Скачать 364.2 Kb.
|
Департамент образования и науки Краснодарского края ККИДППО «Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составление профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет» Авторы опыта: учителя -логопеды ст. Каневская Краснодарский край МБДОУ ЦРР – д/с № 2 Кантур Татьяна Георгиевна Сидорова Таисия Сергеевна ст. Каневская 2012г 1 Литературный обзор состояния вопроса 1.1 История темы педагогического опыта в педагогике Разработка предлагаемых диагностических материалов осуществлялась с соблюдением основных диагностических принципов, сформулированных Л.С. Выготским и развитых другими исследователями (С.Я. Рубинштейн, 1970 ; А.Р. Лурия , 1973 , 1979 ; А.Н. Леонтьев , 1965 и др.) :
При изучении и исследовании сформированности моторики артикуляционного аппарата используется известная методика (Г.В. Чиркина 1992, Г.А. Волкова 1993 , Т.Б. Филичева , Г.В. Чиркина 1991 , Л.В. Лопатина , Н.В. Серебрякова 1994 и др.) Авторы указывают на важность при оценке обратить внимание на объём выполнения артикуляционных упражнений , переключаемость , тонус , точность . Исследования артикуляционной моторики показали, что у детей со стертой формой дизартрии имеется нарушение функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного нерва, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. Нарушения функций тройничного нерва (V пара) проявляются в сужении объема движений нижней челюсти. При этом отмечается неточность, ограниченность движений, синкинезии губ и языка. Нарушения функции лицевого нерва (VII пара) у детей со стертой формой дизартрии проявляются в сглаженности, асимметричности носогубных складок, недостаточном объеме мимических движений, движений губ при оскаливании. Нарушения иннервации подъязычного нерва (XII пара) проявляются в недостаточном поднятии мягкого неба, назализованном оттенке речи, саливации, ограниченном объеме движений средней части и корня языка. Перечисленные нарушения моторики артикуляционного аппарата определяют фонематические недостатки, которые, по мнению большинства исследователей, являются доминирующими в структуре дефекта при стертой форме дизартрии . При изучении исследовании сформированности произносительной стороны речи использовалась литература следующих авторов Г.В. Волкова (2003г) , В.О. Йощенко (2006) Т.А. , Ткаченко , Л.В. Лопатина , Н.В. Серебрякова (1994г) и д.р. Авторы отмечают важность отдать таким диагностическим заданиям , как состояние дыхательной , голосовой функций , просодических компонентов речи (темп , ритм , паузация , выразительность , степень разборчивости речи , учесть форму заикания , степень выраженности , вид судорог ). Менее выражены, по мнению авторов, у данной категории детей просодические (голосовые) расстройства. Указывается на отклонения в темповой и динамической организации речи. Отмечаются особенности на фальцет или, наоборот, - тихий, низкий, слабый, недостаточное дифференцирование различных видов интонации. Таким образом, в литературе отмечается наличие следующих симптомов стертой формы дизартрии у детей: неврологическая симптоматика, недостаточность зрительного гнозиса, пространственных представлений памяти, нарушения моторики, просодической стороны речи, низкий уровень развития звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Психическое развитие этих детей протекает по специфическому типу и характеризуется системно-динамической задержкой и искажением формирования ряда высших психических функций и процессов. При изучении и исследовании сформированности звукопроизносительной стороны речи проводится обследование согласных (если есть необходимость , то и гласных звуков , изолированно и на материале слогов . слов , фразовой речи . Материал изложен в работах Г.В. Чиркиной (1992г) , Т.Б. Филичевой (1993г) , О.Е. Грибовой , Т.П. Бессоновой (1999г) , Т.Б. Филичевой , Т.В. Тумановой (1993г) и других авторов . Авторы отмечают , что важно учесть при проверке произношениях звуков не только изолированное произношение , но и произношение в обратных слогах, закрытых слогах и со стечением согласных , так же в словах в начале , в середине , в конце слов , в текстах , предложениях , связной речи . Только проверив поэтапно тот или иной звук , можно говорить о сформированности звуковой стороны слова . О.А.Токарева указывает, что у данной категории детей имеются более грубые проявления нарушений звукопроизношения, чем при дислалии, требующие длительного логопедического воздействия для их устранения. Особенности звукопроизношения определяются характером нарушений иннервации, состоянием нервно-мышечного аппарата артикуляционных органов. По данным Г.В.Гуровец и С.И.Маевской, наиболее распространенные искажения – боковое, межзубное, смягченное произношение звуков. При изучении и исследовании сформированности фонематических процессов . Используемые в данном разделе приёмы схожи с пробами применяемыми в нейропсихологическом обследовании и позволяют выявить у ребёнка не только нарушение фонематического слуха , но и ряд других показателей А.Р. Лурия , (1973 , 1979) , Л.С. Цветкова (1971 , 1998) , Т.И. Власенко (1992) Авторы указывают , что исследование должно проводиться с помощью игровых упражнений . Задание варьировать с учётом возрастных возможностей детей (упрощать , усложнять ). При изучении и исследовании сформированности звукослоговой структуры слова задания формировали с опорой на 13 классов по Марковой Автор обращает внимание , что при изучении сформированности звукослоговой структуры слова необходимо учесть все группы , закончить обследование сложными словами и предложениями . При изучении и исследовании сформированности лексического развития , подбор перечней слов , разработка технологии обследования осуществлялось с опорой на исследования Ю.С. Ляховской (1967 , 1970) ; Н.П. Ивановой (1980) ; О.И. Соловьёвой (1966) и других авторов . Авторы отмечают на важность исследования понимания речи , состояние атрибутивного , предикативного , номинативного словаря . Обратить внимание на существительные обозначающие части предметов , на подбор наречий , синонимов , антонимов , на умения дифференцировать близкие по смыслу понятия . При изучении и исследовании сформированности грамматического строя речи . Разработка содержания данного раздела осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями , составленными разными авторами (Л.Ф. Спирова , А.В. Ястребова (1992) ; Т.Б. Филичева , Г.В. Чиркина , (1993) ; И.О. Соловьёва . Исследователи, занимавшиеся изучением данной проблемы, проводили наблюдения преимущественно за детьми дошкольного возраста. Тем не менее некоторые из них (Р.М.Мартынова, М.П.Давыдова и др.) указывают на возможные трудности обучения в школе детей со стертой формой дизартрии. Л.В.Лопатина и Н.В.Серебрякова пишут, что дети со стертой формой дизартрии даже к 7 годам недостаточно подготовлены к усвоению школьной программы по русскому языку. По данным Р.И.Мартыновой, на письме у детей со стертой формой дизартрии наблюдаются дисграфические ошибки. Г.В.Чиркина также указывает на нарушения письменной речи у детей с этим дефектом: «Многие дети, поступившие в массовые школы, совершенно не могли усвоить программу первого класса». При изучении и исследовании сформированности связной речи использовались исследования Р.И. Лалаевой (1998) , Г.А. Волковой (1993) , В.П. Глухова , Н.Ю. Боряковой (2003) При изучении и исследовании сформированности тонкой моторики кистей и пальцев рук включены пробы Н.И. Озерецкого (1930г) А,Р. Лурия (1962 , 1969) и другие методики , модифицированные с учётом возраста и особенностей исследуемых детей . Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, описывая нарушения, ручной моторики у этих детей, отмечают неточность, некоординированность, недостаточную динамическую организованность движений. А.В.Семенович указывает на грубые нарушения реципрокных и синергетических сенсомоторных координаций, обилие синкинезий . Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерова доказали влияния манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношения многих звуков, а значит, развить речь ребенка. При изучение и исследовании сформированности неречевых психических функций использовалась литература следующих авторов И.Ю. Левченко , Т.В. Волковской и других . Ряд авторов (Р.И.Мартынова, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина) выявляет особенности формирования ряда высших психических функций и процессов у детей со стертой формой дизартрии: ослабление мыслительной деятельности по типу ассенизации с выраженным снижением функций внимания и памяти, трудности при обобщении, классификации, и т.д. Некоторыми исследователя (О.А.Красовской, А.В.Семенович) выделены как типичные симптомы стертой формы дизартрии дефекты избирательной зрительной памяти, восприятия, пространственных представлений. Так, О.А.Красовская указывает на нарушения зрительного распознания предметов: фрагментарность восприятия предметных изображений, нарушения симультанного гнозиса и недостаточность наглядного контроля. Она отмечает, что при исследовании рисунков у этих детей выявленные нарушения носят различный характер: от полного распада зрительно-конструктивной деятельности, невозможности выполнения рисунка ни по инструкции, ни по образцу до искажения отдельных деталей, размеров, неправильного расположения его в пространстве (поворот по 90 градусов). А.В.Семенович говорит о тенденции к инверсии вектора зрительного восприятия (справа налево, снизу вверх) и левостороннему игнорированию. Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Б.А.Архиповы указывают на нарушение функции глазодвигательных нервов у детей со стертой формой дизартрии, проявляющееся в одностороннем птозе, косоглазии, ограничения объема движения гласных яблок. 1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании Экспериментальная работа с использованием новой педагогической методики была проведена на базе МБДОУ ЦРР-д/с № 2 Каневского района. В ходе работы у детей старших подготовительных к школе групп ФФН (дислалия, стертая форма дизартрии) были выявлены различные нарушения. Методика исследования позволила :
В ходе обучающего эксперимента была включена в коррекционно-развивающую работу новая методика . В результате получена положительная динамика (смотреть приложение № 2 . Учителя логопеды приказом №1 от 29.08.11г включены в инновационную группу по реализации инновационно-образовательных проектов). По инновационной проектно- экспериментальной работе представлено публичное выступление о разработке , создании , освоении , использованию в коррекционном процессе на педагогическом Совете № 2 от 3.02.12 года , №3 от 20.03.12 года в МБДОУ ЦРР-д/с № 2 , на методическом объединении учителей логопедов 23.08.11 года , на семинаре учителей логопедов 27.04.12 года по теме : «Использование компьютерных технологий в логопедической работе » . Опыт обобщён на научном совете РИМЦ Каневского района 15.05.12 года . Инновационный проект по теме : «Определение механизма и формы речевой симптоматики , уровня речевого развития , составление профиля индивидуального маршрута ребёнка , через реализацию авторизованной иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет размещён на сайте «Социальная сеть работников образования» . Новая методика вызвала положительные отзывы и интерес. Педагогический опыт решением научного совета внесён в муниципальный банк передового педагогического опыта протокол № 2 от 15.05.12 год. 1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта Дислалия акустико-фонематическая – дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. Дислалия артикуляторно-фонематическая – дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляционным параметрам в моторном звене производства речи. Дислалия артикуляторно-фонетическая – дислалия, обусловленная неправильно сформированная артикуляционными позициями. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Анамнез – совокупность сведений (об условиях жизни человека , о предшествовавших болезни событиях и др .) , получаемых в ходе обследования от самого обследуемого или знающих его лиц ; Используется для установления диагноза , прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий . Грамматика – раздел языкознания , и изучающий формы словоизменения , формулы словосочетания и типы предложения . Понимание речи – необходимое условие речевого общения ; Выражается в понимании значения слов . Слоговая структура – характеристика слова (высказывания) с точки зрения количества , последовательности и видов составляющих его слогов . Словарь активный – часть словарного состава современного языка , которая свободна употребляется в живом повседневном общении Просодические расстройства – голосовые расстройства. Словарь пассивный – часть словарного состава языка , понятная всем владеющим данным языком , но мало употребляемое в повседневном общении . Синкинезия – непроизвольные содружественные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту. Гимнастика речи активная – система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда. Голос слабый – голос, характеризующийся недостаточной силой, что обусловлено слабостью дыхательного аппарата или недостаточной энергичностью смыкания голосовых складок. Голос форсированный – (усиливать, ускорять, напрягать) – голос, характеризующийся увеличением его силы. |
Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами доу | Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка в доо в соответствии фгос до | ||
Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые... | Но не всегда речь формируется по законам онтогенеза, и тогда педагоги и родителя сталкиваются с проблемами речевого недоразвития... | ||
Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни сокращенный вариант методики Э. Фрухт | Проводится с целью определение уровня развития вербального (словесно-логического) мышления по «Методике определения умственного развития... | ||
Автор опыта: Дитятева Л. В., социальный педагог мбдоу «Центр развития ребёнка – д/с №48 «Сказка» | Целью клинического обследования ребенка является стремление правильно определить диагноз заболевания, что является залогом успешного... | ||
Для достижения целей обучения, воспитания и коррекции речевого развития детей необходимо активное взаимодействие всех субъектов коррекционно... | Практика показывает, что без оказания своевременной коррекционной помощи таким детям, эти дефекты становятся более выраженными, мешают... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |