы. Могут привести и свои примеры слов и словосочетаний. Задания для 3 группы. Композиция и колорит. Фон. П.6 в схеме-помощнице «Карта описания картины». Ребята отбирают, какие примеры слов и словосочетаний можно отнести к композиции, а какие к колориту (цвет красок, фон). Каждая группа во время выступления и ответов других групп записывает нужную и полезную информацию для себя в схему-помощницу.
| IV. Итог на рефлексивной основе.
Листок по самооцениванию «Лесенка»
| - Ребята, оцените свою работу на уроке. Поставьте себе свою оценку по критериям, которую вы получили в листке по самооцениванию. *Оценка за работу на уроке (отдельных учащихся учитель может поощрить). «Лесенка» (Рефлексия)
- Выберите номер или номера ступеньки, которые соответствуют твоему ощущению и желанию, которые у вас появились на уроке.
1 ступенька – Мне трудно было работать на уроке.
2 ступенька – Я ещё не готов написать сочинение по картине В. Васнецова «Снегурочка».
3 ступенька – У меня появилось желание посетить музеи, в которых выставляются картины В. Васнецова.
4 ступенька – Я захотел(а) сам (а) нарисовать иллюстрации к литературным произведениям.
5 ступенька – Я готов(а) написать сочинение по картине В. Васнецова «Снегурочка». - Ребята, какой из наработанных вами материалов на уроке поможет лучше написать сочинение по картине? (Который вы сможете использовать на уроке во время написания сочинения).
| Ученики подсчитывают свои баллы по критериям оценивания и ставят оценку себе за работу на уроке. «Лесенка» Ученики выбирают номер или номера ступеньки в соответствии со своими ощущениями и желаниями, которые у них появились на уроке. Номер ступеньки могут показать на планшете или каждый прикрепить на ступеньку свой номер.
Ответ учеников: Схема - помощница «Карта описания картины».
| V. * Тест. Самостоятельная работа или как вариант домашнего задания.
| Тест – опросник с выбором ответа или ответов. Вариант – в печатном виде. Вариант – в электронном виде через электронную почту по ссылке на планшете).
Тест - опросник. 1. Выберите из списка, картины, которые написал В. Васнецов.
2. К какому жанру картины относится картина В. Васнецова «Снегурочка»
3. К какому произведению была написана картина В. Васнецова «Снегурочка». 4. В каких музеях можно увидеть картины В. Васнецова. 5. Из какой ткани шубка «Снегурочки» нарисована В. Васнецовым.
VI. * Д/з – выполнить «тест – опросник». ( в 2-х вар. оформления: в электронном по ссылке или в печатном).
Д/з. Дифференцированное. Ученик сам выбирает д/з. 1. Я готов к завтрашнему уроку. Ничего делать не буду. 2. Мне надо отредактировать свои записи в схеме-помощнице. Что-то дописать, уточнить нужную для себя информацию для написания сочинения по картине.
3. Мне нужно обратиться за консультацией к учителю, воспитателю, к родителю дома, в библиотеку и т.п.).
|
| |