Методические рекомендации для преподавателей этапы развития и становления хирургии Содержание учебного материала


Скачать 309.71 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей этапы развития и становления хирургии Содержание учебного материала
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Этапы развития и становления хирургии

Содержание учебного материала


Понятие о хирургии и хирургических заболеваниях. Основные виды хирургической патологии.

Пять этапов развития хирургии. Краткая история хирургии древнего мира и средних веков. История русской, советской, современной хирургии. Роль в развитии хирургии Амбруаза Парэ, Дж. Листера, Э. Бергмана, М.С. Субботина, П.И. Дьяконова, Н.И. Пирогова, К. Ландштейнера, У. Мортона, Я. Янского, Ч. Джексона, С.И. Спасокукоцкого, Н.Н. Бурденко, П.А. Герцена, Ю.Ю. Джанелидзе, Н.Н. Петрова, А.В. Вишневского, А.Н. Бакулева, С.С. Юдина, В.Н. Шамова и других.

Представление о современном состоянии хирургии, ее достижениях. Представление об эндоскопической хирургии.

Организация хирургической службы в России. Принципы организации работы хирургического отделения, стационара.

Хирургическая деятельность медицинской сестры: работа в учреждениях первичной медицинской помощи, работа в хирургическом стационаре, работа в операционном блоке, работа в перевязочной, оказание первой медицинской помощи.
Основы хирургической деятельности медицинской сестры

Тема 1.1. Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции




Содержание учебного материала


История развития асептики и антисептики. Хирургическая инфекция и пути ее распространения. Профилактика экзогенной и эндогенной инфекции. Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции. Современное понимание асептики. Методы стерилизации (паровой, воздушный, химический растворами и газами). Понятие о стерилизации гамма- лучами, ультрафиолетовым облучением, парами формалина, фильтрацией. Контроль стерильности. Дезинфекция, предстерилизационная обработка и стерилизация хирургических инструментов, стеклянной и эмалированной посуды, резиновых изделий, щеток. Подготовка и укладка перевязочного материала, операционного белья и перчаток в бикс. Хирургическая дезинфекция рук различными способами (в растворе С-4, в растворе гибитана и др.). Хирургические манипуляции в асептических условиях (надевание стерильного халата и перчаток на себя и хирурга, накрытие стерильного стола в перевязочной, подача стерильных материалов и инструментов врачу, обработка операционного поля).

Виды антисептики (механическая, физическая, химическая, биологическая). Методы дренирования (пассивное, активное, проточно-промывное), виды дренажей. Основные группы антисептических и дезинфицирующих средств, способы их применения. Возможные осложнения при использовании различных видов антисептики и способы их профилактики. Участие хирургической медицинской сестры в проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Перечень практических занятий
Занятие №1 Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции.
Преподаватель демонстрирует правила и приемы антисептики и асептики. Знакомит с химическими антисептиками. Показывает, как готовится перевязочный материал (салфетки, тампоны и т. д.). Подготовка к стерилизации белья, перчаток, перевязочного материала. Способы стерилизации. Подготовка бикса к работе, способы укладки, хранения, транспортировки. Контроль стерилизации. Способы и правила хирургической дезинфекции рук: классические (Альфельда, Спасокукоцкого-Кочергина) и современные (первомур, гибитан, АХД – 2000 и др.). Подготовка и способы обработки операционного поля.

Занятие №2 Профилактика хирургической инфекции.



Преподаватель демонстрирует студентам: правила работы в перевязочной, подготовку перевязочной к работе, накрытие стерильного стола, одевание стерильного халата, перчаток, работу со стерильным столом, правила подачи стерильных инструментов и материалов врачу, правила обработки перевязочного материала и инструментов после использования у пациента. Студенты самостоятельно, малыми группами отрабатывают манипуляции.

Тема 1.2. Обезболивание
Содержание учебного материала

Понятие о боли и механизме ее возникновения. Изменения, возникающие в организме при боли.

Понятие об общем обезболивании. Виды общего обезболивания. Препараты, используемые для наркоза. Стадии наркоза. Участие среднего медицинского персонала при проведении современного общего обезболивания. Подготовка пациента к общему обезболиванию. Возможные осложнения, связанные с общим обезболиванием, их распознавание и профилактика.

Виды местной анестезии и участие медсестры в ее проведении. Препараты, используемые для местного обезболивания (новокаин, лидокаин, тримекаин, совкаин и др.). Особенности проведения некоторых видов местной анестезии. Новокаиновые блокады. Участие медицинской сестры в проведении местного обезболивания.

Возможные осложнения, их распознавание при проведении местного обезболивания. Проблемы пациента при подготовке к местной анестезии и наркозу и при выходе пациента из состояния аналгезии. Премедикация: цели проведения, основные компоненты.
Тема 1.3. Гемостаз
Содержание учебного материала.

Определение кровотечения. Показатели адекватности кровообращения. Понятие об объеме циркулирующей крови и способах его определения.

Причины кровотечений (нарушение целостности сосудистой стенки, нарушение проницаемости сосудистой стенки, нарушение химизма крови). Классификация кровотечений (по источнику, по интенсивности, по характеру проявления, по отношению к внешней среде, по времени возникновения).

Общие симптомы при значительной кровопотере. Местные симптомы кровотечений (легочное, желудочное, кишечное, в различные полости).

Понятие о критериях и оценке кровопотери. Понятие о тактике оказания неотложной помощи в зависимости от массы кровопотери.

Осложнения кровотечений (острое малокровие, геморрагический шок, воздушная эмболия, сдавление органов и тканей, коагулопатия). Методы временной остановки кровотечения (изменение положения тела, наложение давящей повязки, максимальное сгибание конечности, наложение жгута или закрутки, пальцевое прижатие сосуда в ране и на протяжении, наложение кровоостанавливающего зажима, тугая тампонада раны, применение охлаждения). Методы окончательной остановки кровотечения (механические, физические, химические, биологические).

Определение вида кровотечения и подбор оптимального метода временной остановки. Определение по местным признакам источника кровотечения. Распознавание признаков геморрагического шока и оказание неотложной помощи. Лабораторные показатели при острой кровопотере. Правильная транспортировка пострадавшего с кровотечением и кровопотерей.

Выявление и решение проблем пациента с кровотечением и кровопотерей.
Перечень практических занятий
Занятие № 1. Гемостаз
Преподаватель демонстрирует студентам способы временной остановки кровотечения; точки прижатия артерий; технику наложения жгута; давящей повязки и др. При решении ситуационных задач, студенты учатся выявлять проблемы пациентов, составлять план сестринских вмешательств для их решения.

При самостоятельной работе студенты отрабатывают алгоритмы оказания неотложной помощи при различных видах кровотечения.


Тема 1.4. Основы трансфузиологии

Содержание учебного материала

Понятие гемотрансфузии и трансфузиологии. Краткая история переливания крови. Значение инфузионно-трансфузионной терапии в современной хирургии.

Группы крови, системы АВО и системы резус. Определение группы крови стандартными гемагглютинирующими сыворотками. Определение группы крови с помощью моноклональных антител (Цоликлонами анти-А, анти-В). Методы определения резус-фактора Rhо(D) с помощью сывороток антирезус и с помощью Цоликлона анти-D супер.

Понятие о показаниях и противопоказаниях к переливанию крови. Понятие о донорстве и донорах, принципах консервирования крови. Основные гемотрансфузионные среды. Понятие о действии перелитой крови на организм.

Пути введения трансфузионных сред в организм (внутривенный, внутрикостный, внутриартериальный). Методы гемотрансфузии (прямое переливание, непрямое, реинфузия, аутогемотрансфузия, обменное переливание). Критерии годности трансфузионных сред к переливанию, особенности хранения и транспортировки.

Участие медицинской сестры в операции гемотрансфузии: подготовка пациента к гемотрансфузии, помощь врачу в проведении проб на совместимость крови донора и сыворотки реципиента, заполнение одноразовой системы для переливания крови и осуществление гемотрансфузии, наблюдение и уход за пациентом во время и после гемотрансфузии. Посттрансфузионные реакции и осложнения (связанные с погрешностями в технике переливания, с переливанием несовместимой по системе АВО и резус-принадлежности крови, с переливанием недоброкачественной крови, с имплантацией инфекции от донора, с массивным переливанием крови и др.). Профилактика осложнений при гемотрансфузии.

Компоненты и препараты крови. Кровезаменители и гемокорректоры (гемодинамического действия, дезинтоксикаторы, для парентерального питания, регуляторы водно-солевого обмена и КОС, переносчики газов крови, комплексного действия). Ведение документации при переливании крови и кровезаменителей.

Профилактика профессиональных заражений при работе с кровью.

Выявление и решение проблем пациента при гемотрасфузии

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей этапы развития и становления хирургии Содержание учебного материала iconМетодические рекомендации для студентов этапы развития и становления...

Методические рекомендации для преподавателей этапы развития и становления хирургии Содержание учебного материала iconМетодические рекоменадации по формированию портфолио студента для...
Методические рекомендации предназначены для студентов, а также для преподавателей и организаторов учебного процесса

Методические рекомендации для преподавателей этапы развития и становления хирургии Содержание учебного материала iconМетодика разработки технологической карты учебного занятия, в соответствии...
Я, таблица, позволяющая структурировать учебное занятие по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы...

Методические рекомендации для преподавателей этапы развития и становления хирургии Содержание учебного материала iconСамостоятельная работа №1 Составить определение к основным понятиям...
Используя представленные ниже учебные пособия, прочитайте содержание соответствующего учебного материала

Методические рекомендации для преподавателей этапы развития и становления хирургии Содержание учебного материала iconМетодические рекомендации по усвоению учебного материала и организации...
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 36

Методические рекомендации для преподавателей этапы развития и становления хирургии Содержание учебного материала iconМетодические рекомендации по формированию портфолио студента современной...
Методические рекомендации предназначены для студентов сга, а также для руководителей центров доступа, преподавателей, организаторов...

Методические рекомендации для преподавателей этапы развития и становления хирургии Содержание учебного материала iconМетодические рекомендации издание третье, переработанное и дополненное...
Методические рекомендации предназначены для организаторов учебного процесса, преподавателей, студентов Уссурийского медицинского...

Методические рекомендации для преподавателей этапы развития и становления хирургии Содержание учебного материала iconМетодические рекомендации по производственной практике разработаны...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей зооветеринарных дисциплин и обучающихся ветеринарного отделения и призваны...

Методические рекомендации для преподавателей этапы развития и становления хирургии Содержание учебного материала iconМетодические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения, разрабатывающих методическое обеспечение...

Методические рекомендации для преподавателей этапы развития и становления хирургии Содержание учебного материала iconМетодические рекомендации по освоению учебного материала 25 Критерии...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск