Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по спциальности «Психология»


Скачать 245.86 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по спциальности «Психология»
ТипПояснительная записка


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. А. ШОЛОХОВА
Факультет психологии и управления человеческими ресурсами


Программа

и методические рекомендации

по педагогической практике


Москва

2012



Составители:

Е.В. Бутовская, ст. преподаватель кафедры социальной и педагогической психологии


С.В. Ремизова, ст. преподаватель кафедры социальной и педагогической психологии
Под редакцией:

А.А.Вербицкого, доктора педагогических наук, профессора

Программа и методические материалы одобрены на заседании кафедры социальной и педагогической психологии МГГУ им М.А.Шолохова 26 сентября 2012 г.

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по спциальности «Психология».

Педагогическая практика предусмотрена для развития психолого-педагогической компетентности специалистов-психологов в процессе учебно-профессиональной деятельности. Теоретические основы заложены при изучении учебных курсов «Педагогика», «Педагогическая психология», «Методика преподавания психологии», общепрофессиональных и специальных дисциплин. Первоначальные психолого-педагогические умения сформированы в процессе учебного моделирования предметного и социального содержания деятельности специалиста психологии.
В результате к началу практики студенты должны знать:


  • научно-теоретические основы педагогической деятельности специалиста психологии:

  • цели, содержание, формы, методы и средства обучения психологии;

  • особенности традиционных и инновационных технологий преподавания психологии;

  • основные отечественные концепции обучения в применении к преподаванию психологии;

  • методы развития и саморазвития психолого-педагогической компетентности.

уметь:

  • осуществлять целенаправленный поиск информации для осуществления педагогической деятельности;

  • анализировать письменные тексты разного назначения и устную речь, сравнивать, обобщать, структурировать информацию и адаптировать ее к уровню доступности обучающихся;

  • составлять банк информации, проводить аналитические обзоры информации;

  • составлять тексты разного назначения (примерные тематические и календарно-тематические планы, учебные программы, планы и конспекты лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий, сценарии тренингов, т.д.);

  • выступать публично, проводить беседы, лекции, семинары, практические и лабораторные занятия по психологии;

  • обсуждать проблемные ситуации, применять конструктивные способы совместных действий и принимать решения в малых группах;

  • участвовать в дискуссии и вести ее;

  • проводить рефлексивный анализ процесса обучения и оценивать результат;

  • анализировать психологическое содержание процесса обучения.

владеть:

  • методологическими, теоретическими и прикладными знаниями по психологии в соответствии с требованиями Госстандарта;

  • умениями конструктивного и продуктивного профессионального общения;

  • способностью и готовностью к организации педагогической и просветительской деятельности;

  • умениями анализа своего опыта;

  • навыками саморегуляции.


Педагогическая практика предназначена для дальнейшего совершенствования профессиональной (психолого-педагогической) компетентности студентов.
Организация практики

Практика проводится в образовательных учреждениях или психологических центрах. Время практики в учебном процессе определяется учебным планом. Она проводится на четвертом курсе в 8 семестре. Продолжительность педагогической практики 6 недель.

Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с задачами, содержанием и организационными формами практики. На заключительной конференции проводится анализ процесса практики, подводятся ее итоги.

Организационные формы (с отрывом или без отрыва от учебного процесса) и длительность практики зависят от формы обучения – очной или заочной.

К началу педагогической практики у студентов есть опыт учебно-ознакомительной и диагностической (производственной) практики. На данной практике студенты должны проявить себя как психологи в начале своей профессиональной деятельности. При планировании и выполнении заданий педагогической производственной практики необходимо проявить свою психологическую компетентность: личностную, социальную, предметную. Знания, полученные на общей, возрастной, педагогической, социальной, клинической, консультативной психологии, психологии личности, актуализируются и интегрируются в опыте формирования психологической компетентности у других людей.
Цель педагогической практики:

Овладение педагогической деятельностью специалиста психологии.
Задачи практики:

В соответствии с учебным планом педагогическая практика решает следующие задачи:

  • приобретение опыта профессиональной деятельности в подготовке и проведении занятий по психологии;

  • развитие педагогической компетентности студентов в подготовке, организации и осуществлении психолого-педагогического взаимодействия в условиях учебно-профессиональной деятельности.

Решение этих задач осуществляется в процессе выполнения следующих заданий:

  • подготовка и проведение лекций или бесед по психологии;

  • подготовка и проведение практических занятий по психологии.

В процессе выполнения этих заданий практикант приобретает первичный опыт проектирования и реализации педагогического взаимодействия, его самоанализа.
Структура отчета по педагогической практике


  1. Титульный лист (Приложение 1).

  2. Содержание (Приложение 2).

  3. Введение (Описание базы практики, цель и задачи практики, личные цели).

  4. Глава 1. Лекция или беседа по психологии, самоанализ ее подготовки, проведения, результатов, выводы (Приложение 3)

  5. Глава 2. Практическое занятие по психологии, самоанализ его подготовки, проведения, результатов, выводы (Приложение 4)

  6. Глава 3. Анализ занятий. (Краткая запись и анализ занятий специалистов и практикантов, которые вы наблюдали в течение практики) (Приложение 5).

  7. Заключение. Подведение итогов практики.

  8. Список литературы (общий список литературы, которую изучили при подготовке всех занятий на практике). Список должен быть составлен по правилам библиографического описания научно-методического документа. Постраничные ссылки в тексте отчета на указанную в списке литературу обязательны.

  9. Приложения: наглядный материал к занятиям (рисунки, таблицы, схемы, графики, диаграммы, фотографии и т.д.), дополнительные материалы.

К отчету прилагаются следующие документы:

Отчет-справка (заполняется психологом учреждения, руководителем практики, подписывается и заверяется печатью).

Дневник практики, который заполняется студентом в процессе учебно-производственной деятельности. В дневнике должен быть отзыв психолога- руководителя практики на базе о работе студента-практиканта (Приложение 6).

Студенты очного отделения проводят две лекции или беседы и два практических занятия. Желательно провести эти занятия в разных группах, для того, чтобы учесть результаты своего первого опыта и его анализа при проведении второго занятия.

Рекомендации по проведению лекций и бесед по психологии.
При подготовке к практике в учебном курсе «Методика преподавания психологии» студенты выбирают и формулируют темы лекций и бесед по психологии, проектируют занятия, проводят апробацию фрагментов лекций и бесед.

Поле деятельности на базе практики широко и разнообразно. Это может быть работа психолога со школьниками, родителями, учителями, воспитателями, родителями, менеджерами, военнослужащими и т.д. При выборе темы лекций и бесед на практике следует учесть запросы базы практики, актуальность темы для слушателей и совместить их со своими профессиональными интересами. Формулировка темы зависит от вида беседы или лекции и особенностей аудитории, для которой будет проводиться занятие. Тема должна быть понятной и актуальной для потенциальных слушателей. Консультацию по формулировке темы, отбору содержания, методике проведения, подбору средств обучения можно получить у научного руководителя практике на факультете. Окончательная формулировка темы лекции или беседы, ее содержание и методика проведения согласовывается с руководителем практики на базе.

При подготовке (проектировании) лекции или беседы необходимо описать:

  1. Актуальность лекции или беседы для данной группы.

  2. Цель лекции или беседы (цель – это будущий результат: формирование научных понятий или представлений, развитие интереса к теме и т.д.).

  3. Проблемы и задачи, которые необходимо решить, чтобы цель была достигнута, чтобы получить запланированный результат.

  4. Состав группы обучающихся с краткой характеристикой особенностей.

  5. Время проведения лекции или беседы.

  6. План лекции или беседы (введение, основная часть, заключение).

  7. План-конспект лекции или беседы: Слева в колонке текст лекции или беседы, справа – методические комментарии: какие методы, приемы и средства применяются для овладения ее содержанием, достижения поставленных целей.

  8. Лекция или беседа должны быть понятны слушателям, соответствовать их возрастным особенностям. Лекцию по теме можно планировать для взрослых слушателей, школьную лекцию для старшеклассников, для детей и подростков надо запланировать и провести беседу по данной теме. Время монолога преподавателя зависит от возраста и подготовленности аудитории: от 10 до 20 минут. Примеры, обсуждение проблемных ситуаций, иллюстрации, демонстрации, игровые технологии, упражнения по теме лекции или беседы помогут получить запланированный результат. Объем лекции или беседы с методическими комментариями не должен превышать 8 печатных страниц, шрифт 14. В конце лекции надо ответить на вопросы слушателей, порекомендовать им литературу по теме, в соответствии с их возрастными особенностями и уровнем подготовки. Вопросы слушателей и ответы должны быть внесены в текст отчета.

  9. Самоанализ проведенной лекции или беседы. Формулировка темы, цели (чем руководствовались в их выборе), процесс подбора содержания, анализ источников, выбор форм, методов, средств обучения. Подбор примеров, метафор по теме, подготовка наглядных средств. Анализ процесса взаимодействия с группой от начала и до конца занятия. Достигнута ли цель занятия? Как Вы это определили? Какие незапланированные ситуации возникали? Как вы справлялись с ними? Какие эмоции и чувства испытывали при подготовке к занятию и его проведению? Какие выводы сделали? Какие цели профессионального саморазвития поставили перед собой в результате полученного опыта?


Литература:

Основная


  1. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. М.,2008.

  2. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М., 2009.

  3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. Изд. 5. СПб., 2007.


Дополнительная


  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х., Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) / Под ред. И.В.Вачкова. М., 2003.

  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х., Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения) / Под ред. И.В.Вачкова. М., 2004.

  3. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х., Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения) / Под ред. И.В.Вачкова. М., 2005.

  4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с англ. А.Б. Орлова. М., 2006.

  5. Бакшаева Н.А. Вербицкий А.А., Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: Монография. М., 2006.

  6. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. СПб., 2005.

  7. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова. – М.: Логос, 2009.

  8. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., 2004.

  9. Вестник МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2005.3. Сер. «Психология». №1. М., 2005.

  10. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. М., 2007.

  11. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Прихожан А.М. и др. Преподавание психологии в школе. 3-11 классы. М., 2003.

  12. Контекстное обучение: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1 / Под ред. А.А. Вербицкого, Т.Д. Дубовицкой. М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2004.

  13. Контекстное обучение: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / Под ред. А.А. Вербицкого, Т.Д. Дубовицкой. М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005.

  14. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. СПб., 2005.

  15. Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4-ом классе. М., 2005.

  16. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь,боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М., 2007.

  17. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: в 2 частях. М., 2006.

  18. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.

  19. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Практическое пособие. М., 2007.

  20. Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания в начальной школе: Практическое пособие. М., 2007.

  21. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: Краткий курс.- СПб.: Питер, 2009.

  22. Тарская О.Ю., Валовик В.И., Бушуева Е.В. и др. Методика преподавания психологии. М., 2007.

  23. Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н. и др., Технологии в изучении психологии. М., 2003.


Рекомендации по методическому проектированию и проведению практического занятия
На психолого-педагогической практике студенты выполняют задание по методическому проектированию и проведению практического занятия. В зависимости от запроса базы практики это может быть любое групповое учебное практическое занятие. При возможности выбора предпочтение следует отдать практическим занятиям в форме психологического тренинга.

Психологический тренинг это особая форма обучения на основе рефлексии опыта участников, самоизучения, взаимоизучения. Это концентрированная среда пристального внимания к себе и другим (Лестер Тобиас). В результате этих процессов участники формулируют цели саморазвития. Психолог, ведущий тренинг создает условия для рефлексии, обучает методам саморазвития, создает условия для формирования новых психологических компетенций. Целями психологического тренинга могут стать:

  • самопознание участников;

  • формирование навыков саморегуляции;

  • расширение репертуара коммуникативных умений;

  • развитие творческого потенциала участников;

  • развитие групповой сплоченности;

  • формирование психологических компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности и т.д.


Перед тем, как разрабатывать программу тренинга, изучите запрос базы практики, обсудите проблему, которую возможно решить с применением тренинговых технологий. Сформулируйте цель тренинга. Программу надо составить на три-пять тренинговых дней, количество часов в день будет зависеть от возрастных и других особенностей группы: от 0,5 часа для младших школьников, до 4 часов для профессионального тренинга. Психологический тренинг проводится при участии руководителя практики, под его руководством.

В программе тренинга надо отразить:

  1. Особенности группы, для которой проводится тренинг.

  2. Время тренинга.

  3. Актуальность темы тренинга.

  4. Цель тренинга, его замысел, идея.

  5. Задачи, этапы тренинга.

  6. Тренинговые процедуры: техники, упражнения, игры.

  7. Подробное описание каждого тренингового дня:

  • Цели дня;

  • Название каждой процедуры тренинга: упражнения, игры, техники;

  • Цель процедуры (упражнения, игры, техники);

  • Место процедуры в тренинге, ее смысл, связь с другими упражнениями. Каждая процедура должна соответствовать логике дня и всего тренинга;

  • Время выполнения;

  • Краткое описание упражнения, игры или техники;

  • Рефлексия упражнения, игры или техники;

  • Рефлексия дня.

  1. Рефлексивный отчет по проведенному тренингу:

  • Анализ процесса подготовки программы тренинга и сценариев тренинга на каждый день.

  • Анализ взаимодействия: Как достигалась цель, как решались задачи тренинга? Какова была динамика группового процесса? Как менялась психологическая атмосфера в группе? Какие задачи были решены, какие решить не удалось? Какие трудности возникли? Какие незапланированные ситуации возникли в работе с группой (отказ от участия в упражнениях, пассивность участников, недоверие, конфликтные ситуации и т.п.)? Как вы справлялись в трудных ситуациях? Какие эмоции и чувства возникали у Вас в процессе тренинга? Какие выводы вы сделали из опыта проведения психологического тренинга? Какие цели личностного и профессионального саморазвития поставили перед собой?

Литература:

Основная


  1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М., 2007.

  2. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. М.,2008.


Дополнительная


  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х., Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) / Под ред. И.В.Вачкова. М., 2003.

  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х., Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения) / Под ред. И.В.Вачкова. М., 2004.

  3. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х., Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения) / Под ред. И.В.Вачкова. М., 2005.

  4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с англ. А.Б. Орлова. М., 2006.

  5. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. – СПб.: Речь, 2004.

  6. Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб.: Питер, 2002.

  7. Бакшаева Н.А. Вербицкий А.А., Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: Монография. М., 2006.

  8. Баранова Г.В., Кобзева В.В. Посттренинговое сопровождение персонала. Тренинг закончен… Что дальше? – СПб.: Речь, 2003.

  9. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. СПб., 2005.

  10. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб., 2006.

  11. Бизнес-тренинг: идеи и методы / Под ред. А.Ж.Моносовой. – СПб.: Издательство «Речь», 2004.

  12. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. – СПб.: Издательство «Социально-психологический центр», 1996.

  13. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2002.

  14. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. – СПб.: Питер, 2002.

  15. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. СПб., 2004.

  16. Вагин И.О. Тренинги – это классно! Стратегия проведения психологических тренингов / И.О. Вагин, П.С. Рипинская. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005.

  17. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2001.

  18. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. СПб., 2004.

  19. Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. СПб, Речь,- 2007.

  20. Васильев Н. Н.Тренинг преодоления конфликтов.- СПб, Речь, 2008.

  21. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова. – М.: Логос, 2009.

  22. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., 2004.

  23. Вестник МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2005.3. Сер. «Психология». №1. М., 2005.

  24. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. – СПб.: Речь, 2004.

  25. Джексон П. Импровизация в тренинге. – СПб.: Питер, 2002.

  26. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Прихожан А.М. и др. Преподавание психологии в школе. 3-11 классы. М., 2003.

  27. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Речь, 2007.

  28. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М.: Гардарики, 2003.

  29. Завьялова Ж.В. Путь тренера. Автобиографические очерки с методическими материалами для практикующего бизнес-тренера. – СПб.: Речь, 2002.

  30. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. – СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002.

  31. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. СПб., 2005.

  32. Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4-ом классе. М., 2005.

  33. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь,боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М., 2007.

  34. Ли Д. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2001.

  35. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: в 2 частях. М., 2006.

  36. Макшанов С.И. Профессиональный тренинг // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция Л.В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001.

  37. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. 4-е изд., испр. и доп. – М., «Когито-Центр», 2001.

  38. Ментс М. ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. - СПб.: Питер, 2001.

  39. Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2003.

  40. Петров А.В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.

  41. Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

  42. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

  43. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.

  44. Рай Л. Упражнения: схемы и стратегии. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003.

  45. Рай Л. Развитие навыков тренинга. - СПб.: Питер, 2002.

  46. Рэйс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. – СПб.: Питер, 2001.

  47. Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

  48. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2001.

  49. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб, 2007.

  50. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Практическое пособие. М., 2007.

  51. Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания в начальной школе: Практическое пособие. М., 2007.

  52. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: Краткий курс.- СПб.: Питер, 2009.

  53. Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов. - СПб.: Питер, 2002.

  54. Тарская О.Ю., Валовик В.И., Бушуева Е.В. и др. Методика преподавания психологии. М., 2007.

  55. Тобиас Лестер, Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста /Пер с англ. -М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

  56. Торн К., Маккей Д. Тренинг: настольная книга тренера. – СПб.: Питер, 2001.

  57. Турнер Д. Ролевые игры. Практическое руководство. – СПб.: Питер, 2002.

  58. Фоппель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000.

  59. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2003.

  60. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2002.

  61. Хрящева Н.Ю. (ред.) Психогимнастика в тренинге. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2006.

  62. Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н. и др., Технологии в изучении психологии. М., 2003.


Приложение 1.

Образец титульного листа.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. А. ШОЛОХОВА
Факультет психологии и управления человеческими ресурсами

Отчет

по педагогической практике

База практики:

Центр психолого-медико-социального сопровождения

«Взаимодействие» ЮАО г. Москвы.

Руководитель практики на базе

И.А.Савченко.
Выполнил:

студент 3 курса, 1 группы,

очного отделения

Иванов И.А.

Проверил:

кандидат психологических наук,

доцент А.Ф.Павлов

Москва 2012

Приложение 2.

Образец оформления содержания.

Содержание
Введение……………………………………………………………….. 3

Глава 1. Лекция для родителей на тему «Психологические особенности подросткового возраста»………………………………………………. 4

    1. Актуальность, цель, задачи лекции…………………………….. 4

    2. План лекции……………………………………………………… 5

    3. План-конспект лекции…………………………………………… 6

    4. Рефлексивный отчет о проведенном занятии…………………... 12


Глава 2. Программа тренинга профессионального самоопределения для старшеклассников………………………………………………………. 14

2.1. Актуальность, цель, основная идея, задачи тренинга…………… 14

2.2. Первый день тренинга……………………………………………… 16

2.3. Второй день тренинга………………………………………………. 18

2.4. Третий день тренинга……………………………………………….. 20

2.5. Рефлексивный отчет по проведенному тренингу…………………. 22
Заключение………………………………………………………………... 25

Список литературы………………………………………………………... 26

Приложение 1.

Приложение 2


Приложение 3.

Алгоритм проектирования лекций

Проектирование и проведение учебных лекций и бесед

Алгоритм проектирования учебной лекции или беседы




1. Сформулировать тему: в соответствии с учебной программой и календарно-тематическим планом




2. Сформулировать цель как планируемый результат лекции или беседы; подобрать проблемные ситуации (из научных исследований, профессиональной практики), продумать методы их представления студентам (школьникам).




3. Отобрать содержание лекции (беседы): из монографий, учебников, научных сборников, статей в научных журналах и других источников.




4. Выстроить логику изложения материала, взаимодействия со студентами в изучении материала. Особенности изучения новых терминов.




Вступление: значение темы лекции (беседы) в контексте профессиональной деятельности, вербальное или визуальное представление проблемной ситуации.




Основная часть: 3-5 логически законченных, связанных друг с другом пунктов плана. Изучение материала в русле избранного подхода.

Какие учебные взаимодействия будут применяться: анализ проблемной ситуации, диалог, дискуссия, игра, упражнение. Демонстрация, иллюстрация, презентация, раздаточный материал в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм и. т.п. Средства обучения: ПК, учебные пособия, видеокамера и т.п. Формы обучения: фронтальная, групповая, работа в парах, тройках, малых группах.




Заключение: подведение итогов лекции (экспресс-задания, достигнута ли цель, рассмотрены проблемы, решены задачи)




Алгоритм проектирования просветительской лекции или беседы

1. Сформулировать тему: формулировка должна быть понятной и мотивирующей.

2. Сформулировать цель как планируемый результат лекции (сформировать представление о психологическом явлении, развивать интерес к теме, формировать психологическую культуру слушателей); подобрать проблемные ситуации (из научных исследований, профессиональной практики), подобрать примеры, яркие метафоры, продумать методы их представления слушателям.

3. Отобрать содержание лекции (беседы): из монографий, учебников, научных сборников, статей в научных журналах и других источников, адаптировать к уровню восприятия слушателей.

4. Выстроить логику изложения материала и взаимодействия со слушателями в изучении материала. Продумать приемы введения и применения новых терминов.

Вступление: значение темы лекции или беседы для личностного или профессионального саморазвития, вербальное или визуальное представление проблемной ситуации.

Основная часть: 3-5 логически законченных, связанных друг с другом пунктов плана. Изучение материала в русле избранного подхода.

Какие методы будут применяться: анализ проблемной ситуации, диалог, дискуссия, игра, упражнение. Демонстрация или иллюстрация на лекции (беседе), фронтальная демонстрация или применение раздаточного материала в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, компьютерная презентация и. т.п. Средства обучения: ПК, учебные пособия, видеокамера и т.п. Формы обучения: фронтальная, групповая, работа в парах, тройках, малых группах.

Заключение: подведение итогов лекции (беседы): достигнута ли цель, рассмотрены проблемы, решены задачи. Ознакомление слушателей со списком литературы по теме, ответы на вопросы.



Приложение 4.
Логические этапы проведения тренингового дня.
День тренинга состоит из следующих процедур:

Упражнения на знакомство, прояснение ожиданий участников, принятие или напоминание групповых правил работы;

Блок «разогревающих» упражнений;

Основной блок, включающий процедуры, направленные на достижение целей тренинга.

Заключительный блок: подведение итогов, обратная связь от участников, ритуал прощания.
При проведении тренинговых процедур с группой ведущий должен понимать, на каком этапе логики тренингового дня он находится и для чего предлагает то или иное упражнение.

Например, если тренинг был направлен на формирование профессиональных навыков, то при его рефлексивном анализе желательно отразить, насколько удачно были проведены типовые фазы тренинговой работы:

  • проблематизация – форма активного введения в тренинг, когда участник убеждается в недостаточной сформированности желательного для него умения;

  • дидактика, когда тренер в доступной форме задает профессиональную норму, приняв и освоив которую участник приобретает желаемое умение;

  • процедуры (упражнения, игры, техники), специально организованные попытки практической реализации заданного в дидактике нормативного содержания;

  • анализ (форма выхода из тренинга), когда участники вместе с тренером рассматривают успешность тренинга в целом для каждого участника.



Приложение 5.
Подготовка к рефлексивному анализу своей лекции

  1. Какие правила взаимодействия вы реализовали на просветительском занятии?

  2. Чем определялся выбор содержания (темы) просветительского занятия и технологии его проведения?

  3. Достигнута ли поставленная цель?

  4. Как формировалась мотивация слушателей к достижению цели занятия?

  5. Какие формы, средства, методы и приемы оказались наиболее эффективными? Почему вы так считаете?

  6. Что удалось или не удалось реализовать из задуманного вами? Почему? Что помогало и что мешало?

  7. Считаете ли вы, что в этом занятии можно что-то изменить к лучшему? Если да, что именно и почему?

  8. Какие новые цели профессионального саморазвития сформировались у Вас в результате данного опыта?

  9. Подготовьтесь к анализу лекций других студентов:


Объекты анализа оценки качества лекции




Объекты анализа

1

Содержание: научное, логически структурированное, доступное. Практикант в совершенстве владеет материалом.

2

Оптимально определена цель.

3

Занятие оптимально методически спроектировано: сформирована мотивация, организовано внимание, выбраны оптимальные методы и средства обучения, цель достигнута, учебные задачи решены, итоги подведены.

4

Практикант владеет навыками саморегуляции. Он ассоциирован и эффективен.

5

Практикант успешно взаимодействует с аудиторией. Он применяет персонифицированное общение, визуальный контакт, поощрение и поддержку; включает аудиторию в диалоги и дискуссии. Умеет настраивать громкость голоса в соответствии с условиями, регулировать темп в зависимости от значимости информации, варьировать интонации.

6

Занятие вызывает интерес: актуальностью темы; применением современных технологий; стимулирует мышление проблемностью, инновационными методами, средствами визуальной поддержки; образностью изложения; применением игр и упражнений.

7

Практикант умеет проводить рефлексивный анализ своего занятия.


Приложение 6.

Образец оформления дневника практики
Дневник педагогической практики
Студент (ка) (ФИО)__________________________________________

Курс_______________________________________________________

Отделение__________________________________________________

Группа_____________________________________________________

Срок проведения практики:

С_____________________20__г. по______________________20__г.

Руководитель практики на базе_______________________________


№ п/п

Дата

Содержание работы

Примечание

Подпись руководителя







В дневнике должны быть отражены все посещения базы практики









Отзыв руководителя о работе практиканта________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка за практику________________________________________________

Отзыв студента о практике_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Похожие:

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по спциальности «Психология» iconПояснительная записка рабочая программа по иностранному языку (английский)...
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства...

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по спциальности «Психология» iconПояснительная записка Программа учебной (ознакомительной) практики...
Е. Н. Шовина, стар преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы мгпу

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по спциальности «Психология» iconПояснительная записка Программа разработана с учетом квалификационной...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Безопасность жизнедеятельности»,...

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по спциальности «Психология» iconПояснительная записка настоящая программа разработана в соответствии...
...

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по спциальности «Психология» iconОдобрено на заседании Ученого совета скги протокол №
Программа производственной практики разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по спциальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по спциальности «Психология» iconПрограмма разработана в соответствии с требованиями Федерального...

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по спциальности «Психология» iconПояснительная записка настоящая программа разработана в соответствии...
...

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по спциальности «Психология» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по нейропсихологии»...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по спциальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии...
Приказ от 22. 12. 2009 №784 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск