Пояснительная записка Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом.


Скачать 250.29 Kb.
НазваниеПояснительная записка Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом.
ТипПояснительная записка
«Школа молодого учителя»
Пояснительная записка

Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель с опытом, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности.

В условиях перехода школы на ФГОС эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают.

С точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя, профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь.

Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

«Школа молодого учителя» является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.

«Школа молодого учителя» – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого учителя.

Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения в школе стали интерактивные формы: интерактивные лекции, мастер-классы, ролевые игры, психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических разработок.

Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с проблемами начинающих педагогов.

Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе деятельности школы. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.
1.Цель: обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности педагога.
2. Задачи:

  1. Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.

  2. Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.

  3. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

  4. Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.


3. Планируемые результаты:

  1. подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя;

  2. совершенствование системы методической работы;

  3. повышение качества образования;

  4. повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.


4. Индикативные показатели:



  • умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование;

  • овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;

  • умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу;

  • умение проектировать воспитательную систему;

  • умение индивидуально работать с детьми;

  • овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;

  • становление молодого учителя как учителя-профессионала;

  • повышение методической, интеллектуальной культуры учителя;






  1. Организация работы:

Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года.

5.1. Основные направления работы

1. Составление планов работы с молодыми специалистами.

План работы информационно-методического центра включает:

* создание оптимальных условий для успешной работы молодых специалитстов;

* проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами;

* оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительная работа с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;

* проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.

2. Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого учителя.

С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого специалиста.

3. Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и организация их работы.

Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.

Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.

4 . Составление плана работы молодого специалиста.

План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.

5. Работа по «Школе молодого учителя» – составная часть методической службы.

В работе с молодыми специалистами с первых дней их работы задействованы все компоненты методической службы. Руководители предметных методических объединений и методического объединения классных руководителей участвуют в вовлечении молодых специалистов в систему работы школы. Так, например, проводятся методические педагогические семинары.

При проведении методических педагогических семинаров:

- организуется обзор новинок методической литературы,

- проходит ознакомление с системой деятельности педагогов-новаторов, педагогов, воплощающих в своей деятельности идеи гуманизации образования,

- проводится систематизация опыта педагогов школы и района.

Молодому учителю предлагаются различного рода разработки и памятки, тесты и анкеты для родителей и учащихся. Молодые специалисты вовлекаются также в организацию и проведение предметных недель, внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических конкурсов.

План работы с молодыми специалистами





Тема


Сроки


Ответственные


1

Собеседование с молодыми учителями с целью закрепления наставников.

Август, сентябрь

Зам. директора по УВР.

Руководитель ШМО


2

Помощь в планировании, оформлении документации, организация работы молодого специалиста.

3

Правила оформления классного журнала, журнала ОДО, дневников учащихся.

Сентябрь, в течение года

4

Беседа «Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя. Советы молодому учителю при подготовке к уроку»

5

Практическое заседание «Затруднения учителей в подготовке современного урока».

6

Практическое занятие «Поурочный план. Примерное содержание разделов поурочного плана»

7

Заседание «Современный урок. Типы уроков».

Октябрь

В течение года


Зам. директора по УВР

Учителя-предметники


8

Посещение молодыми специалистами уроков и мероприятий творчески работающих учителей-предметников.

9

Занятие «Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем»

10

Определение темы самообразования.

октябрь

Зам. директора по УВР

Руководитель ШМО

11

Заседание «Как провести самоанализ урока?»

Предоставление самоанализов уроков, посещенных учителями-предметниками

ноябрь

Зам. директора по УВР


12

Посещение уроков молодых специалистов.

Декабрь-май

Зам. директора по УВР

Руководитель ШМО

13

Подведение итогов 1 полугодия.

январь

14

Заседание «Нестандартные уроки в школе»

январь

Зам. директора по УВР

15

Заседание «Индивидуальный подход на уроках, работа в группах»

февраль

16

Выставка методических и дидактических материалов, разработанных молодыми специалистами. Реализация темы по самообразованию

март

Зам. директора по УВР

Руководитель ШМО

17

Смотр кабинетов, стендов, подведение итогов.

апрель

Зам. директора по УВР

18

Итоги года

май

Зам. директора по УВР

Руководитель ШМО


Организация наставничества
Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества.

Современной школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Несмотря на то, что наставничество как одна из форм работы с молодыми специалистами существует давно, тем не менее, администрация образовательных учреждений нуждается в методической литературе, в которой бы содержался материал о том, как организовать наставничество в школе.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.

В последнее время все чаще наставничество подменяют другими понятиями: "тьюторство", "коучинг", "менторинг".

В современной педагогике используются два термина: "наставничество" и "тьюторство", последнее понятие получило широкое распространение в странах Европы и Северной Америки.

Тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания, появилось в России в связи с тем, что созданная система наставничества в конце 80х годов прошлого века была разрушена.

Тьютор – наблюдатель за воспитанниками, в английском языке – домашний учитель, репетитор, воспитатель.

Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта.

Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

  Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:

  • на требования к организации учебного процесса;

  • требования к ведению школьной документации;

  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

  • ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);

  • механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:

  • практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

  • разработки программы собственного профессионального роста;

  • выбора приоритетной методической темы для самообразования;

  • подготовки к первичному повышению квалификации;

  • освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

  • подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Руководитель образовательного учреждения совместно с заместителями, председателем методического объединения (методических кафедр), учителем - наставником, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).

Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником.

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.
Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Человек становится успешным наставником только в том случае, если он эффективно реализует навык наставничества.

Руководителю образовательного учреждения следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи: обучаюсь – делая; делаю – обучаясь; формировать общественную активность молодых учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.
  Педагогам-наставникам необходимо:

  • продолжить работу над учебно-методической темой по дифференциации обучения;

  • ознакомить молодых педагогов с новыми педагогическими технологиями, активными формами обучения;

  • разработать программу внедрения регионального компонента в образовательный процесс;

  • использовать как оптимальную форму методической работы методические недели;

  • включить в план работы информирование молодых учителей о новых и параллельных программах и учебниках.


Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные:


  • психологические тренинги,

  • творческие лаборатории,

  • психолого-педагогические деловые игры,

  • диспуты,

  • конкурсы,

  • круглые столы совместно с родителями и учениками,

  • "мозговые штурмы",

  • разработка и презентация моделей уроков,

  • презентация себя как учителя, классного руководителя,

  • защита творческих работ,

  • передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами.




Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как проведение аукциона педагогических идей, которые за недостатком практического опыта представляют только теоретический материал. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных учителей-наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.

Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные "памятки":

  • обязанности классного руководителя

  • организация работы с неуспевающими учащимися;

  • анализ и самоанализ урока;

  • как правильно организовать работу с родителями;

  • методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Администрация школы или учитель-наставник могут создать портфолио молодого специалиста, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе наставнической деятельности.

Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации.

Кроме того, портфолио может быть использован и как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда. Создание такого документа позволяет избежать формализма в деятельности наставника, целенаправленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности. Портфолио может вести и сам молодой учитель, отмечая в нем повышение своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я – концепции".
Список молодых учителей и их наставников



ФИО молодого учителя

ФИО наставника

1

Закирова Алина Рустамовна

Гимаева Румия Мирхатимовна

2

Гарифуллин Раиль Фанилевич

Калимуллин Ильгиз Асхатович

3

Салимова Айгуль Рафисовна

Низамова Эльвира Мударисовна

4

Ахмадиева Элиза Фазлахматовна

Кабирова Гульшат Азгаровна


Наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

Этап

Деятельность наставника

Целесообразность

Формы работы

1й этап – адаптационный

Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

Наставник организует диагностическое сопровождение методической работы с молодыми учителями; выявляет проблемы, которые испытывает молодой учитель в начале своей профессиональной деятельности.

посещение наставником уроков молодых специалистов и выявление возникающих у молодого учителя педагогических затруднений.

2й этап – основной (проектировочный)

Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

Определяются "болевые точки" в педагогической деятельности начинающих учителей с целью предупреждения типичных ошибок в обучении, формирования устойчивых принципиальных позиций в проведении урока.

информационные методы (лекции на занятиях "Школы молодого учителя", педагогические чтения и др.); творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления; индивидуальную и коллективную формы работы.

3й этап – контрольно-оценочный.

Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Усилия наставников направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы. Молодой учитель изучает передовой педагогический опыт, участвует в профессиональных дискуссиях, готовит дидактические материалы, дает открытые уроки и др. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

проблемно-деловая игра; рефлексивно-деловая игра; работа в составе творческой группы; лекция, семинар, практическое занятие; педагогические чтения; "педагогический ринг"; ярмарка педагогических идей; просмотр видеофильмов отснятых уроков; групповые и индивидуальные консультации; посещение и анализ открытых уроков; мастер-классы; педагогические мастерские.


Вывод: Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов. Цели анкетирования:

• выявить положительные стороны в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;

• проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы;

• выявить степень участия молодых педагогов в реализации единой методической темы школы
АНКЕТА для молодых педагогов

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

-Да -Нет -Частично

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?



  • в календарно-тематическом планировании

  • в проведении уроков

  • в проведении внеклассных мероприятий

  • в общении с коллегами, администрацией

  • в общении с учащимися, их родителями

  • другое (допишите) _________________________________________________________





4. Представляет ли для вас трудность:



  • формулировать цели урока

  • выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока

  • мотивировать деятельность учащихся

  • формулировать вопросы проблемного характера

  • создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении

  • подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

  • активизировать учащихся в обучении

  • организовывать сотрудничество между учащимися

  • организовывать само и взаимоконтроль учащихся

  • организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся

  • развивать творческие способности учащихся

  • другое (допишите)__________________________________________________________





5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):



  • cамообразованию

  • практико-ориентированному семинару

  • курсам повышения квалификации

  • мастер-классам

  • творческим лабораториям

  • индивидуальной помощи со стороны наставника

  • предметным кафедрам

  • школе молодого специалиста

  • другое (допишите)_________________________________________________________





6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):



  • типы уроков, методика их подготовки и проведения

  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

  • приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

  • учет и оценка знаний учащихся

  • психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов

  • урегулирование конфликтных ситуаций

  • формы работы с родителями

  • формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися

  • другое (допишите)______________________



ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым учащимся поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
6. Мотивируя оценку знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
9. Удерживайтесь от излишних замечаний.
10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.

Самоанализ урока

Класс________

Тема урока _____________________________________________

Тип урока и его структура _____________________________________
1. Какое место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

3. Каковы цели урока, дать оценку успешности в достижении цели урока, обосновать показатели реальности урока?

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями урока.

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организованы регулирование и коррекция знаний?

8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.


Рекомендации по работе с учащимися, имеющими низкую мотивацию в обучении.
У хорошего учителя не может быть учащихся с низкой мотивацией в обучении.

Учитель в том случае, если ученик не проявляет интереса к его предмету, или по какой-либо причине не проявляет познавательной активности, или запустил материал, или не поспевает за темпом, или у него происходят какие-то важные таинственные отвлекающие обстоятельства – во всех этих и других не менее значимых случаях учитель просто перестает ставить этому ученику неудовлетворительные отметки и вместе с классом старается вывести ученика на достойный и соответствующий его способностям и интересам уровень. Если ученик не находится в конфликте со школой и с учителем, то смысл индивидуализации образования видится в том, чтобы работать с такими учениками в рамках совместно разработанной и принятой учеником, учителем, родителями программы выведения ученика на обязательно необходимый уровень.

Каждый учитель должен ответить себе на следующие вопросы:

- Отметки «1», «2», «3» поставлены за неподготовленное домашнее задание или за отсутствие знаний по предмету? Или…? Или…? Или…?

- Если отметки «1», «2», «3» поставлены за отсутствие знаний по предмету, то при следующем опросе эта отметка, по-видимому, повториться?

- Однако значит ли это, что в четверти у учеников, которые не знают предмет, будет поставлена отметка «1», «2», «3»?

- Не является ли неудовлетворительная отметка прежде всего дисциплинарным фактором, показывающим несостоятельность учителя?


Похожие:

Пояснительная записка Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. iconДеятельности учителя
Галанов А. Б., Тагиров И. Х., Ташбулатова В. Р. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя:...

Пояснительная записка Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. iconСамообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого...
Определение понятия и значение портфолио в профессиональной педагогической деятельности

Пояснительная записка Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. iconПояснительная записка к проекту профессионального стандарта специалиста...
«Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций»

Пояснительная записка Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. iconПояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Селекционер...
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций винодела

Пояснительная записка Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. iconПояснительная записка Введение
Для реализации ооп основного общего школьного образования определяется нормативный срок – 5 лет (11-15 лет), который связан с двумя...

Пояснительная записка Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. iconПояснительная записка к проекту профессионального стандарта «специалист...
Перспективы развития вида профессиональной деятельности (производство автотранспортных средств) 18

Пояснительная записка Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. icon5. Методическая работа в образовательном учреждении Цель анализа
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной...

Пояснительная записка Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. iconПояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Специалист...
«Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций»

Пояснительная записка Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. iconО внесении изменений в конкурсную документацию
Участник должен обладать всеми необходимыми для выполнения работ видами ресурсов (материально-техническими, трудовыми), компетентностью,...

Пояснительная записка Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. iconАнализ методической работы боу сош №34 за 2012-2013 учебный год
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск