Пояснительная записка цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований.


Скачать 432.99 Kb.
НазваниеПояснительная записка цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований.
страница1/4
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Центр музыкально-хореографического искусства

«Эдельвейс» Приморского района Санкт-Петербурга

_____________________________________________________________________



РАССМОТРЕНА

педагогическим советом ОУ

Протокол №_____

От «_____» _____________________2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ДОД ЦИ «Эдельвейс»

______________________И.В. Поликарпова

«_____» _________________________2013 г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ЦИРКОВОГО КОЛЛЕКТИВА
Возраст учащихся: 7-15 лет

Срок реализации: 5 лет


Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Красюк Галина Петровна




Санкт-Петербург

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. В программу входили акробатические и жонглерские номера, дрессировка животных, иллюзионные аттракционы. Выступления профессиональных цирковых артистов были известны еще в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии и других странах. Со второй половины XVIII века начали формироваться первые династии русских цирковых артистов. Первый стационарный цирк в России был открыт
11 декабря 1827 года в Петербурге.

Цирковое искусство отличается необычностью и эксцентрикой. То, с какой точностью и виртуозностью цирковые артисты исполняют сложнейшие трюки, всегда привлекало зрителей. Интерес к цирку не угасает и в наши дни. Всё чаще и чаще мы видим на экранах наших телевизоров цирковые передачи с участием звёзд российского шоу-бизнесса. Цирковые номераявляются украшением любых концертных программ.

Приобщение к искусству цирка посредством занятия эквилибристикой, акробатикой, жонглированием, пластической акробатикой, клоунадой решит проблему не только занятности детей, но и дает возможность развивать физические способности детей, самоконтроль, самопознание в наш компьютерный век, закалить волю и характер.

Акробатические упражнения - это упражнения, связанные с выполнением вращений тела в разных плоскостях с опорой, без опоры и с сохранением равновесия. Акробатические упражнения оказывают разностороннее действие на организм человека, благодаря им ребёнок развивает силу мышц, тренирует быстроту и точность движений, учится ориентироваться в пространстве.

Жонглирование - способность человека манипулировать предметами по сложным схемам, как правило, подбрасывая их в воздух, ловя и снова подбрасывая. Жонглирование существует по крайней мере четыре века, самые ранние изображения жонглеров археологи обнаружили еще Древнем Египте. В переносном значении слово «жонглировать» может также означать способность выполнять задачи, требующие постоянной смены направления внимания, переключения с большой цели на маленькие подзадачи. Практика жонглирования улучшает координацию, чувство ритма, равновесия, связь между зрительными и моторными отделами головного мозга.

Особой разновидностью акробатики является эквилибр, объединяющий номера, весьма различные по своим выразительным средствам, но родственные по сути - умение держать в равновесии себя, партнёров, реквизит. Цирковые эквилибристы сохраняют равновесие в самых невероятных положениях на туго натянутой проволоке, на катушках, на перилах и т.д. Занятие эквилибристикой развивает пластичность, ловкость, умение держать равновесие.

Соединение физических упражнений с элементами хореографии служит материалом для создания художественного образа в номере. Количество жанров циркового искусства настолько велико, что абсолютно любой ребенок имеет возможность раскрыть свои творческие способности и одаренность.

При создании номеров и цирковых спектаклей нужны настойчивость, режиссёрское мышление, творческая смелость, спортивная выносливость, фантазия и увлечённость, что и развивается на занятиях в цирковомколлективе.

Дополнительная образовательная программа циркового объединения хоть и носит физкультурно-спортивную направленность, призвана развивать у учащихся не только физические способности, но и художественный вкус. Программа является модифицированой, создана на основе программы цирковой студии «Кураж».

Актуальность программы заключается в развитии циркового движения, укреплении физического здоровья и духовном развитии детей, воспитании у силы воли, упорства в достижении цели, осуществлении профессиональной ориентации воспитанников.

Отличительной особенностью коллектива является то, что основной формой реализации программы является постановка цирковых спектаклей.

Для того чтобы спектакль стал настоящим цирковым действом, в процессе обучения учащиеся получают теоретические знания в области театрального и циркового искусства, на практике знакомятся и осваивают основные цирковые жанры: акробатику, воздушную гимнастику, жонглирование, эксцентрику, дрессировку, фокусы, клоунаду. На всех этапах обучения для воспитанников коллектива проводятся занятия по специализации: актерскому мастерству, сценическому движению и сценической речи, хореографии, гриму, декоративно-художественному оформлению (ДХО).

Задача занятий по теории циркового и театральногоискусств – дать учащимся знания по их истории, специфике цирковых жанров, цирковой и театральной терминологии, цирковой аппаратуре, реквизиту. Важно познакомить детей с техническими средствами театральной сцены, сценической площадки.

При знакомстве и освоении учащимися различных цирковыхжанров педагог ставит перед собой задачу – предоставить возможность детям попробовать себя во всех жанрах, чтобы впоследствии каждый воспитанник смог определиться и выбрать наиболее интересное и соответствующее его творческим способностям направление циркового искусства.

Главной задачей занятий по актерскому мастерству является помощь при создании образа героя циркового представления или отдельного номера.

Сценическое движение требует высокоразвитого нервно-мышечного аппарата, легко подчиняющегося игре творческого воображения, способного мгновенно отражать в физическом поведении всю сложность жизни сценического образа. Поэтому задачей занятий по сценическому движению становится научить детей выполнять любую сценическую задачу, связанную с пластическим действием. Учащиеся должны овладеть навыками, необходимыми на сцене, в спектаклях.

Занятия по сценической речи необходимы для работы над образами героев в театрализованных представлениях, в клоунских репризах, в качестве конферанса или ведущих концертных выступлений.

Задача занятий по гриму – дать учащимся общее понятие о гриме, познакомить их с основными приемами и навыками техники гримирования, необходимыми для самостоятельной работы над внешним, выразительным обликом персонажа (актера) и над образом героя представления, спектакля.

Задача занятий по декоративно-художественному оформлению - работа над костюмом (технология пришивания блесток, бисера, изготовление деталей, создающих образное решение номера, спектакля, героев представлений), изготовление реквизита, аппаратуры, оформление сценического пространства в театрализованных представлениях и спектаклях (декорации, свет, музыка).

Особое место в образовательной программе занимают занятия по хореографии. Они включают в себя изучение элементов классической хореографии, национальных и современных танцев. Именно занятия хореографией способствуют развитию красоты движения и позволяют связывать элементы цирковых жанров в единую композицию. Хореография же помогает создать уникальный, неповторимый сценический образ, как отдельного номера, так и представления в целом. Данные занятия проводятся с музыкальным сопровождением, которое служит основой выразительности движений. Кроме того, оно оказывает сильное эстетическое воздействие на воспитанников, что в свою очередь также влияет на успех выступления.

Обучение, воспитание и развитие детей в коллективе – единый процесс формирования личности. Возможность выбора соответствующего интересам и способностям ребенка циркового жанра, оказывает влияние на развитие у него чувства внутренней свободы, вариативности. Работа над созданием образного решения номера способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, развитию у них творческого воображения, способности к продуцированию идей, ассоциативности и метафоричности. Помощь детей в изготовлении реквизита, оборудования, костюмов помогает в воспитании у учащихся трудолюбия. Участие в создании спектакля, театрализованного представления воспитывает чувство ответственности не только за свой индивидуальный номер, но и за своих товарищей, за весь спектакль в целом.

Все сценарии театрализованных представлений, цирковых сказочных спектаклей создаются конкретно для учащихся, занимающихся в данное время, учитывая их собственные номера, их темперамент и характеры, способности к перевоплощению.

Реализации целевых установок программы способствуют тщательно подобранное содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса. Итогом реализации программы является тематическое, подчиненное определенной идее, цирковое театрализованное представление или спектакль, где каждый ребенок играет свою роль: поет, танцует, читает стихи, проводит игры со зрителями, выступает непосредственно с цирковым номером. Такая форма в наибольшей степени способствует выявлению и развитию талантов и способностей детей, предоставляет им прекрасную возможность для самореализации, определении своего места в детском коллективе.

Основной целью образовательной программы коллектива является воспитание творческой личности средствами циркового искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • изучение теории циркового и театрального искусства;

  • освоение учащимися различных цирковых жанров;

  • приобретение знаний по технике безопасности в цирке, страховке и самостраховке, технике исполнения трюков, связок, номеров;

  • овладение элементами театрального действия и опытом их воплощения в цирковых номерах;

  • освоение работы на сцене.

Воспитательные:

  • воспитание двигательно-волевых качеств: силы, гибкости, выносливости, ловкости, упорства, инициативы, целеустремленности;

  • воспитание нравственных качеств учащихся и навыков позитивных взаимоотношений в коллективе;

  • воспитание чувства коллективизма и ответственности за общее дело;

  • включение детей в социально-значимую деятельность: участие в благотворительных концертах для ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников, детей-сирот, детей-инвалидов.

Развивающие:

  • развитие художественного вкуса учащихся;

  • развитие эмоциональной выразительности, отзывчивости;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие физических данных обучающихся, формирование правильной осанки, укрепление мускулатуры.


Условия реализации программы

Данная образовательная программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 15 лет и рассчитана на 5 лет обучения.Учащиеся принимаются в коллектив до 10 лет на основании собеседования и допуска врача.

Группы формируются разновозрастные.Возможен прием на второй и последующие года обучения по итогам просмотра и уровню физической подготовки учащихся.

Режим занятий:

Всего 864 часа:

1 год обучения –144 часа/год (2 раза в неделю по 2 часа);

2 год обучения – 144 часа/год (2 раза в неделю по 2 часа);

3 год обучения – 144 часа/год (2 раза в неделю по 2 часа);

4 год обучения – 216 часов/год (3 раза в неделю по 2 часа);

5 год обучения – 216 часов/год (3 раза в неделю по 2 часа).

Формы организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая, работа в парах, работа в «номерах».

Формы проведениязанятий:

  • учебное занятие (основная)

  • мастер-класс

  • репетиция

  • концерт, отчётный концерт

  • фестиваль, конкурс

  • открытое занятие

  • технический зачёт (конец первого полугодия)

  • экзамен (конец второго полугодия)

Результатами освоенияучащимися программы являются знания основ теории циркового и театрального искусства, навыки техники безопасности, художественно-оформленные полноценные номера по различным жанрам циркового искусства, органичное соединение номеров в тематические театрализованные представления.

Формы выявления результативности обучения:

анкетирование, тестирование, этюды, технический зачет, сдача номеров, открытое занятие, отчетный концерт, участие в конкурсах и фестивалях разного уровня.

Формы подведения итогов реализации программы – концертные выступления, театрализованные представления, участие в фестивалях и смотрах циркового искусства.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план






Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1,5

0,5

2.

Общая физическая подготовка

38

6

32

3.

Партерная гимнастика

34

5

29

5.

Основы актёрского мастерства в цирковом искусстве

16

4

12

6.

Основы сценического движения и речи

16

4

12

7.

Культурно-образовательная деятельность

26

13

13

8.

Репетиционная и концертная деятельность

10

2

8

9.

Итоговое занятие

2

0,5

1,5




ИТОГО

144
  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. icon"Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений"
Развитие театрализованных представлений в контексте развития культуры и цивилизации

Пояснительная записка цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. iconК распоряжению Департамента
Единой всероссийской спортивной классификацией (копии протоколов спортивных соревнований, справки главной судейской коллегии спортивных...

Пояснительная записка цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. iconПояснительная записка особенностью физической культуры как учебного...
Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением...

Пояснительная записка цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. iconО проведении спортивных
Сургут», в рамках муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014 – 2030 годы», утвер-жденной...

Пояснительная записка цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. iconИнструкция по проведению паспортизации и единовременного учета спортивных...
Спортизация и единовременный учет спортивных сооружений проводятся с целью уточнения состояния материально-технической базы физической...

Пояснительная записка цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. iconРуководитель департамента Физической культуры и спорта Новосибирской области
Ответственность за организацию соревнований несет Оргкомитет, ответственность за проведение соревнований несет Главная судейская...

Пояснительная записка цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. iconДокументы на присвоение 1 спортивного разряда, кмс, массовых спортивных разрядов
Ходатайство спортивных школ, федераций по видам спорта, спортивных организаций и органов местного самоуправления

Пояснительная записка цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. iconПравила вида спорта «бокс» Настоящие Правила вида спорта «Бокс»
Аиба), являются обязательными для организаций, проводящих соревнования по боксу на всей территории Российской Федерации (далее рф)....

Пояснительная записка цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. iconАдминистративный регламент
Архангельской области спортсменам первого спортивного разряда и кандидата в мастера спорта и направление в уполномоченный федеральный...

Пояснительная записка цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск