Определение предполагаемого времени на реализацию проекта:
На подготовительном этапе разрабатывались средства и методы по созданию маршрутного листа, определялась последовательность изучения проблемных вопросов. Срок реализации - три месяца.
Формирование маршрутного листа, включающего подбор заданий с учётом возрастных особенностей, подбор иллюстраций, реализация в программном обеспечении Publisher 2013. Срок реализации – месяц.
Апробация маршрутного листа в архитектурном комплексе Троице-Сергиева Лавра. Подведение итогов и оценка достигнутого результата. Срок реализации – месяц.
План выполнения проекта
Этапы
|
Методы работы
| Планируемая дата исполнения
|
Подготовка
| Выбор темы учебного проекта.
Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
| октябрь
|
Планирование
| Формулировка задач, которые следует решить.
Выбор средств и методов решения задач.
Определение последовательности и сроков работ.
| декабрь
|
Выполнение
| Самостоятельная работа над проектом
| январь
|
Оформление письменной части
| январь
|
Итог
| Достигнутый результат
| январь
|
Подготовка пояснительной записки и презентации
| февраль
|
Реализация плана, корректировкаНа подготовительном этапе проекта был выбран основополагающий вопрос о маршрутных листах и формировании музейной культуры. Проведя анализ литературных источников, было выявлено, что данная тема актуальна в рамках современного образовательного процесса.
Этап планирования был завершён тем, что полностью стала ясна цель проектирования, выделены задачи, распределён по месяцам ход выполнения проекта, а также определены средства достижения цели, а именно: сбор и анализ информации с разных сайтов.
Для выполнения проекта были определены источники поиска необходимой информации – сайты о создании и применении маршрутных листов. При сборе информации о формировании музейной культуры у детей младшего школьного возраста возникла трудность в создании и подборе заданий с учётом возрастных особенностей, ввиду отсутствия подобного маршрутного листа. В ходе оформления письменной части проектной работы собранная информация была проанализирована и структурирована. Для наиболее оптимального использования преимуществ маршрутного листа необходимо было разобраться с тем, какие типы заданий могут включаться.
Задания должны содержать в себе много наглядного материала, представленного картинками, граффити и карикатурами, так как многие младшие школьники используют изображение как средство, облегчающее запоминание. Ещё одной важной особенностью содержания маршрутного листа являются задания, которые просты в заполнении, т.е. могут заполняться детьми по дороге, в пути, стоя. Чаще всего такие задания представляют собой сопоставления цифр, картинок, названий, заполнения маленьких кроссвордов, подборы названий.
На основе собранных данных и с учётом возрастных особенностей детей были составлены задания для заполнения маршрутного листа.
Представленные задания могут быть включены в содержание маршрутного листа:
Задание: Ассоциации. Необходимо обратить внимание ребёнка на какую-либо деталь здания и попросить его написать о своих ассоциациях с чем-либо. Это позволяет ребёнку пофантазировать и обращать внимание на детали.
Пример: На маршрутном листе изображена расцветка Трапезного храма. «Посмотри на раскраску Трапезного храма. Придумай название узору на стенах здания». Допустимы различные ассоциации ребёнка. На самом деле, раскраска называется «шахматная».
Задание: Фрагменты. Задание заключается в том, что ребёнку необходимо соотнести маленькие фрагменты рисунка с целым изображением. Задание развивает образное мышление.
Пример: На маршрутном листе схематично изображён храм. А вокруг него маленькие «кусочки» этого самого храма. «Восстанови храм. Помести фрагменты храма в правильные места». Ребёнок соединяет линиями фрагменты и полное изображение.
Задание: Поиск. Данные задания наиболее интересны для ребёнка, они могут быть направлены на развитие внимательности и обращают ребёнка к деталям.
Пример: На территории Троице-Сергиевой Лавры есть ещё одно здание, которое имеет такую же раскраску «шахматы», как и Трапезные палаты. «Найди ещё одно здание, которое имеет такую же раскраску, как у Трапезного храма. Впиши его название» (Царские чертоги).
По итогу цель проекта была достигнута, а также были обдуманы средства оценки эффективности и результативности созданного маршрутного листа.
Оценка эффективности и результативностиБыла проведена апробация созданного маршрутного листа в архитектурном комплексе Троице-Сергиевой Лавры, младшие школьники научились работать с данным средством. Экскурсия проходила интересно, дети прислушивались к экскурсоводу, так как для ответа на вопросы необходима информация из экскурсии. Младших школьников по маршрутному сопровождал постоянный спутник – герой. Маршрутный лист был создан с учётом специфики музея, некоторые задания предполагали креативный подход. В качестве положительного момента необходимо отметить, что, пройдя маршрут, ребёнок может забрать маршрутный лист с собой на память. Следовательно, сам маршрутный лист воспринимается ребёнком как памятный сувенир и может являться стимулом посетить музей снова. В маршрутном листе задания связаны не только с экспонатами музея, но в нём присутствовали задания, формирующие определённый исторический контекст, воспитывающий музейную культуру.
Для оценки эффективности было проведено анкетирование в количестве 20 младших школьников. Анализ анкеты показал, что 83% детей положительно отнеслись к применению такого средства как маршрутный лист при проведении экскурсии.
Таким образом, результаты апробации маршрутного листа по архитектурному комплексу показывают интерес младших школьников к данному средству, маршрутный лист формирует становление устойчивого желания посещать музеи, применяющие данные средства.
Литература
Вербенец А. М. Особенности восприятия и использования музейных маршрутных листов и детских путеводителей старшими школьниками // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка, СПб: Изд-во Издательство ВВМ, 2015. - Том 1. - №1. С. 133-139.
Исаченко С.И. Маршрутные листы как средство формирования музейной культуры детей дошкольного возраста // Вестник научных конференций, Тамбов: Изд-во Консалтинговая компания Юком, 2015. - № 2-1 (2). С. 54-57.
Тимофеева Л. С. Тексты для детей в современном музейном пространстве // Детство в научных, образовательных и художественных текстах. Опыт прочтения и интерпретации: сборник научных статей и сообщений, Казань. Изд-во Казан. ун-т, 2011. С.96-101.
Ягудина Р. И. Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики // Молодой ученый, 2012. - №4. С. 484-486.
Приложение 1Анкета для младших школьников
Понравились ли задания маршрутного листа?
Что нового ты узнал(-а) на экскурсии?
Планируешь ли в дальнейшем посещение музеев?
Вопросы анкеты подразумевали ответы: «да», «нет», «не знаю».
Задания маршрутного листаЗадание 1: Знакомство с картой. При входе в музей ребёнок встречает карту, около которой ему необходимо задержаться и выполнить задание по поиску. Это позволит ребенку ознакомиться с территорией и оценить масштаб предстоящего путешествия.
Пример: «Троице-Сергиева Лавра – это монастырь. Но раньше у него была ещё одна важная функция – оборонительная. Стены подскажут тебе название». На картинке план монастыря, на башнях и стенах монастыря написаны буквы, из которых ребёнку нужно составить слово «КРЕПОСТЬ».
Задание 2: Материалы. Задача ребёнка послушать экскурсовода и выяснить, из каких материалов строились здания. Затем, нужно самостоятельно изучить здание и выяснить, из какого материала выполнено здание сейчас.
Пример: Троицкий собор – самый первый и главный собор Троице-Сергиевой Лавры. В XV веке он был полностью отстроен из дерева. Но позже, после пожара, собор отстроили заново из камня. Задание: «Посмотри на материалы, которые изображены на картинках (ПЛАСТМАССА, КАМЕНЬ, БЕТОН, ДЕРЕВО, ПЕСОК). Зачеркни те, которые не использовались для строительства Троицкого собора (
ПЛАСТМАССА, КАМЕНЬ,
БЕТОН, ДЕРЕВО,
ПЕСОК).
Задание 3: ПоискПример: На территории Троице-Сергиевой Лавры есть единственный храм, который имеет в плане форму круга. На маршрутном листе изображён круг. «Найди такой храм и напиши, какого он цвета». Дети ищут Смоленскую церковь и пишут цвет (красный, розовый, коричневый).
Задание 4: Предположение. Необходимо обратить внимание ребёнка на выделяющуюся постройку. Пусть ребёнок её хорошенько осмотрит, обратит внимание на детали и предположит, зачем нужно то или иное здание.
Пример: «Обведи на своей карте самое высокое здание. Найди его и рассмотри. Как ты думаешь, для чего предназначалась постройка?». Ребёнок обводит Лавровскую колокольню.
Задание 5: Математический счёт. Необходимо выбрать какую-либо высокую или длинную постройку и сравнить её с каким-либо крупным животным, после чего задать ребёнку вопрос: «Кто будет выше?».
Пример: Высота Лавровской колокольни составляет 88 метров. Ребёнок должен это запомнить из рассказа. На маршрутном листе рисунок, на котором изображена колокольня, а рядом с ней жирафы, стоящие друг на друге. Под жирафами подпись: 78 метров. «Как ты думаешь, кто будет выше: колокольня или 13 жирафов, стоящих друг на друге?». Конечно, колокольня выше. Это поможет ребёнку представить и соотнести размеры, развивает глазомер и образное мышление.
Задание 6: Загадка в стихах. В незамысловатом четверостишии первые буквы – это зашифрованное слово. Подобная загадка хорошо развивает мышление.
Пример: В Троице-Сергиевой Лавре когда-то проживали цари. Среди них были и Иван V и Петр I, которые были братьями, и какое-то время одновременно занимали российский престол. «В стихотворении зашифрованы имена двух русских царей, которые какое-то время жили в Троице-Сергиевой Лавре. Расшифруй имена» (Петр, Иван).
По лугам, по ночной дороге
Ехал кучер сонный и угрюмый.
Та дорога так сложна и тяжела,
Речушка берег разлила.
«И как мне быть? Как ехать дальше?
В Варфоломеевскую ночь?»
А лошадь дальше поскакала,
Ногами, покрывая дрожь.
Также в стихотворении упоминается имя Варфоломей. Такое имя было у основателя монастыря – преподобного Сергия при рождении.
Задание 7: Ребус. На маршрутном листе ребёнок найдёт ребус, который нужно решить.
Пример: «Реши ребус и ты узнаешь название известной картины, которая была написана здесь, в стенах музея»
(Троица)
Задание 8: Отгадай название. Ребёнку необходимо отгадать загадку. Решённая загадка поможет ему узнать название какого-либо предмета.
Пример: «Разгадай загадку и ты узнаешь название этого предмета. Как разгадаешь загадку, найди этот предмет!». На картинке изображён барабан купола храма.
На бочонок я похожий,
Громкий, звонкий, толстокожий.
На лысине - макушке
Пляшут две подружки.
Несмотря на пустоту
Голос слышен за версту.
Ребёнок отгадывает загадку и узнает, что инструмент и пояс купола храма имеют одно и то же название. После чего, ребёнок ищет отгаданный предмет.