Исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций города москвы


Скачать 149.36 Kb.
НазваниеИсследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций города москвы
ТипЛитература
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ КОНКУРС

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ


Проектная работа

на тему: «Маршрутные листы как средство формирования музейной культуры детей школьного возраста»

Секция Человек и общество


Автор работы:

студентка 12 группы

ГБПОУ Педагогический колледж №18 Митино
Корякина Екатерина Михайловна
Руководитель работы:
Петросян Ивета Эдуардовна


преподаватель информатики

высшая категория, тренер Smart

Москва,

2017 год
Содержание:

  1. Постановка проблемы

  2. Определение критериев результативности

  3. Создание концепции проекта

  4. Определение доступных ресурсов

  5. План выполнения проекта

  6. Реализация плана, корректировка

  7. Оценка эффективности и результативности

  8. Литература

Приложение
Постановка проблемы

В современном обществе значимое место занимает формирование музейной культуры у детей. Музеи предоставляют широкие возможности для реализации принципа наглядности в учебной деятельности. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает историю не только свою, но и своего народа и родины. Атмосфера музейного пространства способствует формированию образного и эстетического восприятия, художественного вкуса ребенка, стимулирует детское воображение, инициирует эмоциональную отзывчивость, нравственность. [4]

Усвоение музейной этики, нацеленной на длительное зрительное восприятие, не может быть передано в устной или письменной форме. Это происходит непосредственно во время пребывания детей в музее. Отсутствие же такого опыта в зрелом возрасте является серьезным препятствием на пути полноценного художественного восприятия.

Также остро встает вопрос организации такой детской деятельности в музее, которая учитывала бы особенности детского развития на разных возрастных этапах.

Посещение архитектурного комплекса Троице-Сергиевой Лавры, изучение материалов, анализ сайта Лавры показали, что для детей здесь проводится только одна экскурсия под названием «Троице-Сергиева Лавра глазами ребёнка», продолжительность которой составляет 45 минут. Но необходимо уточнить, что данную экскурсию дети не находят интересной, так как она очень продолжительная и скучная. Ребёнок быстро устаёт от восприятия сложной информации и от того, что не занят каким-либо видом деятельности.

Отсюда вытекает проблема – в архитектурном комплексе Троице-Сергиева Лавра нет нового средства знакомства детей с историческим памятником, адаптированного для детского восприятия и учета возрастных особенностей детей 1-2 класса и 3-4 класса. Решением данной проблемы может быть маршрутный лист по архитектурному комплексу. Но отсюда также вытекает и следующая проблема: современные школьники не умеют работать с маршрутными листами, хотя значительная часть музеев уже внедряет в свои экскурсионные программы подобные практики. В архитектурном комплексе Троице-Сергиевой Лавры маршрутные листы не апробировались.

Проект актуален, так как он поможет родителям, педагогам, сотрудникам музеев понять важность культурного развития младших школьников, а также даст возможность детям проявить интерес к музеям, будет мотивировать школьника к самостоятельному поиску информации.

Цель проектной работы - создание маршрутного листа как средства формирования музейной культуры детей младшего школьного возраста.

Определение критериев результативности

В соответствии с поставленной целью выявлен ряд задач:

  1. Выяснить, что собой представляет маршрутный лист, какие преимущества и недостатки у маршрутных листов.

  2. Составить маршрутный лист по архитектурному комплексу Троице-Сергиевой Лавры

  3. Апробировать составленный маршрутный лист на детях младшего школьного возраста

  4. Оценить эффективность используемого маршрутного листа и проанализировать результаты.

Для определения степени успешности проекта выделены следующие параметры:

  • В ходе выполнения проекта будет представлен продукт – созданный маршрутный лист по Троице-Сергиевой Лавре, музейному и архитектурному комплексу, который будет продемонстрирован в качестве наглядного образца по исследуемой теме проекта.

  • Наглядность.

  • Уникальность исполнения.

  • Адаптация заданий с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Создание концепции проекта

В начале проектирования было выяснено, что маршрутные листы как интересный вид музейной деятельности внедряются в экскурсионные программы уже не первое десятилетие. Определено, что необходимо привлечение внимания к возникнувшей проблеме, так как музейное развитие является одним из основополагающих факторов формирования личности ребёнка. Толчком к решению данной проблемы является то, что дети, посетившие с взрослыми Троице-Сергиеву Лавру, не обратили внимание на экскурсовода и получили разрозненные знания из экскурсии. А, значит, такое происходит и в других музеях, которые не адаптированы под восприятие детьми.

Прогнозируемый внешний результат проекта: создание нового средства для знакомства детей с историческим памятником, адаптированного под детское восприятие и с учетом возрастных особенностей детей 1-2 класса и 3-4 класса, то есть маршрутного листа. Предполагается, что поднимаемый в проектной работе вопрос о формировании музейной культуры привлечет к себе внимание не только педагогов и сотрудников музеев, но также родителей, заинтересованных в духовном развитии своих детей. Прогнозируемый внутренний результат: собственный опыт деятельности в создании и подборе заданий маршрутного листа.

В ходе создания концепции проекта, определения актуальности, цели и задач, постановки проблемы были проанализированы научные данные, которые затрагивают проблемы формирования музейной культуры у детей младшего школьного возраста.

Анализ ситуации показал, что немаловажным фактором воспитания ребёнка является его духовное развитие, знакомство с музейными комплексами, прививание активной заинтересованности в получении новых знаний, расширении личностного кругозора ребёнка. Все это можно осуществить при помощи маршрутного листа.

Маршрутные листы могут принципиально отличаться, быть ориентированы на определённый возраст, адаптированы к людям с ограниченными возможностями. Но, в целом, они представляют собой одно – задания разного содержания, которые соответствуют экскурсионному маршруту посещённого музея. Маршрутный лист может включать в себя вопросы и задания, инициирующие рассматривание, обследование и ценностную оценку музейного предмета зрителем. Как правило, данные маршрутные листы, содержат минимальное число информации для раскрытия и углубления представлений, направлены на активизацию поиска информации о музейных объектах.

Маршрутный лист выступает как стимулятор самостоятельного освоения ребёнком музейного пространства. Преимуществами маршрутных листов является то, что они: направляют на самостоятельный поиск информации, тем самым, являются средством активизации деятельности и пробуждения интереса к пространству музея. Ценность данных средств заключается в особой форме наглядности передаваемого в них содержания (представленность единством слова, образа, логических и ассоциативных связей). Основной целью маршрутных листов можно по активацию «продвижения» детей, как в пространстве музея, так и в мире «осваиваемых идей».

По мнению Исаченко С.И., для оптимального использования возможностей маршрутных листов как музейного ресурса в развитии и образовании детей необходимо учитывать:

  • какие музеи вызывают интерес

  • чем привлекательны они для современных детей

  • в каком возрасте первый раз идти с ребенком в музей

  • что интересно школьникам в музее

  • что необходимо узнать детям о музее

  • как подготовить их к посещению музея

  • как сделать посещения эмоционально-насыщенными и интересными

Поэтому педагоги и музейные работники должны стремиться к «содержательному наполнению» данных материалов, к структурированию форм представления данного содержания. [2]

Анализ научных и методических материалов показал возможные отрицательные последствия применения маршрутных листов. К ним можно отнести неопределённые видовые различия, недостаточную приспособленность под возрастные особенности. [1]

Определение доступных ресурсов

В ходе проектирования были активно задействованы Интернет-ресурсы. В основном, среди интернет источников использовались научные статьи преподавателей педагогических ВУЗов, заинтересованных в теме проекта. Использовалась электронная научная библиотека eLIBRARY.ru.

Ресурсная база проекта

Материальная:

  • Бумага формата А4.

Техническая:

  • Принтер

  • Сканер

  • Персональный компьютер

  • Программное обеспечение - Publisher 2013.

Определение предполагаемого времени на реализацию проекта:

  • На подготовительном этапе разрабатывались средства и методы по созданию маршрутного листа, определялась последовательность изучения проблемных вопросов. Срок реализации - три месяца.

  • Формирование маршрутного листа, включающего подбор заданий с учётом возрастных особенностей, подбор иллюстраций, реализация в программном обеспечении Publisher 2013. Срок реализации – месяц.

  • Апробация маршрутного листа в архитектурном комплексе Троице-Сергиева Лавра. Подведение итогов и оценка достигнутого результата. Срок реализации – месяц.

План выполнения проекта


Этапы


Методы работы


Планируемая дата исполнения

Подготовка

Выбор темы учебного проекта.

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

октябрь

Планирование

Формулировка задач, которые следует решить.

Выбор средств и методов решения задач.

Определение последовательности и сроков работ.

декабрь

Выполнение

Самостоятельная работа над проектом

январь

Оформление письменной части

январь

Итог

Достигнутый результат

январь

Подготовка пояснительной записки и презентации

февраль


Реализация плана, корректировка

На подготовительном этапе проекта был выбран основополагающий вопрос о маршрутных листах и формировании музейной культуры. Проведя анализ литературных источников, было выявлено, что данная тема актуальна в рамках современного образовательного процесса.

Этап планирования был завершён тем, что полностью стала ясна цель проектирования, выделены задачи, распределён по месяцам ход выполнения проекта, а также определены средства достижения цели, а именно: сбор и анализ информации с разных сайтов.

Для выполнения проекта были определены источники поиска необходимой информации – сайты о создании и применении маршрутных листов. При сборе информации о формировании музейной культуры у детей младшего школьного возраста возникла трудность в создании и подборе заданий с учётом возрастных особенностей, ввиду отсутствия подобного маршрутного листа. В ходе оформления письменной части проектной работы собранная информация была проанализирована и структурирована. Для наиболее оптимального использования преимуществ маршрутного листа необходимо было разобраться с тем, какие типы заданий могут включаться.

Задания должны содержать в себе много наглядного материала, представленного картинками, граффити и карикатурами, так как многие младшие школьники используют изображение как средство, облегчающее запоминание. Ещё одной важной особенностью содержания маршрутного листа являются задания, которые просты в заполнении, т.е. могут заполняться детьми по дороге, в пути, стоя. Чаще всего такие задания представляют собой сопоставления цифр, картинок, названий, заполнения маленьких кроссвордов, подборы названий.

На основе собранных данных и с учётом возрастных особенностей детей были составлены задания для заполнения маршрутного листа.

Представленные задания могут быть включены в содержание маршрутного листа:

Задание: Ассоциации. Необходимо обратить внимание ребёнка на какую-либо деталь здания и попросить его написать о своих ассоциациях с чем-либо. Это позволяет ребёнку пофантазировать и обращать внимание на детали.

Пример: На маршрутном листе изображена расцветка Трапезного храма. «Посмотри на раскраску Трапезного храма. Придумай название узору на стенах здания». Допустимы различные ассоциации ребёнка. На самом деле, раскраска называется «шахматная».

Задание: Фрагменты. Задание заключается в том, что ребёнку необходимо соотнести маленькие фрагменты рисунка с целым изображением. Задание развивает образное мышление.

Пример: На маршрутном листе схематично изображён храм. А вокруг него маленькие «кусочки» этого самого храма. «Восстанови храм. Помести фрагменты храма в правильные места». Ребёнок соединяет линиями фрагменты и полное изображение.

Задание: Поиск. Данные задания наиболее интересны для ребёнка, они могут быть направлены на развитие внимательности и обращают ребёнка к деталям.

Пример: На территории Троице-Сергиевой Лавры есть ещё одно здание, которое имеет такую же раскраску «шахматы», как и Трапезные палаты. «Найди ещё одно здание, которое имеет такую же раскраску, как у Трапезного храма. Впиши его название» (Царские чертоги).

По итогу цель проекта была достигнута, а также были обдуманы средства оценки эффективности и результативности созданного маршрутного листа.

Оценка эффективности и результативности

Была проведена апробация созданного маршрутного листа в архитектурном комплексе Троице-Сергиевой Лавры, младшие школьники научились работать с данным средством. Экскурсия проходила интересно, дети прислушивались к экскурсоводу, так как для ответа на вопросы необходима информация из экскурсии. Младших школьников по маршрутному сопровождал постоянный спутник – герой. Маршрутный лист был создан с учётом специфики музея, некоторые задания предполагали креативный подход. В качестве положительного момента необходимо отметить, что, пройдя маршрут, ребёнок может забрать маршрутный лист с собой на память. Следовательно, сам маршрутный лист воспринимается ребёнком как памятный сувенир и может являться стимулом посетить музей снова. В маршрутном листе задания связаны не только с экспонатами музея, но в нём присутствовали задания, формирующие определённый исторический контекст, воспитывающий музейную культуру.

Для оценки эффективности было проведено анкетирование в количестве 20 младших школьников. Анализ анкеты показал, что 83% детей положительно отнеслись к применению такого средства как маршрутный лист при проведении экскурсии.

Таким образом, результаты апробации маршрутного листа по архитектурному комплексу показывают интерес младших школьников к данному средству, маршрутный лист формирует становление устойчивого желания посещать музеи, применяющие данные средства.

Литература

  1. Вербенец А. М. Особенности восприятия и использования музейных маршрутных листов и детских путеводителей старшими школьниками // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка, СПб: Изд-во Издательство ВВМ, 2015. - Том 1. - №1. С. 133-139.

  2. Исаченко С.И. Маршрутные листы как средство формирования музейной культуры детей дошкольного возраста // Вестник научных конференций, Тамбов: Изд-во Консалтинговая компания Юком, 2015. - № 2-1 (2). С. 54-57.

  3. Тимофеева Л. С. Тексты для детей в современном музейном пространстве // Детство в научных, образовательных и художественных текстах. Опыт прочтения и интерпретации: сборник научных статей и сообщений, Казань. Изд-во Казан. ун-т, 2011. С.96-101.

  4. Ягудина Р. И. Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики // Молодой ученый, 2012. - №4. С. 484-486.

Приложение 1

Анкета для младших школьников

  1. Понравились ли задания маршрутного листа?

  2. Что нового ты узнал(-а) на экскурсии?

  3. Планируешь ли в дальнейшем посещение музеев?

Вопросы анкеты подразумевали ответы: «да», «нет», «не знаю».

Задания маршрутного листа

Задание 1: Знакомство с картой. При входе в музей ребёнок встречает карту, около которой ему необходимо задержаться и выполнить задание по поиску. Это позволит ребенку ознакомиться с территорией и оценить масштаб предстоящего путешествия.

Пример: «Троице-Сергиева Лавра – это монастырь. Но раньше у него была ещё одна важная функция – оборонительная. Стены подскажут тебе название». На картинке план монастыря, на башнях и стенах монастыря написаны буквы, из которых ребёнку нужно составить слово «КРЕПОСТЬ».

Задание 2: Материалы. Задача ребёнка послушать экскурсовода и выяснить, из каких материалов строились здания. Затем, нужно самостоятельно изучить здание и выяснить, из какого материала выполнено здание сейчас.

Пример: Троицкий собор – самый первый и главный собор Троице-Сергиевой Лавры. В XV веке он был полностью отстроен из дерева. Но позже, после пожара, собор отстроили заново из камня. Задание: «Посмотри на материалы, которые изображены на картинках (ПЛАСТМАССА, КАМЕНЬ, БЕТОН, ДЕРЕВО, ПЕСОК). Зачеркни те, которые не использовались для строительства Троицкого собора (ПЛАСТМАССА, КАМЕНЬ, БЕТОН, ДЕРЕВО, ПЕСОК).

Задание 3: Поиск

Пример: На территории Троице-Сергиевой Лавры есть единственный храм, который имеет в плане форму круга. На маршрутном листе изображён круг. «Найди такой храм и напиши, какого он цвета». Дети ищут Смоленскую церковь и пишут цвет (красный, розовый, коричневый).

Задание 4: Предположение. Необходимо обратить внимание ребёнка на выделяющуюся постройку. Пусть ребёнок её хорошенько осмотрит, обратит внимание на детали и предположит, зачем нужно то или иное здание.

Пример: «Обведи на своей карте самое высокое здание. Найди его и рассмотри. Как ты думаешь, для чего предназначалась постройка?». Ребёнок обводит Лавровскую колокольню.

Задание 5: Математический счёт. Необходимо выбрать какую-либо высокую или длинную постройку и сравнить её с каким-либо крупным животным, после чего задать ребёнку вопрос: «Кто будет выше?».

Пример: Высота Лавровской колокольни составляет 88 метров. Ребёнок должен это запомнить из рассказа. На маршрутном листе рисунок, на котором изображена колокольня, а рядом с ней жирафы, стоящие друг на друге. Под жирафами подпись: 78 метров. «Как ты думаешь, кто будет выше: колокольня или 13 жирафов, стоящих друг на друге?». Конечно, колокольня выше. Это поможет ребёнку представить и соотнести размеры, развивает глазомер и образное мышление.

Задание 6: Загадка в стихах. В незамысловатом четверостишии первые буквы – это зашифрованное слово. Подобная загадка хорошо развивает мышление.

Пример: В Троице-Сергиевой Лавре когда-то проживали цари. Среди них были и Иван V и Петр I, которые были братьями, и какое-то время одновременно занимали российский престол. «В стихотворении зашифрованы имена двух русских царей, которые какое-то время жили в Троице-Сергиевой Лавре. Расшифруй имена» (Петр, Иван).

По лугам, по ночной дороге

Ехал кучер сонный и угрюмый.

Та дорога так сложна и тяжела,

Речушка берег разлила.

«И как мне быть? Как ехать дальше?

В Варфоломеевскую ночь?»

А лошадь дальше поскакала,

Ногами, покрывая дрожь.

Также в стихотворении упоминается имя Варфоломей. Такое имя было у основателя монастыря – преподобного Сергия при рождении.

Задание 7: Ребус. На маршрутном листе ребёнок найдёт ребус, который нужно решить.

Пример: «Реши ребус и ты узнаешь название известной картины, которая была написана здесь, в стенах музея»

(Троица)

Задание 8: Отгадай название. Ребёнку необходимо отгадать загадку. Решённая загадка поможет ему узнать название какого-либо предмета.

Пример: «Разгадай загадку и ты узнаешь название этого предмета. Как разгадаешь загадку, найди этот предмет!». На картинке изображён барабан купола храма.

На бочонок я похожий,

Громкий, звонкий, толстокожий.

На лысине - макушке

Пляшут две подружки.

Несмотря на пустоту

Голос слышен за версту.

Ребёнок отгадывает загадку и узнает, что инструмент и пояс купола храма имеют одно и то же название. После чего, ребёнок ищет отгаданный предмет.


Похожие:

Исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций города москвы iconПояснительная записка к «Дорожной карте»
Алгоритм действий администрации образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, по организации...

Исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций города москвы iconПояснительная записка к «Дорожной карте»
Алгоритм действий администрации образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, по организации...

Исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций города москвы iconИтоговое сочинение (изложение)
Письмо Департамента образования города Москвы от 10 ноября 2015 года №20-19-1897/15 руководителям образовательных организаций города...

Исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций города москвы iconДепартамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города москвы распоряжение
Москвы, Департамента земельных ресурсов города Москвы и префектур административных округов города Москвы разработан Порядок передачи...

Исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций города москвы iconМетодические рекомендации по проведению научно-исследовательских,...
Методические рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных...

Исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций города москвы iconМетодические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников...
Положения об обеспечении питанием обучающихся образовательных организаций в Тюменской области», постановления администрации Вагайского...

Исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций города москвы iconО проведении муниципальном этапе краевого конкурса исследовательских краеведческих работ
Муниципальный этап краевого конкурса исследовательских краеведческих работ «Моё Красноярье» (далее по тексту Конкурс), проводится...

Исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций города москвы iconФ. И. О. родителя
О сотрудничестве по организации безналичных расчетов за питание обучающихся в образовательных учреждениях системы департамента образования...

Исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций города москвы iconДепартамента образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение
Приказом Департамента образования города Москвы от 30 сентября 2011 года №695 «О формировании стимулирующей части фонда оплаты труда...

Исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций города москвы iconПравительство москвы постановление
В целях повышения эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд города Москвы и нужд бюджетных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск