Методическое письмо «Об обучении иностранному языку в начальной школе»


Скачать 115.1 Kb.
НазваниеМетодическое письмо «Об обучении иностранному языку в начальной школе»
ТипМетодическое письмо
Калужский областной институт повышения квалификации работников образования
Методическое письмо

«Об обучении иностранному языку в начальной школе»
При обучении иностранному языку в начальных классах важно, чтобы уже в этом юном возрасте ребенок захотел заниматься иностранным языком и делал это с удовольствием и радостью.

В Приложении к письму Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13 говорится, что новый базисный учебный план предусматривает обязательное изучение иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 2-х часах в неделю.

На первой ступени (во II-IV классах) изучение иностранных языков должно:
     - способствовать раннему приобщению школьников к новому для них языковому миру (в младшем школьном возрасте дети еще не сталкиваются с психологическими барьерами в использовании иностранного языка как средства общения);

- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;
     - сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорении, восприятии и понимании речи на слух, чтении и письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
     - ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
     - приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;

- формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников нравах и обычаях стран изучаемого языка;
     - формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учеников.
     Раннее изучение иностранных языков предоставляет ученикам возможность:
     - правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка, освоить интонацию основных типов предложения;
     - овладеть наиболее употребительной лексикой в пределах тематики начального этапа обучения, освоить продуктивный лексический минимум в объёме не менее 500 лексических единиц (общий объем лексики, включающий рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц);
     - получить представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, научиться распознавать изученный лексический и грамматический материал при чтении и аудировании и использовать его в устном общении;
     - понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;
     - участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог-расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;
     - кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
     - овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;
     - научиться писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе;
     - освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.
Умение методически грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связано с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.

Принцип устного начала обучения позволяет быстрее продвигаться в овладении языком, что формирует мотив к изучению предмета. Устное начало, отодвигая чтение на более позднее время,
позволяет разделить трудности звуковой и графической стороны нового для школьников языка.

     Успех обучения во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель ведёт уроки. Известно, что в обучении иностранным языкам учеников младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем больше игровых приемов, средств наглядности использует учитель, тем интереснее проходят уроки и прочнее усваивается материал.

Учитель, начинающий преподавание иностранного языка в начальных классах, прежде всего, должен познакомиться с теми теоретическими положениями, которые положены в основу имеющихся учебно-методических комплектов. Только в том случае, если учитель согласен с подходами авторов, он выбирает соответствующий учебно-методический комплект. Это очень важно, так как каждый из предлагаемых учебно-методических комплектов основывается на различных авторских концепциях, принципах, теоретических положениях, которые определяют стратегию и тактику обучения языку не только во II, но и III-V классах. Каждый учитель, исходя из своих особенностей и возможностей его учеников, будет творчески подходить к процессу обучения, но творить он должен внутри УМК, не нарушая его принципов.
Для организации обучения во 2-4 классах предлагаются следующие УМК:

Тер-Минасова С.Г. и др. Английский язык (ч. 1, 2). 2 класс. – АСТ-Астрель, 2005 (Учебник входит в УМК для 2-11 классов, соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 года. Рабочая тетрадь, книга для чтения, книга для учителя, аудиокассеты.)

Богородицкая В.Н., Хрусталёва Л.В. Английский язык (ч.1, 2). 2 класс. – Версия, 2002

Богородицкая В.Н., Хрусталёва Л.В. Английский язык (ч.1, 2). 3 класс. – Версия, 2002

Хрусталёва Л.В., Богородицкая В.Н. Английский язык (ч.1, 2). 4 класс. – Версия, 2003

(Учебники 2, 3, 4 классов входят в состав завершённой линии учебников для начальной школы и сопровождаются авторской программой, аудио приложениями, книгой для учителя и компакт-диском с музыкальными упражнениями)

Биболетова М.З. и др. «Enjoy English-1» (2-3 классы). - М.: Титул, 2005 (авторская программа «Enjoy English» для 2-9 классов. Завершённая линия для начального общего образования: аудиокассеты, прописи, рабочая тетрадь, книга для учителя)

Биболетова М.З. и др. «Enjoy English-2», часть1, 2 (3-4 классы). - М.: Титул, 2005 (авторская программа «Enjoy English» для 2-9 классов. Завершённая линия для начального общего образования: аудиокассета, рабочая тетрадь, книга для учителя)

Биболетова М.З. и др. «Enjoy English» (2 класс). - М.: Титул, 2005 (авторская программа «Enjoy English» для 2-9 классов. Завершённая линия для начального общего образования: аудиокассета, рабочая тетрадь, книга для учителя)

Биболетова М.З. и др. «Enjoy English» (3 класс). - М.: Титул, 2005 (авторская программа «Enjoy English» для 2-9 классов. Завершённая линия для начального общего образования: аудиокассета, рабочая тетрадь, книга для учителя)

Биболетова М.З. и др. «Enjoy English» (4 класс). - М.: Титул, 2005 (авторская программа «Enjoy English» для 2-9 классов. Завершённая линия для начального общего образования: аудиокассета, рабочая тетрадь, книга для учителя)

Никитенко З.Н. и др. Английский язык. 3 класс. - М.: Просвещение, 2001

Никитенко З.Н. и др. Английский язык. 4 класс. - М.: Просвещение, 2005

(Никитенко З.Н. и др. Английский язык. 2 класс. Программа, рабочая тетрадь (2, 3, 4 классы), книги для чтения (2, 3, 4 классы), аудио курсы для 2, 3, 4 классов)

Азарова С.И. и др. Английский язык. Millie. 2 класс. – М.: Титул, 2005 (аудиокассеты, рабочая тетрадь, книга для учителя, раздаточный материал)

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Немецкий язык. 2 класс. – М.: Дрофа, 2001 (завершённая линия, программа, рабочие тетради № 1, 2)

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Немецкий язык. 3 класс. – М.: Дрофа, 2001 (завершённая линия, программа, рабочая тетрадь)

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Немецкий язык. 4 класс. – М.: Дрофа, 2001 (завершённая линия, программа, рабочая тетрадь)

Xanthos-Kretzcmer S., Douvitsas-Gamst J., Xanthos E., Чиркова Е., Повалихина О. Немецкий язык. Das neue Deutschmobil-1. 2-3 классы. – ЛИНГВА МЕДИА, 2005. (Полный комплект состоит из трёх уровней и рассчитан на 400 уроков. Каждый уровень включает учебник, рабочую тетрадь, сборник тестов, словарную тетрадь, аудиокассету, пособие для учителя.)

Бим И.Л. и др. Немецкий язык. Первые шаги (ч.1, 2). 2 класс. - М.: Просвещение, 2002

Бим И.Л. и др. Немецкий язык. Первые шаги (ч.1, 2). 3 класс. - М.: Просвещение, 2003

Бим И.Л. и др. Немецкий язык. Первые шаги (ч.1, 2). 4 класс. - М.: Просвещение, 2005 (завершённая линия, программа, рабочие тетради для 2, 3, 4 классов, методические рекомендации для 2, 3, 4 классов, аудио курсы для 2, 3, 4 классов)

Кулигина А.С. и др. Твой друг французский язык. 2 класс.- М.:  Просвещение, 2001

Кулигина А.С., Кирьянова М.Г. Твой друг французский язык. 3 класс.- М.:  Просвещение, 2001

Кулигина А.С. Твой друг французский язык. 4 класс.- М.:  Просвещение, 2001 (завершённая линия, программа, прописи для 2 класса, рабочие тетради для 2, 3, 4 классов, методические рекомендации для 2, 3, 4 классов, аудио курсы для 2, 3, 4 классов)
УМК «Enjoy English-1» (авторы М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Е.А. Ленская) и «Enjoy English-2» (авторы М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина и др.) предназначены для обучения учеников I-IV, II-IV классов. Данный комплект рекомендуется использовать при учебном плане, предусматривающем не менее 2-х часов иностранного языка в неделю.
     Основную цель обучения английскому языку в начальной школе авторы видят в формировании элементарных коммуникативных умений у детей, исходя из их речевых потребностей и возможностей.
     Вся серия УМК «Enjoy English» построена в русле единой коммуникативно-когнитивной концепции, охватывает начальную и основную школу, обеспечивая преемственность между различными этапами обучения иностранному языку.

     Отбор материала учебников «Enjoy English-1» и «Enjoy English-2» осуществлялся на основе его коммуникативной ценности, соответствия жизненному опыту и интересам школьников этого возраста.

Каждый из учебников серии «Enjoy English» имеет свой сюжет. Согласно сюжету «Enjoy English-1» ученики являются актерами странствующего театра, что позволяет им многократно проигрывать различные типичные ситуации общения, такие как «Знакомство», «Приветствие», «Проведение свободного времени с семьёй и друзьями» и т.д. Изучение языка по данному учебнику завершается постановкой одного из спектаклей, сценарии которых даны в «Книге для учителя». «Enjoy English-2» приглашает детей в увлекательный мир английских сказок, где они встречаются с новыми и уже известными героями.
     Методика обучения произносительной, лексической и грамматической сторонам речи подробно описана в прилагаемых к этим учебникам «Книгах для учителя». Здесь же приведены: тематическое планирование, таблица поурочного распределения материала, примерные конспекты занятий и сценарии спектаклей, которые были успешно поставлены и разыграны детьми, изучающими английский язык по учебникам серии «Enjoy English». Сборник песен «Game-Songs» с аудиокассетой содержит более сорока аутентичных песен и игр на английском языке. Предлагаемые песни и игры соотносятся с содержанием учебников и могут быть использованы как на уроках, так и при подготовке внеклассных мероприятий.
     Учитывая возрастные особенности младших школьников и специфику работы в начальной школе, в УМК «Enjoy English-1» предусмотрена поурочная подача материала.

Технология обучения английскому языку по учебникам З.Н. Никитенко и др. для 2-4 классов основана на принципах коммуникативной направленности и опоры на игровую деятельность. Особенностями курса является опережающее обучение устной речи и обучение чтению на основе транскрипции. В книги для чтения вошли аутентичные тексты, подобранные в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей. В Книгах для учителя даются методические рекомендации, поурочное планирование, образцы контрольных заданий. В школах, где обучение начинается со 2 класса, используется пособие «Устный вводный курс», после чего обучение продолжается по УМК для 2 класса с учётом нового тематического планирования, включённого в книгу для учителя к устному вводному курсу.

В УМК по немецкому языку для 2 класса (И.Л. Бим и др.) реализуется принцип личностно-ориентированного обучения. Школьники имеют возможность выбора заданий в зависимости от своих склонностей. В УМК представлен факультативный материал повышенного уровня трудности для желающих, используются технологии «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов».

Содержание учебного материала в УМК «Немецкий язык для 2 класса» (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез) максимально отражает характер использования языка его носителями – младшими немецкоговорящими школьниками. Значительное место в УМК занимают творческие (интерактивные) задания, предполагающие взаимодействие учеников друг с другом, их активное общение.

УМК для 2 класса по французскому языку (А.С. Кулигина) базируется на принципах коммуникативности, функциональности, зрительной наглядности. Языковой материал учебника тщательно отобран, тематика текстов доступна и близка младшим школьникам, представлены задания и упражнения игрового характера. Иллюстративный материал учебника способствует беспереводному усвоению лексики, развитию диалогической и монологической речи.
В обучении иностранным языкам в начальной школе находят место информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые помогают в решении актуальной задачи современной школы – индивидуализации образовательного процесса. Компьютерные программы используются при обучении произношению, восприятию речи на слух, лексике, грамматике, чтению, говорению, письму. Яркая образность, анимация, игровые моменты облегчают детям овладение иноязычным материалом. Так, например, учителями используются следующие программы (материал взят из Интернет-сайта):

- игра Bimday, посвященная любимым героям мультфильмов, содержащая лексику по темам: «Фрукты», «Цвета», «Числа», «Мебель» и др.

- программа Wonderbook, предлагающая упражнения на запоминание слов (Дети должны напечатать пропущенные буквы в словах, найти ошибки, выполнить другие задания)

- программы Flix Production «Animated words»,

- программа «Fun Words», предлагающая различные обучающие игры в зависимости от уровня подготовки детей

- игры «Kiddy», рассчитанные на три уровня и содержащие задания для разных возрастных групп.

- игра «Crossword», позволяющая закрепить выученный материал.

Программы «Triple Play Plus», «Young Genius» имеют несколько уровней: начинающий, продвинутый, уровень «мастера». Ученики могут выбрать степень сложности заданий. Программы дают возможность контролировать ход обучения и фиксировать результаты в специальном журнале. Они снабжены аудио сопровождением. Ученики могут повторять слова за диктором, начитывать слова, диалоги и проверять себя с помощью специальных программ.

Программа «Профессор Хиггинс» может быть использована в качестве аудио пособия для обучения правильному произношению, выучивания стихов и крылатых выражений, пословиц и поговорок. Диск имеется в медиатеке КОИПКРО.

Программы фирмы «Nikita» предназначены для развития творческих способностей школьников. Игры «Dinosaur», «Knowl» могут применяться и на уроках изобразительного искусства.
Школьным и районным методическим объединениям целесообразно накапливать опыт обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста и представлять его на районных (городских) научно-практических конференциях или семинарах, публиковать в методических сборниках, снимать на видео. Примерными темами обобщения педагогического опыта могут быть следующие:

Игровые ситуации как средство формирования коммуникативных умений

Формирование лексических и грамматических навыков

Обучение младших школьников диалогической и монологической речи

Система упражнений по обучению чтению

Методика проведения обобщающих уроков

Интеграция предмета «иностранный язык» с другими предметами начальной школы

Использование метода проектов, компьютерных программ в обучении иностранному языку

Лингвострановедческий подход к определению содержания обучения иностранным языкам младших школьников

Для организации взаимного обучения педагогов теории и практике преподавания иностранного языка в начальной школе и методической помощи учителям, начинающим обучение младших школьников иностранному языку целесообразно создавать школы педагогического мастерства, мастерские, творческие группы, районные или кустовые консультационные пункты на базе образовательных учреждений.
Нормативные документы и методические рекомендации
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования // Начальная школа. – 2004. - № 8. – с. 4
Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. Английский, немецкий, французский. 1-4 классы общеобразовательных учреждений. Гальскова Н.Д. и др. - Просвещение, 1994
Программы общеобразовательных учреждений: Английский язык: 2-4 классы Никитенко З.Н. – М.: Просвещение, 2005


Стандарт начального общего образования по иностранному языку (цели обучения, содержание образовательного минимума, требования к уровню подготовки)
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.05 № 302 / Официальные документы в образовании. № 11, апрель 2006 года, стр. 21-27
«Об утверждении регионального учебного плана для образовательных учреждений Калужской области, реализующих программы общего образования». Приказ Министерства образования, культуры и спорта Калужской области от 27 сентября 2005 года, № 1417
Статьи А.В. Баранникова (Министерство образования РФ):

«Об обучении иностранным языкам в III класса образовательных учреждений России» // ИЯШ. – 2003. - № 4. – с. 3

«О введении иностранного языка во II классах начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002/2003 учебном году» // ИЯШ. – 2002. - № 2. – с. 4

«Об организации обучения иностранным языкам в IV классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» // ИЯШ. – 2005. - № 2 и НШ. – 2004. - № 7.

Составитель: Гавриченков А.Н.

Июнь 2006 г.

Похожие:

Методическое письмо «Об обучении иностранному языку в начальной школе» iconЛ. В. Лелеп Новосибирский государственный технический университет
В последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и письмо начинают рассматривать как резерв в повышении...

Методическое письмо «Об обучении иностранному языку в начальной школе» iconВходное тестировние по иностранному языку справочная информация для...
Для того, чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда, бакалавр должен сдать международный экзамен по иностранному языку, поэтому...

Методическое письмо «Об обучении иностранному языку в начальной школе» iconДополнительного Образования «Интерлингва»
Общие характеристики и методические рекомендации по использованию коммуникативного подхода в обучении иностранному языку

Методическое письмо «Об обучении иностранному языку в начальной школе» iconС. И. Кондрашова Новосибирский государственный технический университет, Россия
Лингвострановедческий подход при обучении французскому языку как второму иностранному

Методическое письмо «Об обучении иностранному языку в начальной школе» iconПротокол №1 от
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных...

Методическое письмо «Об обучении иностранному языку в начальной школе» iconУроков в начальной и средней школе. Цель конкурса
Настоящее положение определяет условия и порядок проведения конкурс олимпийских уроков в начальной и средней школе

Методическое письмо «Об обучении иностранному языку в начальной школе» iconРабочая программа по английскому языку 6 класс основное общее образование
Примерных программ по иностранному языку. В ней учтены наиболее существенные положения программы развития универсальных учебных действий...

Методическое письмо «Об обучении иностранному языку в начальной школе» icon1. Особенности организации внеурочного занятия в начальной школе,...
Модуль Разработка механизмов и инструментально-методического обеспечения достижения трех групп результатов в образовательном процессе...

Методическое письмо «Об обучении иностранному языку в начальной школе» iconУчебно-методическое пособие по английскому языку Предисловие
Методическая разработка предназначена для студентов IV курса очного и заочного отделений филологического факультета. Целью является...

Методическое письмо «Об обучении иностранному языку в начальной школе» iconМетодические материалы из опыта успешной подготовки учащихся к гиа работу подготовил: учитель
При подготовке и проведении Аттестации по английскому языку не следует забывать о специфике содержания обучения иностранному языку...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск